ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Симакова А.А. 1, Олатало О.А. 2
1Донской государственный технический университет
2Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предметом данной статьи являются особенности обеспечения устойчивого экономического развития предприятия в современных условиях. Актуальность изучения данной темы вызвана тем, что решение важнейших проблем, стоящих перед российской экономикой возможно только на основе устойчивых высоких темпов экономического развития страны.

Под устойчивым экономическим развитием предприятия следует понимать стабильный рост экономических результатов его производственно-хозяйственной деятельности при эффективном увеличении и качественном совершенствовании всех используемых производственных ресурсов. Отличием данного определения от существующих подходов является акцентирование внимания на необходимости, во- первых, роста экономических результатов деятельности предприятия, во- вторых, на эффективном увеличении не только финансовых, но и всех производственных ресурсов, в-третьих, на их качественном совершенствовании [1].

Устойчивость экономического развития предприятия зависит от:

-соотношения числа и силы влияния исходных экономических явлений;

-количества и степени воздействия субъектов внешней и внутренней среды;

-интенсивности процесса возникновения промежуточных экономических явлений;

-соотношения и силы промежуточных явлений по каждому фактору состояния предприятия;

-значимости каждого фактора состояния предприятия для данного предприятия и данной отрасли национальной экономики.

При этом необходимо обратить внимание на еще одно принципиально важное обстоятельство: сочетание стратегии и тактики в обеспечении устойчивого экономического развития предприятия. Сложность этой проблемы состоит в том, что стратегические решения, обеспечивающие устойчивое экономического развитие должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда направления, формирующие данное устойчивое экономическое развитие, еще не достаточно ясны. Решения, принимаемые на ранних стадиях, основаны, как правило, на весьма слабых и поэтому не всегда достоверных сигналах о будущих тенденциях [2].

Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей состояние на данный момент времени производственной системы. Однако времени для коренной перестройки деятельности предприятия в случае изменения траектории устойчивого экономического развития либо очень мало, либо нет совсем.

Реальное воплощение оптимального сочетания тактических и стратегических решений, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие предприятия возможно лишь при организации постоянного наблюдения за факторами, характеризующими его состояние и сигналами внешней среды. Задачей подобного наблюдения является нахождение наиболее важных «точек», то есть значений тех или иных показателей, количественно характеризующих определенный сигнал о состоянии предприятия, его конкурентном статусе в данный момент времени. Эти точки могут быть информационными объектами бухгалтерского учета в целом, в том числе учета производственных затрат, оперативного учета различных аспектов деятельности предприятия, аналитических обзоров и других материалов, позволяющих оценить состояние предприятия [3].

При обеспечение устойчивого экономического развития необходимо учитывать и специфику положения на рынке высокотехнологичных строительных предприятий в современных условиях. На основе ее изучения можно предложить следующую классификацию особенностей положения данных предприятий на рынке (таблица 1). Учет данных особенностей позволит более объективно оценить существующие и перспективные возможности устойчивого экономического развития строительных предприятий.

Таблица 1

Предлагаемая классификация современных особенностей деятельности предприятий на рынке

Признак классификации

Характеристики рыночно-ориентированных предприятий

Характеристики высокотехнологичных строительных предприятий

1.По отношению к цене

А) Цена на продукцию формируется исходя из рыночных соотношений спроса и предложения.

Б) Данное положение выполняется лишь частично. В формировании цены важную роль играет позиция государственных органов

2. По отношению к поставщикам

А) Предприятие свободно в выборе поставщиков

Б) Замена ряда поставщиков возможна только при осуществлении значительных капиталовложений

3. По отношению к спросу

А) Спрос на продукцию определяется требованиями рынка

Б) Положение выполняется лишь частично. В формировании спроса значительную роль играют доходы федерального бюджета и позиция государства в части стратегии развития ведущих монополий с государственным участием в капитале

4.По отношению к конкуренции

А) Конкуренция определяется предпочтениями потребителей

Б) Положение выполняется лишь частично. Предприятия отрасли узкоспециализированы на продукции с определенным диапазоном потребительских свойств и ее изменение или диверсификация производства в связи со спецификой продукции требует больших капитальных затрат

Рассмотренные особенности функционирования строительных предприятий, связанные на рынке во многом предопределяют и выбор используемой стратегии своего поведения. Как известно, можно выделить не­сколько базовых видов стратегий предприятия:

1) стратегии концентрированного роста (стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта);

2) стратегии интегрированного роста (стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, стратегия обратной вертикальной интеграции);

3) стратегии диверсифицированного роста;

4) стратегии сокращения (стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая»; стратегия организационного сокращения, стратегия сокращения расходов).

