ОБРАЗ ЖИЗНИ У РАБОТНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБРАЗ ЖИЗНИ У РАБОТНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Пунанцева А.Д. 1, Войтехович Т.С. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры, Кафедра психологии, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важность изучения образа жизни людей в настоящее время приобретает все большую актуальность, так как в современных условиях оно связано, прежде всего, с практикой социокультурных изменений в обществе, естественно целенаправленных, которые, так или иначе, отражаются в человеке. За время существования каждого общества, как мы знаем, постепенно происходит формирование, а затем развитие специфичных форм экономической, политической, культурной жизни людей. Изменение условий жизнедеятельности членов общества влечет за собой изменение способов ее организации, то есть образа жизни. Другими словами, можно говорить о чертах и особенностях образа жизни, специфичных для изучаемого общества, а также отдельных категорий людей в обществе [6].

В публицистической литературе используется чаще всего такое словосочетание как «здоровый образ жизни». Тут изучается очень многое: питание, спорт, здоровье, окружающая среда и другое. Например, изучается влияние осени на здоровье гипертоников [27].

Следующие по частоте встречаемости словосочетания «сидячий образ жизни» и «активный образ жизни». Существует множество статей рассказывающих о вреде первого и пользе второго. Например, статья так называемой «Офисной болезни» [30].

Существует много статей об образе жизни немногочисленных народов из стран третьего мира: племена масаи [25], афары [29], народы Южной Африки [26], калапало [31].

В настоящее время изучены изменения перцептивного и других слоев образа мира студентов отделений и факультетов психологии СВГУ, МГУ, НИУВШЭ [21], профессиональная специфика образа мира и образа жизни геологов [24], семантические оценки этнических стереотипов и образа жизни представителей коренных малочисленных народов севера [20], взаимосвязь между образом жизни и удовлетворенностью работой сотрудников организации [23], профессиональная специфика образа мира и образа жизни учителей с различным педагогическим стажем [17], профессиональная специфика образа жизни специалистов при различном типе трудового распорядка [13], особенности структурно-содержательных характеристик образа жизни современной молодежи [2].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что существуют работы, посвященные исследованиям образа жизни геологов, педагогов, малочисленных народов, людей разных возрастных категорий. Однако, нет научных работ, посвященных изучению образа жизни работников творческих профессий. Кроме того, в исследованиях сталкиваются понятия «образ мира» и «образ жизни», взаимосвязь которых изучена, но, исследовав данные статьи, можно сделать вывод, что не все исследования разделяют эти понятия. Изучена взаимосвязь образа жизни и некоторых категорий, но таких исследований не много. Исследовав данные работы, можно сказать, что понятие «образ жизни» понимается схоже у разных ученых. Однако, в психологической литературе указывается именно на уникальность индивидуальных образов жизни.

Образ жизни – это философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни [28].

Образ жизни, как научная категория используется в настоящее время во многих науках и отраслях знания: в социологии, философии, психологии, а с недавнего времени и в педагогике. Но еще во времена античности понятие «образ жизни» уже использовали такие мыслители как: Эпикур, который размышлял о «наилучшем образе жизни»; Гераклит считал, что человек ведя определенный образ жизни, предопределяет тем самым судьбу своей души в потустороннем мире, он же разделял образ жизни на разумный и неразумный; Аристотель считал, что нравственный идеал человека должен быть согласован с поведением, и в целом с образом жизни; Платон в своих трудах упоминает об упорядоченном и дурном образах жизни. Категория «образа жизни» занимала мыслителей и в дальнейшем, в средневековье и новом времени, когда высказывались идеи о том, что необходимо не просто созерцать жизни, а необходимо действовать по жизни, иначе говоря, пропагандировали «действенный образ жизни». Например, Ж-Ж. Руссо призывал действовать по жизни, а значит, по его мнению, жить. В последующем, тематику «образа жизни» уже более подробно рассматривали философы и социологи ХХ в. Е. Финк говорил о необходимости обретения собственного образа жизни. М. Шелер отмечал вред образа жизни, во главе которого стоит обретение наслаждения; Г. Маркузе отметил не менее важную мысль, говоря о том, что необходимо, чтобы у человека была внутренняя необходимость изменения образа жизни. М. Хайдеггер рассматривал поверхностный образ жизни человека, а И. Кант – говорил о внутренних принципах образа жизни человека. М. Вебер, К. Маркс, Ф. Тённис рассматривали образ жизни как способ отношений и форму человеческого существования, как устойчивый способ воспроизведения и удовлетворения социальных потребностей [6].

