ФИЛОСОФИЯ ЧЕСТИ И ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФИЛОСОФИЯ ЧЕСТИ И ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ

Ульянов С.П. 1, Лубяной В.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Россия начала XXI века находится в поиске собственной национальной идентичности. Эта масштабная задача требует глубокого исследования и нового осмысления национальных культурных традиций, к числу которых относится культура военного сословия, с центральным понятием воинской чести. Сегодня данное понятие, включающее целый ряд аспектов и смыслов, оказалось на периферии как общественной жизни, так и культурфилософских исследований, что вряд ли оправдано, в особенности в условиях возрастающего напряжения в мире и все более актуальной задачи защиты Отечества. В этом аспекте воинская честь становится одной из базовых ценностей современного российского общества (государственность, патриотизм, отечество, долг), на которых базируется задача патриотического воспитания молодежи. По всей стране возрождаются военные учебные заведения: кадетские школы и корпусы, предпринимаются попытки возродить русские офицерские традиции. Все сказанное, по нашему мнению, обуславливает общественную значимость.

Объектом исследования является воинская честь как многоаспектный культурный феномен.

Предмет исследования: трансформация различных аспектов воинской чести в отечественной культуре.

Цель исследования – философско-культурный анализ понятия воинской чести и тенденций ее развития в отечественной культуре.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1 Выявить основные подходы к интерпретации понятий «честь» и «воинская честь».

2 Охарактеризовать воинскую честь как концепт культуры; определить его базовые аспекты.

4 Проследить тенденции трансформации понимания воинской чести в отечественной культуре на протяжении ХI-XX веков.

5 Рассмотреть доминирующие компоненты понимания воинской чести в разные периоды отечественной истории.

Основные подходы к интерпретации понятий «честь» и «воинская честь».

В условиях интенсивной глобализации культуры Запада и Востока стремятся к сохранению ускользающей идентичности, которая явно обозначена в истории наций. При этом особое внимание уделяется моделям самоопределения человека, складывавшимся веками, которые основываются на культурных традициях, моральных кодексах и, в целом, нравственных принципах, в том числе преломленных через ту или иную сферу жизнедеятельности общества. Одной из таких, причем, важнейших, социокультурных сфер всегда была культуры воинских сословий, где центральным понятием можно считать понятие воинской чести.

В свое время Гегель выдвинул положение о том, что понятийный аппарат, кажущийся первоначально нейтральным, все более наполняется социально-этическим смыслом. Это полностью можно отнести к понятию чести в целом и воинской чести в частности.

В целом категория чести фиксирует осознание личностью своей причастности к общему делу, осознание своей полезности, согласие с оценкой своей личности. «Честь - понятие морального сознания и категория этики, включающее в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. По своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения понятие «честь» аналогично понятию достоинства. Будучи формой проявления отношения индивида к самому себе и общества к индивиду, честь, как и достоинство, соответствующим образом регулируют поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Но, в отличие от понятия достоинства, понятие честь основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференцированной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации). Критерий этой оценки и требования к человеку, связываемые с его честью, изменялись исторически.

Категории чести и достоинства связаны между собой. Так, категория чести фиксирует осознание личностью своей причастности к общему делу, осознание своей полезности, согласие с оценкой своей личности. Содержание понятия достоинства является осознанием своей значимости как человека вообще и как представителя определенной общественной группы. Оценка же достоинства личности ею самой и другими людьми представляет собой содержание чести.

Понимание чести трактуется в гуманитарной мысли неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти различные интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, от характера связи личности с общественной средой. Мы в работе будем опираться на следующие представления: честь — это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

Понятие чести раскрывается в достойных уважения и гордости качествах и принципах личности. Однако, многие авторы отмечают, что в искаженных моральных кодексах содержательный компонент понимания чести изменяется. «Среди искаженных кодексов следует различать искажение объема и искажение содержания. Искажение объема состоит в том, что нравственные обязанности определяют отношения только к известному кругу людей, например к членам своей семьи, своего народа, своей религии, и отменяются в сношениях с людьми других категорий. Так, например, при крайнем развитии шовинистического национализма любовь к своему народу и государству выражается не столько в положительных чувствах к нему, сколько в ненависти к другим народам».

Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве — в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.

В целом принято выделять следующие виды чести и достоинства:

- индивидуальная (личная);

- коллективная (социальная, общественная);

- профессиональная.

В книге под редакцией Маргарет Мид «Сотрудничество и соперничество среди примитивных народов» рассматриваются тринадцать разных культур с точки зрения преобладания в них принципа сотрудничества или соперничества. Поскольку интересующую нас рыцарскую культуру можно определить как культуру соперничества, стоит уделить внимание результатам этого исследования. Можно выделить среди изучавшихся культур три типа: сотрудничающие, соперничающие и индивидуалистические. Что касается причин этих культурных различий, то в рассматриваемой книге, судя по послесловию, М. Мид приводит больше отрицательных, чем положительных результатов. Оказывается, нет связи между преобладанием принципа сотрудничества или соперничества, с одной стороны, и способом добывания средств к жизни (охотой, земледелием или скотоводством) - с другой. Не играет здесь роли, бедна или зажиточна данная группа, а также какой технологией она располагает.

Исключив влияние этих и других факторов, М. Мид находит некоторые детерминанты в социальной структуре племени. Заметим, что там, где положение человека определяется происхождением, его инициатива и личные притязания не должны были бы играть большой роли: ведь этой привилегии никто не может его лишить. Однако в рыцарском этосе дело обстоит иначе. Соперничество, понимаемое как соревнование, следует отличать от соперничества, понимаемого как конкуренция. В первом случае главное - достижение цели, а отношение к соперникам - вопрос второстепенный. Во втором случае, напротив, главное - победить соперников, а достижение цели соперничества менее важно. Подобное различение проводится также между сотрудничеством-кооперацией и сотрудничеством-взаимопомощью. В первом случае упор делается на цели, которой желают достичь совместными усилиями; во втором - на межчеловеческих отношениях. Под индивидуалистическим поведением М. Мид предлагает понимать «...поведение, при помощи которого индивид стремится к поставленной цели, не принимая во внимание других», - с той оговоркой, что эта формулировка не содержит в себе ничего осуждающего и не имеет в виду проявление беспощадности к другим или их эксплуатацию. Выводы М. Мид можно использовать для характеристики рыцарской культуры средневековья: рыцарский этос правомерно определить как индивидуалистический, с тем дополнительным негативным оттенком, который имеет для нас предпочтение соображений собственного престижа общему интересу, заботы о сохранении собственного лица - заботе о судьбе боевых соратников. Храбрость, столь ценимая в рыцарском этосе, служила, разумеется, защите собственного существования, но также и защите чести, причем смерть рассматривалась как меньшее зло, чем унижение

В толковом словаре Даля, например, мы находим следующее определение: "Честь - внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (Человек, незапятнанной чести); заверенье, утвержденье (Поступок, несовместимый с честью); высокое званье, сан, чин, должность (И временщик он, да высоко стоит, в чести.); внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства (Несть пророк без чести, токмо в отечествии своем), Матф. Словарь Д.Н Ушакова 16 трактует понятие чести как «моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)». В данном случае необходимо также подчеркнуть некий скепсис морально-философских исследований. «Слово «мораль» считается ушедшим из обиходного языка, и его употребление как термина встречает недоверие. Настороженность в отношении рассуждения о морали характеризует определенное состояние моральной атмосферы в обществе, состояние общественных нравов. Этот скепсис весьма знаменателен. По- своему в нем проявляется та действительная связь, что чем больше общество и люди утрачивают в своей духовной жизни, тем более личным и сокровенным становится для человека то, что охватывается понятием морали. Это объясняет, что честь становится сугубо личным понятием, в обществе людей, следующих высочайшим нравственным идеалам, становится меньше, поэтому человек готов лишь отвечать за личные поступки.

Возьмем еще одно определение современного словаря по управлению персоналом: «Честь и достоинство - неукоснительное соблюдение человеком профессионального долга и нравственных норм делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека».

