НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

Кузнецова К.Е. 1, Павельев В.Д. 1
1Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На данный момент экономику России можно охарактеризовать, как нестабильную во внутренней политике, также имеет место бюджетный дефицит, который приводит к падению курса национальной валюты, к угрозе экономического провала, увеличению доходности государственных долговых обязательств. Как известно, развитие рынка ценных бумаг очень резко реагирует на события такого характера, поэтому изменение котировок ценных бумаг – является показателем, подходящим для оценки произошедших последствий.

На рынке государственных ценных бумаг Российской Федерации обращаются:

1) облигации Банка России (ОБР);

2) государственные долгосрочные облигации (ГДО);

3)государственные краткосрочные облигации (ГКО), используемые для краткосрочного финансирования текущего дефицита бюджета;

4) облигации федерального займа (ОФЗ);

5) облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

6) облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

7) казначейские облигации (КО);

8) муниципальные ценные бумаги, как способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Начиная с первой половины 2014 года, так же следует отметить, что, отечественному рынку ценных бумаг присуще негативные настроения и реакционные стратегии, вызванные отрицательными внешними и внутренними факторами.

С начала марта 2014 года, динамика рынка ценных бумаг в существенной степени обострилась страновыми рисками в связи с осложнившейся геополитической обстановкой. В следствии чего реакцией рынка стало следующее событие – торги на Московской бирже открылись обвалом: индекс ММВБ упал на 10,8% и стал составлять 1288,81 пунктов. Общий объем торгов в этот день составил 114,8 млрд. руб., что в четыре раза превышает показатель «спокойного» дня.

Несмотря на обвал фондового рынка и военную угрозу, крупные отечественные бизнесмены так же, как и иностранные инвесторы, не поменяли своих долгосрочных целей на российском рынке ценных бумаг. Индекс российского рынка акций вырос на 4,06% после подписания договора между Россией и Крымом о вхождении автономии в состав Российской Федерации. Конечно, рынок немного поднимался и ранее, но после обращения президента В.В. Путина о принятии республики Крым в состав РФ, рост увеличился.

Развитие рынка ценных бумаг подавляется не только из-за влияния экономической и политической ситуаций, но и из-за недостаточной развитости технической и функциональной подсистем инфраструктуры. Неэффективно функционирует система контроля за операциями на рынке ценных бумаг.

Немаловажными проблемами, влияющими на развитие рынка ценных бумаг в нашей стране, считаются организационные, кадровые и методологические.

Организационные проблемы, в большинстве своем, связаны с отсутствием развитой инфраструктуры рынка и недостаточным информационным обеспечением.

Что касается кадровых проблем, то они заключаются в малом сроке развития рынка ценных бумаг и в незначительном числе настоящих профессионалов. Хоть их присутствие ощущалось и до кризиса, во время него они значительно обострились.

Методологические проблемы связаны в основном с непроработанностью методов осуществления большинства фондовых операций и отдельных процедур на изучаемом рынке.1

Проблемы развития рынка ценных бумаг также связаны:

- с незначительным объемом финансирования экономики при помощи механизмов фондового рынка (в Российской Федерации – менее 6%, а в странах с развитой рыночной экономикой – до 20%);

- малым удельным весом реального капитала на финансовом рынке;

- нехваткой современной модернизированной системы центров клиринговых расчетов, депозитариев, автономных регистраторов;

- юридической неготовностью компаний к заключению договоров с партнерами с учетом всевозможных убытков, которые могут возникнуть из-за внезапных изменений на рынке;

- отсутствием общих общероссийских классификаторов операций, технологий банков и бирж, которые соответствуют мировым стандартам;

- противоречием функционирующих форм бухгалтерского учета международным образцам.2

Развитие экономики России находилось под сильным влиянием введенных западными странами экономических санкций и снижением цен на нефть, внешнеторговых ограничений на импорт продовольственных товаров, девальвации национальной валюты, сокращения инвестиционной активности и снижения потребительского спроса на фоне растущей инфляции.

В настоящий момент, Российский рынок ценных бумаг представляет собой непредсказуемое явление, которое напрямую зависит от ожиданий иностранных портфельных инвесторов. Оценивая его в целом, можно сказать, что к большому сожалению, он не соответствует масштабам экономики и фактическому уровню инвестиций, как в финансовый, так и в реальный сектор.

Прогноз по росту ВВП на 2017 год улучшен до 0,6% с 0,3%. Ранее ценные бумаги в базовом варианте сценария макроэкономического развития исходил из того, что в 2016 году ВВП РФ покажет нулевую динамику, в 2017 году вырастет на 0,1%, в 2018 году – на 1,6%.

Темп прироста мировой экономики по итогам 2015 г., по оценкам МВФ, составил всего 3,3%, а в 2016 году – 3,5%. Прогнозы мирового экономического развития МВФ на 2017 г. были пересмотрены в сторону понижения до уровня 3,7%. Всемирный Банк традиционно прогнозирует более низкие темпы экономического роста: после роста в 2015 г. на 2,6% (2,5% по итогам 2014 г.), 2016 год принёс рост в 3% по его оценкам, рост глобальной экономики составил 3,3% в 2017 г.

В июне 2017 г. общий объем новых размещений рублевых корпоративных облигаций (КО) составил 184,6 млрд. руб. (по номиналу), что на 13% выше соответствующего показателя июня 2016 г., а средний размер выпуска вырос за год с 4 до 5,6 млрд. руб. В отраслевой структуре новых размещений в июне 2016 г. и июне 2017 г. преобладали облигационные выпуски банков и финансовых институтов.

