РАЗВИТИЕ СИНГАПУРА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 2000 – 2016 ГГ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ СИНГАПУРА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 2000 – 2016 ГГ.

Басангова А.А. 1
1ФГАОУ ВО "РУДН"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Сегодня Сингапур является важным участником международных экономических отношений, у большинства людей он ассоциируется с инновациями, ТНК и мировыми финансовыми центрами. Хотя буквально пол века назад это было небольшое государство на болотистой местности, о существовании которого мало кто знал. На этапе становления экономики этой страны была избрана модель, отличная от модели развития других государств, которая привела к такому удивительному результату. На сегодняшний день город-государство представляет собой уникальный синтез западного прогресса и азиатской культуры. Абсолютно свободные от коррупции власти страны делают все возможное, чтобы население жило с комфортом в процветающем государстве. За такой быстрый скачок в уровне развития Сингапур причисляют к восточноазиатским тиграм.

Актуальность работы заключается в том, что модель развития Сингапура оказалась весьма эффективна на практике. По ходу рассмотрения становления экономики государства можно проследить, как решения и действия одного политического лидера преображают целую страну и выводят ее на совершенно новый уровень развития. Также в работе указаны показатели социально-экономического развития Сингапура, (одни из самых высоких в мире) которые указывают на то, что определение людей, как главного ресурса страны оказалось беспроигрышным. И наконец, на современном этапе глобализации важно гармонично и грамотно интегрировать национальную экономику государства в систему мирового хозяйства. Сингапуру вполне успешно удалось это сделать, и на сегодняшний день он является неотъемлемым участником процессов международной торговли и международного движения капитала.

Объектом исследования в данной курсовой работе является Сингапур, а предметом - место Сингапура в системе международных экономических отношений.

Целью работы является оценка современного социально-экономического положения Сингапура, а также описание деятельности Сингапура в системе международных экономических отношений, прослеживание изменений в структуре и динамике международной торговли и движении капитала, выявление основных партнеров страны по этим двум видам МЭО.

Отсюда следуют поставленные задачи:

  • определить место Сингапура в рейтинге по ИЧР;

  • описать нынешнее состояние Сингапура по составляющим индекса;

  • рассмотреть динамику экспорта и импорта страны в период с 2000 по 2016 гг.;

  • рассмотреть структуру импорта и экспорта в 2016 году;

  • выявить основных торговых партнеров Сингапура в 2000 и 2016 году, проследить изменения в рейтинге;

  • рассмотреть динамику притока и оттока ПИИ с 2000 по 2016 гг;

  • выявить рейтинг стран, которые инвестируют в Сингапур и рейтинг стран, в которые инвестируют Сингапур, проследить изменения 2000 и 2016 года;

  • рассмотреть отрасли, в которые больше всего поступают ПИИ в Сингапуре.

Глава 1. Особенности становления и развития экономики Сингапура

Описывая становление современного и развитого на сегодняшний день государства Сингапур, многие источники называют этот процесс настоящим чудом. Как бывшая колония, не имеющая обширной территории, абсолютно никаких природных ресурсов и национального единства смогла вырваться вперед по многим социально-экономическим показателям и превзойти некоторые цивилизации с многовековой историей? За столь стремительное развитие Сингапура следует благодарить, конечно же, не чудо, а грамотную политику Ли Куан Ю – бывшего лидера государства. Осуществляя её, он смог учесть все слабые стороны своей страны и направить усилия на те составляющие успешного государства, которые можно усовершенствовать путем государственного регулирования.

После выхода самоуправляемого штата Сингапура из состава Малайзии и преобразования его в независимое государство Сингапур, Ли Куан Ю поставил несколько задач, выполнение которых осложнялось угрозой его личной безопасности и неизвестностью того, сколько времени будет длиться военное присутствие Великобритании, обеспечивающее чувство безопасности и стабильность стране. Во-первых, он хотел получить международное признание независимости Сингапура и вступить в Организацию Объединенных Наций. Во-вторых, необходимо было организовать государственную оборону и армию, не забывая про поддержание общественного порядка. Наиболее же остро встал вопрос о том, как обеспечить городское население всеми необходимыми средствами существования. Размышляя об этой проблеме и оценивая положение своей страны, Ли Куан Ю пришел к выводу о том, что Сингапур должен идти путем, отличным от пути соседних государств. Также он решил, что самыми ценными активами являются люди, их знания, трудолюбие и доверие.

Первоочередной целью для экономической стабилизации в стране президент Сингапура выбрал проведение индустриализации, которая была направлена на сокращение безработицы. Развитие торговли на тот момент было невозможным, поэтому Ли Куан Ю принял решение создавать инфраструктуру туризма – трудоёмкий бизнес без значительных капиталовложений. В итоге уровень безработицы действительно понизился, но проблема не была решена окончательно. Развитие промышленности стало следующим шагом на пути к решению этой проблемы. Для этого были применены меры протекционизма, поощрялось местное частное производство, удалось даже привлечь инвесторов из Тайваня и Гонконга. Все это не привело к значительным результатам.

