ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Цирульник С.Д. 1, Романова В.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Язык является основным средством общения людей. Язык напрямую связан с жизнью общества. Главной функцией знаковой системы под названием язык является коммуникативная, обеспечивающая общение между людьми в различных сферах жизни общества, в том числе и военной. Таким образом современное общество не может существовать без языка, ровно как и язык вне общества.

Обращение к проблемам речевого общения и этикета военнослужащих не случайно. Культура взаимоотношения с людьми, умение правильно и грамотно построить свою речь помогают добиться успеха в любой профессиональной деятельности. Военная сфера жизни общества не является исключением. Знания норм и правил военного этикета помогают командиру вести воспитательную и образовательную работу грамотно, активно и что не маловажно результативно. Умения руково­дить острыми дискуссиями, быстро разрешать конфликтные ситуации в воинских коллективах, быть для подчиненных примером поведения на службе и в быту определяют лицо современного командира.

Изучением военного этикета и культуры общения военнослужащих занимались такие известные ученые, как: Б.Н. Платонов, В.Т. Плаксин А.А. Чертополох, В.А. Фирсенков, Н.И. Формоновская, Ю. Н. Арзамаскин, В.Н. Ягодинский и многие другие.

Актуальность данного исследования объясняется тем, что язык, как средство коммуникации является сложной и многофункциональной системой, пронизывающей все сферы жизни общества. Язык также является динамичной системой, он не стоит на месте, а претерпевает изменения наряду с развитием современного общества. Следовательно, в коммуникативной системе языка всегда появляются новые аспекты, требующие детального изучения и анализа. Язык напрямую связан с такими понятиями как культура общения и этике. Так же в настоящее время военная сфера жизни общества притягивает к себе интерес как со стороны правительства, так и общества в целом. Правительство Российской федерации заинтересованно в улучшении принципов организации военного дела в стране и как следствии улучшении образовательного процесса в военных вузах.

Главной целью данной научной работы является детальное изучение аспектов культуры общения военнослужащих. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. Исследовать историю возникновения и развития воинского этикета и культуры общения

Изучить подходы к понятию «воинский этикет».

  1. Изучить взаимосвязи и взаимовлияния культуры общения военнослужащих и воинского этикета.

  2. Провести анализ форм речевого этикета в военных вузах

  3. Исследовать сформированность правил и норм этикета у курсантов.

Новизна исследования заключается в том что, на сегодняшний день целенаправленная, всесторонне продуманная и развитая система формирования речи как средства обучения, воспитания и руководства в системе военного образования находится на стадии формирования.

Практическая значимость настоящего исследования определяется возможностью использования его основных положений и полученных результатов в курсах лекций и практических занятий не только в военных вузах страны, но и в любых образовательных учреждениях.

Понятие речевого общения и речевого этикета.

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. [12, c. 9]

Общение как феномен изучается многими науками, так как пронизывает все сферы жизни людей. В каждой из наук ученые рассматривают данный феномен со своей точки зрения и с определенной позиции. Например, лингвисты, социологи, психологи и философы понимают под общением «процесс выработки новой информации и то, что вырабатывает их общность» (М.С. Каган), или «особую форму взаимодействия людей».

Очень точно сущность общения раскрывается в определение академика Д.С. Лихачева: «Общаясь, люди создают друг друга». Эти слова отображают значимость общения для жизни людей. Общение необходимо как для развития и существования любого общества в целом, так и для развития каждого отдельно взятого индивидуума в нем. Такой подход к пониманию понятия «общение» подчеркивает обусловленность общения как основного элемента культуры. Основным средством общения является речь. Таким образом, под общением можно понимать реальную деятельность, которая разворачивается процессуально и протекает преимущественно в виде речи, в ее словесной и несловесной составляющих.

Сегодня в современной науке наряду с термином общения широкое распространение получило слово латинского происхождения «коммуникация». Внаучной литературе эти слова используются как синонимы. При этом в лингвистических работах чаще встречается термин «коммуникация», а в исследованиях по психологии – «общение». Существует множество определений понятия речевая коммуникация. В широком смысле коммуникация – это необходимое условие жизнедеятельности человека и одна из фундаментальных основ существования общества, способ связи любых объектов материального и духовного мира.

На сегодняшний день в научной литературе нет единого подхода к классификации форм речевого общения. Данный феномен является многоплановым и многоаспектным. Так, российский лингвист Л. Якубинский [20] в статье «О диалогической речи» выделяет устную диалогическую, устную монологическую, письменную монологическую и письменную диалогическую формы общения. Другой российский лингвист, специалист по проблемам речевого поведения и речевого этикета, коммуникативным аспектам речи и языка Н.И. Формановская [19] в своей работе «Речевой этикет и культура общения» выделяет следующие виды общения:

Таблица 1. Виды общения

По цели

фатическое (неинформативное) - нефатическое (информативное)

По знаковой системе, использованной при общении

вербальное (словесное, обычно естественный национальный язык) - невербальное (несловесное - жесты, мимика )

По форме языка

устное - письменное

По постоянной/переменной коммуникативной роли - говорящего и слушающего

монологическое - диалогическое

По положению коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени

контактное - дистантное

По наличию/отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»

опосредованное - непосредственное

По количеству участников

межличностное - публичное - массовое.

По характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения

частное – официальное

Рис. 1– Оформление таблицы

Одним из важнейших показателей культурного и воспитанного человека являются хорошие манеры.С раннего детства нас стараются научить определенным манерам поведения. Культурному человеку необходимо постоянно следовать закреплённым в современном обществе нормам и правилам поведения соблюдать этикет. Знание и соблюдение норм этикетапозволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе и взаимодействовать с индивидуумами данного общества.

Слово «этикет» было заимствованно из французского языка в восемнадцатом веке. Это время характеризуется формированием придворного быта абсолютной монархии и установлением широких политических и культурных связей России с другими государствами. Этикет – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах). В вышеупомянутом значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV. Гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён. Таким образом, этикет может выступать в качестве индикатора ценностей различных исторических эпох.