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Честь в социокультурном аспекте, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Честь – это и вид поощрения, получаемого индивидом от общества, общности. Это значение подчёркивает материальное значение. Этимологический словарь определяет честь как общеславянское слово, суффиксальное производное от той же основы, что чтить, почитать, почет, читать. В семантическом ряду на первом месте приводится изначальное значение:

1. устар. считать (вести счёт)

2. устар. почитать, полагать, считать (думать, полагать)

3. устар. то же, что читать

Упоминания о ней начинаются с первых летописей. Русь IX-XII вв. переживала период перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым, период, который можно определить как «дофеодальный». Древнерусская знать благоденствовала за счет всякого рода внеземельных доходов - даней, полюдья, кормлений. В социальных отношениях было много архаических черт, пережиточных явлений: сохранялась кровная месть, наряду со многими пережиточными чертами в семейно-брачных отношениях господствовала большая семья. Все это нашло отражение в древнейшем своде законов Руси – «Русской Правде». Под этим названием известны три памятника: «Краткая Правда» - древнейшая, «Пространная», которая относится ко второй половине XII в., и «Сокращенная», основанная как на Пространной, так и на некоторых не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. Здесь нет упоминания о воинской чести, однако употребляется противоположное понятие – «сором» - «бесчестье». В Русской Правде основным термином для обозначения всякого ущерба — имущественного, морального и пр. — служит «обида». Вместе с тем уже в Пространной Правде, а затем всё чаще в других юридических памятниках Древней Руси, встречается слово «сором», подчёркивающее именно оскорбительный характер причинённого ущерба. В контексте военнодружинных добродетелей под «соромом» также понимались трусость во время боя (бегство с поля боя), уклонение от прямого военного столкновения,поражение и плен. Как «сором пущеи смерти», согласно летописной повести, расценивает Игорь Святославич отказ от похода на половцев после солнечного затмения.Таким образом, понятие «честь» имело материальное значение- добычи, прибыли; а «бесчестье» – причиненный ущерб.

Честь – это моральный стимул, побуждающий человека к совершению поступков на общее благо. В этом заключается идейно-нравственный аспект как эффективная основа для систем воспитания.

Честь – это следование человека всем правилам морального и профессионального долга. Это профессиональный аспект значения.

Вывод по параграфу.

Таким образом, мы рассмотрели содержание понятия «честь» в этическом, социокультурном, «материальном» аспектах.

• Честь в этическом аспекте включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Категории чести и достоинства связаны между собой, поскольку они соединяют индивидуальное и общественное в своем целостном отношении к миру. Содержание понятия достоинства является осознанием своей значимости как человека вообще и как представителя определенной общественной группы. Оценка же достоинства личности ею самой и другими людьми представляет собой содержание чести.

• Честь в социокультурном аспекте представляет собой внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе, а также в их культурном выражении (атрибутике). • Честь – это также и вид материального поощрения, получаемого индивидом от общества, общности.

• Честь – это моральный стимул, побуждающий человека к совершению поступков на общее благо. В этом заключается идейно-нравственный аспект как эффективная основа для систем воспитания.

• Честь – это следование человека всем правилам морального и профессионального долга. Это профессиональный аспект значения.

Отечественная философия XIX-XXI веков о роли и значении воинской чести в воспитании военнослужащих.

Духовность как принадлежность к христианской или иной вере была основанием важным фундаментом понимания воинской чести. Однако после революции общественно-политическая ситуация меняется. Вера в советский период отечественной истории под запретом, основанием же становится идеология.

С конца 1920-х гг. определяющим лозунгом в политике государства по отношению к церкви стал лозунг Союза Воинствующих Безбожников, своего рода карательного органа по отношению к религиозным организациям, который гласил «Религия – тормоз социалистического строительства и пережиток капитализма». В это время верующие не могли открыто посещать Церковь и собирались по домам. Однако, в 1929 году на одном из московских заводов было проведено социологическое исследование. Из 12 тысяч анкет 8 тысяч не были возвращены. Рабочие не желали говорить о своей вере. 10% респондентов, вернувших анкеты, назвали себя верующими. Несмотря на откровенно «грязное» анкетирование, социологи рапортовали о том, что 90% рабочих столицы «свободны от религиозного дурмана». Это, конечно, не соответствовало действительности. Религиозная принадлежность не афишировалась.

