ОФИЦЕР КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ ПОДЧИНЕННОГО ЛИЧНОГО СОСТАВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОФИЦЕР КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ ПОДЧИНЕННОГО ЛИЧНОГО СОСТАВА

Овсянников С.В. 1, Шориков Е.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Воспитание военнослужащих – это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а так же органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Воспитание военнослужащих осуществляется на основе Конституции РФ, указов президента РФ, постановлений правительства РФ, нормативных правовых актов Министерства обороны и Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ.

Основная цель воспитания военнослужащих – формирование и развитие у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной разносторонне развитой личности. Цель определяет задачи, содержание воспитания, выбор форм, методов, средств и приемов, служит ориентиром для самовоспитания воинов.

Особенности воспитания различных категорий военнослужащих.

Результативность воспитания военнослужащих и в целом военно-педагогического процесса обусловлена учетом индивидуальных и групповых особенностей, категорий военнослужащих и, соответственно, дифференциацией воспитательной работы.

Во все времена успех в бою решало не самое совершенное оружие, а люди. Они управляют могучей военной техникой, от их морально-боевых качеств, патриотизма, духовных сил зависит в конечном счете решение поставленных задач. Поэтому вопросы воспитания военнослужащих всех категорий, поддержания у них высокой профессиональной подготовки и крепкой воинской дисциплины, постоянной готовности и способности выполнить свой долг по защите интересов российского народа были, есть и будут главным содержанием воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Объектом воспитания выступают все военнослужащие, но особое внимание уделяется воспитанию офицеров, которые составляют основу воинского коллектива части и сами являются главными воспитателями военнослужащих.

В истории Вооруженных Сил России особое значение всегда придавалось офицерским кадрам. На разных этапах развития нашей страны по-разному ставились вопросы подготовки офицерских кадров, но неизменным было понимание одной непреложной истины: офицеры – основа человеческого фактора армии, фундамент морального духа войск. От уровня профессиональной подготовки офицерских кадров, их готовности и способности с полной ответственностью выполнять возложенные на них задачи напрямую зависит успех в бою. Тысячи примеров из истории нашей армии и флота подтверждают это.

Основу воинской части, соединения в социальном, профессиональном и нравственном плане всегда составлял офицерский коллектив. Он выступал как высокоорганизованная группа профессиональных военных, объединенных едиными целями и интересами, совместной общественно полезной деятельностью, воинской дисциплиной, взаимной требовательностью, ответственностью, помощью и был призван всемерно поддерживать высокую боевую готовность, эффективно решать учебные и воспитательные задачи. Данное обстоятельство предопределяет необходимость постоянного целенаправленного процесса воспитания офицеров в интересах повышения результативности решения стоящих задач, их педагогического потенциала.

Воспитание офицеров осуществляется посредством педагогических взаимодействий и воздействий организационного и содержательного порядка, включающих комплекс мероприятий, направленных на обеспечение разностороннего и гармоничного профессионального и личностного развития офицеров, сплочение офицерского коллектива.

Функционирование системы воспитания офицеров предполагает тесное единство всех ее составных частей (направлений), использование максимально возможного арсенала форм и методов работы, согласование усилий всех взаимодействующих субъектов воспитательного процесса по времени, проводимым мероприятиям и т. п. В подразделениях (частях) такая деятельность осуществляется в двух основных направлениях.

Первое из них предполагает совершенствование личностных качеств офицера как военнослужащего с особым военно-социальным статусом, общественной значимостью его деятельности, как руководителя и военного специалиста.

Второе направление – сплочение офицерского коллектива, повышение силы его воспитывающего влияния на весь личный состав подразделения (части).

Сплоченность – важная характеристика офицерского коллектива, показатель его зрелости, дееспособности. Она представляет собой идейное, социально-политическое, морально-этическое, психологическое и организационное единство офицеров. Именно на его основе возможно осуществление эффективных воспитательных мер в интересах боевой готовности части, прежде всего мер по обеспечению в коллективе здорового морально-психологического климата, воспитанию чувства гордости за принадлежность к своему коллективу, по внедрению и развитию традиций офицерского корпуса российской армии.

Воспитание офицеров – процесс формирования качественных характеристик (свойств) личности, которые в наибольшей мере соответствовали бы потребностям военного дела, боевой готовности, выполнению свойственных офицеру функций в боевой, служебной, учебно-воспитательной, общественной, хозяйственной и других видах военно-профессиональной деятельности.

Личностные качества, военно-профессиональные знания, навыки, умения офицера как военного специалиста, воспитателя подчиненных формируются и развиваются непосредственно во время учебы в военно-учебном заведении. Профессиональное становление и дальнейшее его развитие как командира, учителя и наставника своих подчиненных происходит во время прохождения службы в подразделениях (частях). Именно в процессе служебной деятельности многогранно раскрывается личность офицера, проявляются его навыки, качества, способности и склонности.

Проходя службу в войсках, офицер выполняет много задач, при этом основное содержание его деятельности сводится к реализации следующих функций: организационно-управленческой, военно-педагогической, военно-специальной и административно-хозяйственной.

Каждый офицер – прежде всего военный руководитель, поэтому в его профессиональной деятельности особую роль играет организационно-управленческая функция. Это организация, планирование, проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий, упорядочение, регулирование различных видов деятельности подчиненных, постановка задач и их выполнение, контроль исполнения распоряжений, мобилизация подчиненных на решение конкретных задач, управление различными социальными процессами в подразделениях, руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и т. д.

