МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЛУЖБАХ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ) МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЛУЖБАХ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ) МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Балабаев Д.В. 1, Шестериков А.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Важнейшей характеристикой воинского коллектива, подразделения является его морально - психологический климат.

Морально – психологический климат оказывает решающее влияние на психологию воинского коллектива, в частности на систему взаимоотношений между военнослужащими и в целом на морально – психологическое состояние личного состава подразделения, службы.

Важнейшей функцией офицера, как руководителя коллектива, является формирование здорового морально – психологического климата.

Реализовать данную функцию, правильно строить работу по подержанию и формированию здорового морально – психологического климата в коллективе службы, подразделения невозможно без глубокого знания сущности содержания данной проблемы, путей ее решения.

Морально-психологический климат в службах (подразделениях) МТО: сущность и содержание.

Важнейшим условием формирования и сплочения воинского коллектива, поддержания положительного морально-психологического состояния личного состава является создание (формирование и развитие) здорового морально-психологического климата в коллективе подразделения, службы.

Так, что же такое морально-психологический климат воинского коллектива?

Морально-психологический климат – это состояние коллектива воинского подразделения, которое характеризуется уровнем социального восприятия предметов и явлений, происходящих в коллективе и степенью удовлетворенности его членов друг другом и различными сторонами межличностного общения и взаимодействия.

Психологический климат, микроклимат, моральная, нравственная или психологическая атмосфера - все это скорее метафорические, чем строго научные выражения, очень удачно отражающие существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, так и человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно зачахнуть в другом и все это зависит от социально-психологического климата в коллективе.

Это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия.

Другими словами можно сказать: под морально-психологическим климатом понимаются устойчивые настроения и суждения, отражающие социальные условия жизнедеятельности воинского коллектива.

В научной и учебной литературе часто встречается понятие «социально-психологический климат». Однако, это понятие, на наш взгляд отражает и характеризует состояние больших (макро) групп.

В малых группах, каковыми являются коллективы подразделений и служб, целесообразнее применять понятие «морально-психологический климат».

Этот же термин содержится и в целом ряде документов органов государственной власти и управления (в т.ч. Общевоинские Уставы ВС РФ, и приказы МО РФ, организационно-методические указания по работе с личным составом

Социальное восприятие во многом зависит от уровня сознательности, нравственной и идеологической зрелости воинского коллектива.

Восприятие складывается из отдельных ощущений, эмоций и впечатлений военнослужащих как реакция на событие или воздействие руководства, в результате чего возникают индивидуальные и групповые чувства, оценки и настроения.

Морально-психологический климат имеет такую особенность, как неадекватность индивидуальных и групповых психических состояний. Достаточно сказать, что, например, хорошее настроение солдата можно обнаружить не только в передовом коллективе, но и в том, где снижена командирская требовательность и бытуют неуставные взаимоотношения.

В понятии «морально-психологический климат» можно выделить два элемента: моральный и психологический.

Моральный элемент состоит из нравственных норм и принципов, идеалов и убеждений, доминирующих в воинском коллективе.

Психологический элемент выражается в общественной психологии, которая объединяет устойчивые психические качества, присущие группе, коллективное (общественное) мнение, психическое состояние военнослужащих, находящихся в различных взаимоотношениях, а также их индивидуальные интересы, настроения, чувства и волю, отношения к поставленным задачам и друг к другу.

Таким образом, морально-психологический климат - это состояние, характеризующее уровень нравственной зрелости, психологический устойчивости членов коллектива, их взаимопонимание в процессе совместной деятельности, отношение к уставному порядку, традициям, моральным нормам, явлениям общественной внутри коллективной жизни.

Все эти моменты проявляются в разделении всеми воинами особого чувства комфортности – удовлетворенности каждого члена коллектива сложившимися межличностными отношениями, условиями совместной служебной деятельности.

