КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Ступак К.К. 1
1Ухтинский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мастерство водителя автомобиля следует рассматривать как совокупности его знаний, навыков и умений выполнять конкретные технологические операции по управлению транспортным средством. При этом качество работы водителя должно характеризоваться производительностью, экономичностью и безопасностью управления транспортным средством. Уровень профмастерства следует считать высоким у того водителя, который выполняет работу по управлению транспортным средством с высокими показателями производительности, экономичности и безопасности.

Ниже даётся обоснование выбранных критериев оценки профмастерства водителей и приводятся математические зависимости, позволяющие на основании данных бортовой регистрирующей аппаратуры производить расчёты, как частных оценочных показателей работы водителей, так и интегральные показатели, характеризующие профмастерство водителя в целом.

Безопасность движения.Выполнение требований безопасности движения предполагает высокую надёжность и точность выполнения водителем приемов управления транспортным средством. Иными словами, оценить мастерство вождения с точки зрения безопасности можно по степени безошибочного выполнения водителем отдельных операций по управлению транспортным средством. При этом следует оценивать деятельность водителя в обычных некритических ситуациях. Такая установка выбрана только потому, что в реальных условиях движения практически невозможно без риска для жизни воспроизвести критические дорожно-транспортные ситуации, но и потому, что всякое ошибочное действие водителя если и не влечёт за собой непосредственно дорожно-транспортное происшествие (ДТП), всегда является его косвенной предпосылкой.

В соответствии с общепринятыми методами квалиметрии труда при оценке профмастерства с точки зрения надёжности целесообразно учитывать не только количество совершенных водителем ошибочных действий, но и степень их опасности, характеризуемую уровнем самой ошибки и объёмом её действия. Безопасность управления транспортным средством можно оценивать показателем , определяемым по выражению

, (1)

где – показатель, характеризующий надёжность (безошибочность) работы водителя;

– показатели степени равномерности движения по продольной и поперечной осям транспортного средства.

Количественная надёжность работы водителя можно характеризовать показателем

(2)

где – обобщающий показатель, характеризующий степень ошибочной работы водителя.

Показатель складывается из частных показателей ошибочного выполнения отдельных операций транспортного процесса. В качестве таковых операций целесообразно принять самые важные операции транспортного процесса, при осуществлении которых водители наиболее часто совершают ошибки, а именно: разгон и торможение; осуществление поперечных маневров; поддержание скорости движения в пределах, обеспечивающих исключение превышений разрешенной скорости.

Соответственно показатель будет определяться по выражению:

, (3)

где , и – показатели ошибочного выполнения соответственно разгонов и торможений, поперечных маневров и превышений скорости.

Рассмотрим подробные частные показатели.

Выбор допустимой величины ускорений является важным вопросом. Разные авторы, основываясь на результатах исследований или теоретических выкладках, предлагают различные величины предельных значений, например, указывается величина 2,0 м/с2. Некоторые авторы предлагают величину 0,28, что равняется 1,96 м/с2, то есть по сути, те же 2,0 м/с2. Также различные пределы: для разгонов 0,8…1,2 м/с2, для торможений 1,7…3,1 м/с2, причём указывается, что примерно 85 % водителей выдерживают при движении именно такие пределы ускорений. Однако, считается, что самый распространённый вид торможения тот, при котором замедление не превышает 1,5…2,0 м/с2. Установлено, что значения линейных ускорений, не вызывающие неприятных ощущений у водителя и пассажиров, колеблются в пределах 1,7…2,0 м/с2.

С целью исключения излишне жёстких условий при оценке водителей на мастерство вождения установлена предельная с точки зрения безопасности и комфортабельности перевозок величина продольных ускорений 2,0 м/с2.

Предлагается формула определения показателя оценки степени ошибочного выполнения разгонов и торможений транспортного средства :

, (4)

где – объём ошибочных действий при выполнении разгонов и торможений (с предельными ускорениями, превышающими 2,0 м/с2); – общая продолжительность движения транспортного средства с продольными ускорениями, превышающими 2,0 м/с2; – количество неверно выполненных разгонов и торможений; - протяжённость испытательного маршрута, м; =2,0 м/с2 – установленная допустимая величина линейных ускорений;

Объём ошибочных разгонов-торможений определяется по выражению:

, (5)

где – мгновенное значение продольного ускорения, превышающее 2,0 м/с2; - продолжительность i-го разгона (торможения) с ускорением, превышающим 2,0 м/с2; - сумма интегралов от кривых по времени.

Поперечные маневры. По аналогии с продольными ускорениями, показатель оценки степени ошибочного выполнения поворотов предлагается оценивать по формуле

, (6)

где – объём ошибочных действий при выполнении поперечных маневров; – общая продолжительность движения транспортного средства, когда поперечное ускорение превышает 3,0 м/с2; =3,0 м/с2 – установленная допустимая величина поперечных ускорений.

Объём ошибочных действий при осуществлении поперечных маневров определяется по выражению:

, (7)

где – i-ое мгновенное значение поперечного ускорения, превышающее 3,0 м/с2; – продолжительность i-го поперечного маневра, выполненного с ускорением, превышающим 3,0 м/с2; - сумма интегралов от кривых по времени.

Поддержание скорости движения в разрешенных пределах.Считая нарушение скоростных ограничений ошибочными действиями водителя, будем определять показатель оценки степени невыполнения скоростных ограничений по формуле:

, (8)

где - объём превышений разрешенной скорости движения; – общая продолжительность движения транспортного средства с превышением разрешенной скорости; – установленное для испытательного маршрута верхнее ограничение скорости движения.

Объём превышений разрешенной скорости движения определяется по выражению

, (9)

где – i-е значение скорости движения, превышающее установленное ограничение, м/с; – путь, пройденный транспортным средством при движении с превышением скорости, м.

Равномерность движения также характеризует мастерство управления автопоездом с точки зрения безопасности движения. Смотреть вперед не только на метр от капота, а и насколько хватает зрения, чтобы видеть и, следовательно, прогнозировать ситуацию на «несколько шагов» вперед. Высококвалифицированный водитель обеспечивает максимально возможную равномерность движения, его умение выбирать оптимальный режим движения, своевременно анализировать складывающуюся обстановку и на основании всего этого заблаговременно принимать правильные решения, избегать резких изменений режима движения, что исключает, как правило, создание аварийных ситуаций. Таким образом, чем выше показатели равномерности движения, тем выше уровень безопасности движения, и, следовательно, и профмастерства водителя в целом

Библиографический список:

1. Бурмистров, В. А. Исследование взаимосвязи диагностических признаков различных способов тестового диагностирования РВД [Текст] / В.А. Бурмистров, А. И. Павлов // Сборник научных трудов: материалы научно- технической конференции (17-20 апреля 2012 г.): в 3 ч.; ч. 11 / под ред. Н. Д. Цхадая. - Ухта: УГТУ, 2012. - С. 133 - 136 (0,18/0,09).

2. Бурмистров, В.А. Исследование влияния отрицательных температур на изменение показателей гидравлических систем [Текст] / В. А. Бурмистров, А. И. Павлов // Сборник научных трудов: материалы научно- технической конференции (17-20 апреля 2012 г.): в 3 ч.; ч. II / под ред. Н. Д. Цхадая. - Ухта: УГТУ, 2012. - С. 119 – 123.

3. Бурмистров, В. А. Повышение эффективности работы участка топливной аппаратуры сервисного предприятия [Текст] / В. А. Бурмистров // Международный журнал экспериментального образования № 6: материалы международной научной конференции, Шарм эль Шейх 20-27 ноября 2013 г. - С. 72-73.

Просмотров работы: 112