ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Стыденко А.С. 1, Бакленева С.А. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА» им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Значимым усовершенствованием системы образования стали электронные учебники, предоставившие возможность для самостоятельного обучения с более углубленным и «отфильтрованным» материалом для усвоения. В своей форме, электронный учебник или электронные издания, содержащие в структуре ту учебную базу, которая позволяет при практическом взаимодействии с обучаемыми усваивать и производить контроль по изучаемым темам в полной мере и их результативным закреплением.

На распространение информационных технологий в образовательной сфере влияют различные факторы, как внешние, так и внутренние:

  • глобальная информатизация общества

  • потребность в соответствующей подготовке специалистов, увеличение компьютерной и мультимедийной техника в высших учебных заведениях.

  • государственные программы информатизации образования.

Перечисленные факторы делают данные формы незаменимыми по той причине, что в современном обществе информация оказывает динамические воздействия, которые заключаются в постоянном изменении ее структуры. И Дабы обеспечить для современных специалистов компетентный подход к той деятельности, осуществляемой ими, необходимо использовать современные источники информации, позволяющие вырабатывать определенные методы воздействия.

Внедрение новых технологий, в образование будет целесообразным, по моему мнению, если удастся сохранить преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки. В совокупности с этим, были внедрены в учебный процесс электронные учебники. Этот вид электронного информационного ресурса представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большего раздела. Другим языком Электронный учебник является современным средством обучения, который существенно повышает качество и эффективность обучения, мотивацию обучающихся и оптимизирует деятельность преподавателя. Являясь компьютерным, педагогическим средством, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащие для группового, индивидуального обучения и позволяющее контролировать полученные знания и умения обучаемых путем дистанционного контроля преподавателя, вносить корректировки в план учебного процесса.

Как показывает практика, функциональная характеристика электронных учебников богата и разнообразна. Они применимы не только в качестве средства обучения, совершенствующий процесс преподавания, безусловно повышающего его эффективность и результативность, но и прекрасно успели зарекомендовать себя в качестве:

  • инструмента познания окружающей действительности и самопознания;

  • средства развития личности обучаемого;

  • объекта изучения;

  • средства информационно-методического обеспечения;

  • средства коммуникации в целях распространения передовых педагогических технологий;

Касаемо функций, электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие к снижению восприятия у обучаемых. Наряду с этим использование видеофрагментов позволяет передать в динамике процессы и явления. Несмотря на большие размеры файлов, применять их целесообразно, так как восприятие и заинтересованность обучаемых повышаются и как следствие, улучшается качество знаний.

К основным плюсам электронного учебника, по сравнению с традиционным, как средства предоставления учебной, научной и других видов информации можно отнести:

  • Архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя.

  • Возможность к дистанционному обучению как и самостоятельно, с помощью стандартных поисково-информационных ресурсов, а также с помощью учебной программы, предоставляемой обучаемому ВУЗом, имеющий право на предоставление дистанционного изучения.

  • Способность к адаптации под индивидуальный подход каждого обучающегося.

  • Использование дополнительных возможностей, так как электронный учебник в своей схеме организации имеет несколько частей: текстовую (аудио) часть, графическую часть (рисунки, схемы, чертежи, таблицы), анимацию, видео и аудиозаписи. Наряду с этим, использование компьютерной графики, схемы и явления различных процессов.

  • Простая и удобная поисковая система, позволяющая в минимальное время получать доступ к интересующему материалу.

  • Сам материал, изложенный в электронном учебнике структурирован несколько иначе, нежели его предшественник – он расположен нелинейно в виду уровневой структуры. В верхнем уровне, основой являются понятия и концепции изучаемой дисциплины, а на последующих, низших, детально рассмотрены основные определения. Данная структура позволяет обучаемому усвоить дисциплину с различной степенью глубины.

Но наряду с преимуществом, электронные носители информации и работа с ними имеют ряд недостатков:

  • Не обеспечивают активное участие обучаемого в ходе всего занятия

  • Контроль со стороны компьютера в максимальной степени не всегда объективен

  • Тестовая проверка не способствует глубокому усвоению материала

  • Не обладает самодостаточностью и полнотой

  • Не сопровождается печатным изданием

  • Необходимостью использования специального оборудования и программ для работы с электронными пособиями. Не смотря на повсеместное использование компьютера и других различных гаджетов, к сожалению, не всех есть возможность их приобрести.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что электронный учебник действительно позволяет эффективнее усваивать информацию, по сравнению с печатным изданием. Также электронный учебник способен предоставлять материал в разнообразной форме, что дает существенное преимущество в понимании и усвоении материала.

Практическое использование электронных учебников, начиная с 01.09.16 года, обозначило ряд существенных преимуществ в образовательном процессе ВУНЦ ВВС ВВА г. Воронеж такими как:

  • Повышение эффективности качественного усвоения материалов курсантами в специальной деятельносити.

  • Повышение качества знания естественных и прикладных наук.

  • Систематизированное совершенствование учебной базы на каждом факультете, которая направленна на освоении на достойном уровне необходимой специализированной подготовки курсантских кадров.

Эффективное использование электронного учебника требует небольшого предварительного обучения курсантов работе с ним. Во время самоподготовки, преподаватели, ведущие данную дисциплину и уже ознакомившиеся с содержанием данного электронного издания, представили курсантам его структуру и взаимосвязь между параграфами.

Электронный учебник используется преподавателем при проведении практического занятия – демонстрируются слайды, при этом преподаватель пользуется уже разработанным Методическим изданием.

В системе профессионального образования категория «инновации» тесно связана с процессами обучения и воспитания. В соответствии с положениями ФЗ «О мерах по реализации отдельных положений» Приказа Министра обороны №670 преподаватели используют электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, комплексы технических средств обучения, обеспечивающие освоение обучающимися (студентами, курсантами и слушателями) образовательных программ в гражданских и военных учебных заведениях.

О структуре влияния внедрения электронных учебников и в общем – систематизацию и компьютеризированных учебных и документационных данных в Вооруженных Силах Российской Федерации, на пресс-конференции РИА-Новости, высказал свое мнение Министр Обороны Российской Федерации Шойгу Сергей Кожугетович: «Работа рассчитана на несколько лет, в 2015 году мы начали, а планируем завершить в 2016-2017 годах».

Также было им добавлено что происходит не только оцифровка изданных учебников, но и разработка новых, которые предусматривают визуализацию материала, дополняются мультимедийными приложениями, 3d – съемками, возможностями работать с текстами, делать пометки. Всего планируется разработать 13 тысяч новых электронных учебников и оцифровать почти 11 тысяч уже изданных.

В итоге стоит отметить, что данная политика объединит не только электронные библиотеки наших вузов, но и научно-исследовательские организации.

Литература:

  1. Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационных технологий обучения иностранным языкам: Монография - М: МИЭТ, 2004 - 312с.

  2. Информатизация образования как фактор совершенствования учебного процесса в профессионально- технических училищах: Методическое пособие. - Д.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1992. - 72 с.

  3. Кабанов А.М.. Электронный учебник как средство повышения качества обучения иностранному языку в техническом университете. Диссертация к-та пед. наук – Е., 2009.

  4. Электронные учебники в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://competentum.ru/articles/academic/2017.

Просмотров работы: 97