ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АРМИИ И НА ФЛОТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АРМИИ И НА ФЛОТЕ

Волошин В.Д. 1, Лубяной В.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Идеологическая работа в Вооруженных Силах - это отнюдь не изобретение наших дней, в армии ей всегда придавалось серьезное значение. Воспитательная работа и сегодня является одним из наиболее существенных направлений подготовки войск, так как именно она во многом определяла и определяет боевой дух соединений и частей. В разное время она по-разному называлась, а то и совсем не имела определенного названия, но без нее не мог обойтись ни один военачальник, который заботился об уровне морально-психологического состояния своих солдат и офицеров. Важным условием боеспособности Вооруженных Сил многие правители и полководцы считали усвоение каждым воином целей и задач, стоящих перед государством и его войском.

Об этом свидетельствуют и приказ Петра I перед Полтавской битвой, нацеленный на укрепление морального духа войск, и инструкция ротным командирам графа С.Р. Воронцова (1774 г.), требующая от офицеров ежедневной, кропотливой работы с каждым солдатом.

Ярким примером понимания важности информационной работы в воинском воспитании является деятельность великого русского полководца А.В.Суворова. Умение организовать эффективную воспитательную работу являлось составной частью его полководческого таланта. Знаменитое суворовское изречение «Бей неприятеля, не щадя ни его, ни себя самого; дерись зло, дерись до смерти; побеждает тот, кто меньше себя жалеет» означает не только необходимость механического усвоения приемов ведения боя, твердого знания своей задачи в конкретном бою. В нем заключена и мысль о важности глубокого осознания каждым воином своего священного долга по защите интересов Отечества, ясного понимания своей роли в решении общего дела, в достижении победы над врагом.

Сегодня идеологическая работа в армии приобретает ещё большее значение, нежели раньше. Являясь суверенным и независимым государством, Российская Федерация должна быть способна сама себя защищать. Вооруженные Силы страны призваны гарантировать военную безопасность ее гражданам.

Особую важность защита государства приобретает в настоящее время, когда США активно проводит против нашей республики психологическую войну. Причина этой войны стара как мир – экономические интересы. Поэтому, не желая терять своё выгодное положение, Америка поставила своей целью контролировать мировой порядок и распоряжаться мировыми ресурсами, она рвется к мировому господству.

К психологической войне надо относиться со всей серьёзностью, ибо ранее она уже привела к распаду СССР. В настоящее время боевые действия всегда совмещаются с психологическими операциями. Примером таких войн является не только Афганистан, Югославия и Ирак, но и недавние заявления Польского правительства о нарушении прав поляков в Беларуси – это все звенья одной цепи, этопсихологическая война, война против любого, кто окажется на пути к контролю над мировыми ресурсами, к глобальной власти мирового капитала. Именно поэтому идеологическая работа, призванная сформировать в общественном сознании систему мировоззренческих идеалов, ценностей и ориентиров, практически реализуемых в поведении населения страны и интересах обеспечения военной безопасности государства, приобретает особое значение.

Становление и развитие теории и практики воспитания в Российской армии неразрывно связаны с именами прославленных русских полководцев 18-19 веков. К ним по праву можно отнести Петра Первого, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.А. Румянцева, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова и др. В этот период наметился переход от стихийно-ситуативной практики военного воспитания к созданию целостной военно-педагогической системы обучения и воспитания регулярной армии, подготовки офицерских кадров. В основу этой системы была положена идея необходимости защиты государя-императора, Отечества, соблюдения воинской чести и верности воинской присяге.

Воспитание строилось с учетом «самобытности» русского солдата, национальных, религиозных, психологических особенностей и исторических традиций русского народа, приоритета идей патриотизма и воинской чести в системе моральных ценностей воина и развития их в новых условиях. Прогрессивные военные деятели России стремились создать, а в дальнейшем развить отечественную систему воспитания, активно используя прогрессивный зарубежный военный опыт, преломленный через призму национальных особенностей и исторических традиций русского воинства.

Во второй половине 19-начале 20 века теория и практика воспитания военнослужащих сложилась и органично вошла в стройную систему подготовки рядового и офицерского состава Русской армии.

