ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ КАК СУБЪЕКТ ПРАВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ КАК СУБЪЕКТ ПРАВА

Шашков И.И. 1, Тимофеев Е.С. 1, Абдулмуталинова Т.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Актуальность исследования. Права человека в современном мире – мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социальных, экономических, правовых, международных отношений. В XXI веке правовой феномен стал общепризнанной нормой жизни во всем цивилизованном мире. Не обошли стороной эти процессы и наше государство. На сегодняшний день Россия находится на пути становления демократической державы. Одной из самых насущных проблем является понимание, то есть объективная интерпретация этого сложного, многозвенного и динамичного явления. Во всех областях общественной жизни происходят сложные и противоречивые изменения. Становятся очевидны как положительные результаты нововведений, так и сопровождающие их отрицательные явления. Поэтому исследование фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, как в прошлом, так и в настоящем времени, механизмы их реального воплощения и защиты представляется полезным и подсказывается самой жизнью.

Объектом исследования является правовая система Российской Федерации.

Предмет исследования - проблема прав человека и гражданина в современной России, специфика механизма их реализации, в т.ч. в среде военнослужащих.

Исходя из научной и общественно-политической актуальности и значимости избранной проблемы авторами поставлена цель исследования, которая заключается в комплексном анализе фундаментальных прав человека, выявлении значимости этого института для построения зрелого демократического общества.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

1. Проанализировать исторический аспект становления, функционирования и развития правовой системы в России, в том числе и в военной сфере.

2. Выявить общее и специфическое между правовой системой Российской Федерации и романо-германской правовой семьей.

3. Определить специфику современного состояния правовой системы Российской Федерации.

4. Рассмотреть особенности социальной защищенности военнослужащих и членов их семей на современном этапе.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении лекций, при подготовке курсантов к семинарским занятиям по дисциплинам «Политология. Социология», «Правоведение», «История Отечества», «Философия». Кроме того, данная военно - научная работа имеет познавательное значение для авторов и создает предпосылки для углубленной исследовательской работы.

Материалы представленной военно-научной работы использованы на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин при разработке учебно-методических материалов для проведения занятий по политологии, социологии, истории Отечества и философии.

Ретроспективный анализ истории права в России.

Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни берут начало в период формирования Киевской Руси. Главный древнерусский источник права - Русская правда (9-13.в.). Древнерусский правовой сборник сохранился только в «списках» (копиях) XIV, XV веков и более позднего времени. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019-1054гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV — 1468 года, Литовский статут 1588 года.

В 1497 г. в правление Ивана Третьего был принят первый законодательный кодекс Российского государства - Судебник. Он основывался на предшествующем законодательстве. Источниками этого нормативно-правового акта явились: Русская правда и её редакции; Псковская судная грамота; Уставные грамоты; Судные грамоты; Судебные решения. [17]

В Судебнике 1497 года, как и любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения. Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы.

В 1649 г. При царе Алексее Михайловиче было принято Соборное Уложение. Интенсивный рост числа указов за период от Судебника 1550 года до Уложения 1649 года виден из следующих данных:

1550—1600 гг. — 80 указов; 1601—1610 гг. −17; 1611—1620 гг. — 97; 1621—1630 гг. — 90; 1631—1640 гг. — 98; 1641—1648 гг. — 63 указа. [9]

Всего за 1611—1648 гг. — 348, а за 1550—1648 гг. — 445 указов. В итоге к 1649 году в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. Этому хаосу «способствовала» разбросанность нормативных актов по ведомствам. Имело место и отсутствие координации в правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа. В Эпоху царствования Николая первого совершенствовалась система управления. В 1830-1832 гг. было издано полное собрание законов российской империи, состоящее из 45 томов. В 1833 году был опубликован свод законов. В 1845 году утверждено уложение о наказаниях уголовных и исправительных – основной источник уголовного права. В начале XX века активно развивалось право. Николай второй зафиксировал основные гражданские права и свободы, среди которых право участвовать в управлении государством. Вскоре были созданы Основные государственные законы Российской империи. [21]

В результате управление в России, его органы впервые оказались в строгом подчинении закону. Тем временем активизировалось революционное движение. Страна катилась к революционному 1917 году. В октябре 1917 года к власти пришли большевики. Советское государство официально именовало себя диктатурой после Октябрьской революции 1917 года. В одном из своих выступлений в 1921 году Владимир Ленин отметил, что оно является «рабочим государством с бюрократическим извращением». Тем не менее, Конституции 1936 года провозгласила, что в СССР социализм победил и в основном построен. В дальнейшем Конституция 1977 года провозгласила утверждение в СССР «развитое социалистическое общество», в связи, с чем определение СССР как государства диктатуры пролетариата была официально заменена общенародное государство: «ведущей силой которого выступает рабочий класс.