Действительно влиятельным положительным фактором в то время стал вывод британских войск из Сингапура. Содержание баз Великобритании обеспечивало 20% ВВП государства, их потеря могла стать серьезным ударом по неокрепшей экономике. Но правительству удалось обернуть эту ситуацию себе на пользу. Был сформирован Департамент по экономической конверсии военных баз, который регулировал использование освободившейся рабочей силы и активов, оставленных англичанами. Конверсия армейской недвижимости в гражданские объекты прошла успешно - были созданы объекты промышленности, туризма и городской инфраструктуры, также были привлечены зарубежные инвесторы для основания предприятий на бывших военных объектах, что обеспечило рабочие места для людей, потерявших работу в результате сворачивания британских войск.

После череды мер, предпринятых для стабилизации экономики страны, Ли Куан Ю принял ключевое решение: привлечение зарубежных (в первую очередь американских) МНК будет наиболее верным способом достичь этой цели. Хотя в то время и было устойчивое мнение о том, что МНК являются эксплуататорами, в Сингапуре попросту не было никаких ресурсов, которые можно было бы эксплуатировать, а ожидаемым результатом функционирования международных комплексов могло бы стать увеличение занятости населения и его обучение необходимым в работе навыкам. Постепенно была разработана стратегия создания идеальных условий для функционирования японских, европейских и американских предприятий на территории государства Сингапур. Согласно этой стратегии, помимо создания благоприятных экономических условий, было необходимо выйти на уровень стран «первого мира» по таким ключевым показателям, как образование, здравоохранение, безопасность, телекоммуникации и т.д. Это было возможно только путем перевоспитания людей.

Для того, чтоб сделать Сингапур привлекательным для зарубежных компаний и инвесторов в 1961 году было сформировано Управление экономического развития. Главным его преимуществом было то, что инвесторам не требовалась тратить свое время и ресурсы на поиск организаций, которые смогли бы ответить на их вопросы или разобраться с проблемами, все это решалось централизованно в агентстве. Образование, трудолюбие и энергия сотрудников учреждения позволили добиться прекрасных результатов.

Правительство делало все возможное для привлечения инвестиций. Экономический советник государства Алберт Винсемиус стал важным связующим звеном между главой государства и управляющими МНК, которые открыто обсуждали с ним свои проблемы и недовольства. Для их устранения создавались спланированные промзоны, инфраструктура, предоставлялись льготы и финансирование, вносились изменения в макроэкономическую политику. Строительство промзоны Джуронг стало прекрасным примером создания полезного и продуманного проекта по улучшению инфраструктуры. За десять лет количество сертификатов, дающих право компаниям функционировать в этой зоне увеличилось с 12 до 390. Следствием решения одной из американских компаний высокотехнологичного производства основать свое предприятие в Джуронге стало то, что множество других инвесторов из США обратить свое внимание на Сингапур. Кроме того, неблагоприятная ситуация в Китае в связи с маосистской «культурной революцией» повлияло на то, что инвесторы стали чаще делать выбор в пользу Сингапура. Большое количество американских предприятий электронной промышленности повлияло на то, что сегодня Сингапур – это один из крупнейших экспортеров электроники.

Идея о том, чтобы сделать Сингапур финансовым центром Юго-Восточной Азии возникла еще в конце 60-х годов. Сингапурский офшорный долларовый рынок работал по модели работы рынка «евродолларов», поэтому был назван рынком «азиатских долларов». В самом начале его работа сводилась к привлечению зарубежных активов в целях кредитования, позже уже совершались более сложные операции, такие как торговля ценными бумагами в иностранной валюте, опционами и фьючерсами, выпуск облигаций и т. д. А уже к концу 20-го века размер операций на международном финансовом рынке превысил объемы внутреннего банковского рынка в несколько раз.

Расположение государства являлось весьма удобным для создания там международного банка, так как это могло обеспечить круглосуточное функционирование мировой банковской системы, чего на тот момент достигнуто не было. Одного этого, конечно же, было недостаточно, поэтому правительство Сингапура отменило налог на вывоз доходов вкладчиков-нерезидентов, что не могло не повлечь за собой привлечение внимания международных финансовых институтов. Но важнее любых действий по привлечению ресурсов извне было верховенство закона и справедливости внутри государства, а также проведение честной и открытой макроэкономической политики. Репутация Управления монетарной политики Сингапура, которое вело надзор за банковской индустрией, была безупречна. Благодаря высокой компетенции его сотрудников и жестким требованиям к банкам, желающим получить лицензию на работу в Сингапуре, государству не раз удавалось избегать последствий недобросовестной работы банков. Примерами таких банков можно назвать «Bank of Credit and International Commerce» и «National Bank of Brunei». УМПС также помогало решать проблему на Фондовой бирже Сингапура. В 1985 году Управлению удалось избежать кризисной ситуации, которая чуть не возникла по вине спекулянтов из Малайзии, а впоследствии был пересмотрен закон, регулирующий деятельность брокерских фирм. Изменения в законе помогли бирже Сингапура пережить «черный понедельник».