Представители большинства вероисповеданий подверглись жесточайшим репрессиям. В 30-е гг. были уничтожены монастыри, религиозные учебные заведения и общественные организации всех конфессий.

В 1937 году в СССР была проведена очередная перепись населения. По распоряжению И.В. Сталина в переписной лист были включены вопросы, касающиеся религиозных убеждений. Пять миллионов человек уклонились от ответа. Тем не менее, 50% опрошенных в неанонимном государственном вопроснике заявили о своей религиозности. И это после «безбожной пятилетки», последовательного проведения политики геноцида по отношению к духовным сословиям, в пик массовых репрессий! Можно спорить о глубине веры и конфессиональной ориентации верующих в Советской России, но определенно не правы те, кто утверждает, что всемирный процесс секуляризации затронул Россию в большей степени, чем Европу или Америку. Мы можем говорить о том, что «подсоветское» существование «извращало» религиозные учения, но нельзя утверждать, что оно действительно полностью уничтожило саму религиозность.

После Октябрьского переворота 1917 года понятие «воинской чести» ненадолго практически исчезает из общественного лексикона. На смену дворянской, офицерской, революционной и другим разновидностям чести приходит принцип целесообразности. Исследователь С. Борисов приводит следующий эпизод: «... Вот молодой краснобай Троцкий в Париже, куда я попал, бежав из вологодской ссылки, развязно и убедительно произносит:

- А куда они - честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести ни совести...».

После окончания первой мировой войны и революции понимание воинской чести смещается и адаптируется к целям жизни нового государства. И.В. Сталин выступая в 1930 году на XVI съезде ВКП(б), использовал понятие чести в важнейшем идеологическом пассаже – тяжкий труд, против чего сражались революционеры теперь – дело чести. Положенные на музыку, эти слова зазвучали из всех радиоприемников: «'Нам ли стоять на месте? В своих дерзаниях всегда мы правы! Труд наш есть дело чести, есть подвиг мужества и подвиг славы!» ("Марш энтузиастов" из кинофильма 1940 года "Светлый путь"). Основное внимание народа стараются отвлечь от военных дел для достижения новой цели – труда во имя нового государства.

Первым кодексом советской военной этики была книжка красноармейца 1918 года. В ней нашли отражение ее важнейшие положения. Одной из форм поощрения были награды как свидетельство признания особых заслуг; однако в данном случае речь всегда шла лишь о моральных наградах, существенных материальных наград в этот период не было.

Основными наградами являлись: присвоение звания Героя России, Героя труда, почетных званий, награждение орденами, медалями, почетными грамотами, дипломами, премиями, значками, занесение в Книгу почета или на Доску почета, объявление благодарности. Утверждение 16 апреля 1934 г. высшей степени отличия в нашей стране — звания Героя Советского Союза было логичным развитием славных героических традиций русской армии и флота. В 1935 году в армии восстанавливаются воинские офицерские звания - важный шаг к восстановлению воинской чести.

В 1938 году была учреждена медаль «За отвагу». С момента своего появления стала особо популярной и ценимой среди фронтовиков, поскольку ей награждали исключительно за храбрость, проявленную в бою. Это главное отличие медали «За отвагу» от некоторых других медалей и орденов, которые нередко вручались «за участие». В основном медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав, но также она вручалась и офицерам (преимущественно младшего звена). А в 1939 году постановлением Совнаркома создаются товарищеские суды чести командного политического и начальствующего состава РККА (действующие с измененными полномочиями до сих пор). Суды были призваны рассматривать дела о поступках, недостойных звания офицера, порочащих офицерскую честь.

За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны 11603 воина были удостоены звания Героя Советского Союза, 104 из них получили это звание дважды, а Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин - трижды.

Орденами и медалями было награждено более 7 млн. человек.

Соединениям, частям и кораблям Советских Вооруженных сил вручено 10900 боевых орденов.

В ходе Великой Отечественной войны было учреждено 12 орденов, 25 медалей, которыми награждались советские войны, участники партизанского движения, подпольщики, труженики тыла, народные ополченцы.