Сложность реализации данной функции заключается в том, что, с одной стороны, значительно усложнилась организация деятельности подразделений и частей, а с другой – предъявляются новые требования к управленческой деятельности офицеров. Поэтому личности современного военного руководителя должны быть присущи организаторские и коммуникативные способности, умение принимать решения и организовывать их исполнение, теоретический кругозор и жизненная зрелость, твердые моральные устои, способность убеждать и вести за собой людей, компетентность, организованность, деловитость, дисциплина, самостоятельность.

Офицеры организуют учебно-воспитательный процесс, осуществляют боевую и общественно-государственную подготовку, проводят индивидуальную работу с подчиненными. Здесь успех невозможен без умения изучать личностные особенности воинов, их социальные, психологические, национальные и другие особенности, соблюдать принципы воспитания и обучения, правильно использовать их методы и формы, личный пример. Командиру важно знать, как спланировать боевую и общественно-государственную подготовку, самостоятельную работу подчиненных. Продуманный план дисциплинирует людей и мобилизует их на высококачественное выполнение поставленных перед ними задач.

Ныне повышается значение всестороннего развития, эрудиции и общей культуры офицеров. Выдающийся отечественный полководец М. В. Фрунзе подчеркивал, что только тот командир, который своими знаниями и опытом будет вызывать уважение, сможет по-настоящему воспитывать, обучать и дисциплинировать подчиненную ему часть. Только тогда, когда соответствующий командир опирается на знания, можно добиться настоящей дисциплины. Когда этих знаний нет, остается рассчитывать лишь на принуждение. Формирование и совершенствование управленческой культуры офицеров, основанной на демократических и морально-нравственных принципах, – важнейшая задача в воспитательной работе с офицерским составом.

Реализация военно-педагогической функции занимает особое место. Организация, осуществление обучения и воспитания подчиненных, направленные на качественное решение задач служебной деятельности, поддержание боеготовности, укрепление воинской дисциплины, формирование морально-боевых, психологических качеств военнослужащих, требуют от офицера специальных педагогических и психологических знаний, методических умений и навыков, педагогической культуры.

В педагогической деятельности офицеров есть определенные сложности. Они, в частности, связаны с тем, что изменился социальный портрет армии, среди молодого пополнения, поступающего на военную службу, снизился образовательный уровень, ухудшилось физическое здоровье и психическое состояние призывников. При этом значительно увеличилось количество военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту.

Военно-специальная функция в деятельности офицера предполагает выполнение задач военного специалиста, знание теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразделения, части, а также знание вероятного противника, его сильных и слабых сторон. Сложность состоит в том, что с каждым годом происходят изменения качественных и количественных характеристик техники и вооружения. Это требует больших материальных и финансовых затрат, высокой квалификации специалистов.

В своей деятельности офицер реализует и административно-хозяйственную функцию. Быт военнослужащих, питание, одежда, размещение, проживание, бытовое обслуживание, экология, проживание членов семей военнослужащих и много других вопросов – все становится предметом внимания. Проявление заботы о подчиненных, об их социальной защищенности, знание запросов, интересов, проблем каждого военнослужащего, оказание им помощи во многом способствуют качественному разрешению других очень важных затруднений, связанных со службой.

Для реализации всех перечисленных функций офицеру недостаточно быть только хорошим специалистом, знатоком военного дела. Необходимо быть еще и личностью с высоким нравственным потенциалом, образцом для подчиненных. Такие понятия, как честность, честь, скромность, простота, доступность, уважительность, доброжелательность, принципиальность, убежденность, справедливость, офицерский долг, должны наполняться для него глубоким содержанием. Высокий профессионализм офицера в сочетании с моральной чистотой, несомненно, привлекательны для подчиненных и вызывают у них уважение и стремление к подражанию.

Особая роль в организации воспитания офицеров части (подразделения) принадлежит ее командиру. Свои усилия он направляет на то, чтобы у подчиненных офицеров сформировались готовность беспрекословно выполнить приказ; возникло чувство офицерского долга, чести, гордости за Вооруженные Силы Российской Федерации; стремление к повышению профессионального мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих; заботливое и уважительное отношение к ним. Требовательность должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться с уважением личного достоинства подчиненного. Это основная целевая установка в воспитании офицеров.

Важной целью воспитания офицерского состава в части следует признать создание и поддержание такого морально-психологического климата, когда в центре внимания будет каждый офицер: молодой и прослуживший уже много лет, холостой и семьянин. Главное – создать обстановку доверия, уважительности друг к другу, сохранить и приумножить лучшие традиции офицерского корпуса, и в этом немаловажная роль принадлежит как командирам, так и офицерам-воспитателям.

Институт прапорщиков и мичманов был введен 1 января 1972 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР. Слово «прапорщик» происходит от старославянского «прапор», что означает стяг, знамя. Прапорщиками в русской армии именовались знаменосцы. Этот младший офицерский чин установлен в 1712 г. и просуществовал до 1917 г.

Слово «мичман» пришло из английского языка и означает средний корабельный чин. В российском военно-морском флоте чин был введен в 1716 г. как унтер-офицерский. С 1732 по 1917 г. он соответствовал чину поручика в армии. Сегодня не представить нашу армию и флот без этого многочисленного отряда квалифицированных командных, технических и административно-хозяйственных кадров.

За последние годы коренным образом изменились методы и способы вооруженной борьбы, а значит, усложнилось обучение и воспитание военнослужащих. Все это вызывает необходимость иметь в подразделениях таких ближайших помощников офицера, которые отличались бы более основательной общеобразовательной, специальной и методической подготовкой, хорошо знали современную технику, ощущали бы внутреннюю потребность на долгие годы посвятить себя воинской службе и были бы способны самоотверженно нести ее в любых условиях, при всяких обстоятельствах.

