ПРОЕКТ «СЕНСОРНЫЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОЕКТ «СЕНСОРНЫЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Курочкина Т.В. 1, Сунцов С.А. 2
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
2ПРОЕКТ «СЕНСОРНЫЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Динамика современной жизни характеризуется не только небывалым уровнем научно-технического прогресса, но и ростом урбанизации. Население городов стремительно растёт. Растёт на единицу площади и количество людей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в доступной для них среде. Но, необходимая для нормального физического и психического развития среда становится всё менее доступной даже для здоровых детей. Современные научные исследования в области психофизиологии говорят об огромной роли сенсорных ощущений в формировании психики детей (Э. Джин Айрес [13], Микадзе Ю.В. [5]). В тоже время растущая городская среда является обеднённой с точки зрения получения этого опыта (Анита Банди [1]).

Детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) свойственно искажение психического развития в виду асинхронного созревания структур головного мозга (Никольская [7]). Это может выражаться в снижении, или увеличении порога тактильных ощущений, гиперсензитивности к слуховым, обонятельным стимулам… Обогащение сенсорного опыта для этих детей несёт педагогическую, и даже лечебную функцию (Э. Джин Айрес [13], Анита Банди [1]). Но, если родители здорового ребёнка могут сесть в транспорт и вывезти его на природу, то в случае с ребёнком – аутистом это вызывает огромные трудности, а порой становится невозможным. Дети с РАС могут очень избирательно относиться к транспорту вплоть до полного его неприятия. Кроме того, нормотипичные люди не всегда с пониманием и терпением относятся к таким детям. К сожалению, были случаи нападения на детей и нанесение детям побоев в общественном транспорте [14]. Исходя из вышесказанного, очевидна необходимость создания сенсорного сада на территории центра, занимающегося педагогической коррекцией детей с расстройствами аутистического спектра для обогащения сенсорного опыта различных модальностей (зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной) этих детей.

Цель работы: создать проект сенсорного сада на территории коррекционного центра «Азимут» для детей с расстройствами аутистического спектра.

Задачи:

  1. Изучить психофизиологические особенности сенсорного восприятия детей с расстройствами аутистического спектра;

  2. Провести ландшафтный анализ территории;

  3. Создать эскизный проект сенсорного сада.

Способность мозга объединять воедино разные стимулы, формируя субъективную картину мира, развивается у ребенка с рождения. Младенец постепенно осваивает мир, а его центральная нервная система в это время самоорганизуется. Сенсорные системы являются фундаментом, на котором строится более сложная деятельность. Можно развитие ребенка сравнить со строительством дома. В зависимости от почвы — центральной нервной системы, мы возводим фундамент — сенсорные системы, которые являются основой для нашего первого этажа дома — сенсомоторного развития. Дальше строится второй этаж — перцептивно-моторные навыки. Чердак с крышей — это различные познавательные процессы, поведение и способность к обучению.

Соответственно, трудности в сенсорной обработке информации влекут за собой большие последствия. Особенно это актуально для детей с расстройствами аутистического спектра, психическое развитие которых искажено в силу асинхронного созревания мозговых структур, генетических аномалий. Иногда для коррекции поведения или способностей к обучению ребенка необходимо спуститься к самым первым кирпичикам развития (Выготский [2], Сикорская [8]).

Существуют три основных категорий нарушений в обработке информации:

  • Когда мозг плохо приспосабливается к стимулам, ребенок либо сильно реагирует на самый слабый стимул, либо плохо ощущает даже самые сильные стимулы, либо ребенок не может соотнести свои потребности и ощущения и находится в постоянном поиске.

  • Когда из-за различных причин проявляются трудности в двигательных навыках.

  • Когда сложно различать ощущения, определять их силу, локализацию, приятные это ощущения или нет (Анита Банди [1]).

При легких дисфункциях сенсорной интеграции у ребенка наблюдаются проблемы с саморегуляцией, а если нарушения серьезные, тогда это тяжелые нарушения когнитивных функций.

Исследования, проведенные среди детей с аутизмом, показали, что терапия с помощью сенсорно обогащенной среды значительно уменьшила симптомы аутизма у обследуемых 42% детей [15].

