ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ

Кушумбаев У.М. 1, Карманов А.В. 1, Абдулмуталинова Т.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Внешняя политика представляет собой деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.

Содержание понятия «внешняя политика» не остается неизменным, поскольку постоянно меняется ситуация в мире. В самом деле, если в начале ХХ века в мире насчитывалось всего 52 независимых государства, то к середине столетия их уже было 82, а сегодня число их превышает 200. Все эти государства и народы взаимодействуют друг с другом в различных сферах человеческой жизни

Степень взаимосвязи и взаимовлияния различных государств в современном мире настолько велика, что ни одно государство не может проводить свою политику без учета мирового сообщества.

В связи с этим возникает потребность в учете влияния как геополитических, экономических, социальных, так и глобальных факторов на внешнюю политику государства. Особенно значимым становится влияние этих факторов для государств, не так давно получивших статус суверенных. К числу таких молодых относится и Республика Казахстан.

Все это обуславливает актуальность выбранной темы данной военно-научной работы.

Объект исследования - Республика Казахстан

Предметом исследования является внешняя политика Республики Казахстан.

Исходя из научной и общественно-политической значимости избранной проблемы автором поставлена цель исследования – выявление специфики и особенностей внешней политики Республики Казахстан на современном этапе.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

1) Проанализировать влияние геополитического фактора на внешнюю политику Казахстана.

2) Рассмотреть особенности внешней политике Республики Казахстан на современном этапе развития.

3) Выявить специфику взаимоотношений Казахстана и России.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении лекций, при подготовке курсантов к семинарским занятиям по дисциплинам «Политология. Социология» и «Философия». Кроме того, данная военно- научная работа имеет познавательное значение для автора и создает предпосылки для углубленной исследовательской работы.

Достоверность полученных результатов подтверждена путем сопоставления фактов и событий, их оценки в прошлом и настоящем времени, обеспечивалась как научной методологией, так и полнотой и разнообразием используемых материалов.

Материалы представленной военно-научной работы использованы на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин при разработке учебно-методических материалов для проведения занятий по политологии и философии.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Основные факторы формирования внешнеполитических отношений на территории современного Казахстана

Начало контактов и обменных связей первых казахских отношений восходят в III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе Хотана. В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье.

В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия казахского края, давшая ему все больше возможностей налаживать благоприятные отношения с другими районами степи и регионами.

Первые племенные союзы возникли в казахских степях в VIII—VII вв. до н. э. Античные авторы именуют их общим именем — «саки». Их торговые отношения хорошо проходили по Южным районам Семеречья, где они обменивали товар с проходящими караванами. Новая пора в истории Казахстана конца I тыс. до н. э. — первых веков н. э. — это история, прежде всего, хуннов, усуней, кангюев, которые очень тесно поддерживали внешнеполитические отношения с такими империями как Кушан, Бактрия, Парфия, Китай [3, с. 5-12].

Также взаимодействовали с хуннами и аланами, массовые миграции племен и племенных объединений через протоказахские степи из Центральной Азии вглубь Средней Азии, Поволжье и далее на запад. Естественно, что такие важнейшие политические и демографические факторы во взаимодействии с внутренними социально-экономическими процессами влияли на эволюцию хозяйства и общественных отношений у древнего населения Казахстана [3].

В середине VI столетия (552 г.) такое объединение возникло. Это был Тюркский каганат, впоследствии распавшийся на Восточный и Западный [1, с. 60-72]. Для истории Казахстана большое значение имеет Западно-Тюркский каганат, в который вошла территория Восточного и Южного Казахстана. Племенную основу каганата составлял союз тюркских племен, заметную роль в котором играли племена, известные под названиями усуней и кангюев, а также карлуки, кочевавшие в Восточном Казахстане и на Тарбага-тае; тюргеши, кочевавшие к югу от озера Балхаш до Заилийского Алатау. Печать феодализма лежит на облике, составе и занятиях населения многочисленных городов, таких как Янгикент, Имакия, Сыгнак, Койлык, Тараз, Отрар, Испиджаб, Баласа-гун и др. Они, как правило, являлись не только политическими центрами, но и центрами ремесла, узлами транзитной торговли на караванных путях между востоком и западом («Великий шелковый путь»), торговых связей между земледельческими очагами и кочевой степью. В городах действовали базары, сложилось денежное обращение, в т. ч. монетами местной чеканки. Государство кыпчаков в XI—XII вв. заняло территорию от Иртыша на востоке до Волги на западе. Карта Махмуда Кашгарского отметила на восточном берегу Каспийского моря поселения кыпчаков, на юге они вплотную подступили к городу Таразу. Распространяли внешнюю политику известные в Европе как команы, на Руси — половцы.