В «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» определены основные задачи воспитания прапорщиков (мичманов) части:

• формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов, воинского долга, уставов Вооруженных Сил;

• развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной ответственности;

• воспитание бережливости в отношении государственного и военного имущества, заботливого отношения к подчиненным, их обучению и воспитанию;

• формирование навыков самообучения и самовоспитания;

• недопущение воровства, пьянства, безразличного отношения к подчиненным.

В ходе решения названных задач офицерам необходимо проводить работу по тщательному отбору и представлению в прапорщики (мичманы) достойных людей, назначению их на должности; вести разъяснительную работу о том, какие требования предъявляются к лицам, которые могут быть приняты на службу в качестве прапорщиков. Кандидаты должны соответствовать требованиям по общеобразовательному цензу; уровню профессиональной подготовки; морально-психологическим качествам; выполнению нормативов по физической подготовке. Кроме того, кандидаты проходят углубленное медицинское обследование, а при необходимости – военно-врачебную комиссию.

Очень важный воспитательный момент – аттестация прапорщиков и мичманов, которая проводится не реже одного раза в пять лет их прямыми начальниками. В ее выводе указывается, соответствует ли аттестуемый занимаемой должности, после чего излагается мнение о его дальнейшем, наиболее целесообразном служебном использовании. В аттестации с выводом об увольнении прапорщика или мичмана в запас записываются номер и наименование военно-учетной специальности, по которой он подлежит воинскому учету в запасе Вооруженных Сил.

Аттестационные комиссии воинских частей обязаны установить соответствие аттестации действительным морально-деловым качествам прапорщика (мичмана) и дать свои заключения. Аттестации с выводом о целесообразности увольнения со службы, о несоответствии занимаемой должности или о наличии у аттестуемого существенных недостатков должны рассматриваться с вызовом его на заседание комиссии.

В многообразной работе по воспитанию у прапорщиков (мичманов) сознательной дисциплины особое место занимает разъяснение воинских уставов. Опыт показывает, что решающее значение имеет личный пример офицеров, командиров. Если те дисциплинированы, проявляют старание в службе, то и подчиненные им прапорщики ведут себя аналогичным образом и подражают начальнику.

Одним из путей воздействия на сознание и чувства прапорщиков является индивидуальная работа. Ее успех обусловлен тем, насколько хорошо офицеры знают индивидуальные особенности подчиненных, их семейное положение, профессиональные способности и наклонности.

Повседневная кропотливая работа, с ведением педагогического дневника, помогает правильно установить нормальные служебные отношения с каждым из прапорщиков (мичманов). При этом используется индивидуальная помощь в качестве формы воспитательной работы, которая представляет собой оказание содействия прапорщику в решении проблем, возникающих в процессе выполнения им задач военной службы или в личной жизни. Предоставляя такую помощь, офицер помогает подчиненному преодолеть возникающие трудности, что способствует формированию у прапорщиков более доверительного отношения к нему, мобилизует их на добросовестную службу.

Анализ педагогической практики показывает, что чаще всего прибегают к беседе, представляющей диалог офицера и прапорщика, в ходе которого происходит обмен мнениями, оценочными суждениями и другой информацией. Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки офицера к ее проведению, актуальности темы, уровня педагогического мастерства.

В практике воспитательной работы используется и такая форма, как личное общение с членами семей прапорщиков. В процессе его офицер лучше узнает индивидуальные особенности прапорщика и может использовать это для создания доброжелательных отношений в коллективе.

Характер службы прапорщиков (мичманов) предъявляет высокие требования к их профессиональной подготовке. Теоретические знания и некоторые навыки в работе с людьми они получают в соответствующих школах. Качества же командира и воспитателя у многих из них формируются и развиваются в ходе исполнения должностных обязанностей. Первый период службы наиболее трудный. Успешному освоению своих обязанностей прапорщикам и мичманам помогают проводимые занятия по общественно-государственной и боевой подготовке, показные и инструкторско-методические занятия, изучение вопросов военной педагогики, психологии и другие.

Для самообразования и самовоспитания в условиях части прапорщики и мичманы могут воспользоваться индивидуальными консультациями, инструктажами, помощью непосредственных начальников, старших офицеров.

Решающее условие успешной воспитательной деятельности данной категории военнослужащих – воспитание их самих. Командиры, офицеры-воспитатели должны своевременно посоветовать подчиненным прапорщикам и мичманам начать воспитательную работу в подразделении с самих себя, так как личный состав желает видеть в своем командире человека, обладающего высокими нравственными, военно-профессиональными, организаторскими и военно-педагогическими качествами.

Успех в воспитательной работе прапорщиков и мичманов обеспечивается благодаря глубокому изучению научной, военно-специальной, военно-мемуарной и художественной литературы, различных документов государства, Министерства обороны Российской Федерации. Знание научной теории, политики нашего государства помогает лучше ориентироваться в окружающей действительности, осмысливать современные проблемы войны имира, защиты нашего Отечества, правильно понимать свое место, роль и задачи в обучении и воспитании подчиненных, в укреплении боевой готовности подразделения, части. Для решения этих проблем командиры, офицеры-воспитатели ставят задачи прапорщикам на самовоспитание и самообразование.