Осуществляя надзор за международными банками, управление всячески поощряло крупнейшие местные учреждения, сейчас они считаются одними из самых надежных банков мира. В истории Сингапура был период, когда государство предпринимало протекционистские меры по отношению к своим банкам – существовало опасение не выдержать конкуренции с более опытными и стабильными финансовыми учреждениями. Но с развитием финансового рынка страна начала переходить к более либеральной внешней политике. К концу 90-х годов Ли Куан Ю решил открыть банковскую индустрию для конкуренции и убрать протекционистские барьеры. В мире стремительно шел процесс глобализации, нельзя было дальше оставлять эту систему закрытой - был риск, что в дальнейшем банки не смогут конкурировать. На протяжении нескольких десятилетий проводилась политика ограничения доступа иностранных банков, местные учреждения успешно функционировали, теперь же требовалось перестраивать всю их работу. Такой сложный процесс требовал переориентирования всей работы Управления монетарной политик Сингапура. Сотрудники УМПС предпринимали действия, способствующие развитию деятельности по управлению финансовыми активами и повышающие международный статус сингапурской валюты, чтобы улучшить условия для развития рынка капитала. Также был облегчен доступ иностранцев на внутренний финансовый рынок.

Помимо создания международных банков для Сингапура было важно организовать Сингапурскую международную денежно-кредитную биржу. Это стало следующим этапом в развитии финансового рынка страны. Для своего функционирования СМДКБ выбрала модель Чикагской торговой биржи (ведение торгов с помощью выкрикивания котировок брокерами). Кроме того, СМДКБ и Чикагская биржа заключили соглашение о взаимной компенсации, благодаря этому стала возможно круглосуточная торговля евродолларами и евроиенами без дополнительных затрат.

Успешное функционирование финансовых учреждений Сингапура привело к тому, что у государства стали образовываться сбережения и финансовые резервы, которые требовалось рационально использовать на благо страны. Лучшим применением для этих резервов было инвестирование в высокодоходные проекты. Для осуществления инвестиционной деятельности в 1981 году правительство организовало Инвестиционную корпорацию правительства Сингапура, ее председателем стал Ли Куан Ю. Работе корпорации уделялось много сил и внимания – были наняты квалифицированные специалисты, японские и американские управляющие. Начиная с размещения правительственных финансовых ресурсов, ИКПС к концу 20-го века имела в своем управлении около 120 миллиардов долларов. Инвестиционная корпорация не ставила перед собой целью добиться максимально высокого дохода, а стремилась сохранить сбережения и обеспечить разумный доход от инвестиционной деятельности.

Таким образом становится ясно, что Ли Куан Ю выбрал правильную модель развития страны. Он с самого начала делал все возможное, чтобы обеспечить своей стране светлое будущее. Начиная с развития индустрии туризма, он пришел к тому, что к концу 20 века Сингапур стал офшорной зоной с высокотехнологичным производством и международными финансовыми учреждениями.

Глава 2. Социально-экономическое положение Сингапура на современном этапе

При формировании экономики Сингапура главным ресурсом страны были определены люди, их интеллект и способности. Поэтому и на нынешнем этапе образованию, здравоохранению и условиям жизни людей уделяется большое значение. Современная социально-экономическая политика Сингапура гибко совершенствует и регулирует институты государства для улучшения качества жизни населения. По индексу человеческого развития, который включает в себя 3 показателя и определяет уровень социально-экономического развития страны, Сингапур занимает 5 место в мире. Государство относится к группе стран с очень высоким индексом, он равен 0,925.1

У Сингапура практически самый высокий показатель ожидаемой продолжительности жизни в группе стран с очень высоким ИЧР (за исключением Гонконга и Японии), он равен 83,2 года.2 Это говорит о низкой преждевременной смертности населения и о высоком уровне развития медицины и здравоохранения. Правительство еще в конце 20-го века сделало упор на развитие биологии, биотехнологии и медицины. Огромные инвестиции вкладывались крупными производителями лекарств. На сегодняшний день в стране существует Агентство по науке, технологии и исследованиям, Совет экономического развития и Международный консультационный совет, в который входят ученые с мировыми именами и даже лауреаты Нобелевской премии. Результатом их сотрудничества стал уникальный научный центр «Биополис», крупнейший в мире биотехнологический кластер, в рамках которого работают девять НИИ биотехнологической и фармацевтической направленности. Штат сотрудников насчитывает около 4 тыс. исследователей.

