ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПРОДУКТИВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПРОДУКТИВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

Соснина Э.А. 1, Голубина О.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Руководящая должность требует значительных затрат умственных и физических ресурсов человека. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что менеджеру-руководителю приходится работать предельно много, а интенсивность его личного труда постоянно возрастает [1, c. 385].

В условиях непрерывно развивающегося мира деловой человек живет в состоянии постоянного нервного напряжения, в обстановке непрекращающегося растущего потока поступающей информации. Необходимость быстро мобилизовать все личностные возможности, все ресурсы организма, весь предшествующий опыт создает ситуацию нервного напряжения, которая отрицательным эффектом сказывается на работоспособности менеджера. Для спокойной и одновременно сосредоточенной работы с новой информацией руководителю необходимо обладать и постоянно развивать собственные интеллектуальные компетенции. В условиях современной рыночной экономики требования к работоспособности менеджера возрастают, а вместе с ними возрастает и значение здоровья менеджера. Недостаток движения и связанная с ней недостаточность мышечной деятельности оказывают резко негативное воздействие на организм.

Мышцы составляют 44% веса человека, от их работы зависит работа всех систем человеческого организма, и в первую очередь – сердечно-сосудистая. Важнейшим средством укрепления сердечно-сосудистой системы является регулярная физическая тренировка мышц. Физическая нагрузка закаляет аппарат вегетативного обеспечения функция организма, который в наибольшей мере страдает от эмоциональных напряжений [1, c. 389].

В современной науке выделяют три пути влияния физической нагрузки на способность обучения. Во-первых, физическая нагрузка готовит воспринимать информацию лучше, приводит организм в состояние «мотивации», концентрации, сосредоточенности – готовности воспринимать абсолютно новую информацию. Данная функция возможна благодаря определенным нейротрасмиттерам. Допамин (Dopamine) – помогает учиться, отвечает за мотивацию, получения удовольствия от процесса обучения, серотонин (Serotonin) – отвечает за контроль тела, эмоций; и норэпинефрин (Norepinephrine) – отвечает за мотивацию и внимание. Физическая нагрузка повышает и балансирует уровень всех вышеперечисленных трансмиттеров абсолютно натуральным и сбалансированным способом, таким образом, повышая усидчивость, что влечет к продуктивности руководителя в процессе обучения.

Во-вторых, физические нагрузки помогает головным клеткам, нейронам, связываться более эффективно, что ведет к ускорению химико-биологических связей между нейронами, высокая скорость которых ведет к улучшению работы мозговых процессов, восприимчивости к новой информации. Было проведено исследование, в процессе которого опытная группа повышала уровень ежедневной активности, и как результат скорость изучения иностранных языков опытной группы увеличилась в среднем на 20 %. В ходе выполнения сложных моторных упражнений, требующих высоко-развитой координации в движениях, активируют часть мозга – мозжечок, от которого зависят ментальные и социальные функции руководителя.

В-третьих, физическая нагрузка способствует нейрогенезу – рождению новых «мозговых» [2]. Вопреки обыденному мнению о невозможности восстановления нервных клеток, спорт способствует развитию новых нервных клеток – нейронов, которые являются непосредственными участниками мозговых процессов. От их количества нейронов зависит качество и скорость работы интеллектуальной деятельности руководителя.

Субъективное восприятие стрессовых ситуаций в условиях руководящей должности, их оценка (желательность, полезность) связаны с эмоциональным интеллектом. Эмоции мобилизуют силы организма в случаях экстренного преодоления затруднительных ситуаций. [3, c. 174]. Негативные эмоции приводят к появлению ацетилхолина, вызывающего сужение венечных артерий сердца, что ведет к затормаживанию всей кровеносной системы организма и, как следствие, мозг не получает кислород в должном объеме, что заставляет его работать в экстренном режиме, концентрировать силы на поддержании биологической активности органа, а не интеллектуальной деятельности. Следует выработать привычку трезво оценивать ситуацию – полезную для эмоционального здоровья руководителя. Наука выделяет эустресс – «положительный» стресс, мобилизующий организм для приспособления к новым условиям жизни, ситуации. «Отрицательный» стресс – дистресс представляет собой главную причину возникновения неврозов.

Одним из доступных каждому менеджеру способов регулирования психофизического состояния является психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки. В основе аутотренинга лежат упражнения в произвольном, волевом, длительном и глубоком расслаблении мышц – система образования и закрепления полезных условных рефлексов, целенаправленных на воспроизведение следов эмоционально окрашенных ситуаций [3, c. 175]. Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой. Отсюда подтверждается тонизирующее действия утренней гимнастики. Классические опыты И.М. Сеченова показывают, что утомление быстрее проходит не при пассивном отдыхе, а при выполнении физических упражнений. Таким образом, аутогенная тренировка имеет двоякий эффектна расслабление мышц: 1) как самостоятельный фактор, уменьшающий эмоциональную напряженность; 2) как вспомогательный фактор, подготавливающий условия для переходного состояния от бодрствования ко сну [3, c. 176]. Считается, что здоровье человека зависит на 15–20% от биологических и психологических свойств личности, которые практически не поддаются изменению, обусловленные наследственностью, темпераментом, типом высшей нервной деятельности [3, c. 71]. Генетический фактор влияет на здоровье человека на 15–20%, состояние окружающей среды – на 20–25% и на 50–55% зависит от условия и образа жизни [3, c. 72]. Именно на последний фактор непосредственно можно повлиять в положительную или отрицательную сторону – развивать рациональную организацию жизнедеятельности: оседлый или подвижный образ жизни, адекватная или чрезмерная двигательная активность, социальный или отстраненный от общества образ жизни.

Реализацию программы физической активности необходимо начинать с утренних физических упражнений, минимальная продолжительность которых должна составлять 15 минут, а максимальная – 1 час в зависимости от степени подготовленности человека [1, c. 389].

Благодаря регулярным физическим нагрузкам в течение длительного времени поддерживается стабильный интенсивный ритм деятельности руководителя в условиях высоких нервных перегрузок и возрастающей сложности управленческого труда в постоянно изменяющихся рыночных условиях.

Список используемой литературы:

1. Резник С.Д., Бондаренко В.В., Удалов Ф.Е. и др. Персональный менеджмент: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 558 с.

2. Dr. John J. Ratey. Spark! – Quercus Publishing, 2010. – 304 с. URL: https://wordery.com/spark-dr-john-j-ratey-9781849161572#oid=1311 (дата обращения: 15.12.2017);

3. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 240 с.

Просмотров работы: 255