НАСИЛИЕ И НЕНАСИЛИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАСИЛИЕ И НЕНАСИЛИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

Альметов А.Р. 1, Лубяной В.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В понимании феномена насилия есть два крайних подхода — широкий (абсолютистский) и узкий (прагматический), каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах — не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное. При этом подавлением считается любое ограничение условий личностного развития, причина которого заключена в других людях или общественных институтах. В узком смысле насилие обычно сводится к физическому и экономическому ущербу, который люди наносят друг другу, и оно понимается как телесные повреждения, убийства, ограбления, поджоги и т.п. Трудности, связанные с определением насилия, получают разрешение, если поместить его в пространство свободной воли и рассматривать как одну из разновидностей властно-волевых отношений между людьми.

Насилие есть один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком. Основания, в силу которых одна воля господствует, властвует над другой, подменяет ее, принимает за нее решения, могут быть разными:

а) некое реальное превосходство в состоянии воли — типичный случай: патерналистская власть, власть отца;

б) предварительный взаимный договор — типичный случай: власть закона и законных правителей;

в) насилие — типичный случай: власть оккупанта, завоевателя, насильника.

Насилие — не вообще принуждение, не вообще ущерб жизни и собственности, а такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены. В понятии насилия существенно важными являются два момента:

а) то, что одна воля пресекает другую волю или подчиняет ее себе;

б) то, что это осуществляется путем внешне ограничивающего воздействия, физического принуждения.

Понятие насилия имеет достаточно конкретное и строгое содержание, его нельзя отождествлять с любой формой принуждения. Насилие как определенную форму общественного отношения следует отличать, с одной стороны, от инстинктивно-природных свойств человека, а с другой стороны, от других форм принуждения в обществе, в частности, патерналистского и правового.

Само существование, человечества доказывает, что ненасилие превалирует над насилием. Превалирование ненасилия — существенная основа жизни вообще. Особенность человеческой формы жизни состоит в том, что преодоление насилия становится сознательным усилием и целенаправленной деятельностью.

Структура насилия.

Анализ структуры явления начнем, прежде всего, с соотнесения материальной и идеальной сферы его существования.

Насилие – явление материальное, т. к. носителем насилия является человек. Взаимодействие конкретных объектов окружающего мира (людей) происходит посредством этого явления. Насилие идеально в том смысле, что оно мешает пониманию, сужает возможности отражения конкретного человека.

На основе взаимодействия материального и идеального аспектов насилия проанализируем структуру насилия.

Выделим субъект и объект насилия, т.е. носителя насилия и то, на что оно направлено. Субъектом насилия является человек, который его совершает.

Объектом насилия является другой человек, а как результат насилия – помеха для вложения вклада этого человека в общественное производство жизни.

Теперь выделим взаимосвязь элементов. Взаимодействие между субъектом явления насилия и объектом есть реакция этого объекта на субъект.

Структура явлений психологического и физического насилия незначительно различается.

Таким образом, структура явления:

Человек А совершает насилие над человеком B.

Человек В делает меньший вклад в общественное производство жизни.

С развитием общества происходит изменение структуры насилия: преобладающая роль переходит к психологическому насилию. В настоящее время мы наблюдаем именно это: масс-медиа старается создать информационный хаос, скрывая от нас объективную действительность.

Насилие в человеческом существовании – явление временное, т. к. если это не так, то в конце концов любое общество исчезнет, а чтобы выжить каждый в обществе должен быть человеком и делать как можно больший сознательный вклад в общественное производство жизни.

Форма насилия постоянно менялась – от первобытного до нашего времени. Другое дело форма насилия в разных социальных группах, будь то семья или школа. В явлении насилия можно найти то исходное свойство, которое будет выстраивать взаимосвязь остальных.

Рассмотрим с точки зрения взаимосвязи противоположностей.

Основное противоречие содержится во взаимодействии. Исходя из определения, данного нами, то противоречием в явлении является взаимодействие того, что помогает делать человеку сознательный вклад в общественное производство жизни, и тем, что мешает делать ему этот вклад. Это противоречие до сих пор движет развитием насилия.