Самое страшное, что порождено аморальной и анти правовой атмосферой застойных лет, нарушением прав человека, - это социальное равнодушие и безответственность. Не всегда явное, но очевидное пренебрежение правом явилось одновременно одним из следствий, и одной из причин предкризисного состояния. Крах коммунизма произошел в начале 90-х годов. Назрел переход к новым правовым отношениям.

Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина.

С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993года.

В 1994 - 1996 гг. были приняты первая и вторая части Гражданского кодекса Российской федерации. Это важнейший правовой документ содержит свод норм, определяющих правовое положение граждан. В 1997году Государственная дума приняла новый Уголовный кодекс Российской федерации.[18]

Для последнего десятилетия XX в. самым значительным в развитии основных правовых систем современности является почти полное исчезновение с юридической карты мира социалистического типа права. Одна из главных тенденций развития права в постсоциалистических странах – это сближение с другими правовыми семьями. Применительно к России эта особенность проявляется в сближении российского права с романо-германской правовой семьей. Если переход к рыночной экономике и многообразию форм собственности предопределил быстрое развитие институтов частного права, то формирование правовой государственности и политический плюрализм обусловили развитие публичного права. [4]

В эволюции современной правовой системы России прослеживаются две основные тенденции. Это, с одной стороны, исключение из действующего российского права принципов, норм и институтов, которые были призваны подчеркнуть принципиальное отличие советского социалистического права от права буржуазного, а с другой - появление в российском праве принципов, норм, институтов и даже отраслей, которые ранее считались исключительным атрибутом буржуазного права.

Возникновение частного и публичного права в России в значительной степени было обусловлено социально-экономическим и политико-правовым развитием общества.

Видимо, все это будет предопределять особенности и приоритеты развития российской правовой системы в XXI в. [11]

Унификация законодательства и правовых концепций в ее международно-правовых формах является наиболее известным способом сближения российского права с романо-германской правовой семьей.

Интегрирование России в европейские юридические процессы, утверждение примата международного права ведут к тому, что в национальной правовой системе растет число единообразных норм и стандартов. Несмотря на это, правовое развитие России происходит преимущественно путем изменений национального права. При этом законодатель обращается не только к юридическому опыту романо-германской правовой семьи, но и к англо-американским правовым моделям. Учет зарубежного юридического опыта и сближение российского права с другими правовыми семьями не тождественны рецепции права, восприятию зарубежных правовых моделей. Они итог развития российского права в результате действия многих факторов, обусловливающих этот процесс в конкретно-исторических условиях России. Отсюда, в частности, возможность различной трактовки даже одноименных правовых институтов, отторжение практикой моделей, разработанных российским законодателем па основе зарубежного опыта. Отсюда можно сделать вывод, что сближение российского права с романо-германской правовой семьей не означает потери самобытности, особенностей, традиций, свойственных правовой системе России. Действительно, российское право, как и любая национальная правовая система, имеет свою специфику, и на нем не могли не отразиться политико-правовые события, происходящие в России; оно отвечает всем основным юридическим признакам романо-германской правовой семьи.

Романо-германская правовая семья дает России не только исторически оправданный и упрочившийся выбор юридических конструкций (правопонимание, система и источники права, правоприменение), но и другие преимущества, вытекающие из признания общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы России.

Все эти аргументы свидетельствуют о том, что романо-германская правовая семья в XXI столетии в основном остается правильным для России выбором.[14]

Пенсионное обеспечение лиц проходивших военную службу, и их семей в России в его нынешнем понимании возникло относительно недавно - во второй половине XIX в. До указанного времени социальное обеспечение отставных воинов и их семей имело преимущественно натуральную форму, затем постепенно на первое место вышла денежная. В XVIII в. имело место сочетание различных форм денежного и натурального обеспечения уволенных воинов и их семей.

