ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Мотькин Д.И. 1, Солодимова Г.А. 1
1Пензенский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Переход России к рыночной экономике приводит к необходимости поиска новых путей регулирования социально-экономических процессов в обществе. Несмотря на то, что используемые в мировой практике методы регулирования экономики адаптированы к особенностям каждой страны, они могут быть использованы и в России. Одной из таких форм государственного регулирования является техническое регулирование [1], целью которого является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление легитимных и эффективных взаимоотношений между участниками рынка — поставщиками, производителями (исполнителями услуг) и потребителями (клиентами).

Развитие малого предпринимательства является неотъемлемой частью эффективного функционирования рыночной экономики. Под малым предпринимательством (малым бизнесом) принято понимать предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. Именно к этому сектору экономики принадлежит главная роль в процессе увеличения среднего класса, повышения уровня благосостояния населения, улучшения качества продукции и предоставляемых услуг, за счет роста конкуренции. Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

Всемирный банк провел исследования, которые доказали, что если в стране на малый и средний бизнес приходится менее 40% внутреннего валового продукта, то инвестиции в экономику данной страны не приводят к необходимому, запланированному экономическому эффекту. Несмотря за заявляемую активную господдержку малого и среднего бизнеса, фактические темпы роста числа малых предприятий в России очень низки. Такой вывод сделали эксперты Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), проанализировав реестр субъектов малого предпринимательства. Этот реестр, напомним, с августа 2016 года ведет Федеральная налоговая служба. По состоянию на 10 октября 2017 года число малых предприятий за год выросло всего на 1,3% — с 5,727 млн до 5,801 млн. [2].

Необходимым стратегическим ресурсом для развития малого бизнеса могло бы стать молодежное предпринимательство. Современная молодежь, как социальная группа, характеризуется высокой степенью инициативности, смелости, авантюризма, мобильности, адаптивности и целеустремленности, а самое главное: склонностью к инновационной деятельности и готовностью к риску. Молодежь - это самая активная часть общества, способная с наибольшей отдачей участвовать в экономической жизни. Именно молодые люди являются двигателями прогресса экономического рынка, задавая тренды в потребительской культуре. Стремление к инновациям, амбициозность, потребность в самореализациии самовыражении рождает потребительский спрос, удовлетворить который под силу только представителям этой же социальной группы, как уже интегрированной в заданную парадигму ценностных ориентаций.

К сожалению, на сегодняшний день понятие «молодежное предпринимательство» не имеет определения на законодательном уровне и поддержка ему предоставляется на общих основаниях с субъектами малого предпринимательства. В существующей нормативно-правовой базе речь идет о поддержке зарегистрированных предпринимателей, уже сделавших свой выбор в пользу предпринимательства, но она не способствует увеличению числа молодых людей, желающих стать предпринимателями. Отсутствие нормативно-правового обоснования затрудняет активизацию государственной политики по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность.

Ежегодные опросы и социологические исследования показывают, что процент молодежи, желающей заниматься развитием собственного бизнеса, в несколько раз превышает долю тех, кто уже создал свое дело. По данным ИКСИ, 78% опрошенных считают открытие малого бизнеса отличным способом самореализации, 60% предпочитают собственный бизнес, рассчитывая на получения более высокого уровня дохода по сравнению с работой по найму. Однако сегодня только 3% молодых людей имеют собственных бизнес.

По данным ИКСИ [1] основные проблемы, мешающие открытию собственного дела молодыми людьми, распределяются следующим образом:

53% – отсутствие финансов;

16% – недостаток опыта;

11% – недостаточное образование.

В такой ситуации облегчить выход на рынок молодых предпринимателей может только поддержка государства. Несмотря на активную реализацию

мер, направленных на развитие молодежного предпринимательства, нерешенными остаются проблемы, оказывающие значительное влияние на готов-

ность молодых людей создавать самостоятельные бизнес-проекты. Среди основных проблем можно выделить следующие [3]:

1. Социальный настрой молодых людей: в молодежной среде слабо выражена способность к риску, отсутствует дух предпринимательства.

2. Восприятие обществом предпринимателей: среди молодых людей предприниматели воспринимаются, как люди, которым приходится постоянно преодолевать трудности, а не как бизнесмены, стремящиеся к успеху.

3. Уровень и содержание образовательных программ: традиционные российские учебные заведения дают основы экономических знаний, при этом не формируют стимулы и поведенческие компетенции, без которых успешная предпринимательская деятельность невозможна.

Для создания стимулов и благоприятных условий развития молодежного предпринимательства на федеральном, а также региональном уровнях разработаны различные программы. Государственную политику по поддержке молодых предпринимателей осуществляет Росмолодежь (Федеральное агентство по делам молодежи), Министерство экономического и социального развития, а также Министерство образования. Все они объединены единой целью и задачами, законодательно-нормативной базой, организационно-правовыми отношениями и действуют на основании единых методических и функциональных подходов. Однако, исследования показали, что только 5% опрошенных предпринимателей ощущают явную поддержку в своих регионах.

Развитие малого бизнеса напрямую влияет на занятость населения, что особенно актуально для молодежи. И, если молодые люди, проживающие в мегаполисах, не столь остро ощущают эту проблему, то для жителей периферии России это вопрос, ставший фундаментальным и жизнеопределяющим. При отсутствии достойно оплачиваемой работы и карьерных перспектив молодые люди склонны покидать свои родные города, направляясь в региональные центры или столицу в поисках самореализации. Тем самым они обрекают малые города и деревни на постепенное демографическое увядание и социально- экономическую деградацию в отсутствии наиважнейшего ресурса ― трудоспособного населения.

Таким образом, анализ существующих проблем развития молодежного предпринимательства на современном этапе, понимание недостаточности числа молодых людей, стремящихся открыть собственное дело, и ограниченности ресурсов муниципальных и региональных бюджетов, позволяет сделать вывод, что добиться успеха в деле развития молодежного предпринимательского движения сможет только применение программно-целевого метода. Системный подход даст возможность четко определить стратегию вовлечения молодых людей в предпринимательскую деятельность во всех субъектах федерации и позволит реализовать основные меры по пропаганде предпринимательства в молодежной среде, отобрать наиболее талантливую молодежь, провести ее обучение и помочь ей в реализации бизнес-проектов. Вовлечение молодых сил в предпринимательство даст толчок развитию экономики страны. Молодежь умеет привносить новые идеи и реализовывать их. Необходимо только трудолюбие, а также желание воплощать эти идеи, не жалея собственного времени.

Список литературы

1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ. Электронный ресурс http://www.gost.ru/wps/wcm/

2. Аналитическая серия Института комплексных стратегических исследований. Электронный ресурс: https://icss.ru/vokrug-statistiki/

3. Власов Г.Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе //Российское предпринимательство. –2011. –№10. – С. 11-16.

Просмотров работы: 147