Этикет определяет поведение любого человека. Это не только те правила, которым необходимо следовать за столом или в гостях, это все нормы человеческих взаимоотношений в любом культурном обществе. При помощи таких правил регулируются взаимодействия с окружающими. Действительно этикет выражается в разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает, вежливое положение лицом к говорящему и совсем не вежливое – спиной к нему. В этикетных целях мы часто используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы), особенности одежды (выбор праздничной, траурной или будничной одежды хорошо показывает, как мы понимаем обстановку, как относимся к участникам общения). Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Следовательно, нам необходимо подробно рассмотреть понятие «речевой этикет».

В процессе социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевые взаимоотношения, другими словами, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистанционно, и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации.

Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых ситуациях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, социологии, истории, культурологи, психологии и философии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

В повседневной жизни люди постоянно общаются друг с другом . Любой процесс общение складывается из определённых этапов:

  • начало разговора (приветствие / знакомство);

  • основная часть, беседа;

  • заключительная часть разговора.

Каждый этап общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями –формулами речевого этикета. Данные формулы существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на любые случаи жизни. Например:

Таблица 2. Формулы приветствия в речевом этикете

Формула приветствия

Пример

Уважительная форма

Моё почтение!

Указание на время встречи

Добрый день!

Специфическая форма

Здравия желаю!

Пожелание здоровья

Здравствуйте!

Эмоциональные пожелания

Очень рад!

Рис. 2 – Оформление таблицы

К формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа). С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.

Формулы речевого этикета характерны и литературному, и разговорному, и достаточно сниженному (жаргонному) стилю. Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит, главным образом, от ситуации общения. Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей.

История возникновения и развития воинского этикета и культуры общения.

Истоки отечественного воинского этикета уходят своими корнями в древность. Они зародились еще во времена деятельности древних племен, обитавших на территории, где сейчас находится наше государство. Среди них значительное место занимал скифский племенной союз, который вел частые войны с чужеземцами. В военной практике скифов были обряды, ритуалы и обычаи, при помощи которых воинов учили храбрости, честности, дружбе, взаимопомощи и взаимовыручки. Ниже приведен пример одного из обрядов, закрепляющих клятву дружбы у скифов:

«В большой глиняный килик (сосуд) наливалось вино, смешанное с кровью тех воинов, которые уже приняли подобную клятву. Затем в приготовленную смесь опускали акинаки (скифский меч), стрелы, дротики, символизировавшие силу оружия. Воины, которые должны были принять клятву, совершали молитву над сосудом и выпивали налитое в него, что символизировало скрепление крепкой и долгой дружбы между ними».В первом устойчивом государственном образовании древних славян, которым являлась Киевская Русь, нормы и правила воинского этикета получили новое направление в развитии. Они были направлены на укрепление военной организации государства. [9, c. 42]

Проведенный анализ источников литературы, показал, что целью эстетического воспитания в данный период является формирование нравственного мировоззрения, связанного с идеями нерушимого единства и целостности русского государства, объединения русского народа. Доказательством этого могут послужить книжные источники тех времен («Повесть о Калкской битве», «Слово и житии Дмитрия Донского», «Летописная книга о Куликовской битве» и др.)

Приобретенный опыт, правила военного обучения и воспитания передавались из поколения к поколению устно, на практике, закреплялись в пословицах, былинах, песнях, военно-исторических преданиях. Об этом можно судить по фольклорным произведениям.

Киевская Русь, принявшая X веке христианство из Византии, обладала к тому времени многовековой языческой культурой, в том числе и довольно сложными эстетическими воззрениями. Развитие эстетической мысли получает официальный характер под эгидой церкви и государства

Принятие христианства наложило четкий отпечаток на характер древнерусской культуры и эстетической мысли. В летописях этого периода, в «Повести временных лет» наряду с политическими аргументами в пользу православия подчеркивается и эстетический аспект принятия христианства.

Эстетические мотивы при выборе веры указываются в летописи как одна из причин поступка князя Владимира и его послов. [6, c.68-69]

Для поставленной задачи особенно важно рассмотрение с эстетической точки зрения самобытных русский национальных источников XI-XIII веков таких как «Повесть временных лет», «Поучение детям» Владимира Мономаха, главы русских авторов из «Изборника» Святослава 1076 года, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Житие Феодосия Печерского», «Житие Александра Невского» и др.

Все эти произведения, разные по жанру и конкретному содержанию, являлись откликом на события русской истории. В них отразилось развивающееся национальное самосознание, в том числе эстетическое.

С начала появления письменности военно-педагогическая мысль стала отражаться в летописях, поучениях, государственных актах, а также военно-исторических и художественных произведениях. («Повесть временных лет», которая проникнута патриотической идеей.) Как считает В.В. Кусков «летописец глубоко убежден в конечном торжестве добра и справедливости, отождествляя добро и красоту». [9, c. 72]

Большой след в истории Киевской Руси оставил князь Святослав (годы правления 957– 972), который внес определенную лепту в развитие и становление воинского этикета. Князь стал автором знаменитого этикетного правила «Иду на вы!». Суть данного правила заключалась в том, что военачальник, собираясь на войну, не таился, а храбро, по-рыцарски предупреждал своего будущего противника о готовящемся нападении. Это правило отображало уверенность князя и военачальников в силе и мощи русского оружия.

Первоначально воспитание формировалось на основе былин, песен и сказаний. Позже в его основу были положены ­– «Русская правда» Ярослава Мудрого и «Поучение детям» Владимира Мономаха. Именно «Поучение» являлось первым философским обоснованием древнерусской морали и нравственности для мирян и воинов. В «Поучении» Владимир Мономах так определил зачатки этикета русских воинов: готовность к самопожертвованию во имя интересов рода и Отчины; храбрость и мужество; воинское братство и взаимовыручка; честность и прямота; верность слову; трудолюбие; «зря не убивать».

