Проблема формирования системы менеджмента качества (СМК) на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК) в настоящее время приобретает особое значение. Ее актуальность определяется следующими факторами:
ужесточение требований к качеству военной продукции, выпускаемой в рамках государственного оборонного заказа;
повышение уровня конкуренции между предприятиями, выпускающими военную продукцию;
повышение требований к эффективности и качеству работы ВП на предприятиях ВПК и, как следствие, повышение требовательности и принципиальности в работе ВП;
усиление требовательности и принципиальности в работе сертифицирующих органов;
отсутствие или недостаточность опыта работы руководства предприятий ВПК в формировании СМК на предприятиях;
отсутствие (низкий уровень подготовки) сертифицированных специалистов в области СМК на предприятиях ВПК.
Разработка и внедрение СМК на предприятиях ВПК связано с внедрением и последующим соблюдением требований государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 [1], регламентирующего требования к СМК при разработке и постановке на производство военной техники.Основными целями СМК предприятий ВПК является обеспечение:
- выполнения требований тактико-технических требований заказчика и условий контрактов (договоров);
- соблюдения требований нормативно-технической документации, распространяющейся на выполняемые виды работ и выпускаемую военную продукцию;
- предупреждения (предотвращения) появления военной продукции, не соответствующей установленным требованиям;
- стабильного уровня качества выпускаемой военной продукции и технологических процессов ее изготовления;
- проведения взаимосвязанных организационно-технических мероприятий по обеспечению качества на выполняемых стадиях жизненного цикла военной продукции;
- выполнения мероприятий по защите государственной тайны (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- снижения непроизводительных расходов (потерь) ресурсов по выполняемым контрактам (договорам).
Взаимодействие между организацией и аккредитованным при ней ВП устанавливают в СМК в соответствии с "Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации" [2]. Работа ВП МО начинается буквально с нулевого этапа – совместного с отделами технического контроля (ОТК) предприятий осуществляется входной контроль сырья, материалов и комплектующих на соответствие заданным требованиям. Он может проводиться по внешнему виду и сопроводительной документации, а также путем физико-химических анализов материалов, инструментальной проверки параметров. По результатам принимается решение о запуске изделия в производство либо отказе.
Следующий этап – контроль технологического цикла производства. Исходя из стабильности техпроцесса, определяются критические точки – наиболее ответственные операции, которые подлежат обязательному контролю со стороны военной приемки. Кроме того, ВП МО вправе внезапно проверить соблюдение технологической дисциплины на любом участке производства.
Завершающий этап – проведение контрольных испытаний окончательно изготовленной продукции. Это самый ответственный момент, на котором осуществляются проверка эксплуатационных характеристик образца, оценка показателей надежности и других предъявляемых заказчиком требований.
На этапах изготовления продукции объем контроля ВП МО жестко не регламентирован документацией и может изменяться в зависимости от стабильности техпроцесса, то есть оснащенности производства современным оборудованием, уровня подготовки персонала. Поэтому связь тут прямая: чем выше автоматизация производства и квалификация сотрудников, тем меньше брака.
Качество вооружения, военной и специально техники (ВВСТ) складывается из работы всех участников этого сложного процесса, начиная от этапа разработки и заканчивая эксплуатацией. В настоящее время сложилась четкая организация работы, порядок которой регламентирован правовыми, то есть федеральными законами, постановлениями правительства и нормативно - техническими документами (государственными стандартами, технической документацией). Существующий алгоритм контроля качества на стадии производства продукции военного назначения осуществляется на двух уровнях.Первый – органы технического контроля предприятий ОПК, второй – ВП МО. Основная ответственность за качество ВВСТ, поставляемых по государственному оборонному заказу, возлагается на предприятия ВПК, а ВП МО в качестве независимого внешнего органа выполняют функцию оценки продукции. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает необходимость проведения работ по обеспечению качества продукции, как со стороны головного исполнителя, так и со стороны государственного заказчика.
Таким образом, надлежащее качество ВВСТ может быть обеспечено только лишь при условии, если ВП является частью СМК предприятия ВПК. Следует отметить, что на сегодняшний день ВП на предприятиях ВПК выступают, как правило, в роли стороннего наблюдателя. Однако, если руководство предприятия стремится обеспечить качество оборонной продукции, то оно должно обеспечить тесное и целенаправленное взаимодействие с ВП в вопросах функционирования СМК.
Список литературы
1. ГОСТ РВ 0015–002–2012. Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования [Электронный ресурс: http://ismss.ru/uploads/11]
2. Постановление Правительство Российской федерации от 11 августа 1995 года N 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (с изменениями на 26 сентября 2017 года)» [Электронный ресурс:http://docs.cntd.ru/document/58856766]
3. ГОСТ РВ 15.307-2002 Система разработки и постановки продукции на производство.
Военная техника. Испытания и приемка серийных изделий. [Электронный ресурс: http://gostost.ru/gost-rv-15-307-2002/]