МНЕМОТАБЛИЦЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МНЕМОТАБЛИЦЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тюрикова Н.А. 1
1САФУ имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие речи в дошкольном периоде является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка, способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Дошкольный возраст – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Нарушение речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Научно доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи. Легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью. В это понятие входит объем запомненной информации и быстрота запоминания. Имеется в виду точность запоминания, а также время хранения информации. Дети с нормальным речевым развитием с легкостью справляются с этой задачей. Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов и дефекты произношения, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Исследовав мнестическую функцию у старших дошкольников с ОНР, мы выявили, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети слабо запоминают стихи, в которых много образных выражений, метафор. Даже в старшем дошкольном возрасте дети с ОНР способны запомнить и потом воспроизвести небольшие по объему стихотворения с доступным их пониманию простым содержанием. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методик, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных средств формирования умения заучивания стихотворений у детей с общим недоразвитием речи. Данная тема не в полном объеме изученная наукой и требующая дополнительного изучения, поэтому мы остановились именно на ней.

Целью нашего исследования являлось выявление особенностей умения заучивания стихотворений детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, разработать и апробировать мнемотаблицы, способствующие формированию умения заучивать стихотворения детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Мы полагаем, что использование мнемотаблиц будет способствовать развитию умения заучивания стихотворений у детей старшего дошкольного возраста, если мнемотаблицы будут объемными, содержащими миниатюрный набор игрушек и предметов, соответствовать содержанию стихотворения, преимуществом которых является тактильное ощущение и визуализация.

Для доказательства гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы заучивания стихотворений детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посредством мнемотаблицы.

2. Выявить особенности заучивания стихотворений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

3.Разработать и апробировать мнемотаблицы, способствующие формированию умения заучивания стихотворений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

4. Оценить эффективность проведенной работы по формированию умения заучивать стихотворения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Объект исследования: заучивание стихотворений детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования: процесс использования мнемотаблиц при заучивании стихотворений детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Методы исследования: комплексная методика, включающая изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; констатирующий и формирующий эксперименты; количественный и качественный анализ полученных данных, метод математической обработки данных U – критерия Манна – Уитни.

Методическую основу исследования составляют: теоретические положения о связи речи с другими психическими функциями предложенные Л.С. Выготским, Н.И. Жинкиным, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия; концепция осознания детьми языковых явлений Ф.А. Сохина; теория о речевой деятельности А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия.

На основе анализа работ в области психолингвистической, лингвистической и психологической литературы, охарактеризовалось состояние проблемы изучения формирования умения заучивания стихотворений детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, рассмотрелось содержание, структура, механизмы и особенности формирования. Мы провели анализ исследований, посвященных закономерностям и факторам особенностям формирования умения заучивания стихотворений детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассмотрели вопрос о существовании различных подходов в понимании теории мнемотаблиц, определили их значение и роль в формировании умения заучивания стихотворений детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В современной педагогике существует множество подходов в применении мнемотаблиц в образовательном процессе. Значительный вклад в научное понимание и определения феномена мнемотаблицы внесли такие отечественные учёные, как Л.И. Соломенникова, О.В. Жукова, Т.В. Большева, Н.Г. Смольникова, Н.Г. Салмина.

Проанализировав различные источники литературы, мы пришли к выводу, что умение заучивать стихотворения - быстрое запоминание, точное, связное последовательное изложение художественного стихотворения, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм. Существуют различные подходы к формированию умения заучивания стихотворений детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и наряду с общепринятыми приёмами и принципами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является использование мнемотаблиц. Применение мнемотаблиц будет эффективным при формировании умения заучивать стихотворения у детей с общим недоразвитием речи, если дидактической направленностью мнемотаблиц является развитие умения заучивать; мнемотаблицы будут объемными, содержащими миниатюрный набор игрушек и предметов, соответствующих содержанию стихаотворения, преимуществом которых является тактильное ощущение и визуализация; доступность модели для восприятия детей данного возраста.