Еще одним аспектом, влияющим на здоровье и продолжительность жизни населения Сингапура, является экология. Сингапур занимает 14 место в мировом рейтинге по Индексу экологической эффективности.3 Этот индекс рассматривает эффективность деятельности по двум областям: защита здоровья человека и защита экосистем. Показатель Сингапура – 87,4 – самый высокий среди азиатских стран. В программу охраны природы включена поддержка и строительство источников солнечной и ветряной энергия, менеджмент водных ресурсов, план озеленения, поэтому в центре до сих пор можно наткнуться на участок тропических джунглей, а в реке Сингапура водится пригодная в пищу рыба. Также правительство сдерживает рост количества автомобилей в стране. Для покупки автомобиля необходимо сначала получить сертификат на тендерной основе. Их количество ограничено, а процедура получения сопровождается строгими правилами. Регистрация самого автомобиля облагается огромным налогом от 100% его стоимости. Зато в городе хорошо развита инфраструктура общественного транспорта.

Немаловажно и то, что в Сингапуре очень низкий уровень преступности. Очень суровые меры наказания, вплоть до смертной казни, обеспечивают гражданам безопасность и сохранность их жизни.

Второй составляющей ИЧР является уровень образования. Средняя и ожидаемая продолжительность обучения равны 11,6 и 15,4 года соответственно.4 Сингапурская система образования хорошо адаптирована к требованиям современной мировой экономики. Уровень грамотности резидентов старше 15 лет в стране равен 97%.5 С 2000 года образование для детей школьного возраста является обязательным, но платным. С начальной школы образование ведется на английском и китайском языках для облегчения общения граждан разных этнических групп и упрощения процесса интеграции Сингапура в мировую экономику. Уже на этапе средней школы по итогам выпускного экзамена из младших классов ученики распределяются по направлениям обучения, где приоритет отдается различным дисциплинам. После окончания школы и сдачи экзамены выпускникам выдаются сертификаты разного уровня, дающие право поступать в технологические и централизованные институты либо в колледжи и политехникумы.

В Сингапуре расположены университеты, которые считаются лучшими в мире по уровню изучения естественных наук, математики, иностранных языков. Сингапур поддерживает образование во всех формах. Здесь важное значение придается техническому образованию, которое является фундаментом для возникновения технологических проектов Наличие грамотных и хорошо образованных специалистов необходимо для страны с большим количеством финансовых учреждений и высокотехнологичных предприятий, за переподготовку или обучение этих специалистов государство готово взять на себя до 90% расходов на обучение. Также государство оказывает поддержку привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа, например, сингапурские предприятия могут нанимать нужного им иностранного специалиста, а потом предъявлять счет на оплату его услуг государству.

Третий показатель уровня социально-экономического развития страны – это индекс ВНД. В отчете человеческого развития учитываются показатели ВНД на душу населения по паритету покупательской способности. У Сингапура этот показатель равен 78 162 долл.6 Экономическая обстановка в стране более, чем благоприятная. Правительство сумело выстроить социально-экономическую политику так, что на сегодняшний день население страны хорошо обучено и имеет высокооплачиваемую работу, которая обеспечивает ему достойный уровень жизни. Уровень безработицы в стране – 2,1%.7 Жесткие меры борьбы с коррупцией еще на начальном этапе становления государственности Сингапура привели к тому, что сегодня эта страна считается самой не коррумпированной в мире, все средства бюджета используются на благо и процветание государства.

Также при описании социально-экономического положения стран важно рассматривать такой показатель, как ВВП. В 2016 году валовой внутренний продукт на душу населения равнялся 52479 долл.8, это 13 показатель в мире. Ниже представлена динамика ВВП Сингапура с 2000 по 2016 гг.

Источник: составлено автором по данным сайта Unctad [Электронный ресурс]: База данных содержит статистическую информацию о ВВП Сингапура – Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx

С 2000 года ВВП страны выросло в 3 раза. Резких спадов в динамике не было, были небольшие сокращения в 2001 и 2015 годах. Кризис 2009 года замедлил темп роста ВВП, но динамика все равно была положительной. Ниже представлена структура ВВП Сингапура на 2016 год:

Источник: составлено автором по данным отчета Economic Survey of Singapore 2016 [Электронный ресурс]: База данных содержит статистическую информацию о структуре ВВП Сингапура в 2016 году – Режим доступа: https://www.mti.gov.sg/ResearchRoom/SiteAssets/Pages/Economic-Survey-of-Singapore-2016/FullReport_AES2016.pdf

Основу ВВП составляет индустрия услуг, она составляет 69,4% общего ВВП. У промышленности 26,2% от ВВП. Также в структуру включены доходы от владения недвижимостью, их доля равна 4,4%.

Правительство осознает необходимость формирования среднего класса как основы стабильности социального общества государства, поэтому в стране очень благоприятные условия для открытия собственного бизнеса, для этого не нужно прилагать практически никаких усилий. Свое дело можно зарегистрировать по интернету, а кредит получить по очень низкой процентной ставке. Для регистрации компании необходимо пройти 3 процедуры, которые по времени займут 2,5 дня. Затраты на регистрацию бизнеса составляют 0,6% от дохода на душу населения, а минимальный уставный капитал –0. Также в Сингапуре действуют программы льготного кредитования малого бизнеса: они подразумевают выдачу специальных займов, страхование кредитов, распределение субсидий. Но при этом большое внимание будет уделяться прозрачности и честности предпринимательской деятельности. За нарушением честного порядка ведения бизнеса могут последовать большие штрафы и строгие взыскания.