Военное воспитание организовывалось и проводилось на основе императорских указов, требований военной присяги и воинских уставов, приказов, распоряжений и циркуляров Военного министерства и главного управления вузов, инструкций, которые определяли правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в частях и в военно-учебных заведениях, а также указаний, распоряжений, приказов командования каждой части, вуза и издаваемых ими инструкций, положений и правил.

Целью воинского воспитания являлось формирование высоких нравственных качеств военнослужащих, укрепление их боевого духа, повышение боеспособности армии. Это определяло его содержание: оно включало в себя в качестве составных частей умственное, нравственное и физическое воспитание, которые были органично связаны между собой и серьезно влияли на формирование личности. При этом каждая из них выполняла свои специфические функции, задачи, имела свои формы и методы воздействия на военнослужащих.

Основой воспитательного процесса в России являлось нравственное воспитание.

Характерной особенностью нравственного воспитания русского воина являлось развитие религиозности, утверждение православной веры.

Важнейшим направлением нравственного воспитания в Русской армии являлось также формирование у военнослужащих четкого понимания таких нравственных категорий как честь, ответственность, вера, верность присяге, воинская субординация и др., а также боевых качеств, необходимых настоящему воину (мужество, храбрость, стойкость, хладнокровие и др.)

В содержание воспитания, кроме познания нравственно-боевых категорий и нравственно-служебных обязанностей, входили эстетическое, трудовое, религиозное, патриотическое, правовое и профессионально-эстетическое воспитание. Воспитание любви к труду и своему Отечеству, искренней веры в Бога, развитие любви к прекрасному и возвышенному и т.д. основывалось прежде всего на нравственных началах.

Рождение в 1917 г. молодого Советского государства, его Вооруженных Сил потребовало иной системы воинского воспитания, отличной от существовавшей в Русской армии. У истоков ее создания стояли видные деятели советского периода, как М.В. Фрунзе, М.И. Калинин, С.С. Каменев, М.Н. Тухачевский и др.

В первый послереволюционный период (1918 – 1922 гг.) происходило зарождение и становление системы воспитания воинов РККА. В начале Гражданской войны обучение и воспитание личного состава носило эпизодический и эмпирический характер. Ведущим методом воспитания выступало убеждение в сочетании с активным использованием таких методов, как личный пример, поощрение, агитация, просвещение, принуждение и др.

В общей системе воспитательной работы (агитационно-пропагандистской), проводимой в войсках, особое внимание уделялось укреплению воинской дисциплины, основанной на политической сознательности. Этому способствовало утверждение в 1918 г. первой советской присяги.

В воспитании личного состава РККА активно участвовали партийная и комсомольская организации, красноармейская общественность, которые сплачивали воинов, воспитывали их в духе товарищества и дружбы, преданности социализму, бдительности и классовой ненависти к врагам.

Во второй период (1923 – 1928 гг.) происходил дальнейший поиск форм и методов воспитания воинов, разрабатывались основы военной педагогики на основе марксистско-ленинской идеологии и классового подхода. Особенностью данного этапа являлось педагогическое обеспечение военной реформы 1924 -1925 гг., в ходе которой была введена смешанная система комплектования, ликвидирована текучесть кадров в частях и подразделениях, установлена четкая система прохождения военной службы, развернута военно-научная работа, войска обучались и жили по новым уставам. В итоге были созданы вполне боеспособные и благонадежные в политическом отношении армия и флот.

В последующий период, вплоть до начала Великой Отечественной войны (1929 – 1941 гг.), воспитательная работа направлялась на поддержание устойчивого политико-морального состояния военнослужащих, мобилизацию их на овладение новыми образцами военной техники и оружия, изучение новых воинских уставов и наставлений, подготовленных с учетом боевого опыта, а также всемерное укрепление воинской дисциплины.

Необходимо отметить, что чрезмерная идеологизация педагогической науки, недостаточное изучение и использование, а зачастую и отрицание передовой зарубежной военно-педагогической мысли и опыта воспитания в Русской армии, не могли не сказаться негативно на боевой подготовке войск, особенно накануне войны.