Каждый прапорщик и мичман должен стремиться стать мастером боевой квалификации, в совершенстве владеть оружием и боевой техникой. Отличное знание вооружения, мастерское владение им укрепляют авторитет прапорщиков (мичманов), воспитывают у подчиненных уважение к ним, оказывают благотворное влияние на всю учебно-воспитательную работу.

Анализ взаимоотношений прапорщиков и военнослужащих по призыву показывает, что в подразделениях, где командиры, офицеры-воспитатели заботятся о профессиональном росте ближайших помощников офицеров, происходит меньше конфликтов между этими двумя категориями и существенно снижается уровень неуставных взаимоотношений между ними.

Офицерам необходимо проводить различные воспитательные мероприятия по развитию у прапорщиков организаторских способностей, других качеств, чтобы они могли тщательно продумывать и планово строить учебно-воспитательную деятельность, добиваться слаженной, ритмичной работы подчиненных, проявлять инициативу и творчество, сосредоточивая внимание на главном – на достижении значимых конечных результатов.

Особенности организации воспитания прапорщиков требуют развития у них определенных военно-педагогических качеств. В их числе: стремление быть ближе к людям; умение расположить их к себе; наблюдательность; внимательность; требовательность; педагогический такт и др.

Возглавляя небольшие подразделения, прапорщики и мичманы везде на виду. Все, что ни делает каждый из них, быстро становится известно подчиненным. И если личный состав видит своего командира искусным в военном деле, простым и доступным в общении с людьми, чутким и внимательным к их заботам и нуждам, честным, порядочным, требовательным к себе, то проникается к нему глубоким уважением.

Жизнь, боевая учеба и служба прапорщиков в условиях современного этапа развития Вооруженных Сил требуют новых подходов к организации воспитательной работы с ними. Для этого необходимы активизация воспитательных воздействий и взаимодействий, совершенствование содержания, форм и методов работы с людьми.

Обновление содержания воспитательной работы, приведение ее в соответствие с реальностями жизни – наиболее актуальные направления кадровой политики в Вооруженных Силах.

В формировании личности прапорщика ведущая роль принадлежит воспитанию у него гражданской ответственности. Гражданская ответственность – это духовная сила, которая цементирует моральные качества личности, укрепляет волю, помогает выполнять воинский долг.

К другим важным качествам относится научное мировоззрение, которое является своего рода стержнем высокой гражданской зрелости прапорщика и представляет собой синтез научных знаний, идейных убеждений и готовности действовать согласно им на практике, в повседневной жизни.

В сложном процессе формирования личности прапорщика важно обеспечить единство государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического, экологического и других направлений воспитания.

Важнейшее условие роста эффективности воспитательной работы с военнослужащими данной категории – улучшение организации и повышение действенности общественно-государственной подготовки.

Существенным моментом в воспитательной работе с прапорщиками и мичманами также оказывается своевременное, оперативное информирование о наиболее значительных событиях внутренней и международной жизни, разъяснение политики нашего государства, освещение решений правительства, направленных на социально-экономическое развитие страны, укрепление ее обороноспособности.

Воспитание прапорщиков обеспечивается системой методов.

В частности, убеждение может быть реализовано с помощью различных приемов: разъяснения, наставления, поучения, обсуждения, примера, поручения, иронии, шутки.

Поощрение предусматривает использование похвалы, одобрения, выражение доверия и т. д.

Например, для прапорщиков, прослуживших пять лет и более, причем не менее одного года на должностях, подлежащих комплектованию старшими прапорщиками и старшими мичманами либо офицерами, предусмотрено присвоение звания старшего прапорщика (старшего мичмана). Это звание присваивается:

• за высокие морально-боевые качества, проявленные при защите Отечества, независимо от срока службы и занимаемой должности;

• за безупречную службу в качестве прапорщика или мичмана в течение пятнадцати лет непрерывно, независимо от занимаемой должности;

• за несение боевого дежурства или боевой службы согласно порядку, установленному для присвоения воинского звания на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой должности.

Принуждение – это крайний способ воспитательного влияния на подчиненного. Офицерам необходимо воспользоваться им в исключительных случаях. Он представляет собой систему дисциплинарно-педагогического воздействия на прапорщика в целях изменения его поведения, побуждения к добросовестному выполнению служебных обязанностей.

Основные средства принуждения – категорическое требование; напоминание об обязанностях военной службы; предупреждение о возможном привлечении к дисциплинарной или уголовной ответственности; привлечение к дисциплинарной ответственности; привлечение к уголовной ответственности. Использовать это нужно крайне осмотрительно, учитывая характер проступка, обстоятельства его совершения, последствия, прежнее поведение виновного и др.

К принуждению следует прибегать, добиваясь, чтобы военнослужащий признал совершение проступка, осознал свою вину, придерживаясь индивидуального подхода к выбору средств. Военнослужащие должны знать, что на каждый случай нарушения ими норм поведения последует неотвратимая реакция со стороны командира. Меры принуждения должны осуществляться своевременно, но без поспешности и необоснованности; недопустимы грубость и унижение личного достоинства военнослужащего. Необходимо учитывать мнение воинского коллектива относительно проступка сослуживца.

Офицерам необходимо чередовать методы убеждения и принуждения. Преобладать должно первое, поскольку принуждением нельзя заставить человека быть добрым, приветливым, честным, общительным и порядочным. Уважение к этим качествам закладывается в процессе социализации личности, которая проходит сначала в семье, затем в школе, на улице. Долг командира, офицера-воспитателя – скорректировать стиль поведения прапорщика в коллективе, рассказать об опыте работы его предшественников, о важности добросовестного отношения к службе.