Издание первых нормативных актов о денежном (пенсионном) обеспечении отставных воинов относится к царствованию Петра I, который рассматривал государственное социальное обеспечение указанных лиц в качестве важнейшей основы стимулирования добросовестной военной службы.

"Ежели кому по долговременных трудах воинских за чем в поле служить было невозможно, то каждый будет снабжен Его Царского Величества милостью, и без надлежащего призрения никто оставлен не будет. Також чтоб все, взирая и будучи в надежде на сию Его Царского Величества милость, ревнивее к службе поступали". (Петр 1)

Первые нормативные положения о материальном обеспечении служилых людей и их семейств были помещены в Морском уставе, утвержденном 17 января 1720 г. Указом Петра I, и относились к морским чинам.

Морской устав предписывал: «увечных, не способных ни к какой службе, пожизненно помещать в госпитали или выдавать единовременно годовой оклад жалования и паспорт; вдовам старше 40 лет или моложе, но больным, до нового замужества или пожизненно выдавать 1/8 долю годового жалованья мужа; вдовам моложе 40 лет единовременно выдавать годовой оклад жалованья мужа; сыновьям до 10-летного, а дочерям до 15-летнего возраста выдавать каждому 1/12 долю годового жалованья отца». [22]

В XIX в. в Российской империи был проделан значительный объем работы по созданию полноценной военно-пенсионной нормативной базы. В 1803 г. был принят первый пенсионный устав, который заложил основы правового регулирования пенсионного обеспечения служилых людей. Тем не менее практика применения данного устава показала недостаточную гарантированность достойной жизни всем "государевым людям". К концу царствования императора Александра I были начаты работы по объединению всех пенсионных положений в новый устав, но окончательное решение этого вопроса последовало уже в новое царствование.

Император Николай I так охарактеризовал состояние военно-пенсионного дела того времени: "Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего, не было постановлено постоянных правил на призрение вдов и сирот после смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших" .

Необходимость разработки нового пенсионного устава нашла выражение в Именном указе Императора Николая I от 6 декабря 1827 г.: "В награду трудов, подъемлемых на службе, установлены не только в течение ее разные почести и оклады жалованья, но и по завершении оной, за долговременное и беспорочное продолжение, определяются при отставке единовременные пособия".

Устав о пенсиях 1827 г. помимо материальных норм, устанавливающих круг лиц, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение, и размеры пенсий бывших военнослужащих и их семей, содержал также нормы, подробно регламентирующие процедурные вопросы, связанные с испрошением, назначением и выдачей пенсий и единовременных пособий

К примеру, в июле 1825 г. вдова подполковника Глазенана обратилась к барону Дибичу с прошением о назначении ей пенсиона для содержания малолетних детей и на отвод казенной квартиры. По передаче прошения на рассмотрение Инспекторского департамента последний потребовал от командира Псковского внутреннего гарнизона сведения о вдове Глазенана. В ответ было получено донесение: "вдова Настасия Николаевна Глазенан образ жизни ведет соответственный ее званию, поведения самого отличнейшего, - большую часть жизни в трудолюбии и скромности; состояния никакого не имеет; от роду 34-х лет; при ней состоят: сыновья - Александр 7-и лет, Николай - 5-и, дочь Мария - 9 лет, Софья - 3-х и Анна - 2-х лет". По полученным сведениям был составлен всеподданнейший доклад с обозначением, что Глазенану следовало в пенсион 900 руб. ассигнациями в год. Из дальнейшей переписки видно, что дать казенную квартиру не было признано возможным, но зато была назначена пенсия с надбавкой в 200 руб., вдове и дочерям - до выхода в замужество, а сыновьям - до поступления в казенные заведения для воспитания.

Устав о пенсиях 1827 г. просуществовал в неизменном виде до 1858 г.; затем указом императора Александра II в него были внесены изменения в оклады воинам, награжденным орденами Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени, золотым оружием. Основные положения второго устава о пенсиях оставались действительными вплоть до 1912 г.