Выделим этапы развития насилия. В рабовладельческий период насилие преимущественно было одной из форм принуждения к труду. В средневековье насилие было распространено во всех сферах жизни, в отношениях феодалов и крестьян, между государствами, между приверженцами различных религий. В настоящее время насилие носит преимущественно психологический характер. Но также можно выделить форму, которая появилась сравнительно недавно – это террор. Он является применением силы или угрозой её применения в политических целях. Таким образом, насилие прошло в своём развитии путь от физической помехи для совершения сознательного вклада в общественное производство жизни до психологического насилия, когда объект насилия даже не осознает самого факта совершения насилия.

Роль государства в ограничении насилия.

Государство сделало существенный шаг в ограничении насилия. Прямую борьбу с насилием оно дополнило упреждающим воздействием на обстоятельства, способные породить его. В государстве насилие по большей части заменяется угрозой насилия.

Каким бы легитимным, институционально оформленным и предосторожным государственное насилие не было, оно остается насилием — и в этом смысле прямо противоположно морали. Монополия на насилие ведет к его избыточности. Институциональность насилия придает ему анонимность и притупляет его восприятие. Косвенный характер насилия (манипулирование сознанием, скрытая эксплуатация и т.п.) расширяет сферу его применения.

Отношение к государственному насилию может быть существенно иным, если рассматривать его, как форму ограничения насилия, этап на пути преодоления насилия. Институционализация насилия включает его в пространство действий, легитимность которых совпадает с разумной обоснованностью и требует такого обоснования; вне этого была бы невозможна сама постановка вопроса о допустимости насилия. Косвенные, латентные формы насилия — свидетельство того, что оно в своей эффективности может быть заменено другими средствами.

Государственное насилие — не просто ограничение насилия, а такое его ограничение, которое создает предпосылки для окончательного преодоления и перехода к принципиально ненасильственному общественному устройству.

Ненасилие в истории общества.

Ненасилие выражалось в непротивлении, хотя часто воспринималось всего лишь как воплощение покорности, пассивности, слабости. На этом основании выдвигался аргумент в пользу насилия, который состоял в том, что без него нельзя противостоять агрессивным формам зла (например, тирании). И как бы плохо ни было насилие, оно все же лучше покорности и трусости. Насилие считается оправданным как противонасилие.

Однако, этот аргумент не совсем состоятелен, поскольку существует еще один тип поведения — это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости ненасильственными методами. Этот тип поведения является морально оправданным.

Принципы ненасильственного поведения:

а) отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу;

б) критика своего собственного поведения с целью выявления того, что в нем могло бы питать и провоцировать враждебную позицию оппонента;

в) анализ ситуации глазами оппонента с целью понять его и найти такой выход, который позволил бы ему сохранить лицо, выйти из конфликта с честью;

г) борьба со злом, но любовь к людям, стоящим за ним;

д) полная открытость поведения, отсутствие в отношении оппонента какой бы то ни было лжи, скрытых намерений, тактических хитростей и т.п.

В ХХ столетии ненасилие становиться стратегией и техникой социально политической борьбы, способом разрешения конфликтов, тактикой посредничества. Все это является свидетельством того, что открывается новая эпоха, когда общественная справедливость сопрягается исключительно с ненасильственными методами решения человеческих конфликтов.

Глава 4.Идеал ненасилия в отечественной культурной традиции

К отечественной культурной традиции следует обратиться по двум причинам. Во-первых, для нашей страны, для русского народа она имеет наибольшую значимость. Во-вторых, интересующая нас проблема оказывается в центре внимания русской философии, причем ненасилие осознается именно как принцип и идеал. В связи с дискуссиями о насилии и ненасилии поднимаются вопросы о роли государства, православия и социализма в истории русского народа, об исторической миссии России, об экономическом отставании страны, о становлении гражданского общества...