С первых дней Великой отечественной войны (1941-1945) слово «честь» входит в действующий идеолого-политический лексикон: такие качества, как патриотизм и ненависть к врагу, воинская честь и мужество, героизм и самоотверженность человека в военной форме проявились в полной мере.

Так, знаменитое произведение Алексея Толстого «Петр Первый» было написано по приказу Сталина. Автор во время написания романа по указанию Сталина получил доступ к государственным архивам, и именно благодаря полученным данным книга получилась действительно исторической. Сталин прекрасно понимал, что без знания прошлого невозможно построить будущее, и поэтому в разгар Великой

Отечественной войны он сделал попытку показать своему народу, как происходило становление великого государства. Очевидно, что именно история Русской Армии Петра I и побудила Сталина к введению в Советской Армии гвардейских подразделений. Многие восприняли решение о переименовании четырех стрелковых дивизий – 100, 127, 153 и 161 в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские - неоднозначно и даже несколько враждебно. Прежде всего, это было связано с возникающими ассоциациями с Белой гвардией, но Сталин не зря являлся грамотным стратегом и тактиком, ведь именно в это время появилось произведение Алексея Толстого «Петр Первый», в котором гвардейцы показаны как настоящие герои, не отступающие с поля боя, а проявляющие героизм в противостоянии с преобладающими силами противника.

Гвардейские подразделения стали образцами героизма для остальных воинских подразделений, и каждое из таких подразделений стремилось доказать, что оно тоже готово носить доблестное имя – Гвардейское. В мае 1942 года был введен знак отличия – гвардейский, по внешнему виду он напоминал орден Красного Знамени, и каждый боец считал высшей наградой носить этот знак у себя на груди.

Гвардейцами были Александр Матросов, закрывший своим телом вражеский дзот, Алексей Маресьев участвовал в воздушных боях с протезами вместо ног, Иван Кожедуб, сбивший только по официальной статистике 62 самолета фашистов. Действительно, советские воины дорожили честью носить гордое звание – гвардеец и в каждом бою доказывали, что они не зря удостоены такой чести.

В годы Великой Отечественной войны понимание чести сыграло особую роль. Был необходим стимул, ведь люди рисковали своей жизнью ради защиты Родины. Поэтому в этот важный исторически момент для нашей страны подвиги превозносились, о них писали во фронтовых газетах, и это способствовало поднятию в воине-победителе чувства воинской чести. 6 января 1943 года - знаменательный день для нашей армии. Именно в этот день Президиум Верховного Совета своим указом вводит для личного состава Красной Армии, а 15 февраля - и для Военно-Морского флота погоны.

Вслед за погонами для армии вводится государственный гимн. В 1944 году на экраны страны выходит фильм «В шесть часов вечера после войны» с «Песней артиллеристов». Уже первые строки апеллируют к понятию чести: «Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой. Мы в смертный бой идем за честь родной страны». Понятием чести и заканчивается песня: «В честь Родины своей, в честь нашего народа мы радостный салют в полночный час дадим».

В годы Великой Отечественной войны воинская честь находила выражение в борьбе с фашизмом. Честь и достоинство защитников отечества, наполненные чувством патриотизма, любви к Родине, выступали как естественная потребность в мужественных поступках на поле боя.

Военный историк и публицист советского периода Д.А. Волкогонов дает следующее определение: «Честь офицера - это выражения сознания им своего достоинства и готовности к выполнению воинского долга перед обществом».

В. Солоухин рассматривал процессы середины 1940-х-начала 1950-х годов как политику реставрации, реставрации старых традиций и понимания воинской чести в первую очередь. Помимо введения раздельного обучения по образцу дореволюционных гимназий, открытия церквей, воскрешения имен Суворова и Кутузова, массового изучения бальных танцев, В. Солоухин отмечает и факт поднятия офицерской чести, дарования офицерам золотых погон. Об этом же пишет Г. П. Климов: «Исчезли в Красной армии треугольники, кубики и шпалы, а вместо них появились старые офицерские погоны. Ввел Сталин новый кодекс чести для офицеров, включающих коленопреклоненное целование гвардейских знамен перед боем, а после боя - расстрел трусов перед строем части. Не все рыцарские ордена могли похвастать таким кодексом воинской чести, как Советская гвардия».