Морально-психологический климат непосредственно влияет на производительность и эффективность воинского труда, на воспитание воинов, и в целом, на уровень развития коллектива.

Морально-психологический климат воинского коллектива в плане его влияния на морально-психологическое состояние личного состава, на состояние боевой готовности и боевой способности характеризуется и оценивается как здоровый (положительный, позитивный) и нездоровый (отрицательный, негативный).

Существенное влияние на морально-психологический климат оказывает управленческая деятельность командиров и начальников, их личностные качества, стиль руководства.

В зависимости от этого различают различные типы морально-психологического климата.

Благоприятный климат – когда методы управления положительно воспринимаются в коллективе.

Отстающий– если деятельность и требовательность руководителя, из-за недисциплинированности отдельных членов коллектива, процветания круговой поруки и других негативных явлений вызывает групповую неудовлетворенность.

Неперспективный – когда управление как бы не поспевает за развитием коллектива и личный состав предъявляет повышенные требования к самому руководителю по поддержанию уставного порядка и дисциплины.

Незрелый, весьма неблагоприятный – полная удовлетворенность со стороны подчиненных плохим руководством (как результат бездеятельности руководителя).

Каковы же психологические характеристики морально-психологического климата воинского коллектива?

К числу характеристик морально-психологического климата в социальной психологии относят следующие: совместимость, сработанность, сплоченность, направленность, самоорганизованность.

Совместимость это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимальную удовлетворенность друг другом.

Психологическая совместимость объективно реализуется в бесконфликтности общения и взаимодействия.

Главный компонент совместимости – субъективная удовлетворенность общением с данным человеком (или группой).

Различают физиологическую, психофизиологическую, психологическую и социальную совместимость.

Физиологическая – обусловлена такими факторами как сочетание группы крови, особенности деятельности сердечно-сосудистой системы, вегетативной, нервной и других систем организма.

Психофизиологическая совместимость обусловлена такими особенностями личности, как тип темперамента, различная выносливость членов группы.

Психологическая совместимость зависит от особенностей характера, доминирующих чувств, интересов, склонностей общающихся личностей.

Социальная совместимость характеризуется общностью мировоззрения, отношением к религии, целям совместной деятельности и т.д.

Начальнику службы целесообразно учитывать совместимость при подборе и распределении специалистов службы по объектам совместной деятельности.

Сработанность – это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимально возможную успешность в совместной работе при минимальных энергетических затратах. Сработанность – это результат взаимодействия людей в конкретной деятельности (в боевой учебе, жизни, службе).

В условиях воинской деятельности сработанность проявляется в боевой слаженности подразделения (службы).

Следующей важнейшей характеристикой является направленность коллектива. Она проявляется не только в целях, им выбранных, но и в подчинении этим целям взаимоотношений в коллективе, в доминировании коллективистских взаимоотношений в деловой и личной сферах общения.

Одна из характеристик морально-психологического климата воинского коллектива – самоорганизованность – это способность коллектива к самостоятельному принятию и реализации оптимальных решений, направленных на достижение коллективных целей и защиту интересов коллектива. Этот показатель характеризует развитие самоуправления в коллективе. Важнейшим условием для развития этого качества коллектива является опыт самостоятельного распределения обязанностей между членами коллектива, определение путей и средств достижения целей, взаимного контроля исполнения. Безусловно, начальник службы должен оказать помощь коллективу, т.е. ставить конкретные и посильные задачи. Организуя работу, необходимо создавать условие, чтобы каждый специалист МТО мог показать свои способности перед другими членами коллектива.

Групповая сплоченность - это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов в группе.

Групповая сплочённость одновременно является одной из основных проблем формирования группы (коллектива).

Сплоченность коллектива понимается как характеристика нравственного, интеллектуального, эмоционального и волевого единства его членов.

В отечественной социальной психологии основные принципы исследования групповой сплочённости разработаны А.В. Петровским.

Сплоченность коллектива представляет как динамическая характеристика процесса развития внутриколлективных связей, которые развиваются на трех уровнях (стратах).