В ходе ВОВ (19441 – 1945 гг.) первоочередное внимание было обращено на пересмотр, а в дальнейшем и на совершенствование системы воспитания бойцов и командиров армии и флота, ее организационной, содержательной и методической сторон.

Ведущими формами воспитания личного состава являлись политинформации, беседы, митинги, читки газет, доведение сводок Совинформбюро, разъяснение приказов Верховного Главнокомандующего и обращений военных советов. Во все периоды войны слово, личный пример командира и политработника, коммуниста и комсомольца играли важную роль. Среди наиболее действенных форм воспитательной работы следует отметить такие, как проведение встреч с отличившимися воинами, обмен опытом представителей различных воинских специальностей, доведение обращений трудовых коллективов заводов и фабрик к воинам, выступления очевидцев немецко-фашистских злодеяний с демонстрацией обличительных документов и материалов, распространение газет, журналов и листовок.

Большое место в воспитательной работе занимала пропаганда героического прошлого нашей Родины, ее народа. В войска были направлены темы лекций, докладов, бесед, а также специально подготовленное пособие «Героическое прошлое русского народа». В нем рассказывалось о боевых традициях, истории их возникновения, воинских ритуалах и символах, о великих победах русских полководцев А.Невского, Д.Донского, Д.Пожарского, А.Суворова, М.Кутузова и др.

Послевоенный период (1946 – 1953 гг.) связан с переходом ВС на мирное положение, что обусловило перестройку форм и методов воспитательной работы, решение новых задач. Были разработаны учебные планы политических занятий, установлена единая форма подготовки руководителей групп – семинар, учрежден институт помощников руководителей групп политзанятий. При организации воспитательной работы обращалось внимание не на количество проведенных мероприятий, а на то, как она влияет на положение дел в подразделении.

Коренное преобразование обучения и воспитания военнослужащих (1954 -1961гг.) было связано с появлением оружия массового поражения и осуществлением военно-технической революции. Был создан учебный фильм, который широко использовался как дидактическое средство для обучения военнослужащих действиям в ходе боевой подготовки и как воспитательное средство по морально-психологической подготовке к ведению боевых действий в условиях применения противником оружия массового поражения.

В 70-е – 80-е годы, в период стратегического паритета между СССР и США, ускорился процесс обновления боевой техники и вооружения. Вводится институт прапорщиков и мичманов.

Дальнейшее изменение в воспитательной работе происходили в условиях «перестройки» (1985-1991 гг.) В этот период в стране и в ВС происходило расширение гласности и демократии, что нашло отражение в усилении критики армейских порядков, в том числе содержания, форм и методов воспитательной работы.

В ВС начались кардинальные изменения, которые переросли в последующем в военную реформу. В эти годы количественно и качественно изменился личный состав, по существу поменялись принципы воспитательной работы и ее содержание. Она постепенно освобождалась от чрезмерной идеологизации и однопартийной направленности. С распадом СССР завершился советский период в организации воспитательной работы в ВС.

Русские полководцы и военачальники о воинском обучении и воспитании.

Воинское воспитание и обучение включает в себя формирование высоких морально-психологических качеств и овладение военно-профессиональными знаниями, умениями, навыками каждого воина, необходимыми ему для успешной военно-боевой деятельности.

Все выдающиеся русские полководцы и военачальники были не только стратегами и тактиками, но и воспитателями своих солдат. Их взгляды на обучение и воспитание закреплялись в присяге, уставах и реализовывались в практической деятельности войск.

В первой четверти XVIII века Петр I, создавая регулярную армию, заложил фундамент, на котором в дальнейшем строилась отечественная военная школа обучения и воспитания. Сущность ее раскрывается в следующих положениях:

Во-первых, система обучения и воспитания нижних чинов значительно отличалась от иностранной. В этот период большинство западно-европейских армий формировалось за счет наемников, как из числа своих граждан, так и иностранных. Русская же регулярная армия имела национальные черты. Введенная с 1705 г. рекрутская система комплектования охватывала население центральных «великороссийских» губерний и давала солдат, «спаянных общностью языка, веры, обычая и родства», которые шли в бой не за деньги, а за Родину. На военную службу не принимались «люди опороченные, увечные и слабоумные».