В той или иной форме идея ненасилия присутствовала в отечественной культуре и ментальности с древнейших времен. Русская традиция понимания ненасилия обусловлена в значительной мере православным мировоззрением. Слова о непротивлении Иисуса Христа из Нагорной проповеди неразрывно связывались с любовью к ближнему. «Сотворить добро по отношению к подвергающемуся нападению я могу только избавлением его от угрожающего ему зла. Но где предел этому противлению? Должен ли я противиться злому с самоотвержением, с опасностью для моей и его жизни? На эти вопросы отвечает сам Христос, говоря: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (Иоанна, XV, 13)». Такое понимание существенно отличается от трактовки ненасилия в некоторых ответвлениях индийской традиции, склонной к проповеди невреждения всем живым существам.

С точки зрения христианского мировоззрения, человек имеет право защитить слабого, который по каким-либо причинам подвергается нападению, и это вовсе не идёт вразрез с содержанием Нагорной проповеди. Разве можно оставить без защиты слабого, немощного человека, женщин и детей? В православной трактовке такое ненасилие скорее является насилием. Ведь оставляя слабых без защиты, мы предоставляем возможность злу бесчинствовать. В таком подходе к проблеме, одобряемом православной традицией (тесно связанной с задачами выживания народа, с культом служения государству), мы видим признание диалектического взаимодействия противоположных начал. Допускается применение физического насилия в случае защиты ближнего или самозащиты. Принцип же ненасилия остается непоколебимым в ситуациях, не связанных с защитой и самозащитой человека. Императив ненасилия ярко проявляется в ситуации разрешения конфликтов или реакции на вербальное ненасилие (например, не отвечать бранью на брань). Такое видение проблемы можно связать с коллективистской организацией русского общества, в котором потеря нескольких человек оправдана, если спасено общество в целом. Как известно, основными сферами распространения легетимизированной насильственной смерти являются сфера правосудия (смертная казнь), армия (война), медицина (аборт, эвтаназия и т.п.). Отношение к смертной казни в России никогда не было однозначным. Например, императрица Елизавета Петровна отменила смертную казнь на время своего правления, хотя пытки в том или ином виде применялись. Военная служба считалась и считается благословенной. История русской церкви знает немало примеров, когда священники становились воинами, участвовали в крупных отечественных войнах 1812 г. и 1941–1945 гг.70. Так, отец Василий Васильковский за свою верную службу в период войны 1812 г. получил «офицерскую награду – орден Св. Георгия Победоносца» . Однако вспомним, что были и захватнические крестовые походы. «Есть православие, а есть мифы о нем… Вот именно в числе таких мифов находится и распространенное мнение о том, что в отличие от католиков… православный мир не знал ни инквизиции, ни крестовых походов, ни костров… Крестовых походов вообще не было бы, если бы о них не просила и в них не участвовала православная Византийская империя. И преследование еретиков, и сожжения колдунов также были в православной истории». Но подчеркнем, что крестовые походы – это явление временное, характерное для средневековья, для периода религиозного фанатизма. Убийство в любом случае считалось грехом и только в случае защиты Отечества от нападения врагов – грехом меньшим. Любовь к родной стране, желание её защитить оценивалось исключительно положительно. Православная церковь чтит подвиги А. Невского, А. Суворова, Ф. Ушакова и других героев России, многие из которых причислены к лику святых, и призывает уделять внимание воспитанию воинов в духе христианской веры и любви. Особенно ценится патриотизм, храбрость, готовность к самопожертвованию. Считается, что послушание воина говорит о его верности Отечеству и православной вере, а не о рабском безволии. Важно, что в русской армии поддерживалась атмосфера веротерпимости, солдаты иного вероисповедания (мусульмане) служили наравне с православными. При этом существовали единые для всех правила нравственного поведения воина, в том числе по отношению к врагам: не начинать войну без крайней необходимости, т. е. без явного и неодолимого вызова; не нападать во время войны на тех, кто не имеет оружия (на мирных жителей, на пленных и раненых, на священников, на врачей и медицинских сестёр); не применять во время боя каких-либо средств, причиняющих излишнее страдание; не грабить и не осквернять храмы, не мародерствовать и не оскорблять народной нравственности.

