ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ I-II СТЕПЕНИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ I-II СТЕПЕНИ

Лапина К.А. 1, Черноземов В.Г. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По данным научно-методической литературы в последние десятилетия отмечается угрожающее увеличение числа детей и подростков с той или иной степенью нарушения осанки. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей.

Известно, что сколиоз является одним из самых распространенных заболеваний школьников Севера и выявляется у 2-8% детей [3]. Прогрессирование деформации позвоночника приводит к изменению формы грудной клетки и таза, а также функциональным нарушениям в кардио-респираторной, нервно-мышечной, вегетативной, пищеварительной, мочевыводящей и других системах [1].

В периоды физиологических колебаний интенсивности роста деформация позвоночника прогрессирует значительно быстрее. Предотвращение прогрессирования сколиоза у детей в период незавершенного роста представляет особую сложность. Значительное количество научных и научно-методических разработок по вопросам профилактики и коррекции сколиотической деформации до настоящего времени не позволяют эффективно справляться с неуклонно растущей численностью детей с различными нарушениями осанки сколиозом и сохраняют научно-практическую актуальность данной проблемы. Таким образом, тема проведенного нами исследования является актуальной.

Цель исследования: оценить особенности физических качеств детей в возрасте 12-13 лет со сколиозом I-II степени.

Для достижения поставленной цели последовательно решались следующие задачи:

  1. Оценить уровень и гармоничность физического развития детей.

  2. Проанализировать показатели физического развития детей в динамике реабилитации.

  3. Исследовать функциональное состояние дыхательной системы в исследуемой группе в динамике реабилитации.

  4. Оценить функциональные показатели мышечной силы и силовой выносливости мышц в процессе реабилитации.

Объектом исследования является процесс коррекции позвоночника у детей со сколиозом.

Предметом исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на процесс коррекции позвоночника детей 12-13 лет со сколиозом I-II степени.

Гипотеза – мы предположили, что занятия физическими упражнениями у детей подросткового возраста имеет различную эффективность в группах мальчиков и девочек.

Материалы исследования. Исследование проводилось на базе «Архангельской санаторной школы-интерната №1» в период учебного года с сентября 206 по май 2017 года. В исследовании приняли участие 26 детей (12–13 лет) с диагнозом сколиотическая болезнь, из них 14 девочек и 12 мальчиков.

Методы исследования:

I Антропометрическое исследование (длина тела сидя и стоя, масса тела, окружность грудной клетки).

1. Измерение длины тела проводилось с помощью ростомера в см. Для измерения роста в положении «стоя» обследуемый встаёт по стойке смирно», касаясь вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, лопатками, затылком; голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая угол глаза и козелок уха была на линии, горизонтальной полу. Для измерения длины в положении «сидя» обследуемый садится на скамейку, касаясь вертикальной планки ростомера копчиком, лопатками, затылком.

2. Измерение массы тела проводилось на медицинских электронных весах, в кг.

3. Измерение окружности грудной клетки проводилось сантиметровой лентой, которую накладывали сзади под нижние углы лопаток, спереди – на уровне прикрепления 4-х ребер к грудине. При наложении сантиметровой лентой, обследуемый отводит руки в сторону. Измерение проводят при опущенных руках. Окружность грудной клетки измеряется на максимальном вдохе, полном выдохе, во время паузы.

Оценка физического развития проводилась в соответствии с центильными таблицами физического развития детей. Оценку физического развития определяли по градациям – низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое, гармоничность развития оценивали по градациям - гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное.

II Исследование функционального состояния дыхательной системы:

1.Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) производилось спирометром. Обследуемый предварительно делает глубокий вдох, затем выдох. Еще раз, глубоко вздохнув, берет наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает в трубку до отказа. Точность измерения в пределах 100 мл.

2. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). Обследуемый делает полный вдох и выдох и затем снова вдох (80–90% от максимального), закрывает нос и рот. Определяется время, в течение которого исследуемый может задержать дыхание.

3. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Исследуемый после полного выдоха и вдоха снова выдыхает и задерживает дыхание.

Оценка дыхательных проб представлена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели пробы Штанге (на вдохе) и Генчи (на выдохе) в сек

Возраст

(лет)

Пол

мальчики

девочки

Проба Штанге

Проба

Генчи

Проба Штанге

Проба

Генчи

12

60

22

48

22

13

61

24

50

19

III Исследование функционального состояния опорно-двигательного аппарата (динамометрия, силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса).

1. Динамометрия - измерение силы мышц, сгибающих ладонь и пальцы - проводится ручным динамометром. Обследуемый в положении «стоя» захватывает рукой динамометр циферблатом к ладони. Затем без напряжения в плече вытягивают руку в сторону и сжимают динамометр с максимальной силой (не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе). Исследования повторяют 2 – 3 раза, фиксируется лучший результат. Средние возрастно-половые стандарты мышечной силы детей представлены в таблице 2 [2].