Во-вторых, в каждом солдате воспитывались сознательное отношение к воинскому долгу и высокие моральные качества. Петр I неоднократно повторял, что «все материальные условия есть не более, как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент». Воспитание солдат основывалось на идеях защиты Отечества, преданности императору как символу единства многонациональной России и религиозного послушания. Военная Присяга и уставы обязывали солдат «служить Царю-Государю верно и послушно», защищать государство «телом и кровью», «честно жить и не в лицемерном страхе Божий содержать себя».

В-третьих, большое внимание в войсках уделялось воспитанию корпоративного духа - прочной связи офицера с солдатом и войскового товарищества. Рекрут, призванный в армию, переставал считаться крепостным помещика и находился, как и офицер, под защитой закона на «государевой службе». Император требовал, чтобы офицеры солдатам были «яко отцы детям» и заботились о них. Прежде чем утвердить солдатский полк в армии, он сам в течение месяца жил в нем. Чинопроизводство исходило из принципа - «высокое происхождение - только счастливый случай, и не сопровождаемое заслугами учитываться не должно». По указанию царя дети дворян, не служившие солдатами в гвардии, «ни в какой офицерский чин не допускались». (В петровское время большинство дворян выходило в офицеры не ранее чем через 5 - 6 лет солдатской службы.) С учетом силы землячества для сплочения войск полки пополнялись и именовались по названиям городов, из которых они комплектовались солдатами (Орловский, Козельский, Тверской и т.д.).

В-четвертых, огромное воспитательное значение имела воинская дисциплина, которая в регулярной армии Петра I была жесткой, но осмысленной. Военнослужащий обязан был под страхом строжайшего наказания выполнять требования устава и беспрекословно подчиняться своим командирам. Солдат-нарушителей ставили на часы «под мушкет», наказывали шпицрутенами (длинные гибкие древесные прутья, употреблявшиеся для телесных наказаний), батогами (прут или палка), а за особо тяжкие преступления приговаривали к смертной казни. Но вместе с тем Петр I требовал не механической исполнительности, а осмысленного и инициативного служения. В дополнениях к Уставу воинскому 1716 г. государь предписывал: «В уставе порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться устава, я ко слепой стены». Для поощрения ревностной, добросовестной службы солдат широко применялось награждение медалями, деньгами, повышение в должности и звании, особо отличившиеся производились в офицеры и им давали личное дворянство.

В-пятых, обучение войск, введенное Петром I, отличалось простотой, практичностью и было подчинено исключительно целям войны. Царь указывал, что солдат «надлежит непрестанно тому обучать, как в бою поступать», - «справной и неспешной стрельбе», штыковым приемам, рукопашному бою, умению наступать и маневрировать. В целях скорейшей подготовки новобранца к бою обучение старых солдат происходило отдельно от молодых, были упрощены, по сравнению с иностранными уставами, строевые приемы и команды. Так, например, команда «Оборотись направо!» была заменена более короткой «Напра-во!».

Во второй половине XVIII века петровские традиции продолжил А.В. Суворов (1730-1800 гг.), он создал целостную, проверенную в боях национальную систему воспитания и обучения армии, получившую название «Наука побеждать».

В этот период прусская система подготовки (Пруссия в XVIII веке - милитаризированное королевство в Германии) считалась образцом для всех европейских армий. Согласованные и четкие действия воинов достигались муштрой (дрессировкой) - путем длительных механических упражнений и жестоких наказаний. Фридрих II, не веря в высокие нравственные качества своей вербованной армии, считал, что «солдат должен бояться палки капрала больше, чем пули неприятеля». На самоотверженность этого войска нельзя было рассчитывать; его держали в оцепленных часовыми лагерях, вели в бой сомкнутыми линиями, оставляя позади ряды, на которые была возложена обязанность гнать отстающих, желающих спрятаться или убежать.