В середине XV в. на основе единой этнической общности, в связи с дальнейшим развитием хозяйства, феодальных отношений сложилось крупное феодальное государство — Казахское ханство. Борьба казахских ханов с потомками Абулхаира-Шей-Хайдар-хана, Мухаммед-Шейбани-хана за власть над кочевыми племенами степей в основном вылилась в борьбу за обладание Отраром, Саураном, Сыгнаком, Туркестаном и др. Район присырдарьинских городов был исключительно важен для степных правителей. Здесь был административно-политический и торгово-экономический центр предшествующих государственных образований — Ак-Орда, Узбекского ханства. Он всегда служил связующим звеном в экономических и культурных взаимоотношениях населения Казахстана и Средней Азии. Сюда кочевники-скотоводы поставляли скот, а взамен получали необходимые ремесленные изделия и хлеб. Здесь проходил синтез взаимодействия культур оседлых земледельцев Средней Азии и кочевников Дешт-и-Кыпчака, что подтверждает археологическое изучение материальной культуры сырдарьинских городов, в частности Отрара.

Дальнейшее укрепление политического и экономического положения Казахского ханства происходит при хане Касыме (1511—1523 гг.) [7, с.110-154]. Он сумел ослабить противодействие феодальной знати, укрепить военные силы, расширить подвластные земли. Особенно большое значение для укрепления Казахского ханства имела политика Касыма по отношению к ногайскому улусу, которая, в конечном счете способствовала не только территориальному расширению границ государства, но и укрепила за счет притока ногайцев его внутренние силы. Недаром в памяти народа период «ногайлы», т. е. тесного сближения казахов и ногайцев, запечатлелся как период расцвета Казахского ханства.

Внешнеполитические отношения Казахского ханства и России в XVI и до начала ХХ века

Присоединению Казахстана к России предшествовали значительные политические связи между ними. По мере централизации и усиления государственной власти значительно возросли возможности торгового обмена и других форм взаимоотношений с народами, соседствующими с восточными государствами. Завоевание Иваном IV Казанского (1552), Астраханского (1556) ханств, Юго-Западной Сибири, установление Камского торгового пути облегчали непосредственные контакты и с Казахским ханством. Интерес Русского государства к Казахстану особенно возрос со 2-й половины XVI в., после установления торговых и дипломатических отношений России со среднеазиатскими ханствами [2]. Русское государство, заинтересованное в развитии транзитных торговых путей со среднеазиатскими ханствами через Казахстан и стремившееся обеспечить безопасность прохождения купеческих караванов, проявляло живой интерес к политической обстановке и взаимоотношениям Казахского ханства с соседними странами. Московские государи стремились к установлению непосредственных связей с казахскими ханами. Большую роль в этом играли посольские связи. В 1573 г. в казахскую степь было направлено русское посольство по главе с Третьяком Чебуковым. Посольство имело задачу налаживания торговли с казахами. Однако дипломатическая миссия Чебукова не дошла до пределов Казахстана, так как была истреблена племянником сибирского хана Кучума Маметкулом. В 1577 г. русский посол Борис Доможиров, возвратившийся из Ногайской Орды, констатировал, что казахский хан, грозивший тогда ногаям и имевший связи с Ташкентом и Ургенчем, находился с «царем и великим князем в миру». В 1594 г. в Москву прибыло 1-ое казахское посольство [2, с. 54-90].

Посланник хана Тауекеля Кул-Мухаммед имел поручение освободить племянника его Ураз-Мухаммеда, находившегося в Москве «аманатом», т. е. заложником, и заключить дружественное соглашение с Русским правительством. Кроме того, он должен был добиться от Бориса Годунова «огненного бою» для борьбы с соседними и враждующими феодальными ханствами. В ответной грамоте русского царя хану Тауекелю была обещана посылка «многой рати с огненным боем» и «поберегание» казахов от всех их противников. Русское государство, добившееся в конце XV-XVI вв. заметных успехов в экономическом и политическом развитии, поощряло торговлю на восточных рубежах страны, имея, конечно, и политические цели. В жалованной грамоте Ивана Грозного Якову и Григорию Строгановым от 30 мая 1574 г. разрешалось торговать с народами Казахстана и Средней Азии.

В торгово-экономических связях обе стороны были одинаково заинтересованы. Путем товарообмена казахи приобретали предметы домашнего обихода, огнестрельное оружие, а русские получали от них различное сырье, скот [8, с. 33-40]. Русскому государству нужны были союзники в борьбе с потомками Кучума, беспрепятственный выход на рынки Средней Азии, безопасность пролегающих через территорию Казахстана караванных маршрутов. В свою очередь, казахи, подвергавшиеся постоянным разорительным набегам среднеазиатских ханств, были заинтересованы в расширении контактов с Москвой. Для обеспечения безопасности торговых связей с Казахстаном, Сибирью, Средней Азией Русское государство наряду с продвижением землепроходцев, купцов, посольств и военных отрядов приступило к интенсивному строительству на границе с Казахстаном укрепленных пунктов-крепостей.