«Слово о полку Игореве» свидетельствует о высоких идеалах воспитания воинов в Древней Руси. Сначала волхвы, а затем священнослужители занимались вопросами воспитания. Особая роль в воспитании отводилась дядькам (персональным наставникам) и воеводам, воспитывавшими личными примерами в бою и рассказами о боевых подвигах в ходе обучения и в часы отдыха. Основными постулатами являлись: верность знамени, его святость; дружинное братство; верность князю и роду. Формами и методами обучения считались: рассказы и внушения, тризны и молебны, примеры в бою; ритуалы «подстрига» – приема в дружинную школу и клятвы на верность (присяги); военное единоборство и парады в праздники. [1, c.143]

Эстетическая теория в целом в этот период оставалась в рамках церковной идеологии.

Во время правления Ивана Грозного, как отмечали иностранцы, большое внимание уделялось форме одежды, как атрибуту воинского этикета.

Иван Грозный был инициатором стрелецкого войска, в котором стал проявляться единообразный военный костюм, призванный различать иерархию военнослужащих и рода войск. [5, c. 59]

С конца XVI века в России остро ощущается потребность в расширении военных знаний и освоении опыта. В 1607 году в России появляется один из первых рукописных воинских уставов русской армии «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся довоинской науки», составленный дьяком А.М. Радишевским, печатных и пушкарских дел мастером, известным под именем Онисима Михайлова.

В целом прослеживается становление нравственных идеалов воинов.Огромный вклад в развитие отечественного воинского этикета и культуры общения военнослужащих внес первый Российский император Петр I.

Известно, что Петр старался ввести нормы и правила европейского этикета, хотя он не отличался такими «он не умел держать себя за столом, салфетка его смущала, он предпочитал ей кувшин с водой». [11, c. 35]

Петр настойчиво изменял быт дворянства и купечества. В обращении друг с другом дворяне должны были руководствоваться книгой «Приклады, како пишутся комплименты разные», а в быту книгой – «Юности честное зерцало», в котором Петр определял правила поведения за столом: «Когда прилучится с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых, обрежь свои ногти, умой руки, сиди прямо и не хватай первый в блюде, не жри, как свинья, и не дуй, чтоб везде брызгало, не утирай губ рукою, но полотенцем, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти… не делай забора из костей и протчего». [7, c. 74]

Петр предъявлял следующие требования к молодым людям: он должен быть «смел, отважен и не робок.», «весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах; на руку не драчлив», так при встречи «на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять», «трезв и воздержан, а в чужие дела не вступать. Разве что когда чести его кто коснется, то в таком случае уступки не бывает, но по нужде применение закону дается», обязательным считалось знание иностранного языка: «младые отроки должны между собою говорить иностранными языками».

В 1716 году был составлен «Артикул воинский», в котором были закреплены нормы и правила воинского этикета, а 1722 году Петр утверждает «Табель о рангах» 1722 г., что которых были определены следующие принципы эстетического воспитания:

а)любовь к военной службе, форме и знакам различия.

Военная форма одежды была на Руси одним из первых видов награды. Традиция вручения мундира и военных атрибутов, который считался символом чести, пошла со времен Иван III. Лишение же мундира или права ношения каких-либо принадлежностей обмундирования считалось бесчестием и служило одним из самых тяжелых наказаний для военнослужащего.

Петр I учредил правила ношения формы одежды как атрибута воинского этикета. Этим самым были заложены основы такого понятия, как «честь мундира».

По «Табели о рангах» все чины можно было получит только за свои личные качества и за службу, «хотя бы из низкой породы были». [11, c. 106]

При Петре Первом были официально учреждены знаки различия и отличия, установлены правила их ношения. Так, в годы правления Петра I появились ордена: Андрея Первозванного, ставшего впоследствии высшим орденом Российской империи, Святой Великомученицы Екатерины и Александра Невского. Последний орден вручался только за военные заслуги. Шереметьева после первой победы над шведами возвел в фельдмаршалы, а позже поручик Александр Меншиков был награжден орденом Андрея Первозванного.

б) Любовь к оружию. Украшение оружия. Любовь к знамени.

О том, что русские люди любили и украшали оружие, известно было давно: «обработка рукояток для кинжалов и украшение их серебряной чернью не уступали восточным образцам, и иностранцы всегда смотрели на эти изделия с изумлением. В XVI веке англичане пытались в Вологде открыть эту тайну». [15, c. 91]

При Петре Первом для воинских частей были утверждены свои знамена определенной формы и расцветки. Знамена утверждались в полках батальонах и ротах. Знамя вручалось полку при формировании, часто лично царем. Также был установлен ритуал встречи монархов с салютом знаменем, в ходе которого «прапорщики уклоняют распущенными знаменами до земли и снимают потом шляпы». [17]

В период правления Петра русский Андреевский флаг утвердил себя на полях и водах сражений. Он же стал символом внутренних преобразований, успехов в том распорядке, к которому Петр приучал Россию. [2, c.282]

в) Создание красоты воинского строя, воинский этикет.

При Петре «в предметы обучения входили: неразрывный строй, ровный шаг, дружная стрельба ротами и отделениями, атака с примкнутыми багетами, т.е. штыками, строгое и безусловное поминовение команде, при чем за ослушание грозило виновному жестокое наказание». [7, c. 90]

В данных документах красной нитью проходила мысль о безусловном подчинении младших по должности старшим, укреплении дисциплины и субординации.

Следующим правилом воинского этикета Петра Первого можно назвать общение с пленными. Примечательный рассказ описан в книге В.Мавродина: «Царь усадил за свой стол пленных шведов – фельдмаршала Рейтшильда и министра Пиппера. Подняв бокал, Петр провозгласил тост за своих учителей.

– Кто эти учителя?– спросил Рейншильд в палатке.