Ломов Б.Ф. (1984) пишет, что образ жизни конкретного человека определяется не только его производственной деятельностью, но и личностными отношениями с другими и группой общения [12].

Д.М. Гвишиани (1988) рассматривает это понятие, как формы человеческой (индивидуальной или групповой) жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений [7].

Согласно Б.Г. Ананьеву (1988), образ жизни – это комплекс взаимодействующих обстоятельств (экономических, политических, правовых, идеологических, социально-психологических и других) [1].

Рубинштейн С.Л. (1989) отмечал: «образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные условия его существования и деятельность, направленную на их изменение, обуславливает психический облик личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни [19].

В словаре О.И. Ожерельева (1990) образ жизни определяется, как способ жизнедеятельности в обществе людей, их социальных групп, общностей, слоев, классов, соответствующий определенному общественному строю [16].

А. М. Прохоров (1993) в своем Большом энциклопедическом словаре дает следующее определение образу жизни: образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с образом жизни [18].

В социальной психологии А.А. Бодалевым (1995) под образом жизни понимаются устоявшиеся, типичные формы жизнедеятельности личности и общностей, взаимосвязь частной личной и гражданской сфер, единство общественных предписаний и интимной сферы сознания, нравственного выбора и ценностных ориентаций [3].

А.Р. Дайкер (1998) рассматривал образ жизни с двух позиций: как целостную совокупность форм жизнедеятельности людей и как способ переживания жизненных ситуаций [9].

Ю.П. Лисицын (2004) определял образ жизни, как определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей [11].

М.Л. Залесский (2005) давал понятию «образ жизни» следующее определение: это комплекс типичных форм и способов повседневной жизнедеятельности людей [10].

По мнению Серкина (2005), образ жизни – система деятельностей, которые человек актуально реализует как субъект индивидуальной деятельности или в которые «включен» в течение определенного жизненного периода, этапа или цикла (до изменения иерархии мотивов) [22].

В логике средового подхода, феномен образа жизни сопряжен с пониманием его как «способа бытия в со-бытии», где образ жизни воспринимается Е.В. Боровской (2009), вслед за Ю.С Мануйловым [14],как посредствующее звено между человеком и средой его существования. Боровская Е.В. [4], в данном аспекте раскрывает понятие образа жизни, как порядок чередования определенных способов взаимодействия со средой, представленных в повседневных занятиях и определяющих потенциал его личности. Это логично, так как, чтобы человек развивался в среде, формировал свою траекторию жизни, а в целом стал тем, кем он хочет стать, необходимо совершать определенные действия которые закаляют ум, тело и всецело формируют личность человека. Исходя из того, какова цель развития и формирования, а в двуединстве этих процессов – становления и определяется характер взаимодействия со средой, использования ее возможностей и становления личности.

Д.И. Гвоздева (2009) определяет понятие образа жизни, как единство организованных и актуально осуществляемых личностью деятельностей наряду с реализуемыми в них мотивами и ценностными в выбранных (определенных) ею условиях [8].

А.А. Возьмитель (2009) рассматривает это понятие, как устойчивые формы социального бытия, совместной деятельности людей, типичные для исторически конкретных социальных отношений, формирующихся в соответствии с генерализованными нормами и ценностями, отражающими эти отношения [5].

Опираясь на данные понятия, мы выявили, что образ жизни – система совместных деятельностей людей, в которые человек включен во время определенного жизненного периода.

Описывая структуру образа жизни, А.А. Бодалев и А.И. Сухов (1995) выделяют следующие компоненты:

1. Аксиологический, то есть ценностный, нормативный, означающий ориентацию на соблюдение неких правил поведения.

2. Конативный, или поведенческий, выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации.

3. Когнитивный, связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов.

4. Коммуникативный, связанный с вовлечением человека в систему социальных связей, а также с состоянием активного словарного запаса различных социальных групп, их лингвистические особенности [3].

М.В. Мартинковский (2003) исследуя образ жизни, выделил его компоненты: политическая и культурная активность, распределение времени, характер труда, непосредственно физическое здоровье, религиозная принадлежность, самоидентификация и другие [15].

В.П. Серкин (2005) выделял структуру образа жизни, состоящую из трех уровней:

1. Уровень внутренней деятельности (образ мира, субъективность пространства и времени).

2. Уровень коммуникации (согласованность пространства и времени с другим).

3. Уровень практической деятельности (объектирование пространства и времени).