Внешний уровень развития групповой сплочённости – непосредственные эмоциональные контакты, эмоциональная привлекательность членов группы.

Второй слой (страт) – более глубокое образование – «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей в процессе совместной деятельности.

Третий «ядерный» слой (страт) сплочённости группы проявляется в разделении членами группы общих целейгрупповой (коллективной) деятельности.

К этим уровням (стратам) групповой сплочённости примыкает такая её характеристика как устойчивость коллектива к деструктивным (разрушающим) воздействиям.

Противоположной характеристикой групповой сплоченности является групповая разобщенность.

Групповая сплоченность определяется как социально-психологическое явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений воинов в трех основных сферах совместной деятельности: морально-политической (социально-политической), военно-профессиональной и межличностно-бытовой.

Групповая сплоченность интегрирует в себе вышеперечисленные характеристики морально-психологического климата.

Морально-психологический климат проявляется и реализуется во всех сферах деятельности военнослужащих и коллектива.

В морально-политической (социально-политической) сфере сплоченность выступает в качестве ценностно-ориентационного единства и проявляется в общности мировоззрения, основных целей, потребностей, мотивов и установок на совместную деятельность, во взаимном доверии единомышленников, их желании сотрудничать.

В военно-профессиональной сфере сплоченность проявляется как боевая сработанность (слаженность), в эффективности совместной деятельности, взаимопонимании по служебным и профессиональным вопросам.

В межличностно-бытовой сфере сплоченность проявляет себя как психологическая совместимость, объективно реализуемая в бесконфликтности общения в боевой, неслужебной обстановке.

Групповая сплоченность по сферам совместной деятельности(по Н.Н.Обозову)

 

Сферы

Морально

политическая

Военно-профессиональная

Межличностно- бытовая

Компоненты сплоченности

Ценностно-ориентационное единство

Боевая сработанность (слаженность)

Психологическая совместимость

Объективные показатели сплоченности

Степень общности мировоззрений, целей, мотивов и установок на совместную деятельность

Эффективность совместной боевой деятельности

Бесконфликтность общения

Субъективные показатели сплоченности

Взаимное доверие единомышленников, желание сотрудничать.

Взаимопонимание по служебным и профессиональным вопросам

Взаимная эмоциональная удовлетворенность

Работа должностных лиц части (подразделения) по изучению и формированию здорового морально-психологического климата.

Важнейшей задачей любого руководителя является работа по изучению, поддержанию и формированию здорового морально-психологического климата в подчинённом воинском коллективе.

Эта работа начинается с изучения и оценки истинного состояния морально-психологического климата.

Для изучения, правильной оценки и работы по формированию морально-психологического климата подразделения (службы) необходимо учитывать факторы, влияющие на него.

К внутренним факторам относятся:

  • личностные качества военнослужащих составляющих коллектив;

  • элементы психологии воинского коллектива – взаимоотношения, коллективное мнение, настроения, традиции;

  • развитость психологических характеристик морально-психологического климата (сплоченности, психологической совместимости, сработанности и т.д.).

Внешние факторы, влияющие на морально-психологический климат:

  • авторитет и стиль руководства командира (начальник), его психолого-педагогическое мастерство;

  • организация боевой подготовки, поддержание уставного внутреннего порядка;

  • социальная и правовая защищенность, организация быта военнослужащих;

  • взаимоотношения с другими коллективами.

Изучение морально-психологического климата имеет цель определить его состояние, оценить и наметить путидальнейшей работы по его формированию.

Изучение опирается на известные методы психологии и педагогики, однако первоочередной задачей является определение предмета исследования (т.е. составляющих морально-психологического климата), составление примерной программы действий.

В общем виде такая программа может включать ряд позиций, которые необходимо уточнять в каждом конкретном случае.

1. Изучение личностных качеств и психических свойств личного состава службы.

