Использование технических установок и агрегатов возможно при правильной организации техническое обслуживание (ТO) и капитального ремонта.
Бульдозеры получили наибольшее использование в стройке автомобильных дорог, благодаря своей многофункциональности. Перемещение грунта, создание насыпи и дамб, возведение поверхностей с горизонтальной и наклонной грунтовкой. Главный плюс использования данных агрегатов, это надежность выполнения работ в любые погодные условия, относительно высокое качество разрабатываемой грунтовки и из любой твердости породы. В условиях эксплуатации данных агрегатов, нередко возникает высокая динамическая нагрузка, наряду с невыгодными погодными условиями, все это способствует уменьшению показателей надежности. Уменьшение показателей надежности начинается, как правило, с движителя. Таким образом, в данном бульдозере работа до отказа, ограниченна 2/3 производительностью двигателя и трансмиссии.
При ремонте данного агрегата, приблизительно, 82% затрат приходится на восстановление движителя машины, следовательно актуально увеличивать надежность механизма движителя.
Безотказная работа опорного и поддерживающего катка, заключает в себе надежность работы движителя в машине или бульдозере.
1. – Неподвижная ось; 2. – Роликовые подшипники; 3 – Крышки катка;
4 – Цилиндрические штифты; 5 – Закрепляющие винты; 6 – Корпус катка;
7 – Упорные диски; 8 – Фиксирующее кольцо; 9 – Неподвижная шайба с лысками;
10 – Прижимная манжета; 11 – Металлический пыльник.
Рисунок 1 – Конструкция опорного катка
Металлическое уплотнение обеспечивает герметизацию подшипников и упорных шайб. Уплотнение обеспечивают выставкой колец друг к другу с поджатием (0.7 МПа)
Металлическое уплотнение проходит химическую и термическую обработку, обладает повышенным запасом твердости, но все равно подвержено физической деформации. При нарушении герметизации, происходит потеря смазывающей жидкости, далее происходит нарушение шероховатости связанных между собой деталей и соответственно образование абразива. Только вследствие нарушения металлического уплотнителя, может произойти попадание абразива в подшипник.
Летнее время, повышенная температура, отсутствие достаточного охлаждения для агрегата, все это увеличивает износ уплотнителя, что приводит к замене уплотнения или капитальному ремонту. Если образовалась площадка износа, то последующее использование становится невозможным.
Максимальному износу соответствует величина не превышающая 1 мм, но этого достаточно для потери смазывающей жидкости, и увеличению износа. Заклинивание роликовых подшипников возможно при попадании абразива под уплотнитель, а так же потеря смазывающей жидкости и ее перебой.
При восстановлении поверхности детали металлического уплотнителя, разумно использование антифрикционных покрытий из полиамида. При определении состава покрытия, важно ставить главной целью снижение коэффициентов трений и нахождение высшего показателя стойкости. Проведение триботехнических испытаний, дали лучшие результаты в пользу упрочнителя, в состав которого входит полимерная матрица из полиамида, представляющий гранулы порошка с размером гранулы 60+52 мкм.
Испытания композиционных материалов, содержащих 5, 10, 15, 20% показали повышение надежности. Был использован материал с разным кристаллическим строением, степенью дисперсности, химическим составом. Список использованного наполнителя в качестве упрочнителя и условием повышения свойств композиционного материала приведены ниже в таблице 1.
Таблица 1 – Список использованных наполнителей.
Частицы наполнителя |
Давление, МПа |
Коэффициент трения |
Износ за 10 мин |
Al, ~ 1000 мкм |
16,8 |
0,23 |
1 |
Al, ~ 1000 мкм |
16,8 |
0,23 |
3 |
Al, |