ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И АФГАНИСТАНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И АФГАНИСТАНА

Гафари А.Л. 1, Гафари А.Л., Гафари А.Л., Гафари А.Л.
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задачи исследования: провести анализ эффективности государственного регулирования экономики в развитых и развивающихся странах; проанализировать государственное вмешательство в экономику России и Афганистана.

1. Экономическая свобода в развитых и развивающихся странах.

В разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими преобладающими формами собственности, рынка и степени участия государственного регулирования, капитала и социальности. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил.

Индекс экономической свободы 1 — показатель, ежегодно рассчитываемый газетой Wall Street Journal и исследовательским центром Heritage Foundation по большинству стран мира. Эксперты определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». Индекс экономической свободы базируется на 10 индексах, измеряемых по шкале от 0 до 100, при этом показатель 100 соответствует максимальной свободе, а 0, соответственно, минимальной.

Если посмотреть на классификацию развитых и развивающихся стран мира, то можно заметить, что развитые страны совпадают со странами, которые являются наиболее свободными по индексу экономической свободы. Это означает что существует прямая связь между благосостоянием страны и государственным регулированием. При чем для развитых стран эта взаимосвязь подтверждается как для 1997 так и для 2017 года. Сравнив уровень экономической свободы в 1997 и 2017 годах можно сказать, что общая тенденция такова: все страны раньше подвергались большему регулированию, чем сейчас. Это связано с тем, что прежде чем давать экономике свободно функционировать, нужно сначала ее отрегулировать и направить в нужное направление. Тогда она будет здорово развиваться и станет общим благосостоянием для страны. То есть государство должно регулировать экономику до тех пор, пока рынок не настолько развит, чтобы он сам себя мог контролировать.

Рисунок 1. Индекс экономической свободы 1997 и 2017.

Источник: Index of economic freedom interactive map [Электронный ресурс] //: сайт. — URL: http://www.heritage.org/index/heatmap (дата обращения 30.04.2017).

Исключением из общей тенденции является регион Латинская Америка. В 1997 он был менее зарегулирован, чем на 2017 год. Это может быть связано с правящей властью в регионе. Сам регион полностью относится к средне развитым развивающимся странам. Значит за 20 лет государства Латинской Америки не смогли стабилизировать экономику, несмотря на то, что регион богат природными ресурсами. Возможно это связано с коррупцией среди чиновников.

По развитию стран Азии и Африки можно сделать вывод, что экономики этих регионов постепенно освобождаются от государственного регулирования.

Рисунок 2. Динамика ВВП Афганистана, 1969 – 2016 гг, млрд. долл.

Источник: Trading economics [Электронный ресурс] // : Афганистан – экономические показатели. ВВП. : сайт. — URL: http://ru.tradingeconomics.com/afghanistan/gdp (дата обращения 03.05.2017).

Афганистан является страной с наименее развитой экономикой, но постепенно выходит из этого состояния. Например, до 2017 года по стране вообще не было никакой статистики а была только война, но теперь за счет Кабула и некоторых городов, где нет войны Афганистан вполне может составить конкуренцию наименее развитым странам. Государственное регулирование Афганистана распространяется только на Кабул и пригородные территории, а во всех остальных районах преобладает группировка Талибан и необразованное сельское население, занимающееся сельским хозяйством. Поэтому можно сделать вывод, что где не существует государственного регулирования, там будет война. А чтобы достичь благополучия в такой слабо развитой стране, как Афганистан, нужно серьезное вмешательство государственного сектора в экономику, как создание социальной инфраструктуры и образования граждан.

Рисунок 3. Уровень инфляции Афганистана 2008-2016, %

Источник: Trading economics [Электронный ресурс] // : Афганистан – экономические показатели. ВВП. : сайт. — URL: http://ru.tradingeconomics.com/afghanistan/gdp (дата обращения 03.05.2017).

