МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

Абакумова Д.М. 1, Лебедева М.П. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Ещё в XVII в. известный всем со школьной скамьи французский математик и религиозный философ Блез Паскаль сказал: «Суть человеческого естества  в движении. Полный покой означает смерть.» Невозможно не согласиться со словами ученого, физическое состояние человека в большей степени зависит от него самого, поэтому, чтобы поддержать свое физическое здоровье, а так же укрепить дух, необходимо двигаться, т.е. заниматься спортом.

Физическая культура студенческой молодежи вузов нефизкультурного профиля стала предметом широких научных исследований в последние два десятилетия [4]. Особенно уязвимы студенты на начальной стадии обучения, т.к. они сталкиваются с серьезными учебными нагрузками, пока еще непривычными для них, а смена образа жизни и, возможно, места жительства, и недостаток свободного времени приводят к уменьшению физической активности молодежи.

Анализ литературных источников по теме исследования позволяет сделать вывод об усилении актуальности проблемы снижения интереса и желания студентов к занятиям физической культурой и необходимости повышать их мотивированность и заинтересованность.

Цель: выявить степень мотивированности студентов нефизкультурного профиля Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ) к занятиям физической культурой и определить основные методы их мотивации.

Задачи: определить ценность занятий физической культурой в жизни современного студента, выявить факторы, воздействующие на мотивацию студентов, и основные мотивы к занятиям спортом, провести анкетирование среди студентов нефизкультурного профиля Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ) и сделать соответствующие выводы по результатам исследования.

Материалы и методы: изучение научных источников, анкетирование студентов нефизкультурного профиля Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ).

Результаты исследования и их обсуждение

Значение спорта, как общественной ценности, не изменяется и не подвергается сомнению. Спорт является профилактикой от многих заболеваний, а сейчас особенно остро стоит вопрос здоровья населения. Научно-технический прогресс и современные условия быта намного облегчают жизнь современного человека, способствуют его обездвиживанию. Гиподинамия, результат недостаточной двигательной активности, тяжело сказывается на нервной системе, сосудах и сердце.

Ученые и социологи делают неутешительные выводы о состоянии здоровья нового поколения, все больше детей рождаются с пороками развития (показатель вырос с 172400 человек в 2000 г. до 274000 человек в 2016 г.), так же у детей в возрасте 0-14 лет увеличились показатели болезни крови и кроветворных органов (с 316400 человек в 2000 г. до 344700 человек в 2016 г.), и показатель появления новообразований и вовсе вырос в 2 раза [1]. Заболеваемость сахарным диабетом в Российской Федерации в 2016 г. составила 4610796 человек, показатель инфарктов  313332 человек, болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением  14545459 человек [2].

Студенты составляют основной трудовой запас страны, именно они в дальнейшем будут формировать нацию. Чешихина В.В., Кулаков В.И., Филимонов С.Н. в своих научных трудах отмечают, что у большинства студентов отношение к физической культуре носит в большей степени пассивный характер, а примерно 20% и вовсе негативно относятся к занятиям физическими упражнениями, считая спорт лишней тратой времени [7]. Такие результаты можно объяснить субъективными и объективными факторами.

К субъективным факторам относят:

 личностные качества человека, такие как лень, безвольность, пассивность, его нежелание заниматься спортом;

 отсутствие наглядного примера родителей и традиций здорового образа жизни в семье.

К объективным факторам относят:

 недостаток финансирования программ развития физической культуры и спорта со стороны государства (слаборазвитая материальная спортивная база);

 слабое состояние здоровья занимающихся, множество медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой;

 содержание занятий, нагрузка учебного плана, личность преподавателя, его подход к преподаванию и неспособность заинтересовать студентов;

 отношение студентов к спорту, только как к дисциплине в университете, отсутствие должной мотивации, непонимание ценностей и функций спорта и неверное определение места физической активности в их жизни [3].

Отсюда можно сделать вывод, что в настоящее время место физической культуры в системе культурных ценностей студенческой молодежи не соответствует ее значению в качестве одного из важнейших показателей общей культуры студентов [4].