– Вы, господа шведы, – ответил Петр.

– Хорошо же ученики отблагодарили своих учителей, – заметил Рейншильд.» [11, c. 82]

г) Использование красоты и торжественности богослужения, церковного убранства для воспитания эстетических чувств

Ярким примером может служить свадьба Анны дочери Петра, на которой «зал украшен богатыми обоями; балдахин невесты был украшен гербом и короною Российской империи, а балдахин жениха, помещенный напротив невестиного, был украшен герцогским гербом; вместо тысяцких уже маршалы: кн. Меншиков и генерал-прокурор Ягужинский, а вместо дружек 24 шафера». [15, c. 151]

Любовь и уважение к религии были закреплены в разрабатываемых под руководством Петра I уставных документах. Например, в книге Н.Л. Рубинштейна части V «Воинские артикулы при том же и краткие примечания. 1714. Собственноручные поправки и дополнения Петра Великого» в Главе I «О страхе божии» сказано: «и понеже всякое благословение, победа и благополучие от единого бога всемогущего и оному токмо молитися и на него надежду полагати подлежит». [3, c.66]

Вторая глава петровского Артикула называется «О службе Божии и о священниках». Вера в Бога в данной главе рассматривалась как важнейшее основание нравственного поведения военнослужащих. Артикул предусматривал создание необходимых условий для своевременного проведения богослужений. Все офицеры, унтер-офицеры и солдаты должны были присутствовать и заранее оповещаться о времени начала и окончания «службы Божия». [3, c.67]

Артикул требовал проводить «службу Божию» каждое утро, полдень и вечер с пением и молением. «Всем офицерам и рядовым, – указывалось в Артикуле, – надлежит священников любить и почитать… Кто против того погрешит, имеет по изобретению его преступления… наказан быть». [3, c.67]

д) Красота и четкость принятия военной присяги, обращения военнослужащих друг к другу и к старшим начальникам

В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие. Обращалось внимание на воспитание таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество. Старые воинские ритуалы, воплотившие национальные патриотические традиции, не были забыты. Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов и в ХIХ веке. Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке – в церкви или на сборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами, и священники делали им краткое увещевание. Присягая, солдаты клялись в верности монарху и Отечеству, беспрекословном повиновении начальству. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. День принятия присяги – это начало воинского пути, памятный день в жизни воина, который зачастую сопровождается музыкой военного оркестра. Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов музыка является наиболее устойчивым. [13, c. 56-60]

Значительный вклад в развитие норм и правил воинского этикета и культуры общения военнослужащих внесли известные русские военачальники А. Суворов, М. Кутузов, П. Нахимов, С. Макаров, М. Драгомиров, М. Скобелев.Например, генерала Михаила Дмитриевича Скобелева (1843 - 1882) очень сильно любили и уважали подчиненные за мужество, справедливость, отвагу и гуманное отношение к ним. Как-то раз на глазах у Скобелева один из старших офицеров ударил солдата. Его реакция на происходящее стала примером для многих командиров и военачальников: «- Я бы попросил вас этого в моем отряде не делать, - сказал генерал. - Теперь я ограничиваюсь строгим выговором - в другой раз буду вынужден принять иные, более грубые, но не желанные меры. Командир стал было оправдываться, сославшись на дисциплину и глупость солдата. - Дисциплина должна быть железной, но достигается это нравственным авторитетом начальника, а не бойней... Срам, полковник, срам! Солдат должен гордиться, что защищает свою Родину, а вы этого защитника как лакея бьете,- подвел итог генерал».

Таким образом, отечественный воинский этикет, явление историческое. Его правила и нормы были направлены на воспитание русского офицера в духе любви к своей Родине, гордости за свою профессию, уважения лучших воинских традиций.

Правила и особенности речевой культуры военнослужащих.

Этикет неразрывно связан с культурой общения, умением наладить необходимые взаимоотношения с людьми в любой сфере общественной жизни. Частная гражданская культура общения получила широкое распространение в специализированных областях культуры, например в среде военнослужащих. Военное красноречие уходит своими корнями в древние цивилизации. Как уже было упомянуто выше, культура общения наряду с военным этикетом являются историческими явлениями.

Русское военное красноречие, которое возникло на национальной почве, получило свое развитие под воздействием традиций и канонов знаменитого ораторского искусства Древнего Рима и Древней Греции. Национальные особенности общения военнослужащих в России во многом определились как характером войн, так и общественно-политической ситуацией в государстве.

В старину в армии обращали исключительное внимание на составление речей и заключали в них всю ту информацию, которая в настоящее время передается военнослужащим в виде печатных приказов.

Так, сын священника, преподаватель словесности в первое русской Военной Гимназии середины XIX века В. Плаксин в «Учебном курсе словесности» в 1843 году писал: «Речи воинские более всего нуждаются в быстроте воображения. В силе, отважности мыслей и чувствований, слог в них должен быть жив, быстр, краток и силен». [5, c.32]

Для того чтобы изучить требования, нормы и правила современного этикета, необходимо осознавать что это понятие многогранное и имеет сложную, много уровневую структуру. В современной литературе встречаются понятия «речевой» и «неречевой» этикет. Несомненно, о человеке часто судят по тому, как он говорит. Общеизвестно, что речь может быть и устной, и письменной. Существуют свои требования к докладу на­чальника и выступлению на собрании или конференции, публичной лекции или разговору с друзьями. Не менее важно правильно подготовить служебную записку, рапорт, составить отчет, написать личное письмо. В военной среде также есть свои особен­ности общения. Все они входят в понятие «речевой этикет»". Он, в свою очередь, определяет одну из сторон культуры об­щения. Громкость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуации ярко демонстрируют уровень куль­туры общения.

Воинский речевой этикет представляет собой совокупность правил поведения, общения военнослужащих в служебных и внеслужебных сферах деятельности, межличностных отношений, а также носящих ритуальный характер формы обращений и приветствий. Его можно разделить на две группы правил:

А) Правила, регулирующие отношения между военнослужащими.

