РЕАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СТУДЕНТКАМИ САФУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СТУДЕНТКАМИ САФУ

Шуваев Г.А. 1, Лабутина Н.О. 1
1Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Среди разнообразия причин, детерминирующих активность человека, особое место занимают потребности и мотивы поведения и деятельности. Житейская психология под мотивами понимает все то, что выступает в качестве внутренних побудителей к деятельности или поведению. При таком представлении мотивами могут быть различные потребности, интересы, стремления, желания, установки, идеалы и т. п. Другими словами, сознание обычного человека, центрированное только на выяснение причин поведения другого человека, не задумывается над многообразием психологических причин, порождающих реальное поведение или деятельность человека. Целью физического воспитания обозначается не только формирование и привитие мотивации к тренировкам, но и включение их в будни человека, в ветвь личностных ценностей. Процесс образования жизненных ценностей можно представить следующим образом: у человека возникают потребности, в последствие преобразующиеся в интересы, мотивы, они образуют разветвленную мотивационную систему, которая затем «превращается» в ценности, которые в свою очередь влияют на дальнейшее формирование потребностей [6].

Физическая культура – особая область культуры, она удовлетворяет социальным потребностям в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную, полезную деятельность, является носителем ценностей и сферой благополучия семьи [5]. Процесс формирования интереса к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой — это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков (к детском возрасте) до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.

Цель работы: изучить информированность студенток, обучающихся на разных курсах САФУ не спортивной специализации, о здоровом образе жизни и реализации этих знаний в действительности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать знания среди студенток не спортивной специализации о здоровом образе жизни.

2.Исследовать заинтересованность и желание реализовывать свои знания в действительности.

Гипотеза: студентки, которые имеют правильное представление о здоровом образе жизни, могут и самостоятельно реализуют эти знания в действительности.

Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап: сформулирована цель исследования, поставлены задачи, определены методы. Второй этап: был проведен анализ научно-методической литературы по теме исследования. Третий этап: было проведено социологическое исследование. Исследование проводилось в форме прямого сплошного опроса (раздаточное анкетирование). Мы использовали анкету «Здоровый образ жизни», автор П.Г. Воронцов, КФВиЗ АГМУ. На четвертом этапе проводилась обработка полученных данных и оформление работы.

Изучение научно-методической литературы позволило ответить на вопросы о природе мотивации, механизмах ее формирования, функциях, связи с потребностями и ценностными ориентациями личности, проблемах мотивации в спорте. Изучение работ, посвященных данному вопросу, дало представление о состоянии здоровья и самочувствия студенческой молодежи, о структуре мотивационной заинтересованности в сфере физической культуры, о причинах отказа от занятий, о пожеланиях и предпочтениях студентов.

Результаты проведенного исследования позволили изучить оценить субъективное состояние здоровья студентов, причины отказа от занятий. На вопрос «откуда вы получаете информацию о здоровом образе жизни?» подавляющее большинство студенток ответили, что такую информацию они получают через интернет. К сожалению, только одна пятая часть студенток указала в ответе, что информацию получают на занятиях. Это указывает на то , что учебное заведение не играет ведущей роли в воспитании потребности вести здоровый образ жизни.

Большинство студенток оценивают состояние своего здоровья как хорошее, и только несколько человек считают, что состояние их здоровья слабое. На вопрос «как они понимают, что такое здоровый образ жизни?» ответы студенток распределились следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1. Ответы студенток на вопрос «как вы понимаете, что такое здоровый образ жизни?»

Как мы видим, все респонденты в той или иной степени дают правильный ответ. Но, когда спросили «считаете ли вы свой образ жизни здоровым?», только одна треть ответили «да», остальные ответили «нет». Таким образом, на фоне полного понимания и знания требований здорового образа жизни те же студентки не реализуют их в жизни. Тем не менее, половина студенток посещает спортивные секции 1-2 раза в неделю не каждый месяц, при этом категорически отрицают проведение закаливающих процедур, выполнение утренней зарядки и вообще выполнение каких-либо физических упражнений дома.