Являясь развитым государством во всех отношениях, Сингапур очень большое внимание уделяет инновационной деятельности, которая необходима при позиционировании страны, как крупного экспортера продуктов высокотехнологичного производства. Инновации – это основа всех процессов в сингапурской экономике. Государство поддерживает инновационные процессы, начиная от исследовательских работ и заканчивая программами выхода товара или услуги на международные рынки. Правительством Сингапура были разработаны: Национальный технологический план, позволяющий сектору промышленности вести обмен данных с правительством, План национальной компьютеризации для автоматизации деятельности министерств, План IT-2000, разработан для внедрения ИКТ технологий во все сферы деятельности экономики и еще несколько планов и программ. Правительство активно поддерживает в финансовом аспекте инновационные программы. Например, схема кредитования продуктивности и инноваций. По этой схеме компании могут воспользоваться налоговыми льготами для своей деятельности, которая связана с инновациями. Еще одна программа – это программа инновационных технологий. Она поддерживает новаторов, финансирует их, создает возможности для профессиональных консультаций и определения партнеров для будущего развития.

Самым важным для Сингапура в развитии инновационной системы являются иностранные таланты. Разнообразие национального состава сотрудников в компаниях помогает мыслить глобально.

Сингапур показывает довольно высокие результаты по показателям социально-экономического развития. Он является одним из самых развитых государств в своем регионе. Особое внимание уделяется людям, их образованию, здоровью, безопасности и уровню жизни. Правительство честно и открыто осуществляет свою деятельность по усовершенствованию социально-экономической политики, тем самым продолжая дело «отца-основателя» Сингапура Ли Куан Ю.

Глава 3. Сингапур в системе МЭО: международная торговля и международное движение капитала

На сегодняшний день - в эпоху активного процесса глобализации и интеграции невозможно представить развитое государство без его участия в системе международных экономических отношений. Для Сингапура, как для крупного экспортера и импортера, оффшорной зоны и международного финансового центра, отношения с другими государствами особенно важны. Именно активное участие страны в системе мирохозяйственных связей в совокупности с грамотным регулированием привело к тому, что экономика Сингапура сегодня одна из самых открытых, а ВВП на душу населения – одно из самых высоких в мире. Основные направления МЭО Сингапура – это международная торговля и международное движения капитала.

Как уже отмечалось выше, Сингапур является крупным экспортером. В рейтинге по мировому экспорту у этого государства 11-ое место и показатель в 511,222 млрд. долл.9 Динамика экспорта страны с 2000 по 2016 год представлена ниже:

Источник: составлено автором по данным сайта Unctad [Электронный ресурс]: База данных содержит статистическую информацию о динамике экспорта товаров и услуг Сингапура – Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx

Как видно из графика, с 2001 по 2008 год наблюдалась только положительная динамика экспорта товаров и услуг в стоимостном выражении, причем за этот период экспорт возрос более, чем в 2 раза. В 2009 году был спад, связанный с мировым финансовым кризисом, но сокращение было незначительное. Далее был также замечен рост, в 2014 году экспорт достиг максимума со значением 596,071 млрд. долл., после чего последовал спад, в 2016 году экспорта составил 511,222 млрд. долл. Сектор услуг занимает примерно 45% общего экспорта, примущественно, это коммерческие услуги.10 Структура товарного экспорта Сингапура представлена ниже:

Источник: составлено автором по данным сайта InternationalTradeCentre [Электронный ресурс]: База данных содержит статистическую информацию о товарной структуре экспорта Сингапура – Режим доступа: http://www.trademap.org/tradestat/Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm=1|702||||TOTAL|||2|1|1|2|2|1|1|1|1

По графику можно заметить, что основную часть экспорта составляют 3 вида товаров: электрооборудование и составные части, машинное оборудование, механические приборы и топливо. Их общая доля в экспорте составляет более 50%. В рейтинге практически отсутствуют продукты первичного сектора экономики, кроме минерального топлива. Ниже представлена десятка стран-партнеров Сингапура по экспорту за 2000 и 2016 гг.:

2000 год

2016 год

Место в рейтинге

Страна-партнер

% от общего импорта

Место в рейтинге

Страна-партнер

% от общего импорта

1

США

19%

1

Китай

14%

2

Малайзия

13%

2

Гонконг

13%

3

Гонконг

8,6%

3

Малайзия

11%

4

Япония

6,3%

4

Индонезия

8,2%

5

Китай

4,4%

5

США

7,2%

6

Южная Корея

3,4%

6

Япония

4,6%

7

Таиланд

3,3%

7

Южная Корея

4,6%

8

Индонезия

3,3%

8

Таиланд

4,1%

9

Германия

3,2%

9

Вьетнам

3,6%

10

Великобритания

2,6%

10

Индия

3,1%

Источник: составлено автором по данным сайта TheObservatoryofEconomicComplexity [Электронный ресурс]: База данных содержит статистическую информацию об основных экспортерах Сингапура в 2000 и в 2016 гг.– Режим доступа: https://atlas.media.mit.edu/en/visualize/tree_map/hs92/export/sgp/show/all/2000/https://atlas.media.mit.edu/en/visualize/tree_map/hs92/export/sgp/show/all/2016/

Доля США в рейтинге сильно сократилась, на 2016 год они занимают только 5 место, хотя в 2000 году лидировали. Больше всего на данный момент Сингапур экспортирует в Китай. Помимо США в рейтинге на 2016 год присутствуют исключительно страны Азии, хотя в 2000 были так же Германия и Великобритания. Сейчас их место заняли Вьетнам и Индия. Сотрудничество с Малайзией, Индонезией, Таиландом и Вьетнамом обусловлено их географической близостью, историческими факторами, а также партнерством в зоне региональной свободной торговли АСЕАН.

Важность международной торговли для Сингапура состоит не только в формировании валютной выручки от экспорта товаров высокотехнологичного производства, но и в импорте жизненно важных природных ресурсов, вплоть до питьевой воды. Внешнеторговый оборот страны в 2016 году составил 945,628 млрд. долл.11 На графике ниже представлена динамика импорта страны в период с 2000 по 2016 гг.:

Источник: составлено автором по данным сайта Unctad [Электронный ресурс]: База данных содержит статистическую информацию о динамике импорта товаров и услуг Сингапура – Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx

Своей формой график очень напоминает график динамики экспорта – такой же положительный рост с 2001 по 2008 год, спад в 2009 и в 2015 – 2016 гг., а своего максимума график достигает в 2014 году. Но за 16 лет разница между этими показателями увеличилась более, чем в 6 раз в пользу экспорта. Если в 2000 году экспорт превышал импорт на 14,5 млрд. долл., то к 2016 году этот разрыв составил более 76 миллиардов. Это говорит о росте положительного торгового баланса страны. Также у этих показателей различно соотношение товаров и услуг. Если рассматривать структуру импорта, то в большей степени присутствует импорт товаров – примерно 2/3 от общего импорта.12 А среди импорта услуг 99,9% занимают коммерческие услуги.13 На диаграмме ниже продемонстрированы основные группы товаров, которые ввозятся в Сингапур.

Источник: составлено автором по данным сайта InternationalTradeCentre [Электронный ресурс]: База данных содержит статистическую информацию о товарной структуре импорта Сингапура – Режим доступа: http://www.trademap.org/tradestat/Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm=1|702||||TOTAL|||2|1|1|1|2|1|1|1|1

По товарной структуре наибольшую часть занимают электрооборудование, машинное оборудование и минеральное топливо – практически те же группы товаров, что и в экспорте. Ввоз и вывоз Сингапуром одних и тех же групп товаров связан тем, что это государство занимается реэкспортом. Реэкспорт занимает более половины от общего экспорта. Это обусловлено высокой развитостью обрабатывающей промышленности и большой долей высокотехнологичного производства. Высокотехнологичное производство, развитие инфраструктуры требует большого количества топлива и энергии, поэтому доля минерального топлива больше в импорте, чем в экспорте. Но несмотря на это, большая доля импортируемых нефтепродуктов обрабатывается и реэкспортируется. В рейтинге практически отсутствуют продукты первичного сектора экономики, кроме минерального топлива. Несмотря на то, что именно в этих продуктах больше всего нуждается Сингапур, их экспорт не обходится стране слишком дорого. Например, на ввоз мяса в 2016 году было потрачено 809,273 тыс. долл.14 Это объясняется невысокой стоимостью продуктов первичного сектора и дороговизной высокотехнологичного производства, к тому же, население города-государств очень маленькое и составляет всего 5,622 млн. человек.15 Основные торговые партнеры страны за период с 2000 по 2016 несколько поменяли свои позиции. Рейтинг торговых партнеров Сингапура по импорту товаров за 2000 и 2016 год можно увидеть ниже:

2000 год

2016 год

Место в рейтинге

Страна-партнер

% от общего импорта

Место в рейтинге

Страна-партнер

% от общего импорта

1

Япония

17%

1

Китай

16%

2

США

15%

2

Малайзия

12%

3

Малайзия

13%

3

США

12%

4

Китай

5,5%

4

Япония

7,60%

5

Индонезия

5,1%

5

Южная Корея

6,50%

6

Таиланд

4,5%

6

Индонезия

5,20%

7

Южная Корея

3,8%

7

Германия

3,30%

8

Германия

3,1%

8

Франция

3,30%

9

Саудовская Аравия

3%

9

Саудовская Аравия

3,10%

10

Гонконг

2,8%

10

Таиланд

2,60%

Источник: составлено автором по данным сайта TheObservatoryofEconomicComplexity [Электронный ресурс]: База данных содержит статистическую информацию об основных импортерах Сингапура в 2000 и в 2016 гг.– Режим доступа: https://atlas.media.mit.edu/en/visualize/tree_map/hs92/import/sgp/show/all/2000/https://atlas.media.mit.edu/en/visualize/tree_map/hs92/import/sgp/show/all/2016/