Б) Правила, определяющие отношения военнослужащих с другими группами и слоями населения.

Первая группа правил может быть разделана на следующие подгруппы:

1)начальник - подчиненный;

2)подчиненный - начальник;

3)отношения военнослужащих, равных по званию, должности.

Язык военно-профессиональной среды отображается и закрепляется в индивидуальной речи военнослужащего, то есть в культуре общения.

Культуре общения военнослужащих присущ ряд особенностей:

  • категорическая императивность (необходимость обязательного выполнения приказа);

  • энергичная и четкая форма речевых действий;

  • наличие "подъязыка" уставов и инструкций;

  • эмоционально-образная выразительность в повелительной речевой форме;

  • высокая импровизация, связанная с изменением боевой обстановки;

  • строгая субординация.

По словам военного историка и адъютанта А.В. Суворова Е. Фукса:

«Главные достоинства речи суть: ясность для слушания, ограниченные периоды, счастливый выбор метафор и фигур, чистота, полнота и благозвучие. Военное красноречие действует на сердце и воображение».

В подобном духе выступал перед войском на поле Куликовом князь Дмитрий (будущий Донской):

«Братья, бояре и воеводы, и дети боярские, здесь старый должен помолодеть, а молодой честь добыть».

К основным критериям культуры общения военнослужащих относятся:

1)вежливость - моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к другим людям стало повседневной нормой;

2)тактичность – умение вести себя пристойно, соблюдение чувства меры в поведении и поступках;

3)скромность – моральное качество личности, проявляющееся в том, что человек не признает за собой исключительных достоинств или прав;

4)целесообразность стремление к нравственному идеалу;

5)ситуативность – умение вести себя в соответствии с определенными ситуациями. [5, c.12]

Длявоеннослужащего особую роль вместе с речевой формой общения играет и неречевой этикет. Правильные, уместные и красивые жесты, движения, мимика, и, конечно же, взгляды – все это также является неотъемлемой частью культуры общения военнослужащего.

В современном обществе выработался ряд требований к этикету и культуре общения, которые делают данные понятия необходимым для любого культурного человека. К таким требованиям относятся гуманизм, систематичность, целесообразность, гармоничность, а также единство нравственного, эстетического и правового. Таким образом, соблюдение норм и правил культуры общения и этикета должно обеспечи­вать реализацию таких понятий, как красота, доброта, понимание, полезность, удобство, поддержание достоинства человека, сохранение свободы и естественности.

Культура общения важна во всех областях человеческой жизни. Для военнослужащего она имеет особое значение как в ходе служебной деятельности, так и в общественных местах и семье.

Понятие «воинский этикет» неразрывно связано с понятиями «воинская честь» (верность престолу и Отечеству) и «честь мундира». Воинский дух, воинская честь – совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме: мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед Отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в лишениях, страданиях.

Этикет важен во всех областях человеческого общения. Для военнослужащего он имеет особое значение в ходе служебной деятельности, в общественных местах и семье. Более подробно структура воинского этикета представлена на рис.1.

Связь уставных требований и норм воинского этикета заключается в том, что уставы предписывают, что делать и каким должен быть моральный облик военнослужащего, а этикет дает рекомендации, советы, как делать, как выполнять морально-нравственные предписания, как способствовать развитию у себя полезных привычек. Таким образом, уставные требования имеют неразрывную связь с воинским этикетом, как регулятором внешних отношений.

Воинский этикет

Рис 1. Схема воинского этикета

Речевое воспитание военнослужащих.

В системе высшего военного образования в настоящее время акцент идет на то, что нужные умения и навыки придут с опытом флотской и армейской службы. При таком подходе забывается слова крупнейшего военного теоретика Российской Империи конца девятнадцатого века М.И. Драгомирова:

«Поздно учиться говорить с солдатом, когда нужно уметь словом посылать его на смерть. Отдать приказание коротко и ясно, подбодрить словом, взглядом — великое и трудное искусство, которое большинству дается только практикой».

На сегодняшний день, в большинстве военных вузов в преподавании единственной речеведческой дисциплины «Русский язык и культура речи» преобладает подход, который можно назвать условно культурноречевым. Данный подход ориентирован, в основном, на развитие только одного из многих коммуникативных качеств речи – ее правильности.

При акценте на изучение лишь одного нормативного аспекта культуры речи за кадром остаются важнейшие правила применения речи в различных видах и ситуациях военно-профессиональной деятельности. Практические вопросы владения военной речью были подняты еще Я. В. Толмачевым – автором первого труда по русскому военному красноречию. Осознавая несовершенность десятилетиями практиковавшегося изучения исключительно нормативного аспекта культуры речи, современные лингвисты стремились расширить это понятие, дополняя его коммуникативным (понимаемым как «достижение задач общения») и этическим (понимаемым главным образом как владение речевым этикетом) аспектами.

В учебнике по культуре речи Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева отмечается, что «то, что теперь называют коммуникативным аспектом культуры речи, было известно уже в античности, подарившей миру учение о риторике». Необходимость в компенсации недостатков, которые присущи культурноречевому подходу, пробудила интерес к изучению риторики в российской педагогической и филологической науках (В.И. Аннушкин, Д.Х. Вагапова, Л.К. Граудина, Ч.Б. Далецкий, С.Ф. Иванова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, В.Н. Маров, А.К. Михальская, Ю.В. Рождественский, А.В. Стешов, Т.Г. Хазагеров, Т.В. Юдина, Е.А. Юнина и др.). В основе преподавания риторики как дисциплины военной вузовской программы лежало стремление развить у обучающихся способность к составлению и произнесению убеждающей публичной речи, более или менее учитывающей особенности ситуации общения. При этом предполагалось, что речевые навыки, полученные в ходе подготовки и проведения публичного выступления, могут быть успешно перенесены на ситуации межличностного и профессионального общения.