В вузах нефизкультурного профиля ещё не было проведено целостного исследования формирования потребности у студентов в физической культуре, не были рассмотрены ее виды, формы и методы внедрения, поэтому на сегодняшний день обозначилась важная проблема формирования у студентов мотивов к спортивной деятельности.

Мотив – это внутренняя движущая сила, побуждающая человека к действию [6]. Невозможно в один момент сформировать интерес к занятиям спортом, необходимо постепенное, планомерное вовлечение в деятельность, начиная с основ, таких как понятия здоровья и важности здорового образа жизни, заканчивая глубокими теоретическими знаниями о физиологии человека и интенсивными физическими нагрузками.

Существует несколько групп мотивов к занятиям физической культурой. Выделим из них те мотивы, которые по нашему мнению являются наиболее значимыми для современного студента:

 Оздоровительные мотивы

Для многих людей спорт остается одним из основных способов укрепления здоровья и поддержания тела в хорошей форме. Именно регулярные занятия физической активностью оказывают положительное воздействие на организм, способствуют укреплению его иммунитета. Особенно сильное воздействие оказывается на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Физическая активность помогает организму перестроиться, дает человеку возможность снять напряжение от выполнения однообразной работы, после тяжелого учебного или рабочего дня, сменить вид деятельности, избавиться от стресса [5];

 Мотив дружеской солидарности и коммуникации [5]

Желание проводить как можно больше времени с друзьями, общаться со сверстниками подталкивает человека к занятиям спортом, особенно, если этот вид спорта носит командный характер. Игра в команде, совместная деятельность сближают и позволяют улучшить коммуникативные способности, найти новых друзей, наладить отношения в студенческой группе;

 Эстетические мотивы [5]

Как бы многие не спорили, но внешний вид имеет огромное значение даже при приеме на работу, первое впечатление считается очень важным, поэтому необходимо, чтобы оно было положительным. Чтобы выглядеть хорошо, скорректировать недостатки фигуры, развить гибкость и пластичность, необходимы регулярные физические нагрузки;

 Сопернические мотивы [5]

Стремление самоутвердиться, стать лидером, победить соперника и быть первым в какой-то деятельности так же может стать мощной мотивацией для занятий физической культурой. Спорт позволяет реализовать себя, выработать силу воли, концентрацию, самоконтроль, помогает справиться с комплексами и страхами, отвлекает от неприятных мыслей;

 Культурологические мотивы [5]

Благодаря социальным сетям и средствам массовой информации сейчас отмечается рост популярности физической активности. Если еще недавно курение и увлечение спиртными напитками говорило о статусе человека, позволяло ему выглядеть лучше в глазах других, то теперь становится модным заниматься спортом, и все больше молодежи поддерживает идею активного отдыха, здорового образа жизни и правильного питания. Молодые люди стремятся быть похожими на знаменитых спортсменов, не только болеют за сборную нашей страны, за любимые команды других стран на чемпионатах, но и сами активно вступают в спортивные секции, играют за сборные университета, или просто занимаются спортом для собственного удовольствия;

 Административные мотивы [5]

У каждого человека спорт в жизни играет свою роль. Для некоторых физическая культура остается лишь обязательной для посещения дисциплиной, установленной учебной программой, по которой необходимо получить зачет, чтобы успешно сдать сессию и продолжить дальнейшее обучение в университете по своей специальности.

В ходе исследования нами была разработана анкета и проведено анкетирование среди студентов Северного Арктического Федерального университета им. М.В. Ломоносова. Всего было опрошено 50 студентов нефизкультурного профиля. По результатам проведенного анкетирования были сделаны следующие выводы.

Согласно полученным данным было установлено, что возраст опрошенных составляет 18 лет (30%), 19 лет (12%), 20 лет (42%) и 21 год (16%), 66% опрошенных  студенты женского пола, 34%  студенты мужского пола.