Солдат петровской закалки не было необходимости подобно немецким наемникам держать под постоянным надзором, они проявляли в бою инициативу, чувство товарищеской поддержки, готовность к самопожертвованию. Именно на развитии этих лучших черт национального характера русского солдата и строилась система подготовки «суворовского чудо-богатыря», которая выражалась в следующих положениях:

Во-первых, великий полководец стремился опереться на активные стороны духа человека, разбудить у него национальную гордость, самодеятельность, веру в себя, чувство чести, долга и направить их в нужном направлении. «Не руки, не бренное человеческое тело одерживает победу, - говорил Суворов, - а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, если душа воина велика и могуча, не предается страху, то и победа несомненна».

Во-вторых, суворовская система обучения служила воспитанию высоких морально-психологических и боевых качеств. Все учения и маневры, которые проводил великий полководец, отличались большой динамичностью, способствовавшей выработке у воинов быстроты действий, выносливости, ловкости. Учение шло по принципу: «Тяжело в ученье - легко в походе, легко в ученье - тяжело в походе». Перед штурмом крепости Измаил в 1790 г. А. Суворов приказал насыпать вал и вырыть ров, подобные турецким, и обучал войска искусству их штурма. Общий план предстоящих боевых операций доводился до каждого начальника и рядового солдата, чтобы «каждый воин понимал свой маневр». Решительно искоренялось «немогузнайство», под которым полководец понимал лень мысли, нерешительность, боязнь ответственности, казенное отношение к служебным делам - качества губительные для военного дела.

В-третьих, приемы боя, которым обучались солдаты, соответствовали духу Русской армии. В этот период боевые действия западноевропейских наемных армий привязывались к базам снабжения из опасения их разложения при грабеже мирного населения. Основное внимание уделялось залповой стрельбе, обеспечивающей высокую плотность огня. Суворовские войска учились смелым, решительным наступательным действиям. Быстрота в сочетании с внезапностью позволяла меньшими силами побеждать численно превосходящего противника. Полководец водил войска с небывалой для того времени скоростью, обычный его суточный переход составлял 28 - 30 верст (перед началом Первой мировой войны (1914 г.) корпус проходил в сутки не более 15-20 верст). А.В. Суворов главное внимание уделял холодному оружию и одиночной прицельной стрельбе. Кремневые «фузеи» (ружья) XVIII века позволяли производить по 1 - 2 выстрела в минуту и давали эффективное поражение с 60 шагов, артиллерия картечью с 240 - 300 шагов. Это расстояние пехота бегом преодолевала за одну минуту, что давало преимущество в бою стороне, у которой было больше решимости и умения сойтись в штыковую атаку. Этими качествами вполне владел русский солдат. В штыковом ударе А.В. Суворов нашел синтез технического и морального начала.

В-четвертых, суворовская «Наука побеждать» была прежде всего наукой победы над собой, она требовала от каждого воина дисциплины и ежедневного тяжелого ратного труда. Генералиссимус твердо верил, «что праздность родит всякое зло, от нее лезет в голову дурь», и заботился, чтобы солдат был постоянно занят полезным делом.

Заключение.

Традиции духовно-нравственного воспитания воинов в русской армии - это исторически сформировавшиеся, сохраняющиеся и передающиеся из поколения в поколение ценности, идеи, предания и т.д. на основе православной веры, патриотизма, бескорыстного и преданного служения Отечеству.

Выполненное исследование отвечает интересам сегодняшнего дня, на повестке которого продолжает оставаться актуальной задача духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Многолетний опыт духовно-нравственного воспитания воинов русской армии помогает на практике извлекать из прошлых традиций все самое лучшее, что может применяться и в современных условиях. Традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов конца XIX - начала XX в. являются ценными ориентирами для жизнедеятельности современной российской армии.

Список использованной литературы.

1. Философия: Учебное пособие для вузов. - М.: Вицгул, 1994,- в 2ч.- 654 с.

2. Философия: Учебное пособие. / Под ред. проф. Лавриненко В.Н. –М.: Юрист, 1999. – 510 с.

3. Философия и методы науки / Под ред. проф. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996.

4. Философия: Учебник. - М.: Военный университет, 1998.- 252 с.

5. Философия (основные идеи и принципы). – М.: Политиздат, 1990.

6. КиберЛенинка – научная электронная библиотека // http://cyberleninka.ru/article.

Просмотров работы: 238