О необходимости защиты слабого напоминает А. Кураев: «Одни святые подставляли щёку, другие святые же вынимали меч. Здесь нужно или обостренное совестное чувство или же хорошо воспитанный разум, чтобы уметь различить – в каких случаях и как надо себя вести. Иногда уйти от драки будет грехом, особенно когда под угрозу поставлена честь или жизнь другого человека». Любовь и жертвенность человека, желание спасти ближнего пусть даже ценой своей жизни становятся важнейшей частью понятия о ненасилии в отечественной традиции. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как я возлюбил вас». Итак, принцип непротивления, соединенный, вместе с тем, с признанием необходимости самозащиты и гуманным отношением к ближнему помогает уменьшить насилие и двигает человечество по направлению к этике любви.

Собственно философия ненасилия в отечественной традиции берёт свой отсчёт с учения Л.Н. Толстого о непротивлении злу силою. Отметим, что большинство исследователей считает, что ненасилие как отдельное учение начинается именно с философии Л.Н. Толстого (А.А. Гусейнов, Т.Н. Москалькова, Е.Д. Мелешко и многие другие).

Свои взгляды Толстой изложил в ряде философских работ: «В чем моя вера?», «Исповедь», «Закон насилия и закон любви», «Царство Божие внутри нас», «Любите друг друга», «Не убий никого» и в некоторых других произведениях. Пережив кризис, он переоценивает ценности, обращается к Евангелию, изучает религии. Он приходит к выводу, что главнейшей заповедью во всех религиях считается «не противься злому» и что согласно ей должна быть построена жизнь каждого отдельного человека. Мыслитель считает, что использовать насилие и агрессию по отношению к ближнему нельзя ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах. Толстой также обращается к идеям мудрецов древности: к Лао-Цзы, Конфуцию, Заратустре, Будде, Сократу, Христу, Магомету и другим.

Рассматривая все жизненные проблемы с позиций непротивления, Толстой понимает, что насильственная борьба со злом не уничтожает, но умножает зло, что это умноженное зло переходит, в конечном счёте, на сторону того, кто пытается искоренить его силой. Успешно противостоять злу можно только с опорой на противоположное начало – добро. Доказательство тому – то, что в течение тысячелетий люди отвечали злом на зло, вопреки новозаветному правилу, однако от этого в мире не стало меньше зла. Толстой создаёт своё евангелие, считая, что люди на протяжении веков неправильно понимали Священное писание. Существование в мире войны и военной службы – свидетельство порочности человечества, его отступления от главнейшей заповеди. По Толстому, именно с помощью непротивления можно избежать войны. И здесь самое главное – соблюдение этой заповеди и нравственное самосовершенствование каждого человека. «Правители думают насилием заставить людей жить доброй жизнью. А они первые этим самым насилием показывают людям пример дурной жизни».

Заключение.

Как уже было отмечено выше, сегодня насилие приобрело массовый характер, причем в психологической форме. Процесс «промывания мозгов» – вот основной инструмент психологического насилия сегодня. Нескончаемый поток информации мешает делать сознательный вклад в общественное производство жизни, и в итоге мы делаем непонятно что. Человек не может понять, ГДЕ он и ЗАЧЕМ он! А раз так, то он не нужен! Но те же инструменты психологического насилия настолько «засоряют» мозги, что об этом человек даже не задумывается. Итог – деградация производственных сил общества.

Для России справедливо всё вышесказанное. Те, кто контролирует инструменты массового психологического насилия, наплевал на судьбу России, и лишь удовлетворяет свой коренной интерес. И пока до нас не дойдет, всё будет продолжаться в том же духе, а именно – будет продолжаться процесс деградации производительных сил в России. Значит, нас ожидает качественный скачок - либо общество погибнет, либо до нас дойдет. И то и другое сулит революцией и сменой собственника.

Список использованной литературы.

1. Методолгоия военно-научного познания. - М.: Воениздат, 1977. - 430 с.

2. Философия: Учебник. - М.: Военный университет, 1998. - 252 с.

3. Макарова, Н.И. Насилие – ненасилие в современном образовании (или педагогика ненасилия как философская проблема).

4. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. – №8 – С.3-30.

5. Эгути М. Учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу и его влияние на общественную мысль в Японии: дис. … канд. филос. наук :

6. КиберЛенинка – научная электронная библиотека // http://cyberleninka.ru/article.

Просмотров работы: 847