На уровне внутренней деятельности представления пространство и время субъективно изменяются и даже инверсируются: я могу думать за секунды о события, происходящих часами и годами, произвольно изменять временной порядок событий и расположение предметов, их размеры, структуру и другие свойства. На уровне коммуникации пространство и время становятся конвенциальными (согласованными с другими): чтобы встретиться, мы должны согласовать и время, и место; чтобы понимать друг друга или совместно действовать, мы должны синхронизировать наши ритмы. На уровне практической деятельности ритмы и свойства реальных предметов становятся решающими: чтобы действовать практически, я должен соотнести свое время, свои психические процессы, свои эффекторы (тело и инструментарий) с «сопротивлением реальности», со свойствами предметной реальности [21].

Д.И. Гвоздева (2009) выделила следующие составляющие образа жизни личности: деятельности и мотивы-ценности, эмоциональные основания и условия их реализации [8].

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

  2. Базарова Д.Р. Особенности структурно-содержательных характеристик образа жизни современной молодежи // Вестник Бурятского Государственного Университета. – 2015. - №5. – С. 14-18.

  3. Бодалев А.А. Основы социально-психологической теории. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 334 с.

  4. Боровская Е.В. Образ жизни школьника как условие становления личности: дисс. … канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2009. – 164 с.

  5. Возьмитель А.А. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа // Социологические исследования. – 2009. - №8. – С. 58-65.

  6. Войко Р.А. К определению понятия и структуры «профессионально-ориентированного образа жизни» будущих педагогов // Наука и современность. – 2011. – С. 195-200.

  7. Гвишиани Д.М. Краткий словарь по социологии. – М.: Политиздат, 1988. – 479 с.

  8. Гвоздева Д.И. Идеалы образа жизни личности студентов-выпускников различных специальностей: автореф. дисс… канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2009. – 24 с.

  9. Дайкер А.Р. Краткий словарь социального педагога. – Костанай: ГУО, 1998. – 72 с.

  10. Залесский М.Л. Конструирование и реализация технологии приобщения школьников к здоровому образу жизни во взаимосвязи классной и внеклассной работы: автореф. дисс….канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2005. – 18 с.

  11. Лисицын Ю.П. Психологическая медицина. - М.: Медицина, 2004. - 148 с.

  12. Ломов Б.Ф. Антиципация в струтуре деятельности. – М.: Наук. - 1980. – 279 с.

  13. Макарова С.В. Профессиональная специфика образа жизни специалистов при различном типе трудового распорядка // Современные проблемы в науке и образовании глазами молодых ученых сборник научных статей. - 2016. - С. 29-33.

  14. Мануйлов Ю.С. Средовой поход в воспитании: дисс. … д-ра пед. наук. - Костанай, 1997. – 242 с.

  15. Мартинковский М.В. Здоровье и здоровый образ жизни в ценностных ориентациях молодежи. - Минск: Технопринт, 2003. – 275 с.

  16. Ожерельев О.И. Политическая экономия: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 607 с.

  17. Пивоварова С.В. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни учителей с различным педагогическим стажем // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - № 6. - С. 83-94.

  18. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, С-Пб.: Фонд «Ленинградская галерея», 1993. – 1630 с.

  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989. – 720 с.

  20. Рябова М.А. Семантические оценки этнических стереотипов и образа жизни представителей коренных малочисленных народов севера // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2016. – Т.13. - №3. – С. 48-58.

  21. Серкин В. П. Влияние профессиональной специфики образа мира и образа жизни на восприятие // Психология развития человека как субъекта труда. -М.: Акрополь, 2016. – С. 68-78.

  22. Серкин В.П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни // Психологический журнал. - Т. 33. - №4. - 2012. - С. 78-90.

  23. Скороходова В.Д. Взаимосвязь между образом жизни и удовлетворенностью работой сотрудников организации // Молодежный вестник ИрГТУ. - 2016. - № 1. - С. 40.

  24. Шунькова С.В. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни геологов: профессионалов и студентов: дисс. … канд. психол. наук. – Магадан, 2011. – 218с.

  25. В тени масаи [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6806/ (дата обращения: 02.11.17)

  26. Люди неба [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/109/ (дата обращения:02.11.17).

  27. «Молчаливый убийца». Кардиолог о том, чем опасна для гипертоников осень [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tula.aif.ru/health/med/molchalivyy_ubiyca_chem_opasna_dlya_gipertonikov_osen (дата обращения: 02.11.17).

  28. Образ жизни [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4606/%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97 (дата обращения: 2.11.17).

  29. Смотрящие за горизонт [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/442/ (дата обращения: 02.11.17).

  30. Страдания «белого воротничка» ['электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/pulse/467/ (дата обращения: 02.11.17).

  31. Территория калапало [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6262/ (дата обращения: 02.11.17).

Просмотров работы: 154