Первым русским городом на территории Западной Сибири, расположенным недалеко от границ Казахстана, был «Городок Обской большой» на правом берегу р. Оби при впадении в нее р. Иртыша. За короткое время своего существования (разрушен в 1594 г.) он служил исходным пунктом для дальнейшего продвижения русских военных отрядов вглубь Сибири и к границам Казахстана. Затем были построены Тюмень (1586), Тобольск (1587), Тару (1594), Томск (1604).Образование Джунгарского ханства (1635) внесло существенные перемены в Центральной Азии [4, с. 4-12]. Тауке хан, выражавший интересы правящей феодальной группировки, будучи дальновидным политиком, постоянно стремился к упрочению границы своего государства. Благожелательное отношение Тауке к России было обусловлено его попыткой укрепить положение Казахстана, поддерживая связи с Россией. В 1687 г. в Тобольск было направлено казахское посольство во главе с батыром Ташимом, с поручением пригласить в Казахстан русских купцов. В состав миссии входили казахские торговцы, намеревавшиеся расчистить почву для экономических связей с Русским государством через сибирские города. В 1689 – начале 1690 г. в Тобольск было направлено другое посольство во главе с Туман батыром. Однако эти связи не были оформлены юридически, подписанием конкретных обоюдно выгодных соглашений, что, по всей вероятности, было обусловлено, с одной стороны, стремлением казахских владельцев сохранить независимое состояние ханства, а с другой – положением России, занятой польскими и турецкими делами. Внутреннее положение Казахского ханства также не благоприятствовало спокойному развитию его внешнеэкономических контактов с Россией [2].

В 1717 г. отдельные предводители казахов султаны Каип и Абулхаир, учитывая сложность внешнеполитического положения казахских родов и реальную угрозу со стороны внешних противников, обратились к Петру I с просьбой о военном союзе. Последний, будучи занят войной со Швецией и имея сведения о внутренних неурядицах и междоусобных распрях казахских родов, не решился на вмешательство в «казахские дела», продолжая наблюдать за событиями в Казахстане, Средней Азии и Джунгарии [4, с. 19-25]. Желание Петра I иметь в составе Российского государства киргиз-кайсацкую орду, было обусловлено его намерением не только расширить пределы своего государства, но стремлением обезопасить восточные границы России. По личному распоряжению Петра I были созданы военно-инженерные сооружения – Ямышевская (1716), Омская (1716), Железинская (17171 Семипалатинская (1718), Усть-Каменогорская, Коряковская (1720) и другие военно-оборонительные пункты, составившие Верхне-Иртышскую линию. В 1730 году хан Абулхайр и его сыновья Нуралы и Ералы обратились к российской императрице Инне Иоанновне с прошением о распространении российского подданства на казахов Младшего жуза. В 1731 году это прошение было удовлетворено, и над казахами Младшего жуза был установлен протекторат России. В 1732 году российской императрице присягнул хан Среднего жуза Самеке, а в 1740 году российский протекторат над казахами Среднего жуза подтвердил Аблай-хан [2, с. 27-38]. Ханы Младшего и Среднего жуза обязались охранять российские границы, содействовать российским военным, политическим и торговым интересам на подвластной им территории и платить ясак «кожами звериными». В обмен российские власти гарантировали казахам Младшего и Среднего жуза защиту от разорительных набегов джунгаров и башкир.

Екатерина II придавала особое значение переводу казахов-кочевников на осёдлость; также были приняты дополнительные меры по переселению русских крестьян в казахские степи и по обучению местных кочевников земледельческим навыкам. В 1787 году российские власти инициировали разделение территории Младшего жуза на западную, центральную и южную области, управляемые выборными советами старейшин и пограничными судами, в которых были представлены как казахи, так и русские. Совет и суд были подотчётны одновременно казахскому хану и российским властям.

По мере перехода верховных властных функций над казахами Младшего и Среднего жуза к Санкт-Петербургу власть ханов стала носить номинальный характер. В 1818 году титул хана был упразднён в Среднем жузе, а в 1824— в Младшем жузе; за этим последовало включение земель Среднего жуза в состав Западной Сибири под названием «Киргизская степь». В 1844 году казахи бывшего Младшего жуза были переведены под параллельное управление Азиатским департаментом Министерства иностранных дел и Оренбургского военного коменданта.

В 1820—1840-х годах на территории казахских степей были проведены реформы, главным разработчиком которых был генерал-губернатор Западной Сибири М. М. Сперанский [11, с. 11-53]. Целью реформ было утверждение среди казахов территориального административного деления вместо существовавшего ранее родового, и на интеграцию Казахстана в административную систему Российской империи. Экономические реформы были нацелены на превращение кочевников в осёдлых жителей и на развитие российско-казахской торговли. Рядовые кочевники бесплатно наделялись земельными участками в размере 15 десятин, а также семенами и сельскохозяйственным инвентарём. Старейшины родов получали 30 десятин, бии— 40. Русские купцы в Казахстане и казахские торговцы на всей территории Российской империи имели привилегию беспошлинной торговли. В 1841 году была проведена кодификация кодекса степных законов, синтезировавшего нормы адата и российского судебного законодательства. К 1847 году российское подданство было распространено практически на всех казахов Старшего жуза. В 1848 году протекторат России признали также племена туркмен и адаевских казахов Мангышлакского полуострова. В 1854 году на землях бывшего Старшего жуза была образована Семипалатинская губерния.