Тем не менее, роль государства в сфере бюджетно-финансовой политики в развитых государствах очень большая. Европа и Северная Америка являются наиболее развитыми регионами, однако в Европе собирают больше всего налогов, чем в любом другом регионе мира. Европа и Северная Америка по расходам государства и налоговой нагрузке превосходят мировой уровень. Тогда в развивающихся Азии и Африке уровень БФП намного меньше общемирового уровня. Значит сначала государство должно навести порядок в стране, выучить людей и поддержать их в ведении бизнеса, а потом, когда страна достигает общего благополучия, государство может ослабить свое регулирование и собирать налоги, чтобы поддерживать благосостояние страны.

Рисунок 4. Степень расходования бюджета государствами и налоговая нагрузка в регионах мира 1995-2017 г.

Источник: Index of economic freedom macroeconomic data [Электронный ресурс] //: сайт. — URL: http://www.heritage.org/index/visualize (дата обращения 30.04.2017).

2 Государственное регулирование в России

Особенностью является то, что Россия-это страна с переходной экономикой, и на становление рыночной у нее не было так много времени, как у Европы. Возможно поэтому Российский рынок еще недостаточно сильный, чтобы он мог сам себя контролировать. Еще большую роль играет коррупция власти, она мешает экономическому подъему. Даже министра экономического развития России Улюкаева арестовали за взятки. Поэтому здоровое развитие рынка пока что невозможно, но все равно власти поддерживают социальную сферу.

Около 40% бюджета в России тратятся на социальные расходы (Рисунок 5). Это значит, что государство старается увеличивать уровень здравоохранения и образования. Потому что чем более образованы и здоровы граждане, тем лучше они будут работать, а значит тем больше экономика будет развиваться.

Рисунок 5. Структура исполнения бюджета РФ по разделам расходов в 2011-2014 гг., % от общего объема расходов.

Составлено автором по: Федеральное казначейство России [Электронный ресурс] // : Отчет об исполнении бюджета: сайт. — URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения 25.03.2017).

Ставка рефинансирования в период 2008-2015 в России в краткосрочном периоде снизилась, но в долгосрочном периоде она все равно высокая. Это говорит о том, что экономика находится на спаде, и государство применяет денежно-кредитную политику, чтобы облегчить нагрузку на население. Высокая ключевая ставка Центробанка провоцирует иностранцев использовать на российском рынке особую финансовую игру — carry trade 2("переносная торговля"). Её суть в том, что инвестор занимает у себя на родине средства в евро и долларах под ставку 1–3% годовых (учитывая низкий уровень ставок в развитых странах, это вполне можно сделать), обменивает их на рубли и покупает российские облигации. А доходность государственных облигации (напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка) составляет сейчас 8–10%. При такой операции инвестор получает доход от разности в ставках. Получается, что Центробанк фактически играет против правительства своей высокой ставкой. Только когда ставка ЦБ достигнет 6–7 процентов годовых, эта схема перестанет быть иностранцам интересной.

Российское государство хорошо справляется со своими обязанностями по инвестированию. Например, в области государственных закупок 100% всех самых крупных контрактов на научное развитие заключило государство. На втором месте идет кораблестроение (87%). В 2015 году государство больше всего потратило на строительство. Это говорит о том, что государство поддерживает отрасли где издержки превышают прибыль или ее совсем нет. Хотя в строительстве прибыль и высока, тем не менее речь идет о том, чтобы обеспечить жильем всех граждан, поэтому государство дает много субсидий на строительство.

Рисунок 6. Отраслевая структура государственных закупок по 50 крупнейшим контрактам за период 2012-2015 годы, %

Источник: Аналитический центр при правительстве РФ [Электронный ресурс] // : Бюллетень о развитии конкуренции номер 13, март 2016: Государственное участие в российской экономике : сайт. — URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/8449.pdf (дата обращения 25.03.2017).