Отдельного рассмотрения требуют разновидности общения в курсантской среде. Условно, общение в военном коллективе можно разделить на деловое и бытовое.

Деловые отношения в курсантском коллективе можно охарактеризовать как субординационными, т. е. отношениями подчинения. В группе курсантов существует командир группы и три командира отделения, один из которых является заместителем командира группы. Курсанты по всем интересующим их вопросам могут обратиться к командиру своего отделения либо к командиру группы. Командир разрешает те проблемы курсантов, находящихся у него в подчинении, которые он может решить в силу предоставленных ему полномочий. Для решения вопросов, которые не относятся к его компетенции, он может обратиться за помощью к руководству курса. Такая особенность военного этикета запрещает курсантам обращаться к руководству курса для решения своих вопросов, минуя при этом командира.

Самое явное проявление деловых, субординационных отношений в группе выражается при построениях, когда командир в силу возложенных на него обязанностей командует строем. Также примером проявления таких отношений выступает назначение командиром курсантов в наряд.

Общение курсантов со старшими офицерами (преподавателями и руководством курса) является деловым общением. Такое общение происходит в устной и письменной форме.

Наряду с деловым общением в военных вузах существует и бытовое общение, общение курсантов между собой. Существует несколько условий, при соблюдении которых разговор становится наиболее эффективным:

  • Обоюдное желание вести разговор

  • Способность найти общий язык

  • Умение удачно выбрать тему

Основной задачей дисциплин, направленных на изучение этикета и культуры общения в военных вузах, является воспитание в курсантах следующих качеств:

  1. богатство словарного запаса курсанта;

  2. чистота речи;

  3. ясность и понятность речи;

  4. точность речи;

  5. грамматическая правильность речи. [5, c.19]

1. Курсанту любого учебного заведения необходимо иметь достаточный запас слов, для того чтобы выражать свои мысли ясно и четко. Ученые уверены в том, что активный словарь взрослого человека включает в себя примерно 8-12 тыс. слов. К сожалению, далеко не все курсанты обладают таким словарным запасом. Именно поэтому преподаватели должны постоянно заботиться о расширении запаса слов, ведь русский язык является одним из наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией.

2. Чистота речи – это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Безусловно, в языке вышеупомянутых слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. Слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, они просто засоряют речь говорящего, затрудняют её восприятие и понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Самой распространенной причиной такого явления становится чрезмерное волнения курсанта, например при чтении какого-либо доклада. Уже с первых занятий преподаватели стараются избавить своих учеников от этой так называемой «вредной привычки».

Кроме слов-сорняков и слов-паразитов речь курсантов могут засорять жаргонные слова и выражения. К сожалению, в бытовом общении между курсантами можно услышать так называемую «тюремную лексику». Очень часть курсанты, употребляя те или иные выражения на тюремном жаргоне, не знают их лексического значения.

3. Ясность и понятность речи в значительной степени зависят от правильного использования различных терминов, понятий иностранных слов, профессионализмов, неологизмов. Употребление подобных слов должно быть обязательно мотивировано. Поэтому курсант, использующий такие слова в своей речи, должен хорошо знать их значение, уметь разъяснить их смысл.

4. Точность как признак культуры речи определяется умением чётко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи тесно связывается с точностью словоупотребления, правильным и уместным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Самыми распространенными ошибками в словоупотреблении являются употребление слов в несвойственном им значении; ошибки, связанные с сочетаемостью слов; ошибки в стилистической оценке слов.

5. Правильность речи – это соблюдение действующих правил и норм русского литературного языка. Курсантам необходимо знать грамматические нормы (правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций), лексические нормы (правила применения слов в речи), нормы произношения и ударения и многие другие. [10, c. 64]

Подводя итог выше сказанному можно выделить следующие функции речевого этикета военнослужащих:

Таблица 3. Функции речевого этикета

Нормативно-регулятивная

Правилами воинского речевого этикета устанавливаются определенные нормы, которые регулируют взаимоотношения между военнослужащими.

Воспитательная

Правила и нормы воинского речевого этикета способствуют формированию необходимых качеств у военнослужащих - дисциплинированности, исполнительности, уважения к командирам.

Познавательно-информационная

Нормы и правила воинского речевого этикета побуждают военнослужащих к познанию окружающей действительности, совершенствованию профессиональных знаний и навыков.

Передача опыта

Данная функция заключается в консервации опыта традиционного поведения и передаче его из поколения в поколение.

Рис. 3 – Оформление таблицы

Воинский этикет – это свод строго определенных норм и правил поведения военнослужащих, основанных на принципах государственной морали, воинских традициях и ритуалах и закрепленных в нормативных документах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации как свод законов жизни военнослужащих флота и армии придают правила и нормам военного этикета законодательный характер. Это предусматривает их обязательное соблюдение всеми категориями военнослужащих .Например, , в статье 67 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (УВС ВС РФ )говорится: «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о Вооруженных Силах в целом. [16]

Об обязательном характере данной статьи применительно к нормам и правилам воинского этикета свидетельствуют слова «должны» (обязаны), «свято блюсти» (исполнять), а само слово «военнослужащие» подразумевает все категории без исключения – от генерала армии до обычного курсанта, на которые распространяются уставные требования.

Особое место в УВС ВС РФ занимают правила воинской вежливости, устанавливающие нормы взаимоотношений и поведения военнослужащих.Наиболее полно правила воинской вежливости отражены в главе «О воинской вежливости и поведении военнослужащих» (статьи 67 - 74 УВС ВС РФ). В этой главе нормативно закреплены следующие правила и нормы воинского этикета, в том числе и речевого:

  • порядок обращения к военнослужащему на «вы» с употреблением слова «товарищ» как символа войскового товарищества;

  • применение утвердительного выражения «слово офицера» как символа офицерской чести;

  • при прощании друг с другом офицеру допускается произношение ритуального «честь имею»;

  • соблюдение норм уважения к старшему - спросить разрешения у старшего при обращении к другому военнослужащему, уступить дорогу, место в транспорте.