Основы землепользования казахов были изложены в Степном кодексе, принятом в 1891 году. Согласно кодексу, верховным собственником казахских земель, находившихся ранее в общинной собственности, объявлялось Российское губернаторство. От его имени старейшины аулов выделяли в пользование каждой казахской семье участок земли в 15 десятин.

В Туркестане в 1867—1881 годах губернатор К. П. Кауфмен отменил рабство и осуществил серию реформ, нацеленных на интеграцию туземных и общероссийских норм землепользования, местного управления и судопроизводства. В 1886 году ввиду расширения земледельческого производства среди казахов государственная собственность на обрабатываемые земли была упразднена и право земледельца на владение обрабатываемой землёй было преобразовано в право собственности на эту землю; в государственной собственности остались лишь леса, реки и необрабатываемые земли на территории Туркестана.

В результате строительства больниц, распространения вакцинации и использования современных медикаментов резко уменьшилась смертность среди казахов от массовых эпидемий; численность казахского населения увеличилась с 2,75 миллионов человек в 1850 году до 4 миллионов в 1900 [11, с. 65].

Во второй половине XIX века на территории Казахстана появилась горная промышленность, возникли первые промышленные предприятия, началось развитие угле- и нефтедобычи. В 1892—1896 годах была построена Транссибирская железная дорога, соединившая Омск и Оренбург и существенно улучшившая связь Казахстана с Центральной Россией. Под влиянием развития товарно-денежных отношений и торговли на территории Казахстана появились новые города и поселения городского типа.

Особенности внешнеполитических отношений Казахстанав период вхождения в СССР

Казахская ССР образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920; 5 декабря 1936 АССР была преобразована в Казахскую союзную республику [7, с. 3-15].

Гражданская война подорвала хозяйство Казахстана. В 1920 г. и без того слаборазвитая промышленность давала около 1/5 довоенной продукции; производство зерна уменьшилось в 3 раза, значительно сократилось поголовье скота. В ауле ещё господствовали патриархально-феодальные отношения. Коммунистическая партия и Советская власть развернули большую работу по восстановлению народного хозяйства. В 1921г. продразвёрстка была заменена продналогом, кочевое и полукочевое население (кроме баев) освобождалось от налогов на мясо. На основе декрета ВЦИК и СНК РСФСР (апрель 1924г.) проводилось землеустройство кочевого и полукочевого населения. 4-й съезд Советов республики (5—10 января 1924г.) обсудил и принял за основу проект конституции республики. 5-й всеказахстанский съезд Советов Казахстана (15—19 апреля 1925г.) восстановил исторически правильное наименование казахского народа. Республика стала называться Казахская АССР. Столица перенесена из Оренбурга в Кзыл-Орду. Оренбургская губерния вошла в состав РСФСР. С 1925 по 1930гг. в состав Казахской АССР входила Каракалпакская АО.

К 1928г. посевные площади, валовой сбор зерновых и хлопка-сырца превзошли уровень 1913г.; поголовье скота (кроме свиней и лошадей) превысило уровень 1916г. Продукция крупной промышленности в 1928году была на 43% больше, чем в 1913. В 1928г. было конфисковано у крупных баев и передано бедняцко-середняцким хозяйствам 145 тыс. голов скота, сельскохозяйственный инвентарь и др. имущество. В мае 1929г. столицей Казахстана стал г. Алма-Ата. В связи с районированием СССР в 1928г. в Казахской АССР были упразднены губернии и уезды и введено деление на округа и районы. В 1929г. в Казахской АССР было 13 округов: Адаевский, Акмолинский, Актюбинский, Алма-Атинский, Гурьевский, Каркаралинский, Кзыл-Ординский, Кустанайский, Павлодарский, Петропавловский, Семипалатинский, Сырдарьинский и Уральский. В 1929г. в Казахстане развернулось массовое колхозное движение (в мае 1930г. колхозы объединяли 28,570 крестьянских хозяйств), на базе которого осуществлялись оседание и землеустройство бывших кочевников, ликвидация кулачества и байства как класса. В 1937 колхозы объединяли 97,5% крестьянские хозяйств. На полях республики в 1940 работало 41,3 тыс. тракторов (в пересчете на 15-сильные) и 11,8 тыс. зерновых комбайнов.

В Казахской АССР осуществлялась культурная революция, была ликвидирована неграмотность, в основном исчезли бытовавшие ранее родовые и феодальные пережитки, выросли квалифицированные национальные кадры рабочего класса и народной интеллигенции, созданы высшие учебные заведения, научные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, клубы и пр. Развились советская казахская литература и искусство.