Ответы девушек на вопрос «что мешает заниматься физической культурой систематически?» представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Ответы студенток на вопрос «что мешает вам заниматься ФК систематически?»

Эти ответы интересны тем, что на отсутствие денег и усталость указывают очень немногие респонденты. Основной причиной, по которой студентки игнорируют систематические занятия физической культурой, указаны «лень» и «нехватка времени», хотя они отдают себе отчет в том, что поступают неправильно. Более того, большинство студентов отмечает, что занятия физической культурой в школе их не удовлетворяли, они ходили на уроки лишь для отметки. Объясняют это неудачной организацией уроков физической культуры в школе, однообразием, увлечением другими предметами. Негативное отношение к урокам физического воспитания в школе в большинстве случаев влечет за собой и отсутствие интереса к спорту, но, тем не менее, не исключает его полностью. Стоит отметить, что у студенток творческих специальностей наблюдается самая низкая посещаемость, у студенток, занимающихся точными предметами – заметно выше.

На вопрос анкеты «в котором часу вы ложитесь спать?», более чем сорок студенток ответили, что спать они ложатся после полуночи, ближе к двум часам ночи. Таким образом, студентки испытывают недосыпание. Это указывает на то, что жизненные ценности и приоритеты расставлены не в пользу здорового образа жизни.

На рисунке 3 представлено как распределились ответы студенток на вопрос «придерживаетесь ли вы здорового рациона питания?».

Рисунок 3. Ответы студенток на вопрос «придерживаетесь ли вы здорового рациона питания?»

Из ответов мы видим, что правила здорового питания не входят в систему ценностей их жизни, при том, что студентки не указывают на материальное затруднение, то есть у них достаточно средств для здорового питания, но они сознательно делают другой выбор.

Рисунок 4. Ответы студенток на вопрос «курите ли вы?»

Мы видим, что из опрошенных студенток большинство не являются никотин зависимыми. В данном случае, вероятнее всего, они все-таки понимают, что курение и здоровый образ жизни не совместимы.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.

  1. У студенток САФУ довольно высокая информированность о здоровом образе жизни, информацию об этом они получают через интернет, что указывает на то, что эта тема их интересует и они самостоятельно ищут ответы на вопросы о ЗОЖ.

  2. По данным нашего исследования, проведенного на базе САФУ, большая часть студенток делают сознательный выбор не в пользу здорового образа жизни и физической культуры. Причиной отказа от занятий они называют «лень», «нехватку времени», то есть физическая культура и ЗОЖ не входят в систему их жизненных ценностей.

Таким образом, гипотеза не доказана: наличие знаний о здоровом образе

жизни и пользе физической культуры не гарантируют их реализацию в жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анпилогов, И.Е. Исследование представлений о роли жизненных ценностей в спорте студентов СГАФКСТ: магист. дисс. / И.Е. Анпилогов. – Смоленск, 2007. – 82 с.

  2. Барановская, Д.И. Роль физкультурных занятий в формировании мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи / Д.И. Барановская, В.И. Врублевская // актуальные проблемы оздоровительной физической культуры и спорта для всех на современном этапе: матер. VIII междун. науч. сессии по итогам НИР за 2004 г. – Минск: БГУФК, 2005. – C. 13-16.

  3. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1995. - №5. – C. 5-12.

  4. Карась, Т. Изучение мотивации к занятиям физической культурой студентов педагогического колледжа / Т. Карась, Т.В. Хромина // современные проблемы физической культуры и спорта: матер. IX науч. конф. – Хабаровск: ДВГАФК, 2006. – C. 69-72.

  5. Сырвачева, И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И.С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф. / ДВГУ. – Владивосток, 2003. – C. 108-111

  6. Селецкая, Т.Г. Исследование мотивов, побуждающих студенток заниматься физической культурой и спортом / Т.Г. Селецкая // Современные проблемы физической культурой и спорта: матер. VIII науч. конф. молодых ученых Дальнего Востока. – Хабаровск: ДВГАФКС, 2005. – C. 158-159.

Просмотров работы: 421