ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Кучковская Н.А. 1, Солодимова Г.А. 1
1Пензенский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Акционерное общество «Научно-исследовательский институт физических измерений» (АО «НИИФИ») — головное предприятие Российского космического агентства, специализирующееся в области создания датчико-преобразующей аппаратуры для измерения давлений, деформаций, сил, перемещений, ускорений и других физических величин, нормализующих преобразователей, систем измерения, диагностики, контроля, управления и аварийной защиты. Основным преимуществом создаваемых приборов и систем является работоспособность в сложных условиях эксплуатации и долговременная стабильность метрологических характеристик.

В настоящее время в рамках Федеральной космической программы, Государственной программы вооружения, Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» институтом ведутся работы по созданию датчиков с элементами самодиагностики, интеллектуализации процессов приема и обработки информации, расширению функциональных возможностей аппаратуры на основе использования новых конструкционных материалов, критических технологий, микро-и нанотехнологий.

В 1995 г. было принято решение о создании и введении в действие в институте системы менеджмента качества (СМК), отвечающей требованиям ИСО серии 9000. СМК создавалась прежде всего для решения внутренних проблем как необходимая часть общей системы руководства предприятием, направленной на сокращение всех видов потерь и издержек, повышение технологической и исполнительской дисциплины, персональной ответственности за результаты работы, упорядоченности и организованности всех процессов.

Из внешних факторов, побуждавших к созданию и сертификации СМК, можно отметить следующие:

  • Необходимость сертификации продукции. Многие схемы сертификации продукции предусматривают проверку производства или системы качества. В Федеральной системе сертификации космической техники в схему сертификации обязательно включена сертификация СК или производства;

  • Выход на международный рынок. "Первый звонок" прозвучал при оформлении договора на поставку изделий на Украину, когда заказчик предложил включить в условия поставки обязательство по функционированию на предприятии СК по ИСО серии 9000. Позже такие же пожелания высказывали индийские и китайские партнеры;

  • Лицензирование отдельных видов деятельности. Наличие и эффективность СК является условием получения лицензий на право конструирования (разработки) и изготовления средств измерений военного назначения и оборудования для атомных станций.

СМК АО «НИИФИ» создавалась без привлечения внешних консультантов, исключительно собственными силами. Но при этом, конечно, изучались и учитывались опыт предприятий, которые сертифицировали системы качества на соответствие ИСО серии 9000.

В июне 1997 г., через полтора года после начала работ, Российское космическое агентство (ныне авиационно-космическое — РАКА) по представлению центрального органа Федеральной системы сертификации космической техники выдало институту сертификат соответствия системы качества требованиям ИСО 9001.

Работа по созданию системы качества НИИ имеет свои особенности, обусловленные как спецификой работ института, так и способами реализации общих, стандартных требований к элементам СМК.

В основе реализации концепции постоянного улучшения качества лежит формула управления PDCA («планируй - выполняй - проверяй – воздействуй»), известная как «цикл Деминга» или «круг управления». В системе качества АО «НИИФИ» этот образ действий регламентирован стандартом "Система качества. Основные положения".

На первом месте в этой формуле — планирование, постановка задач и разработка мероприятий по повышению качества. Уже в период действия в институте сертифицированной СМК окончательно сформировалась логически стройная и всеобъемлющая система планирования работ в области качества. Система включает в себя разработку программно-целевых документов для обеспечения качества как отдельных изделий в процессе разработки и производства, так и выполняемых работ (процессов) в каждом подразделении, а также общеинститутские программно-целевые документы: перечень актуальных проблем и комплексный план научно-технического, экономического и социального развития предприятия. Все эти документы взаимосвязаны и базируются на постоянном анализе информации и данных о качестве.

Все процессы, необходимые для функционирования СМК предприятия, по степени их влияния на достижение запланированных результатов и целей в области качества разделены на следующие группы:

  • основные (базовые) процессы, непосредственным результатом которых является выпуск продукции (процессы жизненного цикла продукции);

  • обеспечивающие процессы, результатом которых является создание необходимых условий для осуществления базовых процессов;

  • процессы управленческой деятельности (общего менеджмента), результатом которых является повышение результативности и эффективности основных и обеспечивающих процессов.