Отдельно остановимся на периоде в годы Великой Отечественной войны 194145 и в послевоенный период. В годы Великой Отечественной войны Казахстан послал на фронт сотни тысяч воинов; в рядах Советской Армии сражалось 2/3 состава компартии и комсомола республики. Сформированные воинские соединения участвовали в решающих битвах 1941—45гг. В боях под Москвой прославилась 316-я (8-я гвардейская) стрелковая дивизия под командованием И. В. Панфилова. Подвиг 28 героев-панфиловцев навсегда вошёл в героическую историю советского народа. 512 казахстанцев удостоены звания Героя, а 4 (лётчики Т. Я. Бегельдинов, Л. И. Беда, С. Д. Луганский, И. Ф. Павлов) — дважды Героя Советского Союза. Более 60 тыс. человек награждены за боевые подвиги орденами и медалями. На территории республики были размещены свыше 140 эвакуированных из западных районов СССР предприятий и более 1 млн. эвакуированных советских граждан. В годы войны вступили в строй ряд крупных предприятий, новые рудники, шахты. Республика давала стране значительную долю общесоюзного производства меди, молибдена, свинца, угля. Непрерывным потоком шли в армию боеприпасы, пищевые продукты. Объем промышленной продукции Казахской АССР за годы войны значительно возрос. В Фонд обороны было внесено свыше 1 млрд. руб. и сотни тыс. пудов хлеба. В свою очередь Казахская ССР также начала налаживать благоприятные отношения с соседними республиками и странами социалистического лагеря. В 1950 г. Чехословакия получила продукцию Казахстана: Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината, Лениногорского полиметаллического, Актюбинском завода хромовых соединений, Карагандинского завода синтетического каучука.

До 1977 г. Казахстан и республики Средней Азии свои внешнеполитические полномочия осуществляли на основе Конституции СССР 1936 г. и республиканских конституций 1937 г., в июле 1981 г. по приглашению правительства Казахской ССР в Алма-Ате находилась правительственная делегация Исполнительного Веча Скупщины Социалистической Республики Боснии и Герцеговины (Югославия) во главе с Председателем Исполнительного Веча М. Реновицей. На переговорах было выражено удовлетворение итогами взаимовыгодного сотрудничества и связей между Казахстаном и Боснией и Герцеговиной и рассмотрены возможности их дальнейшего углубления и расширения. В результате переговоров с правительственной делегацией Синьцзян-Уйгурского автономного района (Китай) Казахстан в ноябре 1990 г. подписал важные документы об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве на долгосрочной и комплексной основе. Экономические связи Казахстана, например, по данным на 1950 г., распространялись на несколько государств мира. В 1976 г. республика поставляла различную продукцию в 72 страны, а в 1990 г. — уже в 86 государств.

В последнее время руководители Казахской ССР и республик Средней Азии подписали целый ряд соглашений об экономическом сотрудничестве с министерствами Афганистана. Соглашение республик Средней Азии и Казахстана между собой, а также их договоры и соглашения 1990 г. с РСФСР, Азербайджаном, Белоруссией, Украиной, Кыргызстаном следует отнести к договорам международно-правового характера. Поскольку республиками региона осуществляются международные договоры СССР, ощущается нехватка нормативных актов, регламентирующих порядок реализации договоров СССР на их территориях. В столице Казахской ССР—Алма-Ате ранее располагалось консульство КНР, преобразованное затем в Генеральное Консульство, которое было закрыто китайской стороной в 1953 г. В настоящее время при Министерстве иностранных дел Казахской ССР аккредитовано консульское агентство Венгрии.

СПЕЦИФИКА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С РОССИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Россия и Казахстан за период с 1991г. сумели выстроить добрососедские, стабильные взаимоотношения, сохраняя устойчивые связи практически во всех сферах деятельности. Особое место в развитии сотрудничества Казахстана и России занимает приграничное сотрудничество [14, с. 31-59]. Наиболее стабильные торгово-экономические связи с различными регионами Казахстана поддерживают Оренбургская, Курганская, Омская, Астраханская, Челябинская, Новосибирская, Саратовская области, г. Москва и Алтайский край. В целом товарооборот приграничных субъектов РФ с Казахстаном возрос с 1,6 млрд. долл. в 1998 г. до 6,7 млрд. долл. в 2005 г., т.е. более чем в 4 раза. С момента обретения Казахстаном независимости, российско-казахстанские отношения прошли несколько этапов своего развития, начиная с определения новых правовых связей до реализации программы стратегического партнерства. На сегодняшний день контакты между нашими государствами обеспечиваются тринадцатилетней правовой базой, состоящей из почти 400 двусторонних документов. Первоначальный период формирования двусторонних отношений характеризовался установлением правовой базы между двумя государствами на основе многовековых традиций дружбы и взаимной помощи братских народов, издавна проживавших на обширном евразийском пространстве. В течение 1992 года состоялось несколько встреч на различных уровнях, в результате которых был подписан ряд документов, оформивших новые межгосударственные отношения Казахстана и России. Основополагающим политическим документом первого этапа стал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, отразивший крупные изменения, которые произошли после распада СССР и выхода отношений двух стран в качественно иное измерение [9].