Результаты ответов на вопрос «Что из перечисленного является для вас наивысшей ценностью?» представлены на следующей диаграмме (рис.1).

Рисунок 1. Статистика ответов на вопрос «Что из перечисленного является для вас наивысшей ценностью?» студентов САФУ

Полученные результаты свидетельствуют о том, что почти половина опрошенных (48%) считает здоровье наивысшей ценностью, однако, только 12% опрошенных полагают, что придерживаются здорового образа жизни, остальные 88% ответили на этот вопрос отрицательно. Это говорит о том, что далеко не у всех студентов понятие «здоровый образ жизни» ассоциируется с занятиями спортом.

В том, что хорошая физическая подготовленность может помочь в дальнейшей жизни, в частности, в работе в качестве молодого специалиста, усомнились 68% опрошенных студентов, только 32% соотносят физическую подготовленность к работе с занятиями спортом.

Результаты ответов на вопрос «Какой физкультурно-спортивной деятельностью вы занимаетесь?» представлены на следующей диаграмме (рис.2).

Рисунок 2. Статистика ответов на вопрос «Какой физкультурно-спортивной деятельностью вы занимаетесь?» студентов САФУ

Полученные результаты говорят о том, что большинство студентов (44%) не занимаются дополнительными видами физической активности, а предпочитают посещать только занятия физической культурой в университете, так как они являются обязательными.

Нами было сделано предположение, что возможно, одной из причин этого являются не только личные качества студентов, их медицинские противопоказания или отсутствие свободного времени, но так же невысокий уровень дохода, который не позволяет студентам посещать платные занятия спортом.

Однако, по полученным данным все же довольно большой процент опрошенных (30%) имеет возможность заниматься спортом дополнительно в тренажерном зале чаще, чем на занятиях в университете, а следовательно, наше предположение не получило подтверждение.

Радует то, что ни один из студентов не ответил (0%), что вообще не занимается физической активностью, и спорт в той или иной степени присутствует в жизни всех опрошенных.

Результаты ответов на вопрос «Каков ваш главный мотив посещения занятий физической культурой в университете» представлены на следующей диаграмме (рис.3).

Рисунок 3. Статистика ответов на вопрос «Каков ваш главный мотив посещения занятий физической культурой в университете?» студентов САФУ

Из полученных данных можно сделать вывод, что у опрошенных преобладают административные методы (необходимость получить зачет), что является тревожным показателем, т.к. большинство студентов не заинтересованы в занятиях физической культурой и посещают занятия в университете, только потому что так установлено программой.

Однако, так же большое значение для студентов имеют оздоровительные (желание поддержать свое здоровье) и культурологические мотивы (посещение занятий, чтобы похудеть или сформировать красивое тело). В ходе анкетирования ранее было установлено, что большинство студентов не ведут здоровый образ жизни. Полученные результаты парадоксальны, ведь опрошенные не видят связь между здоровым и спортивным телом и занятиями спортом, а так же полезными привычками.

После анализа результатов анкетирования, нами были сделаны следующие выводы, касающиеся способов мотивирования студенческой молодежи и изменений, которые должны затронуть педагогический процесс для повышения заинтересованности студентов в занятиях физической культурой и спортом.

Двухразовые или одноразовые занятия в неделю по часу (академические занятия) не могут создать базис устойчивой адаптации организма к мышечной работе. Когда занятия направлены только на выполнение установленного плана, преобладает нормативный подход и отсутствует индивидуальный, а во главу угла ставят только внешние показатели, это только отрицательно сказывается на мотивации. Многие студенты хотят не только выполнять нормативы, но так же чтобы учитывались их особенности физического развития, ведь, как уже было выявлено анкетированием, студентам важно их здоровье и состояние тела.

Попытка подогнать личность студента под какие-то усредненные показатели ведет к тому, что студенты не справляются с нагрузкой и из-за этого могут пропускать занятия. Это негуманистический принцип воспитания, от которого нужно отказываться. Действующие преподаватели должны пересмотреть методы воспитательного процесса, а так же должны быть пересмотрены методы обучения будущих преподавателей физического воспитания.