Система пенсионного обеспечения военнослужащих Советских Вооруженных Сил и их семей стала складываться с изданием Декрета СНК РСФСР от 28 января 1918 г. «О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии на добровольческих началах». Первым актом военно-пенсионного законодательства советской власти стал принятый СНК РСФСР Декрет от 7 августа 1918 г. "О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств", гарантировавший назначение и выплату пенсий солдатам, лишившимся полностью или частично трудоспособности в результате повреждений, ран или болезней, полученных вследствие прохождения военной службы. В нем также гарантировалось получение пенсий для семей солдат Красной Армии, убитых, умерших от ран или пропавших без вести на войне. [19]

Спустя несколько лет были приняты Постановления СНК РСФСР от 8 декабря 1921 г. о социальном обеспечении инвалидов и от 9 декабря 1921г. о социальном обеспечении членов семей трудящихся и военнослужащих в случае потери кормильца. В соответствии с данными актами право на пенсию по инвалидности наряду с рабочими и служащими (в случае наступления у них инвалидности) имели все военнослужащие.

В 1936 году право на материальное обеспечение в случае болезни, потери трудоспособности и старости было закреплено в Конституции СССР.

Право на государственное обеспечение военнослужащих и членов их семей было подтверждено Законом о всеобщей воинской обязанности, принятом 1 сентября 1939 года. Этим же законом были определены виды пенсий, назначаемых военнослужащим и их семьям.

16 июля 1940 года и 5 июня 1941 года СНК СССР, в целях улучшения государственного обеспечения военнослужащих и их семей, приняты постановления: «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» и «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям».

Постановлением СНК от 5 июня 1941 г. также предписывалось создание при областных (краевых, республиканских) военных комиссариатах особых комиссий для назначения пенсий.

Данное положение просуществовало до 1942 г. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной существенно возросло число лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение по линии Наркомата обороны СССР (главным образом, по инвалидности и в связи с потерей кормильца). Потребовалась коренная реформа военно-пенсионных органов и организации пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и их семей.

Данная реформа была осуществлена путем издания Постановления Государственного Комитета Обороны от 11 марта 1942 г. N ГОКО-1424с "Об оформлении и назначении пенсий семьям погибшего начальствующего состава Красной Армии".

В целом данная система военно-пенсионного обеспечения сохранилась до сегодняшних дней. В дальнейшем, в послевоенные и последующие годы был принят ряд нормативно-правовых актов, которые внесли в действующее законодательство существенные дополнения и изменения, направленные на повышение, улучшение и совершенствование пенсионного обеспечения военнослужащих. Были установлены различные надбавки и увеличения участникам и инвалидам войны, повышение пенсий и другие меры социальной поддержки отдельным категориям уволенных военнослужащих.

Таким образом, зарождение и развитие отечественного законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей, позволяет прийти к выводу о том, что в государственной политике России изначально отдавался приоритет государственному пенсионному обеспечению именно военнослужащих в сравнении с иными категориями государственных служащих, исходя из того, что "служба мечом считалась честнее службы пером". [22]

Права человека в России.

В настоящее время права человека определяются как права, составляющие основу статуса личности в правовом государстве, считаемые прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности.

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга.

Во-первых, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и гражданина. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ёе независимости от любого незаконного вмешательства.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. [1]

Во-вторых, в науке права человека традиционно делятся на три группы: 1. личные; 2. политические; 3. экономические, социальные и культурные права. В действующей Конституции Российской Федерации данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна сгруппированность по указанным критериям:

1. Личные права и свободы: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь, неприкосновенность жилища, национальная принадлежность, свобода передвижений и места жительства, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, государственная защита прав человека, судебная защита, право на получение квалифицированной юридической помощи, право на возмещение вреда.

2. Политические права и свободы: право на объединение, право на мирные собрания и публичные манифесты, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия, право обращений.

3. Экономические, социальные и культурные права: право на экономическую деятельность, право частной собственности, трудовые права и свободы, защита материнства, детства и семьи, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода творчества, право на участие в культурной жизни.

В современном российском праве действует правило - ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией.

Природа конституционных ограничений кроется в признании прав человека естественными (догосударственными или внегосударственными), с одной стороны, и признании роли государства как основного гаранта этих прав и одновременно основной угрозой этим правам - с другой. В процессе реализации прав и свобод сталкиваются различные интересы: субъекта этих прав, других лиц, общества в целом, государства. В силу этого установление ограничений (определение пределов) прав - объективная потребность нормального функционирования общества, с одной стороны, и свободы личности - с другой. Цель ограничений - достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц. [15]

Всякое конституционное ограничение применительно к индивидуальному праву предполагает, что оно обусловлено возможностью столкновения ценностей, подлежащих защите, а потому такое ограничение признается правом. Этот принцип универсален. Ограничение направлено на достижение рационального, т.е. адекватного, баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценностей.

