РАЗНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ПРИЧИНА КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ С РЕБЕНКОМ-СТУДЕНТОМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ПРИЧИНА КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ С РЕБЕНКОМ-СТУДЕНТОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Студенчество – это значительный отрезок жизни и он, наверняка, значительнее других может повлиять на жизнь человека, ведь именно в это время человек полностью раскрывается, пытается определиться с направлением своей дальнейшей жизни и проявляет и воплощает в жизнь свои амбиции. Ведь, чтобы ни говорили, учеба, а именно высшее образование формирует человека как личность. А вот во что это сформируется уже, конечно, зависит от человека. Потому что на пути к получению образования человеку может надоесть, возможно, ему захочется кутить, а не учиться, либо ему просто не дастся наука.

С развитием мира, образования, появления новых течений и культур разница интересов между родителями и детьми становится все существеннее. Ведь то, что было в детстве и юношестве у наших родителей уже либо нет, либо не актуально у нас самих. Ведь даже элементарно стиль одежды они не всегда понимают, потому что для их возраста одевать подобное было дико. В связи с этим возникает разница в терминальных и инструментальных ценностях.

По М. Рокичу существует методика изменения ценностных ориентации, которая отображает прямое ранжирование списка ценностей. В данной методике выделены два класса ценностей: терминальные – то, к чему стоит стремиться в жизни (счастье, любовь, безопасность и т.п.); инструментальные — черты характера, которыми должен обладать человек для достижения поставленных целей (вежливость, честность, храбрость, ответственность) [3].

Выявлено, что терминальные ценности в 60% случаев совпадают у родителей и детей. Следует отметить, что абсолютного совпадения обоих родителей и детей не было ни в одной семье: либо с матерью, либо с отцом. Совпадение ориентации ценностей детей с ценностными ориентациями матери в 40% случаев, с ценностными ориентациями отца – в 20%. Интересно, что расхождение ценностных ориентаций матери и отца встречается в 70% и гораздо реже они совпадают. У дочерей, и у сыновей установлено одинаковое число совпадений с ценностными ориентациями родителей [1].

В случае инструментальных ценностей: ориентации родителей и детей расходятся в 70%. В основном, совпадение происходит с ценностными ориентациями матери — в 20%. Ценностные ориентации детей-студентов и отца совпадают в 10% случаев. Важно отметить, что ни в одной семье ценностные ориентации сыновей не совпадают с ценностными ориентациями отца, как и в случае терминальных ценностей. Можно сделать вывод, что ценностные ориентации отца и матери расходятся, ведь лишь в 20% случаев ценностные ориентации обоих родителей совпадаю. Видно, что даже если и есть совпадение ценностных ориентаций детей и родителей, то только с кем-то одним из родителей. На основе данных, можно сказать, что разница ценностей является актуальной проблемой в отношениях семьи, что в свою очередь может быть одной из вех возникновения между ними конфликтов.

Стоит сказать о представлениях детей-студентов о ценностных ориентациях их родителей.

В случае терминальных ценностей в 100% представление детей верно о ценностных ориентациях своих родителей. Следует указать, что у дочерей представление о ценностях родителей лучше, чем у сыновей. Так совпадение происходит в 30% случаев.

Инструментальные ценностные ориентации детей и родителей в 90% совпадают, а отличаются лишь в 10% случаев.

Требуется отметить, что ценностные ориентации отца дочери понимают лучше, чем матери, а сыновья одинаково: и матери, и отца. Совпадение в 70% с ценностными ориентациями отца, и в 30% — ценностными ориентациями матери [1].

Проанализировав результаты, можно отметить, что родители хуже представляют ценностные ориентации детей, чем дети ценностные ориентации родителей. Важно отметить, что дети реально оценивали их в отличие от родителей. Можно сделать предположение, что дети приписывали родителям именно те ценности, которые действительно являются ценностями для них, а значит, оценивали более объективно.

Возможно, что актуальные ценности, которые важны для детей родителями не были признаны. Часто происходило, что отцы приписывали дочерям ценности, которые выбирали сами, но для дочери ценностями является совершенно иное и логично, что совпадения с ценностями дочери не происходило. Чаще всего от молодых людей можно услышать: «Они меня не слышат!». Родители не умеют и не желают выслушивать своих сыновей, не пытаются понять, что происходит в их внутреннем мире, не пытаются взглянуть на ситуацию их глазами. Самодовольная уверенность родителей в том, что у них больше жизненного опыта и создает психологический барьер в общении с детьми. В связи с этим возникают разные проявления негативного отношения к родителям: реакция оппозиции, реакция изоляции или реакция отказа [2].

В качестве вывода требуется отметить, что основная направленность ценностей жестко представлена как определенная жизненная позиция.

Отражение условий образа жизни, выраженных в системе ценностей, является компонентом установления личности, который требуется учитывать, сталкиваясь с конфликтами в семье.

Список использованной литературы:

  1. Ростомашвили И.Е. Проблемы взаимоотношения родителей и детей-студентов [Электронный ресурс] http://psychological.ru/default.aspx?s=0&p=21&0a1=527&0o1=2&0s1=0

  2. Редько Л.Л., Лобейко Ю. А., Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учебное пособие – М.: Илекса, 2008. – 296 с.

  3. М. Рокич. Методика "Ценностные ориентации".// Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А.А. Карелин. – Москва : Эксмо, 2009. – С. 26-28.

Просмотров работы: 142