2. Выявление статуса военнослужащих в коллективе, обращая внимание на официальных (младших командиров) и неформальных лидеров.

3. Изучение характера, содержания и направленности взаимоотношений в коллективе наличия микрогрупп, совместимости военнослужащих, сплоченности коллектива и т.д.

4. Изучение коллективных настроений, мнений и традиций, их влияние на социально-психологический климат.

5. Вскрытие возможных негативных явлений в коллективе, их источников и возможных последствий (предпосылки и наличие конфликтов).

6. Изучение потребностей, мотивов поведения воинов, степень удовлетворенности своим положением в коллективе, системой стимулирования труда, отношения к профессии и т.п.

7. Изучение стиля руководства командиров и начальников всех степеней и его влияния на морально-психологический климат.

На основе изучения и анализа перечисленных факторов и позиций программы изучения морально-психологический климат оценивается как с точки зрения влияния на морально-психологическое состояние по критериям «здоровый – нездоровый» (положительный – отрицательный, позитивный негативный), так и с точки зрения эффективности управления – благоприятный, отстающий, неперспективный, незрелый.

Кроме того, при оценке морально-психологического климата учитывается:

- целеустремленность (направленность) - глубокое понимание коллективных целей воинской деятельности каждым военнослужащим, совпадение личных и коллективных целей;

- подготовленность, качество учебно-боевой подготовки, уровень полевой выучки - совокупность знаний, навыков, умений, согласованность действий при выполнении практических задач боевой подготовки, при сдаче итоговых проверок и на тактических учениях;

- организационное единство и дисциплинированность - уровень действенности органов управления, согласованность в деятельности командиров и начальников всех степеней и актива подразделения, службы, выполнение требований уставов, инструкций, распорядка дня, коллективная оценка состояния воинской дисциплины;

- отношение к общественной работе - охват членов коллектива общественными поручениями, периодичность и качество их выполнения;

- психологическая коммуникативность и сплоченность - эмоциональная устойчивость в ходе решения сложных задач, общность взглядов по коренным вопросам жизни коллектива, взаимопомощь, совпадение официальной и неофициальной структуры;

- преобладание мнений и настроений - они зависят от реакции на основные события внешней и внутренней жизни страны, Вооруженных Сил, от удовлетворенности воинов службой и бытом, взаимоотношений в воинском коллективе.

В деятельности начальника службы по изучению морально-психологического климата наиболее часто используются общие методы психологии.

Психолого-педагогическая беседа.

В ходе бесед, путем постановки различных вопросов можно выявить все составляющие морально-психологического климата (удовлетворенность своим положением, характер и направленность микрогрупп, систему взаимоотношений и т.д.).

Психолого-педагогическое наблюдение.

Особое внимание в ходе наблюдения целесообразно обратить внимание на военнослужащих с отклоняющимся поведением, на систему формальных и неформальных взаимоотношений, настроение личного состава и отдельных военнослужащих и т.д. Итоги наблюдений необходимо тщательно анализировать, выявлять тенденции развития коллектива и учитывать в последующей работе.

Психолого-педагогический эксперимент.

В повседневной жизни для офицеров-практиков наиболее приемлемым является естественный эксперимент. Он проводится в естественных условиях привычной деятельности воинов – во время занятий по боевой подготовке, собраний, хозяйственных работ, спортивных состязаний и др., при несении службы суточного наряда, выполнении общественных поручений. Во время эксперимента определяются: совместимость, лидерство, симпатии и антипатии.

Обобщение независимых характеристик.

Он применяется для сравнения характеристик, данных рядом сослуживцев, командиров и начальников, активистов независимых друг от друга, на изучаемых воинов. Наиболее эффективен данный метод при изучении взаимоотношений, мнений, настроений в коллективе, мотивов поведения воинов.

Анкетирование.

Представляет собой письменные ответы воинов на вопросы, представленные в анкете, и проводится с целью выявления в короткое время со слов воина их основных психологических и социологических данных, а также мнений, настроений, запросов как отдельных воинов, так и коллективов в целом.