Суды чести просуществовали до конца 1949 года. В 1949 году на экраны страны вышел фильм «Суд чести», снятый режиссером А.М. Роомом и получивший в том же 1949 году Государственную премию. Кроме пьесы А. Штейна «Закон чести» (по которой был снят фильм), в период 1948-1954 года вышли книги, в названиях которых фигурирует «честь». Это книга Г. Баширова «Честь» (М., 1954), роман А. Первенцева «Честь смолоду» (журнал «Октябрь», 1949 ), сборник школьных рассказов Г. Корсакене «Честь класса» (М., Л., 1953).

В 50-70-е годы понимание воинской чести отразилось и на воспитании подрастающего поколения. В школах появляются «основные правила поведения пионеров», называемые «законами пионерской чести». Таким образом, понимание воинской чести в эти годы на пике популярности. Госиздательства выпускают книги «Честь труду». «Честь смолоду», «Честь, достоинство, личность», «Честь солдата»; звучат слова песен «Мир нам дорог, словно честь», «Мы честь рабочую храним» (1961-1964 годы); книги «О чести и достоинстве советского гражданина», «О гражданственности и чести», «Честь по труду», а в третий – «Честь смолоду» и «Честь и слава - по труду» (1974-1976 годы). Однако, в послевоенные годы, речь уже идет не только о воинской чести, но часто упоминается и честь трудовая, которая тоже очень активно поощрялась.

С середины 80-х годов понимания воинской чести становится существенным компонентом повседневной общественной лексики. Ей посвящено сразу несколько романов: в 1986 - 1987 гг. журнал «Аврора» публикует роман В. Пикуля «Честь имею». В 1986 году выходят книги «Честь и слава пехоты», «Честь и авторитет коммуниста», в 1987 - роман Ю. Пиляра «Честъ» (о Д. М. Карбышеве), Е. Иванова «Честь и долг», сборник «Честь и слава - по труду», в 1988 - сборник «Честь смолоду», в 1989 - книга А. Лебедева «Честь» (о И. Д. Якушкине).

В 1989 году писатель Юлиан Семенов, отвечая на вопросы интервью заявляет: «Я убежден: человек чести и добра, сражающийся со злом - это стержень, который держит человечество. Если мне хоть в какой - то мере удается доказать это, значит пишу не зря».

Таким образом, отметим следующие характеристики понимания воинской чести в советский период:

• Характеризуя этический компонент понимания воинской чести, отметим, что духовным основанием является не христианская вера, а идеология. Однако и вера не была полностью искоренена из сознания людей, хотя сама религиозная принадлежность не афишировалась.

• После Октябрьского переворота 1917 года и окончания первой мировой войны понимание воинской чести смещается и адаптируется к целям жизни нового государства: теперь делом чести становится труд.

• Однако процессы конца 30-х и до 50-х годов можно охарактеризовать как политику реставрации, реставрации старых традиций и понимания воинской чести в первую очередь. Здесь на первый план выходит воинская честь в социокультурном аспекте. Возрождаются награды как 105 свидетельство признания особых заслуг; однако в данном случае речь всегда шла лишь о моральных наградах, существенных материальных наград в этот период не было. Основными наградами являлись: присвоение звания Героя России, Героя труда, почетных званий, награждение орденами, медалями, почетными грамотами, дипломами, премиями, значками, занесение в Книгу почета или на Доску почета, объявление благодарности.

• С первых дней Великой отечественной войны (1941-1945) слово «честь» входит в действующий идеолого-политический лексикон: такие качества, как патриотизм и ненависть к врагу, воинская честь и мужество, героизм и самоотверженность человека в военной форме проявились в полной мере.

• В разгар войны происходит обращение к историческим корням – публикуется роман «Петр Первый», происходит переименования полков в гвардейские, которыми совершается множество подвигов; вводятся погоны и государственный гимн.

• Выполнение воинского долга в годы войны было делом чести и рассматривалась как естественная потребность в мужественных поступках на поле боя.