Для каждого современного государства характерна своя определенная система социальных ценностей, иногда конституционно закрепленных, и обусловленная ею совокупность критериев и целей, образующая основания для установления границ (пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод. Л.Д. Воеводин в связи с этим пишет: "…пределы осуществления прав и свобод можно было бы определить как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными правами и свободами, а также осуществления в пределах Конституции и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий". В этом смысле пределы реализации прав, закрепленных в конституциях различных государств и выражающиеся в установлении общих оснований ограничений, имеют определенное сходство. При этом целью ограничений является достижение гармонии между интересами личности и интересами государства как представителя общества.

В соответствии с нормами Международного пакта об экономических социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах участвующие в Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе. [16]

Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека.

К внутригосударственным способам и средствам относятся:

1) судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ).

2) институт Уполномоченного по правам человека.

3) Конституционный Суд Российской Федерации.

Таким образом, главным средством защиты прав человека служат национальные суды и другие органы государства, которые обязаны защищать не только конституционные права и свободы, но и права, предусмотренные международными договорами, иными документами, подписанными и ратифицированными государством-участником. Вместе с тем следует отметить тенденцию существенного дополнения национальных правовых механизмов международными. Это свидетельствует о том, что проблема прав человека перестала быть исключительно внутренним делом каждого государства и переросла в фактор международной политики и объект заботы всего мирового сообщества. [1]

Одним из важных направлений военной реформы в РФ является создание эффективной системы правовых гарантий, устанавливаемых для военнослужащих. Решение этих задач необходимо осуществлять в соответствии с принципами правового государства и нормами международного права. В настоящее время правовой статус военнослужащего в государстве определяется федеральными законами:

«О статусе военнослужащих»; «О воинской обязанности и военной службе». Граждане приобретают правовой статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

В случаях, установленных законодательством РФ, правовой статус военнослужащих распространяется на граждан, призванных на военные сборы. [2]

Проблемой правового статуса военнослужащих длительное время занимаются военные юристы. В этой связи весьма интересным представляется историко-правовой анализ статуса. В XVIII - XIX веках в российской и зарубежной юриспруденции нормы военного законодательства традиционно обособлялись от норм общего законодательства.

По избирательным законам Российской Империи все военнослужащие были лишены активного и пассивного избирательного права. Российские и западноевропейские ученые писали также об ограничениях военнослужащих в области частного права. Однако А.М. Добровольский отмечает, что военно-служебные отношения, налагая на военнослужащих известные обязанности, вместе с тем предоставляют им некоторые объективные права, вытекающие из служебного положения.

Российскими учеными начала XX столетия была сделана первая попытка сбалансировать права и обязанности военнослужащих. Установление для военнослужащих определенных льгот и привилегий сообразовывается с тем обстоятельством, что в силу их служебного положения осуществление принадлежащих им гражданских прав является затруднительным или фактически невозможным. Поскольку в этих случаях нормы общего права не могут быть применимы, то для возможности осуществления военнослужащими своих гражданских прав государство было призвано создать для них специальный закон, в котором кроме ограничений присутствовали и соответствующие привилегии. Впервые вопрос о том, что военная служба объективно вызывает ограничения некоторых прав военнослужащего как гражданина, был поставлен Н.В. Артамоновым в 1983 году на страницах журнала «Советское государство и право». Н.В. Артамонов, Г.В. Орлов (авторы инициативного проекта закона о статусе военнослужащих России) выступили с позиции возможности ограничения конституционных прав военнослужащих. В их проекте впервые обосновался принцип: военнослужащие пользуются общегражданскими правами и свободами с ограничениями, обусловленными особенностями военной службы и установленными законом о статусе. Что же касается материального обеспечения и льгот, установленных для военнослужащих и их семей, то они призваны компенсировать тяготы и лишения военной службы, а также обусловленные ею ограничения прав. В результате взаимодействия прав и обязанностей военнослужащих и как следствие установленного соотношения право ограничений и преимуществ должен достигаться примерно тот же баланс прав и обязанностей, который имеют и другие категории граждан России.