АО «НИИФИ» решает задачи партнера в соответствии с его индивидуальными потребностями предоставлением высококачественной продукции и научно-технических услуг, обеспечивая:

  • постоянное улучшение технического уровня разработок на основе использования прогрессивных технологий и современных достижений науки и техники;

  • выполнение всех процессов проектирования и производства в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 9000, сертификацию и гарантию качества поставляемой продукции;

  • рост научного потенциала, уровня профессиональной подготовки, материального обеспечения и социальной защиты работников, выполнение законодательных и иных требований общества.

Администрация и трудовой коллектив АО «НИИФИ», стремясь обеспечить экономическую стабильность и устойчивое развитие предприятия, расширить и укрепить участие и влияние (занять лидирующее положение) на российском рынке датчиковой и преобразующей аппаратуры, главными целями долговременной политики в области качества считают:

  • постоянное удовлетворение требований и ожиданий заказчиков путем своевременной поставки продукции высокого качества на выгодных обеим сторонам условиям;

  • планомерное и систематическое улучшение качества выполняемых работ.

Основные задачи в достижении поставленных целей:

  • формирование идеологии качества, утверждение в создании работников понимания того, сто от качества каждого зависит благосостояние и будущее предприятия. Создание среды, поощряющей командную работу, творчество и участие всех работников в процессах улучшений по методологии «Кайдзен»;

  • соответствие требований и постоянное повышение результативности действующей системы менеджмента качества;

  • расширение партнерства с новыми потребителями, в том числе с предприятиями народно-хозяйственных отраслей, добиваясь снижения стоимости производимой продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.

Принципы деятельности по реализации политики предприятия в области качества: «большая, чем когда-либо, концентрация на выявлении и удовлетворении требований заказчиков как вне, так и внутри предприятия. Заказчик — самое важное лицо предприятия».

Особое внимание на предприятии уделяется обучению и повышению профессионального мастерства.

Каждый работник предприятия:

- стремится стать специалистом высокого класса;

- постоянно контролирует и анализирует свои действия и решения с целью предотвращения дефектов, вносит предложения по улучшению любых видов деятельности. Только на основе постоянных улучшений мы сможем достичь требуемого уровня качества продукции при оптимальных затрат и обеспечить экономию ресурсов;

- не скрывает замеченные дефекты и несоответствия, не допуская дальнейших затрат на создание продукции, не соответствующей установленным требованиям;

- выполняя работу на любом этапе процесса создания продукции, относится к исполнителю последующего этапа как к своему заказчику и вправе ожидать такого же отношения к себе от исполнителей предшествующих этапов.

Повышение качества — это постоянная задача и ответственность каждого, независимо от занимаемой должности и выполняемых функций.

Администрация принимает на себя ответственность за реализацию политики в области качества, обеспечивает выделение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей и стимулирования процессов постоянных улучшения.

Таким образом, выработанная на предприятии стратегия развития позволила занять АО «НИИФИ» ведущее положение в ракетно-космической отрасли России. В настоящее время продукция АО «НИИФИ» используется не только для оснащения существующих и перспективных образцов вооружения, военной и авиационной техники, но и для систем аварийной защиты реакторных установок и контроля технологических процессов атомных станций России, Украины, Индии, Болгарии, Ирана, Китая, для железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, нефтегазодобывающей и других отраслей промышленности. За достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг и внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества предприятие неоднократно награждалось премиями качества.

Список использованных источников:

  1. Ефимов, В. В. Внутренний аудит качества и самооценка организации: учебное пособие/ В. В. Ефимов, А. Н. Туманова. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 123 с.

  2. Инструменты и методы менеджмента качества: учебное пособие / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко, B. Я. Белобрагин, В. А. Самородов, Б. И. Герасимов, А. В. Трофимов, C. А. Пахомова, О. С. Пономарева. — М.: РИА «Стандарты и качество» – 2005. – 248 с.

  3. Фокс, М. Дж. Введение в обеспечение качества: Модуль RRC № 415 а; пер. с англ. под общей ред. проф. В. Н. Азарова. – М.: Фонд «Европейский центр по качеству», 1999. – 118 с.

  4. http://www.niifi.ru/

Просмотров работы: 124