Все сделанное ненавязчиво и вовремя может оказать большое воспитательное воздействие и вызвать стремление к нравственному самосовершенствованию.

В формировании профессиональных качеств прапорщика большую роль играет упражнение. Форма его реализации отличается от той, которая принята на занятиях по командирской подготовке, где можно многократно повторять какой-либо прием. Упражнение в воспитании заключается в такой организации жизнедеятельности, когда сама обстановка заставляет человека поступать в соответствии с требованиями закона, военной присяги, приказов и инструкций. В чистоте, уюте, при внимательном и добром отношении окружающих у человека исподволь формируются привычки хорошего поведения.

В условиях армейской службы не требуется создавать искусственные трудности и экстремальные ситуации для проявления качеств личности. Воинская служба сама состоит из беспрерывной цепи проверок на прочность духа и морали. Помочь в этой ситуации развить высокие профессиональные качества и избавиться от негативных – долг и служебная обязанность офицеров, командиров и воспитателей.

Таким образом, использование всего многообразия проверенных на практике и оправдавших себя направлений, форм и методов воспитания, обновление их содержания позволит повысить эффективность работы и успешно решать задачи по формированию у прапорщиков высоких профессиональных и моральных качеств.

В настоящее время в Вооруженных Силах России существует устойчивая тенденция увеличения количества женщин-военнослужащих. С 1993 по 2002 гг. оно выросло на 21% и продолжает расти.

Женщины как субъект воинской службы расширяют сферу своей военно-профессиональной деятельности. В современных условиях они выполняют обязанности примерно по 110 воинским специальностям: связисты, медицинские работники, психологи, военные юристы и переводчики, преподаватели и научные сотрудники военно-учебных заведений, операторы компьютерных систем и др. В связи с этим необходимо знать индивидуально-психологические особенности женской психологии, формы, методы и способы воспитательной работы с данной категорией военнослужащих.

В «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденной приказом министра обороны РФ № 70 от 1 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации», военнослужащие-женщины выделены как отдельный объект воспитания в воинской части.

Сравнительный гендерный (от англ. gender – пол, род) анализ воинской профессионализации женщин в российской армии позволяет выделить некоторые особенности этого процесса. На начало 2005 г. женщины проходили военную службу в Вооруженных Силах РФ в 12 федеральных министерствах, ведомствах и службах. Их общая численность в силовых структурах составляет более 500 тыс. человек, что равно населению таких крупных областных городов, как Курск, Иваново или Мурманск.

В Министерстве обороны Российской Федерации на начало 2005 г. проходили военную службу более 80 тыс. женщин; из них 2,5 тыс. офицеров, в том числе 24 полковника, 167 подполковников и 542 майора. Тридцать четыре женщины с офицерскими званиями занимают командные должности. В военно-учебных заведениях проходят службу более 100 женщин-офицеров и обучается около 150 курсантов-девушек (Военная академия связи, Новочеркасский военный институт связи, Ярославский военно-финансовый институт и др.). По данным З. П. Вашуриной, 23% всех военнослужащих женского пола – представители семей кадровых военных.

Изучение практики гендерного общения показало, что характеристики самореализации военнослужащих женщин сложны и противоречивы. В них выделяются как положительные, так и негативные факторы.

Характерные положительные психологические особенности женщин, которые необходимо использовать для повышения эффективности их военно-профессиональной деятельности, – это внимание, взвешенность личностных оценок в профессиональном общении, доверительность, отходчивость, умение идти на компромиссы и прощать мужчинам допущенные ошибки, эмоциональность в общении, открытость, способность интегрировать в себе лучшие черты ближайшего окружения, умение быстро адаптироваться к условиям военной службы, не теряться в трудных жизненных и профессиональных ситуациях, собранность, стойкость, способность в случае необходимости быть решительными и бескомпромиссными, стремление к справедливости. Опыт свидетельствует, что присутствие женщин облагораживает взаимоотношения в воинском коллективе, часто стимулирует его социальную и профессиональную активность.

Однако, как показывает военно-педагогическая практика, особенности женской психики накладывают серьезный отпечаток на взаимоотношения в коллективах с выраженной феминизированностью. Повышенная эмоциональная чувствительность женщин, стремление к справедливости распределения служебной нагрузки, борьба с фаворитизмом в таких подразделениях (узлы связи, тыловые структуры, медицинские учреждения и т. п.) часто становятся причиной неоправданных конфликтов на почве выяснения «женских» проблем. Семейные проблемы у женщин-военнослужащих как правило, также отражаются на эффективности служебной деятельности больше, чем в случаях с мужчинами.

Следует отметить, что женщина достаточно автономна в своем поведении. При этом многое зависит от ситуации, настроения и самочувствия. Подчеркивая эту мысль, известная французская феминистка Симона де Бовуар отмечала:

Женщине неизмеримо труднее, чем мужчине, подчиняться организованному порядку. Мужчина подчиняется ему самостоятельно как центральному правилу жизни. Женщине же в этом процессе необходимо посредничество мужчины.

Огюст Конт в этом же контексте подчеркивал, что «величайшая проблема женщины состоит в преодолении трудности повиноваться». Это обстоятельство, не имеющее серьезного влияния на профессиональную самореализацию женщин в условиях гражданской жизни, приобретает исключительно важное (порой – решающее) значение в военно-социальной среде, где беспрекословное повиновение начальнику (каким бы он ни был) есть незыблемый постулат и основа всей деятельности.

Проведенный военными учеными гендерный анализ профессионализации военнослужащих женского пола выявил типологию их основных групп.