Исходя из особенностей высокотехнологичных строительных предприятий наиболее приемлемой для них в настоящее время является стратегия концентрированного роста. Конечно, каждое из них характеризуется своими отличительными характеристиками деятельности. Однако их общие черты (узкая специализация на определенном сегменте, зависимость от государственной политики, особенности конкурентной борьбы) затрудняют в современных условиях использование иных вариантов стратегии [4].

Любое развитие какой-либо производственной системы, в том числе предприятия, протекает во времени.

В зависимости от интенсивности воздействия на предприятие внешних и внутренних факторов период времени от исходного до завершающего явления может быть разным. Тем не менее, устойчивость экономического развития предприятия во многом зависит от того, удалось ли его руководству своевременно предвидеть будущие тенденции развития. Раннее обнаружение таких исходных явлений возможно лишь в том случае, если аналитические службы предприятия ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих на самом предприятии.

Поддержание устойчивого экономического развития предприятия является главной задачей его менеджмента. Это означает, что все ресурсы предприятия используются настолько плодотворно, что оно оказывается более прибыльным, чем его ведущие конкуренты, предприятие занимает прочное положение на рынке, его продукция конкурентоспособна и пользуется постоянным спросом. Оно следит за изменениями конъюнктуры рынка, своевременно и эффективно отвечая на «вызовы» внешней среды.

Любое конкурентное преимущество предприятия не может существовать вечно. Это объясняется постоянным изменением конъюнктуры рынка, изменениями параметров спроса, факторов производства, моральным и физическим старением элементов стратегического потенциала предприятия. Ввиду того, что все эти изменения не наступают одновременно, уровни конкурентного преиму­щества предприятия в разные моменты времени будут различны. Продолжительность жизненного цикла товара, любого конкурентного преимущества в значительной степени зависит от специфики отрасли, отдельного предприятия. Однако, очевидно, характер кривой, отражающей изменение данных жизненных циклов, будет примерно одинаковым, соответствуя традиционной схеме и включать в себя этапы зарождения, роста, зрелости, спада [5].

Таким образом, траекторию устойчивого экономического развития предприятия схематично можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1- Траектория устойчивого экономического развития и жизненные циклы товаров, услуг конкурентных преимуществ предприятия

1 - траектория устойчивого экономического развития предприятия;

2,3,4 - жизненные циклы товаров, услуг, конкурентных преимуществ предприятия.

Как видно из схемы, обеспечить устойчивое экономическое развитие предприятия способно только своевременное зарождение очередного цикла конкурентоспособного преимущества предприятия. Сам процесс устойчивого экономического развития включает в себя неоднократную смену нескольких циклов товаров, услуг, любых конкурентных преимуществ. Это лишний раз подчеркивает значимость маркетинговой стратегии: своевременного снятия с производства устаревших товаров и вывода на рынок новых, конкурентоспособных товаров и услуг, изменений в соотношениях выпускаемых товаров с увеличением доли пользующихся повышенным спросом в данный момент времени, изменения ценовой политики, изменения стратегии формирования спроса и стимулировании сбыта, поиск новых сегментов рынка и т.п.

Список литературы

1. Ротарь Т. С., Ниазян В. Г. Устойчивое развитие предприятия: сущность и методика расчета интегрального индекса устойчивого развития предприятия // Статистика и экономика. 2015. №4. С.149-153

2. Салитов Л.Р. Устойчивое развитие и качество экономического роста// Экономические науки. – 2013. –№11 (48). – с. 140-146.

3. Ансофф И. Стратегическое управление/И.Ансофф.- Москва: Экономика, 2014. — 519 с.

4. Афонин И.А., Управление развитием предприятия. Учебное пособие / М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К», 2012., 380с.

5. Кутовая А. С. Анализ подходов к определению понятия «устойчивое развитие предприятия» // Вестник Саратовского государственного социально- экономического университета. – 2013. – № 5 (44). – С. 39–43.

Просмотров работы: 168