• В 50-70-е годы понимание воинской чести становится основным компонентом воспитательной системы. С середины 80-х годов понимания воинской чести становится существенным компонентом повседневной общественной лексики.

Понятие воинское чести в наше время непопулярно. Государство делает лишь первые попытки возрождения былых офицерских традиций, создания кадетских школ. Однако, мы считаем, что упадок нравственности и утрата Кодекса чести в России связаны с длительным забвением Церкви после Октябрьской революции, когда истинные христианские ценности были отринуты. Но заложенные веками национальный дух и религиозная сущность должны всплыть на поверхность человеческой души. Исторический час 106 жизни требует, чтобы русский человек раскрыл свою человеческую духовную активность. Именно сейчас пришло время для реабилитации нравственных ценностей, основанных на единых вечных духовных принципах. «Вспомним прежде всего, что многие кодексы морали суть различные части единого совершенного поведения, т. е. различные выборки из одного и того же целого. Задача нравственного развития состоит при этом в том, чтобы освобождаться от неполноты и односторонности каждого отдельного кодекса, включая в состав поведения ценности, признанные уже в других кодексах». В отечественной истории необходима активировать ценности чести и долга, которые есть в нас, но спрятаны и периферию общественной жизни. «Русский человек должен выйти из этого состояния, когда он может быть святым, но не может быть честным. Святость навеки останется у русского народа, как его достояние, но он должен обогатиться новыми ценностями. Русский человек и весь русский народ должны сознать божественность человеческой чести и честности,» - призывает Н.А. Бердяев . В этих словах классиков русской философской мысли виден путь России, путь Будущего, путь совершенствования нации и каждого человека в отдельности.

«Как бы ни расходились между собою нравственные правила, которым следуют разные народы, эпохи и отдельные люди, все же они могут быть поняты как различные ступени восхождения к одной и той же цели или (в худшем случае) как боковые уклонения на различных извилистых линиях развития, чаще всего обусловленных различными видами столкновения ранга и силы ценностей, ведущих, однако, вверх по направлению к одной и той же области бытия и ценностей, к порогу Царства Божия».

Н. Лосский пишет о возможности и необходимости абсолютной этики. Выразив в понятиях идею абсолютного совершенства и конечной цели поведения, она дает в руки абсолютный масштаб для сознательной нравственной оценки поступков и планов будущего. Исходя из этого масштаба, приходится признать, что в нашем психоматериальном царстве бытия даже и лучшие поступки содержат в себе только частичное добро; ниже этого уровня стоят уже поступки, считаемые нередко похвальными, а в действительности представляющие собою выбор из двух зол меньшего.

По мнению другого философа, Ивана Александровича Ильина, духовная составляющая станет основой рыцарственного служения Родине, характерного для русского офицерства и делающее его представителей «подлинными дворянами». Именно такое служение «чести» необходимо культивировать во всем обществе. В статье «О рыцарском духе» философ, в частности, отмечал: «Во всей великой смуте наших дней, среди крушений, бед и утрат, в раздорах и соблазнах мы должны помнить одно и жить одним: поддержанием и насаждением духа рыцарственного служения… Ибо этот дух есть как бы воздух и кислород русского национального спасения… Вне рыцарственного духа национального служения – все бесцельно, все тщетно, все вредно; вне его никто ничего не освободит и не возродит, а создаст только новый раздор, новую смуту и новую гражданскую войну на погибель России и на радость ее исконным и всемирным врагам».

Итак, крепким стержнем мировоззрения воина является религия, веруя в Бога и бессмертие своей души у солдата не будет страха воевать за свою Родину. Рыцарственное служение Родине, характерное для русского воина- мужчины необходимо культивировать во всем обществе.

В марте 1992 г. было установлено звание Героя Российской Федерации и утвержден знак отличия — медаль "Золотая Звезда".

Ныне серебряной медалью «За отвагу» могут быть награждены военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, другие граждане России и за мужество и отвагу, проявленные в боях, и при выполнении специальных заданий по обеспечению государственной безопасности, при защите конституционных прав граждан в условиях, сопряжённых с риском для жизни. Этой медалью награждали за действия – бои с террористами и незаконными бандформированиями на Кавказе и в Москве.