Первый этап (декабрь 1991 г. - май 1992 г.) казахстанско-российских отношений стал временем формирования правовой основы двусторонних отношений. На этом этапе в Казахстане, как, впрочем, и в других независимых государствах, наряду с развитием экономических и политических реформ формировалась новая линия взаимоотношений с внешним миром и создавалась ее правовая основа. В мае 1992 года между Российской Федерацией и Республикой Казахстан было заключено Соглашение о порядке использование космодрома «Байконур», а в 1994 г. подписано Соглашение об основных принципах и условиях использования этого космодрома. Основой урегулирования споров с самого момента распада союзного государства служил заключенный с учетом положений Деклараций о государственном суверенитете обеих стран договор между Казахской ССР и РСФСР [9, с. 51-69]. Договор зафиксировал их взаимное стремление укреплять сложившиеся вековые традиции дружбы, тесные экономические и культурные связи и намерение развивать межгосударственные отношения на основе принципов суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности, отказа от применения силы, разрешения проблем согласительными средствами в соответствии с общепринятыми нормами международного права.

С заключением 21 ноября 1990г. этого договора были сформулированы основные принципы первоначальной стадии взаимодействия Казахстана и России, очерчен круг вопросов, которые впоследствии станут предметом крупных двусторонних документов и отраслевых договоренностей.

Следующим этапом (май 1992 – март 1994 гг.) условно можно назвать поиск модели межгосударственного экономического и политического сотрудничества. Знаменательным событием второго этапа явилось установление в октябре 1992 года официальных дипломатических отношений между двумя странами. Тогда же было подписано Соглашение между правительствами двух государств о взаимном учреждении торговых представительств. Этот период отмечен важным экономическим и историческим событием - распадом единой рублевой зоны и введением в Казахстане собственной национальной валюты. В течение 1992 – 1994 годов государственная независимость Казахстана постепенно наполнялась реальным содержанием. Завершение второго этапа совпадает с первым официальным визитом Президента Республики Казахстан в Россию, состоявшимся в марте 1994 года, в ходе которого было подписано 22 масштабных документа, выведших межгосударственные отношения на новый уровень. Среди них необходимо выделить Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции Казахстана и России, Меморандум об основных принципах решения вопросов, связанных с гражданством и правовым статусом граждан двух стран, постоянно проживающих на территории друг друга, Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур [15, с. 10-31].

Второй этап стал периодом формирования и оптимизации модели казахстанско-российского экономического и политического сотрудничества. Усложнение вопросов, решение которых стало содержанием этого этапа, оживило споры как вовне, так в рамках переговорного процесса. Разногласия, однако, были преодолены без негативных последствий; более того, именно на этом этапе - в первой половине 90-х гг. - обеими сторонами был максимально реализован потенциал политического доверия на уровне глав государств, притуплявший остроту споров экспертов и создававший благоприятные предпосылки и условия для формирования оптимальной модели межгосударственного экономического и политического сотрудничества Казахстана и России.

Третий этап (март 1994 – сентябрь 1997 гг.) характеризуется расширением и углублением интеграции в экономической и других сферах. С 1995 года на практике начали реализовываться модели интеграционного развития, как в рамках СНГ, так и на региональном уровне. Это наложило свой отпечаток на характер и содержание двусторонних контактов наших стран, перешедших на уровень более тесной интеграции в экономической, военно-политической, научно-технической и культурно-гуманитарной областях.

Новый период истории двусторонних отношений открыл состоявшийся в марте 1994 г. первый официальный визит Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева в Российскую Федерацию. Договоренности, достигнутые в ходе него, подняли межгосударственные отношения на качественно новый уровень[6, с. 14-26]. Сторонами было принято 23 документа - масштабных не только объемом, но и значением для будущего сотрудничества двух стран.

Президент Н.А. Назарбаев на совещании по вопросам внешней политики, состоявшейся в феврале 1995 г., подводя итоги внешнеполитической деятельности за 3 года, отметил, что сложился международный имидж нашей Республики как серьезного и надежного партнера, заложены необходимые предпосылки для интегрирования Казахстана в мирохозяйственные связи. В наступившем новом этапе развития внешних связей, подчеркнул Президент, вся наша политика должна быть подчинена интересам динамичного экономического и культурного развития внешних связей, привязке внешнеэкономического курса к собственным реалиям.

«Нет сомнений в истинности, глубокой жизненности устремлений народов к дружбе и согласию, их понимании того, что у России и Казахстана - общая судьба. Переживаемый нами исторический период поставил перед обществом сложные вопросы, подверг каждого из нас серьезным испытаниям. Народы Казахстана и России, стоящие плечом к плечу на пороге новой эпохи, вместе, с честью преодолеют имеющиеся проблемы и войдут в 21 век, преисполненные осознанием величия стоящих перед ними задач». [10, с. 10-25].