Как мы видим, основными партнерами по импорту Сингапура являются страны Азиатского континента. Тройка лидеров за 16 лет сменилась, но не кардинально. Первые позиции занимают мировые лидеры по экспорту, такие как Китай, США, Япония, а также страны-партнеры по АСЕАН. Китай поднялся на 3 позиции и вышел на первое место с показателем 16% от общего импорта. Япония же наоборот, опустилась на 3 позиции. В тройку лидеров по показателям за оба года входят США и Малайзия. Также в десятку крупнейших партнеров на данный момент входит Франция, эта страна импортирует 3,3%, таким образом среди основных импортеров Сингапура на данный момент находятся 2 европейских государства.

Таким образом мы видим, что Сингапур является активным участником международной торговли, как в качестве импортера, так и экспортера. Это государство сумело наладить товарооборот со своими соседями, а также с США и некоторыми странами Европы, хотя их доля не так велика. Но одного участия в международной торговле недостаточно для того, чтобы определить положение Сингапура в системе международных экономических отношений, поэтому далее будет рассмотрено место Сингапура в международном движении капитала.

Являясь успешно функционирующим международным финансовым центром, Сингапур сосредотачивает на своей территории большое количество финансового капитала. Правительство этой страны проводит активную государственную политику в области движения капиталов, направленную на повышение доступности финансовых рынков для иностранных инвесторов и посредников. В ранжировании стран по глобальному индексу финансовых центров, который включает в себя оценку деловой среды, развитие инфраструктуры, человеческий капитал и т.д., Сингапур занимает 3 место, уступая только Нью-Йорку и Лондону.16 В дополнение к этому, город-государство является крупной офшорной зоной, что обеспечивает еще больший приток иностранного капитала. Как правило, международные потоки капитала устремляются туда, где реализация инвестиционных проектов обеспечивает большую экономическую отдачу. Это создает важный источник получения выигрыша от международного перемещения капитала. Согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию, Сингапур занимает 7 место по притокам инвестиций в 2015 году.17Основными объектами инвестирования являются банки, инновационные проекты, инвестиционные фонды. Ниже представлено движение ПИИ в Сингапуре с 2000 по 2016 гг.:

Источник: составлено автором по данным сайта Unctad [Электронный ресурс]: База данных содержит статистическую информацию о притоке и оттоке ПИИ в Сингапуре в период с 2000 по 2016 гг. – Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx

По графику видно, что за весь период, за исключением 2001 и 2009 гг. приток прямых иностранных инвестиций превышал отток. В 2002 году оба показателя были очень низкими, далее же прослеживается динамика стремительного роста, хотя и есть года, в которые наблюдались спады. Такие слабые результате показатели 2001 и 2002 года связаны с кризисом информационных технологий. Самый стремительный спад был в кризисный 2008 год, но далее последовало быстрое восстановление прежних темпов. В 2014 году зафиксировано максимальное значение по этим показателям – приток составил 73,98 млрд. долл., а отток – 52,21 млрд. В 2009 году было максимальное превышение оттока ПИИ над притоком, разница составила более 8 млрд. долл. произошло это опять же в связи с мировым экономическим кризисом, выводом активов и падением инвестиционной активности основных инвесторов Сингапура. Далее представлена таблица с основными инвесторами за 2000 и за 2015 год:

2000 год

2015 год

Место в рейтинге

Страна-партнер

% от общих ПИИ

Место в рейтинге

Страна-партнер

% от общих ПИИ

1

США

14%

1

США

20%

2

Япония

13%

2

Япония

9%

3

Нидерланды

13,0%

3

Британские Виргинские острова

8%

4

Швейцария

7,4%

4

Каймановы острова

7,9%

5

Британские Виргинские острова

4,9%

5

Нидерланды

7,4%

6

Великобритания

4,0%

6

Великобритания

4,8%

7

Каймановы острова

3,1%

7

Бермуды

4,1%

8

Гонконг

2,9%

8

Люксембург

3,9%

9

Бермуды

2,8%

9

Гонконг

3,8%

10

Малайзия

2,5%

10

Швейцария

3,8%

Источник: составлено автором по данным сайта Data.gov.sg [Электронный ресурс]: База данных содержит статистическую информацию об основных инвесторах Сингапура в 2000 и в 2016 гг.– Режим доступа: https://data.gov.sg/dataset/foreign-direct-investment-in-singapore-by-country-region-stock-as-at-year-end-annual?resource_id=44764a59-1b20-48d2-955c-60862af46bf3

Самыми активными инвесторами Сингапура являются страны Европы, Карибского бассейна, а также Соединенные Штаты Америки. США занимают лидирующую строчку на 2015 год, так же, как и в 2000. При этом, доля этого государства в ПИИ и его отрыв только увеличились. Япония является самым крупным и практически единственным инвестором из азиатского континента на 2015 год (помимо Гонконга), в 2000 в рейтинге также присутствовала Малайзия, но на данный момент она отсутствует в рейтинге, зато 8 место сейчас занимает Люксембург.

