МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Смирнова Л.П. 1, Варенцова И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность нашего исследования заключается в том, что уровень психического здоровья российских студентов снизился настолько, что это становится проблемой национальной безопасности [6, с. 7].

Традиционный психиатрический сервис предусматривает работу только с контингентом, имеющим фиксированный медицинский «статус» - диагноз, учетную форму и т.д. За пределами внимания врачей-психиатров оказывается значительная часть людей с так называемыми навязчивыми состояниями, которые затрудняют адаптацию в социуме [1, с. 65].

Психическое здоровье (ПЗ) обучающихся - интегральный показатель, определяющий успешность обучения человека и его социальное становление (отношения, позицию, адекватность) [4,с. 34]. Определение уровня ПЗ студентов имеет значение как для специалистов, принимающих решение о своевременной квалифицированной помощи людям, так и для оценки распространенности психических расстройств в юношеской популяции. Одним из способов оценки психического здоровья обучающихся выступает его мониторинг посредством систематического и динамического контроля за рядом психологических, педагогических, социальных и медицинских показателей [3, с. 9].

Мониторинг психического здоровья студентов мы рассматриваем как систему оценки и прогноза психического здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа и вида, обеспечивающую выявление тенденций в их психологическом состоянии и психическом развитии, определение психологических проблем конкретного студента для оказания необходимой психокоррекционной или дидактической помощи, способствующей успешности обучающихся в образовательном процессе [5, с. 93].

Исходя из этого, задачами нашего исследования будут являться:

1.                  Анализ системы тестирования;

2.                  Многокомпонентная оценка состояния психического здоровья и психологического состояния обучающихся; оценка среднего показателя уровня здоровья всей группы;

3.                  Обобщение полученных данных;

Объём, организация и методы исследования.

Для осуществления мониторинга психического здоровья необходимы: использование унифицированных критериев, показателей и методик оценки состояния психического здоровья; объективизация данных регулярных обследований состояния психического здоровья и условий обучения и воспитания; создание информационно-аналитической вертикали, позволяющей осуществлять обмен необходимой информацией и обеспечивать принятие адекватных решений на всех уровнях от индивидуального до регионального и государственного.

Программно-диагностический комплекс (ПДК) оценки уровня индивидуального психического здоровья представляет собой тест. Этот тест предназначен как для профессионального, так и для любительского использования. Он не содержит шкалу лжи, поэтому в случае необходимости его можно дополнить методиками на искренность или содержащую в себе шкалу лжи.

Состоит из 46 пар суждений. В каждом случае испытуемый должен выбрать один и только один вариант [2, с. 67].

Каждый критерий ПЗ состоит из набора показателей, для которых определены оценки: 1 балл и -1 балл.

На основании критериев каждый обследованный относится к одной из четырех групп психического здоровья:

Анализ результатов осуществляется с помощью специальной системы оценок [5, с. 53].

Результаты исследования и их обсуждение.

Исходя из полученных данных, мы выяснили, что 50% обследованных студентов психологически здоровы, но имеют ряд проблем, которые необходимо решить и так же, вторая половина студентов имеют полное психологическое здоровье.

Средний балл группы 32±0,98 (психологическое здоровье, но имеется ряд проблем, которые необходимо решить), результат является достоверным (p<0,01).

Выводы. 1.Тест «психологического здоровья» представляет собой единую технологию сбора и обработки информации и дает возможность оценить состояние психического здоровья обучающихся с целью выявления критических отклонений, требующих вмешательства и осуществления профилактических и коррекционных мероприятий. Мониторинг психического здоровья обучающихся создает совершенно новые подходы к оценке индивидуального и популяционного психического здоровья детей и подростков, на основании которых можно строить и универсальные технологии его коррекции.

2. Студенты САФУ выпускного курса в средней массе психологически здоровы, но имеют ряд проблем, которые нужно решить.

3. Решение проблем психологического здоровья, на наш взгляд должно проходить под контролем специалистов, поэтому практической рекомендацией для студентов будут являться посещение психолога.

 

Литература

1.                  Захаренков В.В. Состояние психического здоровья и проблемы его мониторинга / В.В. Захаренков, И.Л. Левина // Сиб. пед. журн. - 2010. - № 6. - С. 90–98.

2.                  Левина И.Л. Мониторинг психического здоровья детей и подростков / И.Л. Левина // Мониторинг психического здоровья: материалы Межрегиональной научно-практич. конф., Новокузнецк, 17–18 октября 2006. - Томск; Новокузнецк: Изд-во «Иван Федоров», 2006. - С. 111–114.

3.                  Левина И.Л. АИС СГМ. Подсистема «Педагогический мониторинг». Блок «Психическое здоровье школьников». Принципы, структура и проблемы / И.Л. Левина, Е.Б. Переходова // Сиб. пед. журн. - 2010. - № 6. - С. 64–73.

4.                  Левина И.Л. Распространенность, типология, клиническая динамика и профилактика школьной дезадаптации : автореф. дис. .... д-ра мед. наук / И.Л. Левина. - Томск, 2003. - 44 с.

5.                  Мониторинг «Образование и здоровье» в системе управления качеством образования: монография / В.В. Захаренков, И.В. Виблая, А.М. Олещенко, И.Л. Левина. - Новокузнецк, 2010. - 144 с.

6.                  Семке В.Я. Психическое здоровье молодежи - залог процветания России / В.Я. Семке // Сиб. вестн. психиатрии и наркологии. - 2009. - № 5 (56). - С. 7–8.

7.                  Слободская Е.Р. Психическое здоровье детей и подростков: распространенность отклонений и факторы риска и защиты / Е.Р. Слободская // Вопр. психического здоровья детей и подростков. - 2008. - № 2 (8). - С. 8–20.

Просмотров работы: 278