Четвертый этап (сентябрь 1997 – 2001 гг.) отмечен упрочнением стратегического партнерства и Декларацией о вечной дружбе. Солидная договорно-правовая база двух государств, реальное казахстанско-российское сотрудничество позволили в ходе визита Президента Казахстана в Россию подписать 6 июля 1998 года уникальный политический документ - Декларацию между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве. Этот документ имеет поистине историческое значение, утвердив для Казахстана и России, последовательно продвигающихся по пути интенсификации доверительного и равноправного партнерства и союзничества, ориентиры взаимоотношений в новом столетии. Принципы декларации в полной мере отвечают коренным интересам многонационального населения двух государств. Важным событием 1998 г. стал состоявшийся 12 октября Государственный визит в Казахстан президента России, в ходе которого был заключен казахстанско-российский договор об экономическом сотрудничестве на 1998 - 2007 гг. с программой мероприятий. 22 - 23 декабря 1998 г. состоялся официальный визит в Казахстан председателя правительства России Е. Примакова. На состоявшихся межправительственных переговорах важное место было отведено вопросам сотрудничества в нефтегазовой сфере, включая транспортировку углеводородных ресурсов каспийского региона на мировые рынки. В сентябре 1999 г. состоялся первый визит в Казахстан В.Путина - в качестве главы российского правительства; по итогам встречи российского премьера с президентом Казахстана и переговоров на уровне глав правительств был подписан Договор о приграничном сотрудничестве регионов Казахстана и России. Ответный первый официальный визит Президента России В. Путина в Казахстан состоялся 9 - 11 октября 2000 г. По итогам переговоров была подписана двусторонняя Декларации о сотрудничестве на Каспийском море. Современный этап сотрудничества (2002 – 2006 гг.) характеризуется общими усилиями наших государств во вхождении в число наиболее конкурентоспособных стран мира, а также в укреплении безопасности в центрально-азиатском регионе. Именно в этот период произошло определение казахстанско-российской границы. С другой стороны, граждан наших стран связывают многочисленные родственные нити. Около одного миллиона казахов проживает сегодня в России, и свыше 4 миллионов русских насчитывается в Казахстане. Такая тесная взаимосвязь играет особую роль в формировании позитивной морально-психологической атмосферы поддержки населением обеих стран политики укрепления двусторонних отношений. Для обеих стран внешнеторговое сотрудничество играет весьма заметную роль. Так, Россия для Казахстана является партнёром № 1: на её долю приходится треть всего внешнеторгового оборота страны, который в 2006 г. достиг 12,8 млрд.долл. В свою очередь Казахстан занимает 13-е место во внешней торговле России со всеми странами, что сопоставимо с уровнем внешней торговли, например, России с Японией. В относительных показателях доля Казахстана в общем внешнеторговом обороте Российской Федерации составляла в 2006 г. 2,9%, а доля России во внешней торговле Казахстана превышает 20% [6, с. 81-90].

Политика взаимного инвестирования пока еще не имеет системного характера, хотя участие казахстанского капитала в развитии России может принести крупные дивиденды как экономического, так и политического характера. В последние годы становится очевидной активизация российского бизнеса в Казахстане. Одним из перспективных направлений развития финансового сотрудничества между Казахстаном и Россией является взаимодействие в банковской сфере. В развитие сотрудничества стран СНГ, в частности российско-казахстанского, в январе 2006 г. в Астане было подписано межправительственное Соглашение об учреждении Евразийского банка развития (уставный капитал - $1,5 млрд). При этом доля России составляет $1 млрд, доля Казахстана - $500 млн. Деятельность данного банка направлена на расширение взаимовыгодных торгово-экономических связей между Казахстаном и Россией, а в перспективе - между государствами - участниками ЕврАзЭС и ЕЭП.[5, с. 41-53]. Активное развитие межбанковских связей двух государств становится важным фактором их устойчивого экономического роста и будет способствовать успешной реализации совместных проектов в реальном секторе экономики, а так же в вопросах интеграции финансово-экономических инфраструктур России и Казахстана.

В ноябре 2001 года Казахстан и Россия заключили рассчитанное на 10 лет соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли. Стороны достигли принципиальной договоренности о разработке совместного баланса поставок и транзита российского и казахстанского газа. Предполагается сотрудничество в строительстве, реконструкции и эксплуатации газопроводов, подземных хранилищ газа и других объектов инфраструктуры газового комплекса, а также предоставление сервисных услуг.

Россия и Казахстан намерены согласовывать политику в вопросах развития газотранспортных систем, проходящих по территории Казахстана и России; общие условия, принципы и механизмы осуществления операций по взаимообмену газом; унифицировать нормативно-технические документы, регламентирующие функционирование газотранспортных систем двух стран.

В рамках утвержденной концепции основными источниками "голубого топлива", формирующими ресурсную базу страны, стали нефтегазовые месторождения Тенгиз, Карачаганак, Жанажол, расположенные в Западном регионе Казахстана, а также перспективная нефтегазоносная структура Кашаган на шельфе Каспийского моря. Производственные мощности этих месторождений позволят довести к 2005 году уровень добычи до 20,5 млрд. кубометров газа, к 2010 году - до 35 млрд. кубометров, а к 2015 году - до 45-50 млрд. кубометров газа. В частности, только на Карачаганакском и Тенгизском месторождениях к 2015 году планируется добывать, соответственно, 25 млрд. и 8-10 млрд. кубометров газа.