Тестирование.

Этот метод психологической диагностики использующий стандартизированные вопросы, задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью оценить уровень развития у воина и коллектива определенных качеств.

Матричное описание коллектива взвода (службы).

Это способ формализованного выражения результатов анкетирования воинов по специальным вопросам и проводится на основе социометрии.

Данный метод используется для изучения психологической совместимости, взаимоотношений, выявления лидеров во взводе (службе) и основан на взаимной оценке всех воинов.

На основании изучения и оценки, начальник службы выбирает наиболее приемлемые пути формирования и поддержания здорового морально-психологического климата в коллективах и подразделениях служб МТО.

При этом необходимо учитывать, что воинские коллективы подразделений и служб МТО отличаются от других коллективов рядом особенностей.

1. Коллектив подразделений и служб МТО обеспечивает благоприятные материальные и бытовые условия личному составу части для выполнения задач боевой подготовки.

2. Коллектив подразделений и служб МТО характеризуется относительной неоднородностью своего состава: офицеры, прапорщики, военнослужащие, проходящие службу по контракту и по призыву, служащие РА; по образованию; по возрасту; много отдельных специальностей; по полу.

3. Коллектив подразделений и служб МТО свои служебные задачи выполняет в специфических условиях: по 1-2 человека и предоставлен сами себе на объектах МТО.

4. Коллектив подразделений и служб МТО отличается особым способом

формирования: только повара и редко прапорщики приходят со специальной подготовкой, а остальные подбираются и обучаются на служебных местах.

5. Коллектив подразделений и служб МТО имеет дело с материальными ценностями, нуждающимися в постоянном правильном хранении, уходе и учете.

6. Каждый член коллектива подразделений и служб МТО должен обладать предприимчивостью, бережливостью, исключительной честностью.

7. Независимо ни от каких условий коллектив подразделений и служб МТО обязан накормить (З раза в день), обуть, одеть, заправить технику, подвезти материальные ценности и, таким образом, положительно повлиять на морально-психологическое (в боевой обстановке на боевое) состояние личного состава части.

Естественно, что эти специфические социально-психологические особенности коллективов подразделений и служб МТО требуют от руководителя-управленца мастерства психолога, социолога и педагога.

Каковы же основные пути (направления) деятельности начальника служб по формированию здорового морально-психологического климата?

1. Комплектование подразделений и служб с учетом психологической совместимости личного состава, личных качеств, данных профессионально психологического отбора.

Особое внимание необходимо обращать:

а) на подбор сержантов и прапорщиков, занимающих должности командиров отделений, старших смен и объектов, повара-инструктора, начальника ВРМ, бани и т.д.

Подбор сержантов целесообразно осуществлять из числа лидеров микрогрупп положительной направленности, наиболее подготовленных солдат контрактной службы и по призыву. Постоянно заботится о профессиональном росте младших командиров, формировании и развитии у них командирских, методических навыков, навыков работы с личным составом

б) на набор, расстановку, обучение и воспитание актива подразделения.

При подборе и расстановки актива целесообразно:

  • обсуждать кандидатов в актив на собрании личного состава;

  • использовать мнение коллектива о достоинствах и недостатках тех или иных воинов, которых вы будете рекомендовать в актив;

  • изучать будущих активистов в процессе боевой подготовки (главное надо оценить их трудолюбие, дисциплину, честность, искренность);

  • обучать актив формам и методам работы;

  • создать в подразделении обстановку деловой заинтересованности в подборе актива.

2. Организация и руководство процессами адаптации молодого пополнения, вновь прибывающих в коллектив военнослужащих и лиц гражданского персонала.

3. Совершенствование системы воспитательной работы, дифференцированный подход к воспитанию различных категорий военнослужащих и гражданского персонала. Обеспечение тесного единства всех направлений воспитания, методов и форм воспитательной работы.