Правила и нормы воинского этикета и культуры общения военнослужащих предполагают доброжелательность и уважение во взаимоотношениях, красоту и технологическое совершенство поступков и действий. Это тоже отражено в Общевоинских уставах ВС Российской Федерации. В статье 60 Строевого устава Вооруженных Сил РФ сказано:

«Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения». [14]

Норм и правил речевого военного этикета и этикета, в целом, очень много, поэтому условно их можно разделить на несколько системных групп:

Первая группа содержит в себе общие положения о воинском этикете.Здесь содержатся наиболее важные критерии морали и нравственности военнослужащего, лежащие в основе соблюдения правил и норм воинского этикета – храбрость, честность, исполнительность, дисциплинированность, бдительность, войсковое товарищество, воинская вежливость, и что не мало важно обязанности командиров (начальников) по формированию указанных качеств у подчиненных.

Вторая группа – служебный этикет. Этикетные правила и нормы данной группы регулируют поведение военнослужащих в различных служебных ситуациях - во время учебы, при нахождении в наряде, на боевом дежурстве, учениях и т.д. Они изложены в Уставе внутренней службы и Уставе гарнизонной и караульной служб ВС РФ.

Третья группа – правила и нормы военного речевого этикета в сфере воинской дисциплины и взаимоотношений между военнослужащими.Особенность этикетных правил сферы воинской дисциплины (особенно в военных вузах) заключается в том, что они напрямую нигде не прописаны, они отображены в общих положениях о воинской дисциплине и обязанностях командира (начальника) по ее поддержанию. Этикетные правила и нормы, касающиеся взаимоотношений между военнослужащими, представлены в главе 2 УВС ВС РФ («Взаимоотношения между военнослужащими»). В данной главе прописаны правила воинского приветствия, порядок представления командирам, правила воинской вежливости и поведения военнослужащих, в том числе и курсантов любых военных вузов страны.

Четвертая группа содержит в себе нормы и правила строевого этикета. Они отражены в соответствующих статьях Строевого устава ВС Российской Федерации. Среди них можно выделить «Обязанности военнослужащих перед построением и в строю» и «Порядок отдачи воинского приветствия».

Пятая группа – этикетные нормы и правила поддержания уставного порядка. Они прописаны 1 ДУ ВС РФ, частях I и II УВС ВС РФ.В частности, в ст. 4 гл. 1 ДУ ВС РФ говориться, что высокая воинская дисциплина достигается:

  • поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими без исключения;

  • повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них.

Шестая группа – этикетные нормы и правила, которые регулируют поведение военнослужащих вне строя и вне расположения части. Данные нормы и правила отображают поведение и общение военнослужащих с гражданскими лицами. Они тесно переплетены с нормами общегражданского этикета поведения в общественных местах.

Таким образом, воинский этикет и культура общения являются историческими феноменами. Эти два понятия неразрывно связанны между собой. В некоторых источниках слова воинский этикет и культура общения военнослужащих употребляются как синонимы. Они представляют собой свод строго определенных правил и норм поведения военнослужащих, как в служебной, так и неслужебной обстановке. Законодательной основой правил и норм военного этикета являются Общевоинские уставы ВС Российской Федерации. Командиры всех степеней обязаны воспитывать своих подчиненных в духе соблюдения правил воинского этикета и культуры общения военнослужащих.

С целью исследования знаний норм и правил этикета у курсантов военных вузов РФ был проведен констатирующий эксперимент.

При отражении процесса исследования показаны условия и пути оптимального выбора и эффективного применения способов и методов педагогического воздействия.

Констатирующий этап исследования осуществлялся на факультетах Вольского военного института материального обеспечения.

Констатирующее обследование предполагало проведение диагностики обучающихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности этикета.

Изучение опыта осуществлялось через анкетирование курсанта, в процессе которого появилась возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о волнующих их направлениях современного искусства (музыки, изобразительного искусства). Для анкетирования были составлены вопросы, которые касались художественно-эстетических вкусов и их эстетического опыта.

В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование курсантов, и на вопрос: По Вашему мнению, нужно ли больше внимания уделять развитию курсантов правил и норм этикета и каким образом. Напишите Ваши соображения по этому вопросу», были высказаны мнения курсантов.

Также курсантам было предложено высказать свои пожелания по вопросу об их развитии, какие меры необходимо принять, чтобы повысить уровень их развития. Основные мероприятия, необходимые для их развития показаны в таблице 4.

Таблица 4.

Виды мероприятий

Мнение в %

Посещение театров, музеев, картинных галерей

55.1

Проведение концертов

30.6

Проводить культурно-массовые мероприятия

16.3

Просмотр кинофильмов

14.3

Чтение литературы, посещение библиотек

12.2

Проведение тематических утренников

10.2

Проведение творческих конкурсов между факультетами

8.2

Создание групп по интересам курсантов

8.2

Усиление индивидуального подхода к каждому курсанту

6.1

Занятие физкультурой

4.1

Введение штрафа за нарушение эстетического вида

2

Рис. 4 – Оформление таблицы

Результат опроса показал необходимость изучения правил и норм этикета.

Таблица 5. Результат опроса «Нужно ли прививать курсантам нормы этикета?»

Рис. 5 – Оформление таблицы

Результат констатирующего опроса показал:

  1. Курсантов не устраивает уровень эстетического и этического воздействия на них на начало эксперимента.

  2. Курсанты в большинстве своем желают повышать свою культуру, в том числе и эстетическую.

  3. Большая часть курсантов считает, что знание и соблюдение этикета – важная составляющая жизни офицера.

В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развития эстетической направленности:

- высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к этическим видам деятельности.

- средний уровень – выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но не выражено рвения в повышении своей культуры.

- низкий уровень – характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам этической деятельности.