Заключение

В ходе анализа эффективности государственного регулирования экономики в развитых и развивающихся странах были сделаны следующие выводы:

  1. Существует прямая связь между благосостоянием страны и государственным регулированием;

  2. все страны раньше подвергались большему регулированию, чем сейчас;

  3. государство должно регулировать экономику до тех пор, пока рынок не настолько развит, чтобы он сам себя мог контролировать;

  4. если из этого правила есть исключение, значит это связано с коррупцией среди правящей власти;

  5. если в слабо развитой стране не существует государственного регулирования, там будет война;

  6. чтобы достичь благополучия в слабо развитой стране, как Афганистан, нужно серьезное вмешательство государства не только в социальную сферу, но и экономическую.

  7. роль государства в сфере бюджетно-финансовой политики в развитых государствах очень большая;

  8. сначала государство должно навести порядок в стране, выучить людей и поддержать их в ведении бизнеса, а потом, когда страна достигает общего благополучия, государство может ослабить свое регулирование и собирать налоги, чтобы поддерживать благосостояние страны.

В ходе анализа государственного вмешательства в экономику России были сделаны следующие выводы:

  1. Здоровое развитие рынка пока что невозможно, потому что у России было меньше времени на становление рыночной экономики, чем у развитой Европы, и потому что в стране много коррупции в государственном аппарате;

  2. Около 40% тратятся на социальные расходы и это хорошо для населения;

  3. экономика находится на спаде, и государство применяет денежно-кредитную политику, чтобы облегчить нагрузку на население;

  4. высокая ключевая ставка Центробанка провоцирует иностранцев использовать на российском рынке carry trade;

  5. Российское государство хорошо справляется со своими обязанностями по инвестированию: больше всего тратится на науку и строительство.

Государственное вмешательство в экономику обязательно в свое время, в определенном месте. Для этого нужно во время собирать статистику, чтобы хорошо понимать, куда нужно инвестировать, где и как регулировать. Для того, чтобы собирать статистику, нужно добросовестное отношение всех бизнесменов к государству, и чтобы в государстве не было коррупции.

Список источников

  1. Макконнел/Брю, Экономикс. - М.: Инфра-М, 1999. – 215 с., 251 с., 315 с.

  2. Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики. – Москва: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. - 148 c.

  3. Кушлин В. И. Государственное регулирование экономики; Экономика - Москва, 2013. - 496 c.

  4. Министерство Финансов России [Электронный ресурс] // : Статистика: Основные направления бюджетной политики: сайт. — URL: http://minfin.ru/ru/statistics/docs/budpol/ (дата обращения 25.03.2017).

  5. Федеральное казначейство России [Электронный ресурс] // : Отчет об исполнении бюджета: сайт. — URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения 25.03.2017).

  6. Центральный банк России [Электронный ресурс] // : Ставка рефинансирования: сайт. — URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/refinancing_rates.htm (дата обращения 25.03.2017).

  7. MBA Knowledge base [Электронный ресурс] // : Role of fiscal policy in economic development: сайт. — URL: https://www.mbaknol.com/managerial-economics/role-of-fiscal-policy-in-economic-development (дата обращения 25.03.2017).

  8. Аналитический центр при правительстве РФ [Электронный ресурс] // : Бюллетень о развитии конкуренции номер 13, март 2016: Государственное участие в российской экономике : сайт. — URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/8449.pdf (дата обращения 25.03.2017).

  9. Index of economic freedom interactive map [Электронный ресурс] //: сайт. — URL: http://www.heritage.org/index/heatmap (дата обращения 30.04.2017).

  10. Life news [Электронный ресурс] // : Кто реально управляет курсом рубля: сайт. — URL: https://life.ru/t/экономика/1001401/tsientrobank_ili_rosnieftieghaz_kto_riealno_upravliaiet_kursom_rublia (дата обращения 25.04.2017).

1 Index of economic freedom macroeconomic data [Электронный ресурс] //: сайт. — URL: http://www.heritage.org/index/visualize (дата обращения 30.04.2017).

2 Life news [Электронный ресурс] //: Кто реально управляет курсом рубля: сайт. — URL: https://life.ru/t/экономика/1001401/tsientrobank_ili_rosnieftieghaz_kto_riealno_upravliaiet_kursom_rublia (дата обращения 25.04.2017).

Просмотров работы: 52