Первая группа – женщины-военнослужащие «двойного успеха», основная часть которых реализовала свой личностный потенциал и в профессиональной, и в семейно-бытовой сфере. Эта группа, как показало исследование, самая малочисленная из выделенных (1,2%). К ней относится большинство женщин-офицеров в воинском звании майор или подполковник, а также женщины, проходящие военную службу на самых высокооплачиваемых должностях в гендерной нише воинской профессионализации.

Представительницам этой группы свойственны высокая степень удовлетворенности своими деловыми качествами, высокая военно-профессиональная самооценка, оптимальная согласованность воинских и семейных обязанностей. По данным Г. В. Турецкой и А. Е. Чириковой, женщины «двойного успеха» в большей степени, чем другие типы работающих женщин, ориентированы в полоролевом взаимодействии на наращивание именно гендерных качеств, так как деловые у них в достаточной степени выражены и сформированы.

Вторая группа – профессионально ориентированные женщины-военнослужащие. Основной движущий мотив представительниц этой группы – признание в профессиональной среде своих достижений и творческая самореализация (иногда в ущерб семейно-бытовым отношениям). Численность таких женщин относительно невелика – всего 6%. Они отличаются тем, что в структуре направленности личности содержательная сторона их профессиональной деятельности превалирует над вещественно-материальной (важен не результат, а сам процесс работы, межличностные контакты в профессиональной среде как фактор самореализации). Наиболее полно такие женщины реализуют свой личностный потенциал именно в работе. В основном они представлены в феминизированных сферах воинской деятельности: подразделениях связи, штабной, медицинской и тыловой службах, из них около трети замужних и более половины незамужних.

У профессионально ориентированных женщин существует ярко выраженное противоречие между целями выполняемой деятельности и реализацией репродуктивно-семейной функции. «Если женщина целиком поглощена каким-либо делом, – замечает Симона де Бовуар, – ей становится страшно, что она не состоится как женщина. Это чувство постоянно живет в ней, ослабляя волю и ограничивая максимально эффективную деятельность».

Третью группу составляют женщины-военнослужащие, работающие по необходимости. Как правило, это одинокие матери, разведенные и жены материально неблагополучных мужей. Это самая большая группа военнослужащих женщин – около 67%. Они работают не ради самореализации, а по принципу: выбирать не приходится. Если мужчина, как правило, «слит с профессиональной деятельностью воедино», то женщина очень часто отвлекается на работе в связи с семейными заботами. Эффективность их труда в плане инициативы достаточно низка, так как материальное стимулирование практически отсутствует, а зарплата не зависит от объема выполненной работы. Личностная ориентация направлена в основном на межличностное общение в женской профессиональной среде.

Четвертая группа – семейно ориентированные женщины-военнослужащие. К ней относится треть замужних и менее половины незамужних женщин, предпочитающих основное время своей жизни посвящать семье. Незамужние женщины этой группы не отличаются высокими результатами профессиональной деятельности, поскольку один из главных мотивов их жизни – создание благополучной семьи. В отличие от них замужние женщины со стажем работы 10 лет и более, как правило, стремятся повысить свою профессиональную квалификацию и статус. Даже если заработка мужа не хватает для достойной жизни, их девиз: «Пусть думает муж, на то он и глава семьи». Как правило, они трудно адаптируются к новым условиям работы и находятся в уязвимом положении в семье.

Среди обстоятельств, детерминирующих остроту социальных проблем женщин-военнослужащих и необходимость их решения, можно выделить следующие:

• поэтапное сокращение Вооруженных Сил, затрагивающее традиционные ниши профессиональной занятости военнослужащих женского пола;

• неразвитость социальной инфраструктуры в воинских гарнизонах, что обостряет семейно-бытовые проблемы и социальное самочувствие военнослужащих женского пола;

• выраженный дефицит должностей в воинских учреждениях и частях по имеющемуся базовому образованию жен военнослужащих;

• слабые перспективы служебного роста по сравнению с военнослужащими-мужчинами, обусловленные меньшим (по сравнению с мужчинами) доступом женщин к высшему военному образованию по большинству воинских специальностей.

Особого внимания требует проблема сексуальных домогательств к женщинам-военнослужащим и унижения их достоинства. Эта проблема была до недавнего времени закрыта для анализа. Однако, как показало исследование, тенденции, имеющиеся в армиях зарубежных стран, коснулись и отечественных Вооруженных Сил. Согласно наблюдениям американских психологов, в 1997 г. 73,3% женщин, проходящих службу в армии США, подверглись надругательствам в различной форме, причем в большинстве случаев (54,5%) со стороны своих непосредственных начальников или равных по должности. При этом 5% сообщили, что подверглись изнасилованию или его попытке; 16% указали, что испытывают постоянное психологическое давление по половому признаку; 58,3% признали, что являются объектом для непристойных шуток военнослужащих-мужчин.

Исследования в российских Вооруженных Силах по этой проблеме показали, что 6–8% военнослужащих женщин подвергаются сексуальным домогательствам со стороны своих командиров и коллег по службе, причем по отношению к 4% опрошенных это повторяется три и более раза в год. Полученные данные в целом подтверждают результаты мониторинга общественного мнения военнослужащих-женщин, ежеквартально проводимого офицерами Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Анализу гендерных проблем был посвящен приказ министра обороны РФ № 236 от 15 мая 1998 г. «О фактах нарушения социальной защиты, безопасных условий и прав военнослужащих женского пола». В нем обращено внимание на необходимость создать для женщин на службе социальные, профессиональные, медицинские и жилищные условия, определенные соответствующими российскими законами и международными конвенциями.