Результат исследования показан в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Рис. 5. – Оформление диаграммы

Результаты исследования показывают, что духовно-нравственный облик современного офицера у курсантов ассоциируется с такими качествами как долг, честь, совесть, порядочность, достоинство, добродетель, патриотизм, справедливость и гордость. На первое место курсанты поставили такие понятия как долг и честь. Второе место заняли совесть и справедливость. Также высокую оценку получили порядочность и добродетель.

Таблица 6.

Сводная таблица ранжирования значимости этических качеств для военнослужащих

 

Наименование эстетического понятия

Мнение о личной значимости понятия в %

1

честь

60

2

совесть

56

3

долг

52

4

гордость

41

5

достоинство

36

6

справедливость

32

7

патриотизм

32

8

порядочность

20

9

добродетель

8

10

самолюбие

Рис. 7 – Оформление таблицы

Анкетирование показало, что основными увлечениями курсантов до поступления в военный вуз являлись: общение с товарищами – 69%, чтение художественной литературы – 24%, кино – 22%, спорт – 33%. Более 55% увлекались музыкой. До учебы на концертах классической музыки побывали 15% , в музеях, выставочных залах, театрах побывало свыше 33%. 13% курсантов занимались различными видами художественного творчества.

В заключение отметим, что для успешного осуществления эстетической подготовки курсантов необходимы определенные условия. Среди них можно выделить следующие:

  • система, которая предусматривает четкую постановку задач этического воспитания как составной части общей цели учебно-воспитательного процесса;

  • отбор информации, необходимой для будущей успешной профессиональной, этически значимой деятельности курсанта и переработку этой информации в систему учебных предметов и внеаудиторных занятий;

  • выбор форм и методов обучения и воспитания, направленных на совершенствование этического сознания и реальной педагогической деятельности по этическому воспитанию обучающихся;

педагогическая практика, системная диагностика, контроль и учет, позволяющий определять уровни развития эстетической культуры будущего офицера.

Заключение.

Речевая культура военнослужащих имеет многоуровневую структуру. Детальное изучение военного этикета и культуры общения военнослужащих позволило сделать следующие выводы:

1. Речевой этикет военнослужащих – это исторический феномен, а, следовательно, не стоит на месте, он изменяется вместе с тем как меняется современное общество.

2. Военный этикет и культура общения тесно взаимосвязаны и являются основными регуляторами поведения военнослужащих как в профессиональной деятельности, так и в бытовом общении.

3. Основной задачей дисциплин, направленных на изучение этикета и культуры общения в военных вузах, является воспитание в курсантах таких качеств как доброта, вежливость, уважение, понимание, пунктуальность, соблюдение субординации.

Исследование показало, что систем речевого воспитания военнослужащих, в настоящее время, не является идеальной. Этикет и культура общения изучаются во всех военных вузах страны, но подходы к изучению данных понятий варьируются от вуза к вузу. Система изучения речевого этикета военнослужащих требует решения таких проблем как:

  • выбора оптимального (риторического, лингвориторического, культурологическогоиз, коммуникологического) подхода к формированию речи;

  • определения нужного набора жанров, подлежащих освоению в ходе обучения в военном вузе;

  • разработка методов, принципов, форм и средств воспитания курсантов, в том числе и речевого.

Решение вышеупомянутых проблем позволит разработать и упорядочить современную целостную систему формирования речи военнослужащих, которая будет способствовать повышению эффективности речевой деятельности в процессе обучения, воспитания и руководства деятельностью войск Российской Федерации.

Список использованной литературы.

  1. Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. М.: Воениздат, 1992. 316 с.

  2. Буганов А. ПетрI /Романовы. Исторические портреты: Книга первая. Михаил Федорович – Петр III /Сост. А.Н. Сахаров. М.:АРМАДА. 1997. 38 2с.

  3. Военные уставы Петра Великого / Под ред. проф. Н.Л.Рубинштейна, вступ. статья и комм. П.П. Епифанова. М.: 1946. 721с.

  4. Воинский этикет. Учебник / Под общ. ред. Б.В. Воробьева - М., 2005. 543с.

  5. Воинский этикет: Учебное пособие/ Под общей ред.канд.пед.наук. проф. Л.Ю.Горбуновой. Вольск: ВВИТ. 210 с.

  6. Изборник. Сборник произведений литературы Древней Руси. М.: Художественная литература, 1969. 322 с.

  7. Князьков С. Из прошлого Русской земли. Время Петра великого. Книга для чтения по русской истории в школе и дома. Репринтное воспроизведение издания 1909 г. М.: Планета. 1991. 71 2с.

  8. Конович Н. Культура речи и риторика. - С.-Пб., 2007. 325с.

  9. Кусков В.В. История древнерусской литературы М.: 1998. 721с.

  10. Кушеева М.К. Русский язык и культура речи: учеб. пособие/ под ред. канд. пед. наук, доц. А.В. Немчининова. Вольск: ВВИМО, 2015. 105с.

  11. Мавродин В. Петр I. М.: Военное издательство Министерства ВС Союза ССР. 1949. 168с.

  12. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. проф. В.И. Максимова – 2-е изд.. испр. И доп. – М.:Гардарики, 2007. 121с.

  13. Самосват О. Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации / «Ориентир» № 9. 2013 С. 56-60

  14. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации" (утв. Приказом Министра обороны РФ от 11.03.2006 N 111)

  15. Терещенко А.В. История культуры русского народа./ под ред. А.В.Терещенко. М.: 2006. Эксмо. 854с.

  16. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 16.05.2017) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")

  17. Устав Воинский. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Ystav1716.htm

  18. Фирсенков В.А. Правила этикета и культура поведения военнослужащего // Ориентир. - 2001. - № 8.

  19. Формановская Н.И. Речевой Этикет и культура общения. Высшая школа, М. 1989. 159с.

  20. Чертополох А. А. Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. – М.: ВУ, 1999.453с.

  21. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986. С. 17-58

Просмотров работы: 471