Предоставление студентам возможности выбрать интересующий их вид спорта повышает эффективность и результативность занятий физической культурой. Студент может увлечься плаванием или баскетболом, и начать заниматься спортом и в свое свободное время. Важно, чтобы выбор направлений был достаточно широким, позволяющим каждому найти занятие, соответствующее интересам и уровню физической подготовки.

Необходимым на наш взгляд является проведение различных мероприятий спортивно-оздоровительного характера, которые могли бы заинтересовать студентов, помочь им проявить себя. Это могут быть рекреационные мероприятия или мероприятия, приуроченные к праздникам и важным датам («Веселые старты», «Зимние забавы», туристические походы).

Мероприятия могут проводиться так же и в форме дискуссий и обсуждений на тему здорового образа жизни и его важности для человека. На конференции в секции «Современные проблемы физической культуры, спорта и здоровья в циркумполярном регионе» участвуют не так много студентов, как могло быть, поэтому необходимо вводить различные поощрения для тех, кто все же заинтересован в исследованиях, касающихся здоровья человека.

В формировании потребности у студентов в физической культуре необходимо развивать личностный и деятельностный подход, провести оптимизацию и интенсификацию учебно-тренировочного процесса, применять современные методы и теории обучения и всестороннего развития личности молодого специалиста. Данный подход позволяет в максимальной степени раскрыть способности каждого студента, а так же удовлетворить его интерес и потребность в физической активности, обеспечив его доступом к различным видам физической культуры [4].

Организацию большого выбора секций и спортивных мероприятий сложно провести без хорошей материальной базы, отсутствие которой действительно подмечают не только студенты, но и преподаватели. Даже подготовка к ГТО невозможна без тира или стадиона, где студенты могут тренироваться в беге или кататься на лыжах. Отремонтированные спортивные залы, оснащенные всем необходимым для занятий, а так же раздевалки и душевые, наоборот, привлекают студентов. Отсюда возникает необходимость большего финансирования не только по решению руководства университетов, но и со стороны государства.

Пропаганда спорта может положительно воздействовать на студентов, убедить многих, что физическая культура – это не просто занятия, необходимые для посещения, но так же эффективный способ для реализации и саморазвития.

Заключение

Такая безусловно немаловажная дисциплина, как «Прикладная физическая культура и спорт», за весь срок обучения в университете должна сформировать у студентов правильный подход к занятиям спортом, важность здорового и активного образа жизни, заложить основы практических навыков, которые они могут использовать в дальнейшем для поддержания своей физической формы. Необходимо выработать у студентов интерес, мотивацию, а главное, потребность в регулярной физической активности. Будущие специалисты должны четко осознавать цель занятия спортом и насколько важен в дальнейшем для них будет полученный результат, ведь именно сознательное, а не пассивное, бессознательное отношение к психофизическому развитию личности приносит наибольший положительный эффект.

Список литературы

1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru

2 Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/

3 Конкина, М.А. Физическая культура и спорт в системе ценностных ориентаций молодежи: социологический анализ // Вестник Московского государственного лингвистического университета.  2013.  С.133-144

4 Лотоненко, А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: дис... д-ра пед. наук.  Воронеж.  1998.  360 с.

5 Наговицын, Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе [Электронный ресурс] // научный журнал «Фундаментальные исследования».  2011.  №8.  С.293-298.  Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/

6 Подоляк, Ю. Г. Проблема мотивации студентов к занятиям физической культурой [Электронный ресурс] / Ю.Г. Подоляк, А.А. Самохин // Физическое воспитание и спорт в ВУЗах.  2014.  С.133-136.  Режим доступа: http://www.sportsscience.org/

7 Сизова, Н.В. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом / Н.В. Сизова, Е.П. Семиглазова // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции [Электронный ресурс].  Челябинск.  2014.  65 с.  Режим доступа: http://izron.ru/

Просмотров работы: 1129