ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

Аверин Е.С. 1, Багрянская Н.В. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА» им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность рассмотрения вопроса, связанного с выявлением преимуществ и недостатков электронных пособий (учебников, обучающих и тестирующих программ, медийных презентаций и пр.), связана с поставленной задачей по интенсивному внедрению электронных учебников в процесс обучения по иностранным языкам. Следует отметить, что поскольку многие авторы уже достигли значительных успехов в этом, это привело к возникновению разнообразных трактовок электронного учебника, начиная от электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами. «Четкого определения, что такое электронный учебник, у нас действительно пока нет. Есть интуитивное понимание: это некое электронное средство обучения, поддержка обычной книги, определенной темы, главы в цифровом формате. Таких разработано несколько десятков, этот процесс продолжается…» [1] Мы предлагаем рассматривать электронный учебник как некий комплекс обучающих, контролирующих и тестирующих программ на базе ПК или планшета, содержащий всю необходимую информацию по тому или иному предмету.

На наш взгляд, электронный учебник в настоящее время не способен в полной мере заменить привычный печатный аналог, к тому же полый отказ от бумажных изданий не ведет к повышению эффективности организации образовательного процесса, но разумное сочетание обоих средств обучения является наиболее оптимальным. Попытаемся рассмотреть положительные и отрицательные аспекты применения электронных учебников.

Действительно, электронный учебник способен дополнить традиционное печатное пособие, поскольку обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию при обращении к гипертекстовым объяснениям; проверить знания по определенному разделу в темпе наиболее оптимальном для конкретного человека. Электронный учебник предоставляет возможность адаптировать подачу материала с учетом индивидуальных особенностей и уровня знаниями учащегося, что ведет к более качественному восприятию и запоминанию информации. Подобная адаптация основана на использовании уровневой структуры учебника. В практике обучения иностранному языку мы нередко сталкиваемся с тем, что обучаемые, выполняя итоговые (рубежные) тесты лишь в конце целой темы (семестра) узнают свой результат, который не соответствует их ожиданиям. Неудовлетворительная оценка, как правило, обусловлена не полным непониманием материала, а лишь некоторых его аспектах. Наличие электронной базы учебного материала (учебника) позволило бы им в ходе подготовки к практическим занятиям регулярно ссылаться на материал, вызывающий наибольшие сложности.

Одним из важных преимуществ электронного учебника является возможность взаимодействия между обучаемыми и элементами структуры учебника. Поскольку, как упомянуто выше, предъявление материала выполнено в виде уровней, от простого к более сложному, обучаемый может оценить свои знания, пройдя соответствующий тест или выполнив упражнение; а также выявить свой прогресс. Тестирование подобно устному собеседованию с преподавателем, однако, и здесь возможности электронного учебника несколько превосходят мастерство педагога, поскольку создатели учебника могут воссоздать приближенные к реальности условия службы будущих офицеров.

Неоспоримым достоинством электронного учебника является возможность использования мультимедийных средств, которые предъявляют учебную информацию более красочно и живо, что для современных обучаемых становится важным мотивирующим фактором обучения. Организация «живого» представления информации посредством мультимедийных технологий позволяют создать соответствующие модели, включить аудио- и видеофрагменты, что при обучении иностранному языку особенно важно, так как звуковое сопровождение и просмотр видеороликов дает возможность обучаемым погрузиться в языковую среду, услышать аутентичную речь. Согласно определению, приведенному О. В. Зиминой, «электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения» [2]. Многочисленными исследованиями установлено, что внимание обучаемых во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому время, необходимое для изучения конкретного материала, сокращается в среднем на 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

С другой стороны, в обществе существуют люди, которые не могут использовать электронные учебники в силу физических или социальных ограничений. Более того, обучаемые, которые используют только электронные учебники, теряют возможность общения со своими сверстниками и преподавателями, поэтому электронные учебники должны использоваться как дополнительный метод обучения.

Следующим аспектом внедрения электронных учебников в образовательный процесс является эргономичность рабочего (учебного) пространства. Применение специального оборудования повышает требования к оснащению рабочего места обучаемого. «Внедрение инновационных процессов в образование требует создания соответствующего учебно-методического обеспечения (учебно-методического комплекса). Активно создаваемые учебные электронные комплексы становятся реалиями нашего существования, помогают развивать систему непрерывного образования, позволяют получать яркую, наглядную информацию в темпе, удобном для восприятия обучаемого» [1]. Кроме того, рабочее место должно быть безопасным для здоровья. Одним из основных недостатков использования электронных учебников выступает повышенная утомляемость, вызванная чтением с экрана, связанная с непривычностью и новизной. Время нахождения за компьютером или экраном планшета должно быть строго лимитировано и чередоваться с физической активностью, желательно на воздухе.

Очень важно также, что возможность самостоятельного выбора последовательности изучения материала и темпа работы, как и применение интерактивных информационных обучающих систем, повышает динамику и содержательность учебных заданий, процесса их выполнения; а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения, что в свою очередь, формирует у обучаемых самообразовательную компетенцию, а также мотивирует обучаемого на контакт с новой областью знаний.

В то же время электронный учебник – это не самоучитель, предназначенный для абсолютно самостоятельного изучения предмета. Электронный учебник, как и его традиционный аналог, выполняет функцию сопровождения преподавателя, который дает основные методические разъяснения, ставит цели и задачи, проверяет выполненную работу и отвечает на вопросы обучаемого, которые иногда могут быть нестандартными и выходить за рамки изучаемой темы. Компьютеризация и информационные технологии, будучи мощным дополнением мастерства преподавателя, являются вместе с тем новым источником и стимулом его самосовершенствования.

Скорость создания и корректировки устаревшей информации выступают важными факторами в пользу электронных учебников. Печатный учебник, выпущенный несколько лет назад, может содержать частично устаревшую фактическую информацию. С помощью электронного учебника мы имеем возможность своевременно корректировать информацию с учетом меняющихся современных реалий.

Таким образом, в настоящее время большинство недостатков «тускнеют» по сравнению с большим количеством явных преимуществ электронных версий книг. Электронные учебники, используемые в образовательных целях (учебные пособия, справочники и пр.), вполне могут стать хорошим дополнением к традиционным пособиям. На наш взгляд, электронные учебники не заменят полностью печатные издания в ближайшее время, поскольку этот процесс требует значительных материальных средств, а также большой методической работы профессорско-преподавательского состава и специалистов в сфере информационных технологий. Однако электронный учебник может стать верным помощником преподавателей и обучаемых в вопросе развития у последних самообразовательной компетенции.

Литература

1. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч. 1. Обучение: учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.

2. Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика. – М.: Изд-во МЭИ, 2003.

ВУНЦ ВВС ВВА им. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина

209 кафедра иностранных языков

Доклад

На тему: «Преимущества и недостатки электронных учебников»

Выполнил: к-т Аверин Е.С. 442 уч.гр.

Научный руководитель: доцент Багрянская Н.В.

ВОРОНЕЖ

2017

Просмотров работы: 693