По мнению Н.В. Артамонова, правовой статус военнослужащих состоит из общей (общегражданской) и военно-служебной частей, причем эти части диалектически взаимодействуют. [6]

В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» правовой статус военнослужащих есть совокупность прав и свобод, включая гарантии их реализации, а также обязанностей и ответственности военнослужащих.

Права (свободы) и обязанности - это установленные государством меры возможного и дозволенного поведения личности, в том числе военнослужащего, в области экономических, политических и иных общественных отношений, включая и отношения, связанные с военной службой. Права и обязанности определяют, каким может быть поведение, и каким ему необходимо быть, они являются юридическим выражением отношений между обществом и военнослужащим. Права (свободы) указывают на то, что может делать военнослужащий, не вступая в противоречия с интересами государства и общества; государственными организациями, а также законными интересами других граждан, в том числе и военнослужащих.

Обязанности предписывают то, что военнослужащему необходимо выполнять, какие требования к нему предъявляются. К числу обязанностей относятся также запреты, которые указывают на те действия, которые военнослужащим делать запрещается. Особенности статуса военнослужащих определяются следующим. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством. На военнослужащих возлагаются и дополнительные по сравнению с другими гражданами обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. [2]

Таким образом, с одной стороны на военнослужащих распространяются нормы общего законодательства, и поэтому они обладают общегражданскими правами и выполняют общегражданские обязанности, а с другой - в отношении них действуют нормы специального военного законодательства, предусматривающие для них специальные военно-служебные права и обязанности.

Права и обязанности военнослужащих имеют определенную систему и классифицируются на две большие группы: общегражданские и военно-служебные.

Общегражданские права военнослужащих - это права, установленные законодательством, которыми военнослужащие пользуются наравне с другими гражданами России.

Эти права, как нам уже известно, принято разделять на следующие группы: политические права и свободы, социально-экономические права, личные права и свободы.

Политические права и свободы включают в себя свободу слова, право на участие в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями; право на участие в общественных объединениях.

Социально-экономические права включают в себя право на труд; право на отдых; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право собственности; право на возмещение вреда; право на образование; права в области культуры.

Личные права и свободы военнослужащих включают право на защиту свободы, чести и достоинства, свободу передвижения и право на выбор места жительства, свободу совести и вероисповедания, право на обжалование неправомерных действий.

Реализация этих прав военнослужащими имеет определенные особенности, установленные ФЗ «О статусе военнослужащих».

Особенности реализации военнослужащими политических прав и свобод заключаются в следующем. Так, военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, получая и распространяя информацию, не должны разглашать государственной и военной тайны, а также обсуждать и критиковать приказы командиров. Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части. Участие военнослужащих в забастовках запрещается. [10]

Существенные ограничения законодательство накладывает на участие военнослужащих в общественных объединениях. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. В соответствии с ФЗ «Об обороне» деятельность политических партий и иных организаций, преследующих политические цели, а также образование их структур в ВС РФ запрещается.

Запрещается использовать финансовые средства и штатные должности ВС РФ для создания структур и осуществления деятельности любых общественных и иных организаций и объединений, кроме установленных законодательством. Запрещается ведение любой политической агитации, в том числе и предвыборной, на территории воинских частей, соединений, учреждений и организаций ВС РФ.

Реализация военнослужащими социально-экономических прав также имеет ряд особенностей. Прежде всего, это касается реализации военнослужащими права на труд.

Это право военнослужащие реализуют путем прохождения военной службы, которая является особым видом федеральной государственной службы, и заключается в исполнении обязанностей в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Всем военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, государство гарантирует занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе, а также повышение профессиональной квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора. Характер служебной деятельности военнослужащих по призыву и перемещение их по службе определяются профессиональной квалификацией и служебной необходимостью. [7]

Особенности реализации военнослужащими права на труд связаны с тем, что законодательство устанавливает для них ряд запретов для деятельности, не связанной с военной службой. [2]

Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных законодательством. При этом на военнослужащих распространяются льготы, предусмотренные для других граждан, выполняющих эти работы.

Реализация военнослужащими права на отдых согласно законодательству заключается в следующем. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих по контракту не должна превышать нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, установленного законодательством о труде.