На основе анализа психологической литературы в соответствии с целью и задачами исследования была подобрана методика, которая была модифицирована с учётом возраста и особенностей речевого развития детей, куда вошло одно задание, позволяющее изучить особенности умения заучивания стихотворений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Анализ полученных позволяет говорить о том, что у старших дошкольников с нормальным речевым развитием преобладает средний уровень умения заучивания стихотворений (60%), у старших дошкольников с общим недоразвитием речи был выявлен низкий уровень (80%). В чтении стихотворений наизусть почти всех дошкольников с ОНР наблюдалось нарушение последовательности на уровне слов, фраз, строк. Ошибки носили резко выраженный характер (нарушение последовательности слов, смысловые ошибки, пропуски фрагментов произведения и т.п.). Исследование выявило низкий уровень умения запоминания стихотворений детьми старшего дошкольного возраста (объём, скорость и точность запоминания). Чтение произведения наизусть данной категории детей сопровождается активной помощью экспериментатора, речь не выразительна, восприятие на низком эмоциональном уровне, большинство детей эмоционально пассивны.

Анализ научной и методической литературы по данной проблеме и результатам констатирующего эксперимента позволили сформулировать цель и задачи формирующего эксперимента.

Цель эксперимента: разработка и апробация мнемотаблиц, способствующих формированию умения заучивания стихотворений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

1) Разработать мнемотаблицы, способствующие формированию умения заучивать стихотворения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2) Апробировать данные мнемотаблицы.

3) Оценить эффективность использования мнемотаблиц.

В эксперименте приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Работа проводилась 2-3 раза в неделю во время заучивания стихотворений и совместной деятельности воспитателя с детьми. На основе приобретенных сведений была спроектирована работа по обучению детей с ОНР заучивать стихотворения с использованием мнемотаблиц. С помощью данных мнемотаблиц проводилась работа по формированию точности и скорости запоминания произведения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В целях формирования у детей умения последовательно, без помощи экспериментатора запомнить и воспроизвести произведения, мы применяли прием моделирования сюжета произведения с помощью мнемотаблицы. Для ее составления использовали миниатюрный набор игрушек и предметов, в совокупности символизирующих мир, который во время повторного чтения и разбора произведения использовали для изображения героев произведения и значимых предметов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов.

Мнемотаблицы выступали в роли плана, которого дети придерживались при запоминании и воспроизведении стихотворения.

Контрольный эксперимент, направленный на выявление уровня умения заучивания стихотворений детьми старшего дошкольного возраста, выявил появление положительной динамики. Анализ полученных данных показывает, что после работы по формированию умения заучивания стихотворений увеличилось число старших дошкольников (с 2 до 6) со средним уровнем сформированности умения заучивания стихотворений, в то время, как количество детей с низким уровнем снизилось (с 8 до 2 человек). После углублённой работы по формированию умения заучивания стихотворений, старшие дошкольники, имеющие средний уровень развития приобрели высокий (с 0 до 2 человек).

Изучение данных экспериментальной работы по формированию умения заучивания стихотворений детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показало, что разработанные и апробированные мнемотаблицы, являются достаточно эффективными, вносят свой вклад в формировании умения заучивания стихотворений детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Работа по формированию умения заучивания стихотворений должна быть систематической, методически грамотно построенной с учетом ФГОС и реализовываться во всех видах деятельности под руководством педагога: совместной деятельности, самостоятельной деятельности детей и в режимных моментах, а также через взаимодействие с семьями детей. В ходе проведённого исследования выявлены особенности умения заучивания стихотворений детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данные констатирующего эксперимента и теоретическое изучение проблемы позволили нам сделать вывод, что у дошкольников данной категории существуют специфические трудности в умении заучивания стихотворений. Основываясь на этом, разработали мнемотаблицы, направленные на формирование умения заучивать стихотворения. В ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи во время формирующего эксперимента формировались качество точности изложения, твердое усвоение произведения, последовательность изложения слов, фраз, полное воспроизведение стихотворения. Разработанные и апробированные мнемотаблицы оказались эффективными, что подтвердили результаты контрольного эксперимента. С целью проверки эффективности проделанной работы нами был предпринят контрольный эксперимент, по результатам которого можно сделать следующие выводы: у дошкольников, после проведения специальной работы, повысились уровни умения заучивания стихотворений. Данные факты свидетельствуют об эффективности работы по формированию умения заучивания стихотворений посредством использования мнемотаблиц.

Следовательно, нами подтверждена гипотеза исследования о том, что использование мнемотаблиц не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и во всех формах деятельности будет способствовать формированию умения заучивать стихотворения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Просмотров работы: 112