УЛУЧШЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЕЙ, ПУТЁМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ НАДДУВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УЛУЧШЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЕЙ, ПУТЁМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ НАДДУВА

Зейнетдинов Р.А., Сабанбаев Э.Р.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) являются одной из важнейших составных частей энергетического комплекса России. Общая мощность парка ДВС страны примерно в 5,5 раз превосходит установленную мощность всех электростанций страны, включая атомные. Двигатели внутреннего сгорания влияют не только на интенсивность развития многих отраслей народного хозяйства, но и в значительной степени определяют их экономику. Это обусловлено тем, что основным источником энергии для автономных машин транспорта, сельского хозяйства, строительно-дорожной техники, передвижных электростанций, буровых и насосных установок, а также многочисленных средств малой механизации являются ДВС, потребляющие значительную долю топливно-энергетических ресурсов страны. Материалы многочисленных исследований показывают, что поршневые и комбинированные ДВС сохранят за собой ведущую роль в качестве источника энергии для традиционных потребителей на обозримую перспективу, и в значительной мере будут определять технико-экономический уровень использующих их машин (производительность, экономичность, надёжность, стоимость эксплуатации и технического обслуживания, экологические и эргономические характеристики). Наметившееся в 30-х годах в СССР применение дизелей на тракторах и автомобилях завершилось полной дизелизацией тракторного парка в 1965 г. [1]. Такое предпочтение, отдаваемое дизелям, объясняется рядом их преимуществ перед карбюраторными двигателями. Главными из них являются: меньший, примерно на 25 %, удельный расход топлива; возможность работы на разных топливах; пожарная безопасность. Существенным недостатком дизелей является большая металлоёмкость как из-за более высоких нагрузок на детали, так и вследствие особенностей смесеобразования, требующего пока ещё больших ко- эффициентов избытка воздуха, что ухудшает использование рабочего объёма. Однако значительное повышение частоты вращения, улучшение рабочего процесса в неразделённых камерах с объёмно-плёночным смесеобразованием, применение наддува позволили существенно снизить удельную массу дизелей. Одними из основных направлений совершенствования автотракторных дизелей в настоящее время являются форсирование по среднему эффективному давлению путём применения газотурбинного наддува с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, повышение экономичности и снижение токсичности отработавших газов [2]. Получившая широкое распространение рекуперативная система охлаждения наддувочного воздуха имеет ряд недостатков - повышенные потери давления на впуске и связанное с этим уменьшение наполнения цилиндров, загрязнение при эксплуатации поверхностей теплообмена, значительные габариты теплообменников, высокая металлоёмкость и стоимость. Однако существуют и другие способы охлаждения наддувочного воздуха, которые лишены указанных недостатков, в том числе способ 170 испарительного охлаждения наддувочного воздуха. Суть данного способа заключается в подаче мелко распыленной воды в поток нагретого в турбокомпрессоре воздуха. На нагрев и испарение воды затрачивается часть теплоты наддувочного воздуха, в результате чего снижается его температура. Во впускной трубопровод также можно впрыскивать спирты и аммиак, имеющие большую скрытую теплоту испарения. Применение воды целесообразно с точки её дешевизны, удобства хранения и использования. Исследования по применению испарительного охлаждения наддувочного воздуха на судовых и тепловозных дизелях показали его высокую эффективность. Возможность применения испарительного охлаждения наддувочного воздуха на автотракторных дизелях в настоящее время изучена недостаточно. Вместе с тем, дизели тракторов и автомобилей являются одним и ич основных источников загрязнения окружающей среды. Получившие широкое распространение каталитические и жидкостные нейтрализаторы, являясь эффективным средством уменьшения выбросов вредных веществ с отработавшими газами, увеличивают насосные потери на газообмен, работают в относительно узком интервале температур, а многие весьма недёшевы, так как содержат драгоценные и редкоземельные металлы.

Сущность предлагаемого способа организации рабочего цикла дизеля с испарительным охлаждением наддувочного воздуха заключается в подаче воды в поток воздуха, перемещающийся в системе воздухоснабжения дизеля. Разработанный макетный вариант отличается от серийного дизеля тем, что оборудован дополнительной системой для подачи воды во впускной тракт.

На рис.1. представлена схема предлагаемого способа организации ра­бочего цикла дизеля с испарительным охлаждением наддувочного воздуха. Во впускной тракт перед турбокомпрессором установлена пневматическая фор­сунка. Подача и регулирование расхода воды производится устройством для подачи воды. Распыливание воды производится сжатым воздухом.

Предлагаемый способ охлаждения наддувочного воздуха, по сравнению с подачей воды после турбокомпрессора, имеет следующие преимущества:

  • большая степень охлаждения наддувочного воздуха ввиду интенсивного пе­ремешивания воды и воздуха в турбокомпрессоре и лучшего испарения во­ды;

  • улучшение характеристик турбокомпрессора вследствие приближения процесса сжатия к изотермическому [3].

 

► отработавшие газы паровоздушная смесь

► вода ужатый воздух

Рисунок 1 - Схема организации рабочего процесса дизеля с испарительным охлаждением наддувочного воздуха: 1 - устройство для подачи воды; 2 - компрессор; 3 - пневматическая форсунка; 4 - двигатель; 5 - турбокомпрессор.

Предлагаемый способ подачи воды обладает следующими преимуществами:

  • позволяет регулировать количество подаваемой воды;

  • обеспечивает достаточно тонкое распыливание воды;

  • не ограничивает количество подаваемой воды;

  • не увеличивает гидравлические потери во впускном тракте.

На нагрев и испарение воды затрачивается часть теплоты наддувочного воздуха, в результате чего происходит снижение его температуры, увеличение плотности свежего заряда и улучшение массового наполнения цилиндров. Уменьшение температуры свежего заряда вызывает снижение средней и мак­симальной температур цикла, что предполагает снижение теплонапряжённо- сти деталей двигателя и замедление реакций образования оксидов азота и уменьшение их содержания в ОГ. Улучшение массового наполнения цилиндров и снижение теплонапряжённости обеспечивает возможность форсирования дизеля по среднему эффективному давлению.

На основании анализа литературных данных установлено, что применение воды в рабочем цикле дизелей улучшает их экологические показатели. Поэтому задача улучшения эффективных и экологических показателей дизелей с наддувом путём подачи воды на впуске представляется весьма актуальной, что и является целью диссертационной работы.

Список использованных источников

  1. Ширяев Ф.Г. Дизельные двигатели. Устройство, обслуживание, ремонт, поиск и устранение неисправностей, 2002. -243 с.

  2. Луканин В.Н., Шатров М.Г., Камфер Г.М. и др. Теплотехника: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2003. - 671 с.

  3. Патрахальцев Н.Н., Савастенко А.А Форсирование двигателей внутреннего сгорания наддувом. 2007.-130 с.

Просмотров работы: 143