С учетом отмеченных проблем и их типологии можно определить формы и методы воспитания женщин в воинских коллективах.

При определении технологий педагогического влияния на профессиональное сознание военнослужащих женского пола необходимо принимать во внимание специфику их мышления, направленность ценностных ориентаций, особенности межличностного общении с военнослужащими мужчинами.

Как показали гендерные исследования последних лет, следует использовать интуицию женщин и способность предчувствовать. По данным кандидата педагогических наук И. А. Воронова, занимающегося психологической подготовкой женщин-космонавтов, врожденную способность предугадывать события за счет своей выраженной природной интуиции имеют не более 20% людей на земле. Причем 80% из них – женщины. И. А. Воронов в ходе своих исследований доказал, что это качество можно развивать, придавая ему необходимую профессиональную направленность. Как показали исследования, к такому обучению способны лишь 15% мужчин.

Поскольку военно-профессиональное воспитание женщин имеет выраженную прикладную направленность, технологии педагогического влияния, с одной стороны, определяются общими задачами военной службы, а с другой – специализацией конкретной типологической группы военнослужащих-женщин.

Так как большинство женщин приходят в профессиональные воинские коллективы уже сформировавшимися личностями, задача их воспитания состоит в том, чтобы свести к минимуму влияние субъективных факторов и их проблемных особенностей с точки зрения интересов службы. В связи с этим воспитывающие факторы в большей степени «работают над человеком», «полируют» его (К. Д. Ушинский), а не формируют заново. В организации педагогического процесса в ходе профессионального воспитания военнослужащих женского пола предпочтение отдается технологиям педагогического взаимодействия в системе субъект-субъектных отношений офицеров и подчиненных, а не методам прямого педагогического воздействия на них.

Приказ министра обороны РФ № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» определяет следующие направления воспитания женщин-военнослужащих:

• формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа командира (начальника), положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

• развитие высоких морально-нравственных качеств, гордости за избранную специальность, трудолюбия и умения работать в воинском коллективе.

Изучение практики воспитательной работы с военнослужащими женщинами показало, что педагогическое взаимодействие с ними характеризуется следующими особенностями:

• преимущественным использованием методов военно-профессиональной ориентации и убеждения при формировании профессионального сознания;

• определением методов воспитания, исходя из условий, направленности воинской деятельности женщин и их принадлежности к определенной военно-профессиональной группе;

• учетом негативного воздействия на психику женщин неблагоприятных факторов профессиональной среды (неудобный для одиноких и многодетных матерей режим работы, низкий уровень профессиональной мобильности и т. д.);

• оптимальным сочетанием методов педагогической поддержки военнослужащих женского пола, таких как одинокие матери, разведенные женщины, многодетные семьи, семьи с больными детьми, профессионально проблемные женщины и т. д.) с методами педагогической коррекции и педагогической ориентации.

К основным формам профессионального воспитания относятся профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профессиональная самодиагностика, профессиональное консультирование и др.

Приоритетные направления воспитания женщин-военнослужащих таковы:

• четкое разъяснение нормативно-правового положения женщин в военно-профессиональной среде, их прав и должностных обязанностей;

• активное включение военнослужащих женского пола с первых дней службы во все виды профессиональной подготовки, чтобы они могли быстрее освоить воинскую специальность как условие завоевания профессионального авторитета;

• тактичное предъявление высоких требований к выполнению служебных обязанностей в сочетании с заботой об удовлетворении их материально-бытовых, санитарно-гигиенических и медицинских потребностей;

• разумный учет психофизиологических особенностей женского организма при оптимальном определении служебных нагрузок;

• продуманная и педагогически взвешенная дисциплинарная практика в оценке качества выполнения служебных обязанностей;

• организация регулярных встреч военнослужащих женского пола с руководством части по вопросам их службы, бытового и медицинского обеспечения, семейно-бытовых проблем;

• формирование здоровых гендерных взаимоотношений и нравственной атмосферы в служебном и неформальном общении военнослужащих женщин и мужчин в подразделении, где определяющее значение принадлежит личному примеру командира, офицера-воспитателя.

Соответственно определяются и методы воспитания женщин-военнослужащих. К основным из них относятся следующие:

• убеждение – как важнейший в данном случае метод, определяющий стратегию гендерных отношений в воинских коллективах;

• «контрастная беседа», основанная на смене субъектов воспитательной деятельности, применяющих различные формы и средства воспитания;

• положительный пример в профессиональной деятельности женщин и в определении их статусно-ролевых позиций в воинском коллективе;

• «напоминание о недостатках», применяемый, как правило, в личной беседе как тактичные рекомендации женщине обратить внимание на имеющиеся недостатки в служебной деятельности;

• «сдерживание отрицательных эмоций», предполагающее отвлечение женщин от переживаний путем активизации актуальных положительных эмоций, предварительное предупреждение о серьезном разговоре, поручение заданий, позволяющих отвлечься от нежелательных негативных чувств;

• «немедленная остановка», применяемая в ситуации резкого обострения межличностного конфликта; суть данного метода заключается в том, чтобы не отвечать ударом на нанесенный удар, а собрать волю и энергично, корректно прекратить общение, затем через некоторое время, учитывая психологическое состояние женщины, вернуться к проблеме, тактично выяснить отношения, устранить недоразумения и двусмысленность;

• материальное и моральное стимулирование профессиональной деятельности, направленное на решение актуальных социальных проблем и удовлетворение эмоциональных ожиданий женщин-военнослужащих;

• поощрение как средство активизации служебной мобильности женщин и актуализации их природных способностей; профессиональные заслуги и взятые служебные рубежи военнослужащих женского пола необходимо широко популяризировать в коллективе, среди членов семьи и профессиональных авторитетов;

• дифференцированный подход к личностным и профессиональным проблемам женщин, принятие обоснованных решений при рассмотрении всех вопросов, связанных с коллективом, где проходит службу женщина, и с проблемной ситуацией, в которой она оказалась.