Таблица 2

Средние возрастно-половые стандарты мышечной силы детей (кг)

Возраст в годах

мальчики

девочки

12

25,9±5,5

19,6 ±4,7

13

26,2 ±7,0

21,6 ±4,4

14

28,6±9,0

23,5±4,6

2. Для оценки состояния разгибателей туловища использовали пробу на силу и выносливость к статическим нагрузкам. Испытуемый удерживал верхнюю часть туловища на весу, руки держа на поясе. Время удержания фиксировалось секундомером.

3. Для оценки состояния мышц брюшной стенки использовали пробу на силу и выносливость к статическим нагрузкам. Исследуемый ложился на пол на спину, при этом руки фиксировались за головой, поднимал и удерживал ноги под углом 45 градусов. Время так же оценивалось с помощью секундомера. Силовая выносливость мышц менее 1 мин считается неудовлетворительной, от 1 до 2 мин – удовлетворительной, более 2 минут – хорошей [4].

Статистическую обработку материалов исследования проводили при помощи ПК с использованием электронных таблиц EXCEL XP. Достоверность различий определяли по t-критерию Стьюдента. Различия считали достоверными при уровне значимости 95% (р0,05). По индивидуальным показателям постепенно увеличивалось количество мальчиков с хорошим уровнем силовой выносливости мышц спины с 6 до 9.

Среднегрупповой результат силовой выносливости мышц брюшного пресса расценивается как удовлетворительный. Прирост на конец учебного года составил 26% (при р>0,01). По индивидуальным показателям у большинства мальчиков установлены хороший – у 4 и удовлетворительный – у 4 – результат тестирования. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 2 мальчиков, не было динамики – у 5 мальчиков, а у 2 произошло даже снижение первоначального результата.

В группе девочек среднегрупповой показатель кистевой силы правой кисти увеличился на 4,6%; левой кисти - на 9,35%. По индивидуальным показателям на первом обследовании у 7 девочек кистевая сила была сниженной, у 5 – нормальной, у 2 – выше нормы. На втором - у 5, 4 и 3 соответственно.

Силовая выносливость мышц спины увеличилась на 3,7%. Среднегрупповой результат был и остался хорошим. По индивидуальным показателям низкий уровень не зарегистрирован, на первом обследовании было 8 девочек с удовлетворительным, 6 с хорошим результатом, на втором - 9 и 5, на третьем - 5 и 9 соответственно, т.е. к концу учебного года наблюдается увеличение количества девочек с силовой выносливостью мышц спины более 2 мин. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 8 девочек, а у 6 результат снизился. Это указывает на недостаточную эффективность тренировки мышц спины в группе девочек.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса увеличилась на 2,6%, Среднегрупповой результат расценивается как удовлетворительный. По индивидуальным показателям на первом и втором обследовании было по 1 девочке с низким уровнем, на третьем – уже 3. Удовлетворительный уровень на первом обследовании был у 6 девочек, на втором – у 11, на третьем – у 5. Хороший результат зарегистрировали у 8 девочек на первом, и по 2 на втором и третьем, т.е. наблюдаем отрицательную динамику. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 7 девочек, у 5 результат практически не изменился, а у 2 результат даже снизился. Но, несмотря на то, что наблюдалось повышение результата, уровень силовой выносливости мышц брюшного пресса остался лишь удовлетворительным. Это указывает на недостаточную эффективность тренировки мышц брюшного пресса в группе девочек.

Таким образом, гипотеза нашей работы подтвердилась. Эффективность тренировочной программы в группе девочек ниже, чем в группе мальчиков. Это, по-видимому, связано с возрастной особенностью детей исследуемой группы – девочки 12-13 лет с дефектом осанки стесняются выполнять физические упражнения перед мальчиками, а мальчики наоборот, стремятся показать себя с хорошей стороны, стараются и тщательнее тренируются. Поэтому, начиная с подросткового возраста, следует проводить лечебную гимнастику отдельно в группах мальчиков и девочек. Кроме того, наше исследование показало неравномерность увеличения силовой выносливости мышц – мышцы спины укрепляются сильнее, чем мышцы брюшного пресса. Это может способствовать дисбалансу связочно-мышечного аппарата и деформации осанки в сагиттальной плоскости.

Список литературы:

  1. Котельников Г.П., Чернов А.П. Справочник по ортопедии. Сколиоз. – М.-2005. 376 с

  2. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: метод.пособие/ В.К.Велитченко.- М.: ТЕРА-СПОРТ, 2003.- 336с.

  3. Липина Е.В. Восстановительное лечение детей и подростков с идиопатическим сколиозом: автореферат дис. - Томск, 2007. - 22 с.

  4. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей / М.И. Фонарев. - Л.: Медицина, 1988. 143 с.

Просмотров работы: 163