Таким образом, отметим следующие характеристики понимания воинской чести в советский период:

• Характеризуя этический компонент понимания воинской чести, отметим, что духовным основанием является не христианская вера, а идеология. Однако и вера не была полностью искоренена из сознания людей, хотя сама религиозная принадлежность не афишировалась.

• После Октябрьского переворота 1917 года и окончания первой мировой войны понимание воинской чести смещается и адаптируется к целям жизни нового государства: теперь делом чести становится труд.

• Однако процессы конца 30-х и до 50-х годов можно охарактеризовать как политику реставрации, реставрации старых традиций и понимания воинской чести в первую очередь. Здесь на первый план выходит воинская честь в социокультурном аспекте. Возрождаются награды как свидетельство признания особых заслуг; однако в данном случае речь всегда шла лишь о моральных наградах, существенных материальных наград в этот период не было. Основными наградами являлись: присвоение звания Героя России, Героя труда, почетных званий, награждение орденами, медалями, почетными грамотами, дипломами, премиями, значками, занесение в Книгу почета или на Доску почета, объявление благодарности.

• С первых дней Великой отечественной войны (1941-1945) слово «честь» входит в действующий идеолого-политический лексикон: такие качества, как патриотизм и ненависть к врагу, воинская честь и мужество, героизм и самоотверженность человека в военной форме проявились в полной мере

.• В разгар войны происходит обращение к историческим корням – публикуется роман «Петр Первый», происходит переименования полков в гвардейские, которыми совершается множество подвигов; вводятся погоны и государственный гимн.

• Выполнение воинского долга в годы войны было делом чести и рассматривалась как естественная потребность в мужественных поступках на поле боя.

• В 50-70-е годы понимание воинской чести становится основным компонентом воспитательной системы. С середины 80-х годов понимания воинской чести становится существенным компонентом повседневной общественной лексики.

Упадок нравственности и утрата Кодекса чести в России связаны с длительным забвением Церкви после Октябрьской революции, когда истинные христианские ценности были отринуты. Но заложенные веками национальный дух и религиозная сущность должны всплыть на поверхность человеческой души. Исторический час жизни требует, чтобы русский человек раскрыл свою человеческую духовную активность. Именно сейчас пришло время для реабилитации нравственных ценностей, основанных на единых вечных духовных принципах. Цель государства - насаждать дух рыцарственного служения Отечеству, воспитывать гражданина, человека Чести и это – важнейшие составляющие русского национального самосознания.

Список использованной литературы.

1.Галицко-Волынская летопись // Электронный ресурс: http://www.bibliotekar.ru/rus/86.htm.

2. О долге и чести воинской в российской Армии: Собрание материалов, документов, статей // Под ред.доктора военных наук В.Н. Лобова; сост. Ю.А, Галушко, А.А. Колесников. – М.: Воениздат, 1990. -368с.

3. Поучение Владимира Мономаха // Библиотека Литературы Древней Руси // Электронный ресурс: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=4874.

4. Слово о полку Игореве.

5. Бердяев, Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев// О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. – М.:Хронос,1990.- 432с.

6. Борисов, С.Б. Честь как феномен российского политического сознания. - Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 2001.- 80 с.

7. Волкогонов, Д.А. Воинская этика/ Д.А. Волкогонов. – М.: Воениздат,1976. – 326 с.

8. Гуревич, А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе/ А.Я. Гуревич. – М.: РОССПЭН, 2005. – 421с.

9. Иванов, Е.С. Воспитание офицерской чести в русской армии / Е.С. Иванов // Вестник военного университета. - 2007 г. - №2 (10). – с.58- 67.

10. Краснов, П.Н. Душа армии / П.Н. Краснов //Душа армии: Русская военная эмиграция о морально — психологических основах российской вооруженной силы. - М: Военный университет, Русский путь, 1997. –329с.

11.Кодекс чести члена союза советских офицеров 1993 г. // Электронный ресурс: http://sosof.narod.ru/links.html.

12. Черная. Л.А. «Честь»: представления о чести и бесчестии в русской литературе XI — XVII веков / Л.А. Черная // Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991. С. 56.

Просмотров работы: 414