4. Работа по формированию уставных взаимоотношений.

Цель этой работы – достижение сплоченности коллектива во всех сферах деятельности (социально-политической, военно-професиональной, межличностно-бытовой).

5. Совершенствование индивидуальных методов форм работы офицеров-начальников служб по воинскому воспитанию.

6. Организация процесса боевой подготовки, выполнения задач материального обеспечения. Справедливое и целесообразное распределение служебных обязанностей и функций между подчиненными.

7. Поддержание крепкой воинской дисциплины, утверждение и поддержание в подразделении, службе строгого уставного порядка.

8. Формирование общественного (коллективного) мнения, положительных традиций, позитивного настроения.

9. Постоянное совершенствование стиля руководства подчиненными.

Стиль управления – совокупность типичных, относительно устойчивых приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного решения стоящих задач.

Важно помнить, что многие требования к стилю работы руководителя определены в общевоинских Уставах Вооруженных Сил РФ. Начальник службы с первых дней должен стараться выработать свой стиль работы, стараться овладеть демократическими методами управления (не отрицая авторитарных, административных), заботиться о людях и организации процесса совместной деятельности.

10. Своевременное предупреждение (профилактики) и разрешения конфликтов в воинских коллективах.

Морально-психологический климат оказывает огромное влияние на решение задач в боевой обстановке. Именно в боевой обстановке наиболее ярко проявляются и оказывают непосредственное влияние все психологические характеристики морально-психологического климата - совместимость, сработанность, самоорганизованность и групповая сплоченность коллектива.

Именно в боевой обстановке обостряется влияние всех факторов (внутренних и внешних), обуславливающих состояние морально-психологического климата коллектива. Поэтому в боевой обстановке особенно необходима кропотливая работа по формированию здорового морально-психологического климата как важнейшего условия высокого морально-психологического состояния личного состава подразделения и служб МТО.

Таким образом, рассмотренная программа, методы изучения и оценки морально-психологического климата воинского коллектива позволяют начальнику службы целенаправленно строить и вести эффективную работу по формированию здорового морально-психологического климата в коллективе.

Заключение.

Морально-психологический климатэто состояние коллектива воинского подразделения, которое характеризуется определенным уровнем социального восприятия предметов и явлений, происходящих в коллективе и степенью удовлетворенности его членов друг другом и различными сторонами межличностного общения и взаимодействия. Создание здорового МПК является одним из главных условий формирования и сплочения воинского коллектива.

Знание психологических особенностей всех вышеназванных социально-психологических явлений и умение управлять ими позволит начальнику продовольственной (вещевой) службы грамотно управлять подчиненным воинским коллективом и успешно решать стоящие перед ним задачи.

Список использованной литературы.

  1. Общевоинскоие Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Москва. ВИ 2017.

  2. Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 г. №655.

  3. Об утверждении Положения о психологической службе Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 сентября 2015г. №576.

  4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб.для вузов. М. 2005.

  5. Психология и педагогика. Военная психология /под ред. А.Г. Маклакова. – СПб. 2007.

  6. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Уч. пособие / под общ.редакцией Н.И. Резника. М. 2005.

  7. Основы социальной военной психологии (курс лекций). Уч. пособие для курсантов и слушателей военных вузов. Вольск. 2009.

  8. Проблемы воспитательной работы в подразделениях и службах материально-технического обеспечения. Уч. пособие.- Вольск ВВИТ. 2011.

  9. Система морально- психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Фдерации. Уч. пособие под общей редакцией Н.И. Резника. М.2005.

  10. Алехин И.А. и др. Психология и педагогика. Эл. Учебник.- М.: ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, 2016.

  11. Шестериков А.В., Хациева И.А. Психология и педагогика: основы психологии личности военнослужащего и воинского коллектива. Электрон. Учеб.пособ.- Вольск.: ВВИМО. 2016.

Просмотров работы: 2521