«Если у государства нет границы очерченной, международно признанной, то нет и государства. Так что подписанный в этом году с Россией документ о границе является историческим, практически равным с нашей независимостью», - заявил Н. Назарбаев в 2005 году. Граница между Россией и Казахстаном является уникальным, не имеющим аналогов политико-географическим феноменом евразийского и мирового масштаба. Поэтому важнейшим вопросом взаимоотношений двух стран стало российско-казахстанское сотрудничество по пограничным вопросам.

Прежде всего - это Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, Договор о военном сотрудничестве, Соглашение об основных принципах использования космодрома Байконур и Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса граждан двух стран. 20 января 1995 года президенты Н. А. Назарбаев и Б. Н. Ельцин скрепили своими подписями Договор между Казахстаном и Российской Федерацией о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Казахстана и граждан Казахстана, постоянно проживающих на территории РФ, а также Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами РФ и Республики Казахстан. К границе непосредственно примыкают 70 административных районов, в пределах которых расположено более 1500 населенных пунктов и проживают свыше 3 млн. чел.[9].

«Таким образом, за последние годы мы сумели делимитировать границу на всем ее протяжении, что составляет более 14 тысяч километров. Это серьезная гарантия национальной безопасности, создающая благоприятные условия реализации наших планов по государственному строительству» - говорил Президент Нурсултан Назарбаев в одном из последних посланий народу Казахстана [10].

Заключение.

Прошло несколько лет со времени выхода Республики Казахстан на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными.

Приоритетным направлением для Республики Казахстан стало проведение политики отстаивания национально-государственных интересов и, прежде всего, территориальной целостности и суверенитета, благополучия граждан и защиты их конституционных прав.

В качестве непременного условия была поставлена задача достойного вхождения Казахстана в мировое сообщество путем развития двустороннего сотрудничества со всеми заинтересованными странами и активной работы в международных организациях.

Казахстан, изначально заявивший о миролюбивом характере своей внешней политики, закономерно стал увязывать вопрос обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного доверия и сотрудничества как в регионе, так и во всем мире.

Что касается первой задачи, то за время, прошедшее после обретения независимости, наработана достаточная правовая база двустороннего сотрудничества с большинством стран-членов СНГ, определены приоритеты внешней политики на постсоветском пространстве. Говоря о приоритетах необходимо отметить значение взаимоотношений с Российской Федерацией. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ. Дружественные казахстанско-российские отношения - мощный фактор стабилизации ситуации на огромной части евразийского пространства, весомый вклад в глобальную стабильность и безопасность.

Уровень внешнеполитического сотрудничества между Казахстаном и Россией в настоящее время один из самых высоких на всем постсоветском пространстве. Доказательством тому является множество договоренностей, достигнутых нашими государствами на сегодняшний день.

Наши страны, безусловно, являются примером тесного и выгодного сотрудничества, основанном на прагматическом подходе в решении многих вопросов, дающим необходимый импульс дальнейшему развитию межгосударственных связей.

Список использованной литературы.

1. Бартольд В. В. Тюрки. Алма-Ата: Жалын, 1998.– 192 с.

2. БекмахановЕ. Б. Присоединение Казахстана к России. Москва, 1957. – 337с.

3. Гумилев Л. Н. История народа хунну. Москва, 2004.– 700 с.

4. Златкин И. Я. История Джунгарского ханства. М., 1964.–103 с.

5. Казахстан: реалии и перспективы независимого развития. - М., 1995г.-101с.

6. Касенов Н. Н. “Казахстан и мировое сообщество”. № 1. “Итоги внешнеполитической деятельности РК и ее приоритетные задачи”. 1994 г.-727с.

7. Котов А.К, Нурпеисов Е.К. Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике. 1995 г.– 88 с.

8. Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.– 168 с.

9. Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств. – М., 1995г.-176с.

10. Назарбаев Н.А. “На пороге XXI века”. 1996 г.-285с.

11 Очерк “История Казахстана” под ред. Ракшиева Х. С. Алматы, 1993 г. -167с.

12. Ракшиев Х. С. Республика Казахстан в СНГ: роль, место, перспективы взаимодействия и сотрудничества // Актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 4. – М., 2001.-201с.

13. Суворов Л. С., Хан Г.Б. “АТР в мировой экономике и политике”, “Казахстан и АТР: перспективы сотрудничества”, Алматы, 1996 г.-257с.

14. Токаев В.Е. Сборник статей. “Внешняя политика РК в период становления нового мирового порядка”, 2001г.-263с.

15. Тримбетов. С. Д. “Казахстан и мировое сообщество”. № 3. “О союзе трех центрально-азиатских государств” 1996 г.-169с.

Просмотров работы: 291