Военнослужащим по призыву, а также военнослужащим, проходящим службу в военно-учебных заведениях и учебных частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц. Всем военнослужащим предоставляются основной и при необходимости дополнительные отпуска: по болезни, по личным обстоятельствам; учебные и творческие.

Реализация военнослужащими по призыву права на жилище заключается в том, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и проживающие совместно с ними члены семьи обеспечиваются жильем по нормам и в порядке установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также другими законодательными актами. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в соответствии с требованиями Устава внутренней службы ВС РФ. За ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий. [1]

Военнослужащие имеют также право на охрану жизни, здоровья и медицинскую помощь. Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях.

Военнослужащие ежегодно проходят медицинское обследование, с ними проводятся лечебно-профилактические мероприятия.

Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения воинских частей.

Под военно-служебными правами военнослужащих понимаются права, которые возникают у них в связи с поступлением на военную службу. Военно-служебные права подразделяются на общие, должностные и специальные.

Общие военно-служебные права - это права, которыми пользуются все военнослужащие. К ним относятся право на материальное обеспечение (денежное довольствие), продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое и медицинское обслуживание; право на льготы; право по основаниям, предусмотренным законодательством, на государственное обеспечение при увольнении с военной службы; право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Должностные права военнослужащих определяются должностью, которую занимает военнослужащий. Они находят свое закрепление в общевоинских уставах, а также наставлениях, положениях, инструкциях и руководствах. Так, в частности, Устав внутренней службы ВС РФ закрепляет права командиров и начальников по руководству подчиненными; права, связанные с осуществлением контрольной деятельности и другие. Дисциплинарный устав ВС РФ определяет права командиров и начальников по применению поощрений и наложению взысканий.

Специальные права связаны с осуществлением военнослужащими внутренней, караульной гарнизонной и патрульной служб и устанавливаются соответствующими уставами. Кроме того, специальные права военнослужащих связаны с взаимоотношениями между ними по воинскому званию, а также выполнением специальных заданий (направлением в командировку, проверкой, инспектированием и т.п.).

Обязанности военнослужащих также делятся на общегражданские и военно-служебные.

Общегражданские обязанности военнослужащие несут наравне с другими гражданами РФ. Общегражданские обязанности устанавливаются Конституцией РФ и законодательными актами.

Военно-служебные обязанности военнослужащих устанавливаются федеральными законами «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», общевоинскими уставами, а также другими нормативными правовыми документами, действующими в военной области.

Содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы или нет. Напомним, что исполнение обязанностей военной службы определяется ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». [2]

Вряд ли кто-то будет спорить, что военные - совершенно особая категория граждан. Этакая система в системе. С одной стороны, подчиненная своей собственной иерархии, своим законам и правилам. И вместе с тем абсолютно зависимая от решений государственных органов власти.

Собственно, военнослужащие бывают разные: призывники, находящиеся на срочной обязательной службе, уволенные в запас, военные пенсионеры и непосредственно те, кто сделал службу в вооруженных силах своей профессией. Большая часть прав и льгот военнослужащих определена ФЗ №76 от 27.05.98 г., поправки в который вносятся не реже двух раз в год. Самые последние датированы 20 апреля 2015 года.

Особые льготы по Закону положены членам семьи военнослужащего. Так, например, супруга военного, если она не может трудоустроиться по месту прохождения службы супругом, имеет право засчитать себе в стаж период такого проживания, но не более 5 лет в общей сложности.

За ними сохраняется право получать медицинскую помощь в тех же медучреждениях, в которых состоит на учете военнослужащий. А дети военного без очереди принимаются в детские сады и школы по месту службы отца.

Родители, жены и дети погибших военнослужащих имеют право жить в служебных жилых помещениях, получать компенсацию коммунальных платежей, за ними сохраняются гарантии по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию и льготы на проезд. [2]

Заключение.

По итогам данной работы можно сделать следующие выводы.

Права человека - одна из основополагающих ценностей современной мировой цивилизации - понятие сложное и многогранное. Ему трудно дать одно единственное определение и однозначное толкование, ибо эта категория не только юридическая, но и философская, политическая, нравственная. Права человека появляются у человека в момент рождения не только как неотъемлемые условия существования, которых требует природа человека для его выживания, и существенные возможности развития, но и как средство и цель жизни, вне зависимости от того, осознаются или нет.

