РОЛЬ ВОЕННОЙ ПРИЕМКИ В ФОРМИРОВАНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ ВОЕННОЙ ПРИЕМКИ В ФОРМИРОВАНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Бычков А.Н. 1, Солодимова Г.А. 1
1ФГБОУ ВО «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопросы обеспечения динамичного развития Вооруженных Сил, оснаще­ния армии и флота современными образцами военной техники входят в число приоритетных задач государственной политики России. Естественно, все эти но­вые виды оружия должны быть надёжными и соответствовать современным стандартам качества. Очевидно, что высокое качествоможно обеспечить при ис­пользовании современных методов менеджмента качества и надлежащей органи­зации контроля. Под военной приёмкой понимается приёмка готовых изделий со стороны представителя заказчика. В его качестве выступает Министерство обо­роны страны. Приемка военной продукции возложена на специальные подраз­деления – военные представительства (ВП), которым отводится особое место в структуре Министерства обороны страны. Следует отметить, что приёмка воен­ной продукции необходима не только на действующих серийных производствах, специализирующихся на выпуске вооружения и техники, но и в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах. От качества её выполнения зависит не только качество поставляемого в войска вооружения, но и своевременность поставок. Ещё военные представительства Министерства обороны (ВП МО) оценивают продукцию оборонной сферы, которая предназначена для экспортных целей.

Проблема формирования системы менеджмента качества (СМК) на пред­приятиях военно-промышленного комплекса (ВПК) в настоящее время приобре­тает особое значение. Ее актуальность определяется следующими факторами:

  • ужесточение требований к качеству военной продукции, выпускае­мой в рамках государственного оборонного заказа;

  • повышение уровня конкуренции между предприятиями, выпускаю­щими военную продукцию;

  • повышение требований к эффективности и качеству работы ВП на предприятиях ВПК и, как следствие, повышение требовательности и принципи­альности в работе ВП;

  • усиление требовательности и принципиальности в работе сертифици­рующих органов;

  • отсутствие или недостаточность опыта работы руководства предприя­тий ВПК в формировании СМК на предприятиях;

  • отсутствие (низкий уровень подготовки) сертифицированных специа­листов в области СМК на предприятиях ВПК.

Разработка и внедрение СМК на предприятиях ВПК связано с внедрением и последующим соблюдением требований государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 [1], регламентирующего требования к СМК при разработке и постановке на производство военной техники.Основными целями СМК пред­приятий ВПК является обеспечение:

- выполнения требований тактико-технических требований заказчика и условий контрактов (договоров);

- соблюдения требований нормативно-технической документации, рас­пространяющейся на выполняемые виды работ и выпускаемую военную продук­цию;

- предупреждения (предотвращения) появления военной продукции, не соответствующей установленным требованиям;

- стабильного уровня качества выпускаемой военной продукции и техно­логических процессов ее изготовления;

- проведения взаимосвязанных организационно-технических мероприя­тий по обеспечению качества на выполняемых стадиях жизненного цикла воен­ной продукции;

- выполнения мероприятий по защите государственной тайны (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

- снижения непроизводительных расходов (потерь) ресурсов по выполня­емым контрактам (договорам).

Взаимодействие между организацией и аккредитованным при ней ВП устанавливают в СМК в соответствии с "Положением о военных представитель­ствах Министерства обороны Российской Федерации" [2]. Работа ВП МО начина­ется буквально с нулевого этапа – совместного с отделами технического кон­троля (ОТК) предприятий осуществляется входной контроль сырья, материалов и комплектующих на соответствие заданным требованиям. Он может прово­диться по внешнему виду и сопроводительной документации, а также путем фи­зико-химических анализов материалов, инструментальной проверки параметров. По результатам принимается решение о запуске изделия в производство либо отказе.

Следующий этап – контроль технологического цикла производства. Ис­ходя из стабильности техпроцесса, определяются критические точки – наиболее ответственные операции, которые подлежат обязательному контролю со сто­роны военной приемки. Кроме того, ВП МО вправе внезапно проверить соблю­дение технологической дисциплины на любом участке производства.

Завершающий этап – проведение контрольных испытаний окончательно изготовленной продукции. Это самый ответственный момент, на котором осу­ществляются проверка эксплуатационных характеристик образца, оценка пока­зателей надежности и других предъявляемых заказчиком требований.

На этапах изготовления продукции объем контроля ВП МО жестко не ре­гламентирован документацией и может изменяться в зависимости от стабильно­сти техпроцесса, то есть оснащенности производства современным оборудова­нием, уровня подготовки персонала. Поэтому связь тут прямая: чем выше авто­матизация производства и квалификация сотрудников, тем меньше брака.

Качество вооружения, военной и специально техники (ВВСТ) склады­вается из работы всех участников этого сложного процесса, начиная от этапа разработки и заканчивая эксплуатацией. В настоящее время сложилась четкая организация работы, порядок которой регламентирован правовыми, то есть фе­деральными законами, постановлениями правительства и нормативно - техниче­скими документами (государственными стандартами, технической документа­цией). Существующий алгоритм контроля качества на стадии производства продукции военного назначения осуществляется на двух уровнях.Первый – органы технического контроля пред­приятий ОПК, второй – ВП МО. Основная ответственность за качество ВВСТ, поставляемых по государственному оборонному заказу, возлагается на предприятия ВПК, а ВП МО в качестве независимого внешнего органа выпол­няют функцию оценки продукции. Действующее законодатель­ство Российской Федерации предусматривает необходимость проведения работ по обеспечению качества продукции, как со стороны головного исполнителя, так и со стороны государственного заказчика.

Таким образом, надлежащее качество ВВСТ может быть обеспечено только лишь при условии, если ВП является частью СМК предприятия ВПК. Следует отметить, что на сегодняшний день ВП на предприятиях ВПК высту­пают, как правило, в роли стороннего наблюдателя. Однако, если руководство предприятия стремится обеспечить качество оборонной продукции, то оно должно обеспечить тесное и целенаправленное взаимодействие с ВП в вопросах функционирования СМК.

Список литературы

1. ГОСТ РВ 0015–002–2012. Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования [Электронный ресурс: http://ismss.ru/uploads/11]

2. Постановление Правительство Российской федерации от 11 августа 1995 года N 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (с изменениями на 26 сентября 2017 года)» [Электронный ресурс:http://docs.cntd.ru/document/58856766]

3. ГОСТ РВ 15.307-2002 Система разработки и постановки продукции на производство.

Военная техника. Испытания и приемка серийных изделий. [Электронный ресурс: http://gostost.ru/gost-rv-15-307-2002/]

Просмотров работы: 600