Сенсорный сад, воздействуя на органы чувств, стимулирует работу зрительных органов. Цвет — это главный элемент в визуальном восприятии, он формирует целостное восприятие объекта. Теплые оттенки символизируют эмоциональность и движение, в то время как холодные оттенки - спокойствие. Яркие цвета более отчётливо различаются при зрительном восприятии предметов, перенасыщение слишком контрастными растениями и архитектурными элементами могут привести к негативному эффекту, что необходимо учитывать при планировании сада.

Ароматы растений создают глубокие чувственные переживания от контакта с природой. В сенсорном саду приятно благоухающие растения просто необходимы. Они располагаются рядом с местами для отдыха, вдоль дорожек (чебушник, яблоня). Растения будут трогать, срывать листья и лепестки. В связи с этим необходимы растения, способные долго выдерживать тактильное взаимодействие.

Различные текстуры насыпных грунтов, по которым можно пройтись босиком. Галька, песок, кора растений вызывают выраженные тактильные, слуховые ощущения. Шуршание гальки, коры стимулирует слуховые центры коры головного мозга, ассоциативные волокна, созревание этих центров благотворно сказывается на формировании восприятия детей.

Тактильные ощущения от ощупывания различных текстур (шишек, соломы, мелкой и крупной гальки) также корректируют или помогают формировать процессы восприятия у ребёнка. Ведь именно ступни и ладони имеют огромные зоны представительства в чувствительных центрах мозга – постцентральной извилине (Микадзе [5], Хомская [9], Тонконогий [12]).

Финансовая сторона проекта является неотъемлемой его частью. К сожалению в период экономического кризиса социальная ситуация в России не является благоприятной и финансирование подобных проектов целиком возложено на систему грантов, присуждаемых учреждениям на конкурсной основе.

Псковская областная общественная организация «Чудской проект» в рамках реализации проекта сотрудничества «Дружественные города: доступная природная и культурная городская среда для людей с ограниченными возможностями», объявила открытый конкурс по предоставлению грантов негосударственным некоммерческим организациям. Именно туда была подана заявка. Гранты предоставляются для поддержки проектов, направленных на решение вопросов развития природной и культурной городской среды, доступной и дружелюбной для людей с ограниченными возможностями.

 

5

 

Список литературы

  1. Анита Банди. Сенсорная интеграция: теория и практика: Теревинф, 2017. – 768 с.

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Астрель, 2010. – 671, [1] с.

  3. Клочкова Е.В. Введение в физическую терапию. – Изд.2-е. Теревинф, 2016. – 288 с.

  4. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. Для воспитателей дет. сада.- 2-е изд.: Просвещение, 1987.- 160 с.

  5. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.

  6. Никольская О.С. Развитие клинико-психологических представлений о детском аутизме. / Альманах Института коррекционной педагогики №18. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/razvitie-kliniko-psihologicheskih-predstavlenij-o - 2014.

  7. Никольская О.С. Изучение проблемы детского аутизма в России. / Альманах Института коррекционной педагогики №19. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/izuchenie-problemy-detskogo-autizma-v - 2014.

  8. Сикорская Г. П. Полисенсорная технология взаимодействия с миром природы в практике ноосферного образования / Г. П. Сикорская // Научный диалог. - 2013. - № 4 (16) : Психология. Педагогика. - С. 109-125.

  9. Тонконогий И., Паунте А. Клиническая нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с.

  10. Фред Р. Волкмар. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 224 с.

  11. Хаустов А.В., Руднева Е.В. Выявление уровня социализации у детей с расстройством аутистического спектра (РАС)//Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. С. 16-24.

  12. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 496 с.

  13. Э. Джин Айрес. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. 4-е изд.: Теревинф, 2016. – 272 с.

  14. News29. В Архангельске нервный пассажир автобуса ударил ребёнка-инвалида. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.news29.ru/m/obschestvo/V_Arhangelske_nervnyj_passazhir_avtobusa_udaril_rebenka_invalida/65504

  15. Environmental enrichment as an effective treatment for autism: A randomized controlled trial. Woo, Cynthia C.; Leon, Michael. Behavioral Neuroscience, Vol 127(4), Aug 2013, 487-497.

Просмотров работы: 393