Права человека - принадлежность индивида (он их субъект), потенциал и мера его свободы в обществе и государстве, грани возможного поведения, очерченные правовыми и другими социальными нормами.

Права человека - средство достижения им основных материальных и духовных благ, реализации своих способностей, талантов.

Основные права человека и гражданина гарантирует глава 2 Конституции РФ, согласно ч. 2 ст. 17, основные права и свободы человека «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция признает основные права как существующие независимо от конкретного законодательства естественные права. Гарантируемые гл. 2 Конституцией права и свободы имеют приоритет по отношению к любой норме федерального закона, указа или постановления государственного органа на федеральном уровне. То есть, никакой нормативный акт уровнем ниже Конституции не может быть действительным, если он не отвечает гарантированным Конституцией основным правам.

С одной стороны основные права олицетворяют решения законодателя и представляют собой руководящие принципы для правового порядка, с другой стороны, это субъективные права тех лиц, которые могут требовать от органов государственной власти уважения их индивидуальных прав и свобод в каждом отдельном случае и имеют возможность добиться этого в судебном порядке. Органы исполнительной и судебной власти, в особенности, должны учитывать объективное содержание основных прав при применении норм закона. Все государственные органы обязаны толковать и применять нормативный акт как отвечающий основным правам. В случае если нормативный акт не может применяться без нарушений основных прав, нужно ставить вопрос о его отмене.

Неправильно думать, что основные права есть некие привилегии и правомочия. В общем эта свобода не ограничена, и тот, кто решается на одно из допустимых в рамках этой свободы действий, не нуждается в разрешении на это и не обязан предоставлять этому оправдательные причины. Но есть и условия реализации этих прав и свобод: они не должны нарушать права третьих лиц, и не должны противоречить рамкам, установленным законом. Однако не индивидуум обязан оправдывать свои действия, когда он хочет воспользоваться одной из своих свобод, а государство, если оно хочет ограничить эту свободу.

Наиболее актуальными аспектами проблематики регулирования, реализации и защиты прав и свобод человека, являются вопросы о пределах реализации этих прав, а также о возможности и критериях их ограничения. Надлежащее их решение имеет важное значение как для формирования доктрины конкретно российского конституционного права, так и для развития государственно-правовой практики.

В ходе проведенного исследования было установлено, что угрозу и опасность правам человека в настоящее время в мире несут войны, насилие, голод, нищета, несправедливое распределение богатства (в мире и в каждой стране в частности), агрессивный национализм, нетерпимость, расизм, религиозный фанатизм и фундаментализм, антисемитизм. Сколько бы не существовало человечество, перед будущими поколениями задачи защиты прав человека, несомненно разные по содержанию и размаху, будут стоять всегда.

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ

3. Альтера, Ессе Homo. 2003.

4. Балибар Э. «О диктатуре пролетариата»

5. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные

идентичности. М.: Логос

6. Брынцева Г., Уполномочен любить // Российская газета, 2009, № 4995(171). – С.1.

7. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М.: изд – во Норма, 2006. С 29.

8. Зайцев В.А, Иванов В.И., Устинов И.Ю. Правоведение. Учебное пособие. Воронеж: ВАИУ,2008. - 266 с. 2008.

9. Исаев И. А. История государства и права России. - М.: 2006.

10. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Проспект, 2006.С. 608.

11. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права: Учебно- методические пособие, краткий учебник для вузов. — М.: Инфра-М, 2001. — С. 448.

12. Лукашева Е.А. Права человека, правовая политика и нравственность. Монография. – М.: Сборник «Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации», 2006. С.214.

13. Монтескье Ш.Л. О духе законов / Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. М.: изд-во Мысль, 1999. С. 591.

14. Никитин А.Ф. учебник Право 10-11.

15. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. СПб.: изд-во Лексикон, 2001. С.114.

16. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности, 2003.

17. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 18, гл. 3.

18. Титов Ю.П. История государства и права России. - М.: Проспект, 1999.- С.12-32.

19. Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. — М.-Л., 1941.

20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: изд-во БЕК. 1993. С. 202.

21. Чистяков И.О. История отечественного государства и права. — М.: 1996.

22. Юшков С. В. Русская, правда. — М., 1950.

Просмотров работы: 276