• наказание как крайняя форма воспитательного воздействия в случае, если цели не были достигнуты ранее перечисленными методами.

Большую роль играет также личный пример мужчины и офицера.

Таким образом, анализ социальных проблем женщин-военнослужащих и практики воспитательной работы с ними свидетельствует о том, что необходимо стремиться избегать грубого, нетактичного поведения. Задача офицера, командира, воспитателя – быть справедливым ко всем подчиненным независимо от половой принадлежности и подчеркнуто вежливым в предъявлении требований к женщинам. Нельзя забывать, что именно на офицере лежит ответственность за создание для женщин необходимых бытовых условий, учитывающих специфику их организма при выполнении служебных обязанностей. Все это в целом должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, нейтрализации неоправданных служебных конфликтов на гендерной основе и обеспечению социальной поддержки женщин-военнослужащих в трудных ситуациях личной жизни и военно-профессиональной деятельности.

Особенности осуществления воспитательной деятельности в работе с гражданским персоналом.

Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, будучи специфическим объектом воспитательного воздействия, выполняет важнейшие задачи по поддержанию боевой готовности подразделений и обеспечению их деятельности в сложных условиях реформирования армии. Разработанные на основе федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и соответствующих нормативных правовых актов Министерства обороны, должностные регламенты четко определяют должностные обязанности и права гражданского персонала.

Согласно приказам министра обороны Российской Федерации 1997 г. № 455 и 2006 г. № 430, утверждено положение об «Управлении труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Ими определен механизм руководства и контроля работы по реализации государственной политики в области трудовых отношений в Вооруженных Силах, организации, нормирования, оплаты и охраны туда, прохождения государственной службы, предоставления льгот, гарантий и компенсаций гражданскому персоналу.

Система педагогического взаимодействия военнослужащих и гражданского персонала должна быть построена по следующим направлениям:

• разъяснение роли гражданского персонала в выполнении задач, стоящих перед подразделениями;

• мобилизация гражданского персонала на проявление активно-действенного отношения к выполняемым повседневным задачам;

• создание условий, стимулирующих профессиональную деятельность и ответственность гражданского персонала за полноту и качество выполнения возложенных на него служебных обязанностей.

Система педагогического взаимодействия военнослужащих с гражданским персоналом включает:

• создание социальных и правовых условий для выполнения гражданским персоналом своих функциональных обязанностей, соблюдения и реализации всех правовых и социальных гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством, приказами министра обороны, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации;

• организацию и осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления в целях решения социальных и правовых проблем, с которыми сталкивается гражданский персонал;

• правовое просвещение гражданского персонала, членов их семей, оперативное социальное и правовое консультирование и помощь;

• разъяснение прав и обязанностей в мирное и военное время, формирование чувства личной ответственности за соблюдение законов, своевременное выполнение приказов и распоряжений командиров всех рангов;

• укрепление единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины среди гражданского персонала.

Таким образом, следует отметить, что воспитательная работа с каждой категорией военнослужащих и гражданским персоналом должна планироваться и проводиться дифференцированно, на основе знаний и учета их особенностей, с дифференцированным применением принципов, методов, форм и средств воспитания.

Заключение.

Личность человека, как правило, очень сложна. Почти каждый из нас испытывает противоречие между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворить. Появляющееся при этом «рассогласование» побуждает активно пополнять свои знания, расширять и приобретать опыт, усваивать нормы и правила поведения. Какую направленность приобретут эти качества, зависит от эффективности воспитательного процесса, в чем и заключается его сущность. Задача воспитателя -правильно сориентировать формирование личности, создать для этого необходимые педагогические условия, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентации человека, в том числе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности командиров и начальников всех степеней. Что же касается повышения эффективности системы воспитания контрактников, то этому способствуют:

• наличие государственных подходов к государственно-патриотическому воспитанию, основанных на развитии традиционных российских ценностей, таких, как патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность;

• объединение усилий СМИ, общественных и иных организаций в интересах государственно-патриотического воспитания;

• осуществление целенаправленной государственной социальной политики в отношении контрактников и членов их семей;

• соответствующее современным требованиям кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса в войсках;

• совершенствование системы подготовки воспитателей;

• оптимизация организационно-штатной структуры органов воспитательной работы, уточнение их функций и задач;

• повышение личной ответственности командиров (начальников) за воспитание подчиненных, совершенствование стиля их педагогической деятельности.

Список использованной литературы.

1. Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение. 1988.

2. Военная психология и педагогика. М.: Совершенство, 1998.

3. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: ВУ. 1995.

4. Игуменова Т. В. Оптимизация индивидуальной деятельности женского лидера в условиях военной службы: дис. …канд. пед. наук. М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 1996.

5. Основы военно-педагогических знаний. М.: ВПА, 1989.

6. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004.

7. Рыков С. Л. Профессиональное воспитание военнослужащих-женщин: теория и практика. М.: ВУ, 2002.

8. Сластенин В. А., Исаев И. А., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2000.

9. Справочник офицера-воспитателя. М.: «За права военнослужащих», 2003.

10. Приказ МО РФ №655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Просмотров работы: 871