Большинство экономистов полагают, что для экономического роста государства инвестиционный капитал непременно должен пройти следующий путь: Инвестор - Прямые инвестиции - Экономический рост, и этот путь, по их мнению, единственный. Но тогда существуют значительные риски, связанные с инвестированием, т.е. неблагоприятный инвестиционный климат в государстве с вытекающими отрицательными последствиями. А государство все же заинтересовано в экономическом развитии, в этом случае можно на определенный промежуток времени изменить путь большей части инвестиционного капитала: Инвестор - ГЦБ - Прямые инвестиции. Государственные ценные бумаги при этом в большей части выпускаются не на покрытие дефицита бюджета страны, а на прямые инвестиции в быстроразвивающиеся объекты экономики. Предприятия, а возможно и отдельные отрасли, в которые государство инвестирует полученные таким образом финансовые ресурсы, будут в дальнейшем частично приватизированы. Денежные средства от приватизации будут направлены на погашение государственных ценных бумаг. Этот вариант предусматривает вмешательство государства в деятельность рынка ценных бумаг в большей степени, нежели сейчас.

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы. В переходной экономике рынок ценных бумаг складывался не сразу. При высокой инфляции, свойственной начальным этапам перехода к рынку, доходы на ценные бумаги не компенсируют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотно вкладываются в операции с иностранной валютой. Но переходный период развития экономики требует не только развития рынка ценных бумаг, а также делать его более разнообразным. Ведь фондового рынка в России не существовало много десятилетий и развиваться он начал только в 90-е годы. Это содействует модернизированию нормативно-правовой и законодательной базы в отношении рынка ценных бумаг, регулированию финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, развивающихся в условиях рыночной экономики.

Министерство финансов РФ приняло «Основные направления государственной долговой политики на 2017-2019 годы». Отмечается, что формы и масштабы государственных заимствований в ближайшие три года будут определять макроэкономические и внешние условия, характеризующиеся неопределённостью, а также риски для национальной экономики. Одними из внутрироссийских проблем можно обозначить низкий уровень диверсификации экономики, низкий уровень инвестиций по отношению к ВВП, неэффективная структура бюджетных расходов, сложная демографическая ситуация и проблемы человеческого капитала и другие. В документе также сказано, что государственные заимствования к концу 2019 года могут стать основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. К концу планируемого периода государственные заимствования, скорее всего, станут основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. Их доля увеличится с 20% в 2016 году до 91% в 2019 году, — отмечается в «Основных направлениях долговой политики». Планируется, что к концу рассматриваемого периода чистые внутренние заимствования будут превышать триллион рублей (по итогам 2016 года — 500 миллиардов). Объективность таких планов определяется снижением инфляции до 4%. И при этом сохраняется на умеренных уровнях процентных ставок в экономике. Также важным фактором станет наличие у банков-инвесторов значительного объёма ликвидности, источником которой станут, прежде всего, средства федерального бюджета.

Россия имеет огромные перспективы развития рынка ценных бумаг. Государство заинтересовано в расширении рынка и пытается создать оптимальные условия для его функционирования: формируются краткосрочные и долгосрочные планы его развития, происходит совершенствование нормативно-правовой базы, усиливается контроль за ее функционированием, развивается инфраструктура рынка, системы информирования о нем. На данный момент российский рынок государственных ценных бумаг продолжает развиваться, не смотря на наличие ряда существенных проблемных зон, можно утверждать, все эти затруднения преодолимы.

К еще одному направлению развития рынка ценных бумаг можно отнести вложения в облигации федерального займа взамен депозитов. Министерство финансов выпускает специальные трехлетние облигации федерального займа (ОФЗ) для населения. Данные облигации напоминают сберегательный сертификат Сбербанка.

На самом деле это тот же депозит, но не в банке, а в Министерстве финансов, только более выгодный, как отмечают эксперты.

Облигации федерального займа – это ценные бумаги, которые выпускает государство для пополнения казны за счет продажи их населению. Подобные ценные бумаги называют также облигации государственного займа. ОФЗ имеют ограниченный срок обращения. Дата начала размещения ОФЗ-н первого выпуска: 26 апреля 2017 года, а дата погашения - 29 апреля 2020 года.

Когда это время истечет, владелец ценных бумаг получает доход в виде процентов, начисляемых к номинальной стоимости облигаций, а также возвращает деньги за номинальную стоимость облигаций. Доходность бумаг будет возрастать в зависимости от срока владения: чем дольше физическое лицо удерживает облигацию, тем выше ее доходность. Министерством финансов России строго зафиксированы процентные ставки и даты выплаты купонного дохода (Таблица 1).

Таблица 1 – Процентные ставки и даты выплаты купонного дохода

Дата выплаты купонного дохода

Купонная ставка, % годовых

1 ноября 2017 г.

7,5

2 мая 2018 г.

8

31 октября 2018 г.

8,5

1 мая 2019 г.

9

30 октября 2019 г.

10

29 апреля 2020 г.

10,5

Приобретая облигации в дату начала размещения, доходность к погашению составит 9,02% годовых, но это до вычета комиссионного вознаграждения банка-агента.

Таким образом, государственная долговая политика должна гарантировать способность Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для страны как надежного суверенного заемщика. Для решения этих задач необходимо, чтобы Россия регулярно находилась на рынках капитала, а также постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги страны.

Список используемой литературы

  1. Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг: учебник. М.:ЮНИТИ – ДАНА. 2013. С. 325.

  2. Сердцева О.А. Рынок ценных бумаг России: проблемы и перспективы развития в современных условиях // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2.2014. С. 336

1Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг: учебник. М.:ЮНИТИ – ДАНА. 2013. С. 325.

2Сердцева О.А. Рынок ценных бумаг России: проблемы и перспективы развития в современных условиях // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2.2014. С. 336

Просмотров работы: 6087