Источник: составлено автором по данным сайта Data.gov.sg [Электронный ресурс]: База данных содержит статистическую информацию об основных отраслях, в которые инвестируют в Сингапуре в 2000 и в 2016 гг.– Режим доступа: https://data.gov.sg/dataset/earnings-of-foreign-direct-investment-in-singapore-by-industry-during-the-year-annual?view_id=eafcaefe-193c-4f02-861b-d04b4a46c874&resource_id=dd1e61ef-1745-4712-94fb-2cdaed5b6ccb

Треть всех иностранных инвестиций в Сингапур приходится на финансовые услуги и услуги страхования, большую часть занимают промышленность и оптовая и розничная торговля. Сингапур является также и крупным портом, поэтому в пятерку входят перевозки и хранение. Самыми инвестируемыми сферами промышленности являются: производство компьютеров, электроники и оптических приборов, фармакологическое производство, производство нефтепродуктов и химическая промышленность.18 Сингапуру удается наиболее рационально использовать иностранный капитал и те преимущества, которыми располагают транснациональные корпорации – основные инвесторы капитала в экономику страны. Значительная часть инвестиций приходится на расширение производственных мощностей, диверсификацию и повышение технологического уровня уже действующих предприятий.

Сингапур является не только крупным получателем инвестиций, но также и инвестором. На таблице ниже Сингапурские ПИИ по странам в 2000 и 2016 гг.:

2000 год

2016 год

Место в рейтинге

Страна-партнер

% от общих ПИИ

Место в рейтинге

Страна-партнер

% от общих ПИИ

1

Китай

16,1%

1

Китай

16,2%

2

Малайзия

10,0%

2

Люксембург

8,4%

3

Гонконг

8,7%

3

Гонконг

6,9%

4

США

6,3%

4

Индонезия

6,9%

5

Индонезия

5,6%

5

Великобритания

5,7%

6

Маврикий

5,0%

6

Малайзия

5,5%

7

Великобритания

5,0%

7

Австралия

5,3%

8

Бермуды

3,9%

8

Британские Виргинские острова

5,2%

9

Британские Виргинские острова

3,8%

9

Индия

4,8%

10

Тайвань

3,7%

10

Каймановы острова

4,5%

Источник: составлено автором по данным сайтаThe Singapore Department of Statistics [Электронный ресурс]: База данных содержит статистическую информацию об основных распределении ПИИ из Сингапура по странам в 2000 и в 2016 гг.– Режим доступа: http://www.tablebuilder.singstat.gov.sg/publicfacing/sortByVariableName.action

Географическое распределение стран, в которые инвестирует Сингапур более разнообразно. В рейтинге присутствуют, прежде всего, страны Азии, Европы и Бермудского бассейна, также Австралия. Больше всего Сингапур инвестирует в Китай, его доля осталась практически неизменной – около 16%. Половина получателей инвестиций – это страны Азии. В 2000 году в рейтинге были США, Маврикий, Бермуды и Тайвань. Сейчас их сменили: Люксембург (2 место), Австралия, Индия и Каймановы острова. По отраслям вложения в большей степени были в финансовые услуги и страхование, промышленность, оптовую и розничную торговлю, а также недвижимость.19

Сингапур активно выступает в качестве получателя инвестиций и инвестора. Основная часть направляется в Китай и страны Азии, а вкладываются в Сингапур, в основном, США, страны Европы и Карибского бассейна. Сингапур является благоприятной почвой для иностранных капиталовложений, что обусловлено тем, что это государство является одним из наиболее прибыльных мест для инвесторов в мире сегодня и на протяжении долгих лет удерживает статус наименее коррумпированной в мире страны.

Заключение

Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что развитие Сингапура происходило верно и стремительно. Придя к власти, Ли Куан Ю приступил к управлению зависимым от Великобритании государством без каких-либо ресурсов, с высоким уровнем безработицы и нестабильным положением в мире. К концу 20 века он превратил страну «третьего мира» в крупную офшорную зону и экспортера продуктов высокотехнологичного производства. Выбор пути развития Сингапура, как финансового центра оказался верным, а привлечение зарубежных МНК и инвесторов коренным образом повлияло на страну.

По уровню социально-экономического развития Сингапур является самым развитым в своем регионе и пятым в мировом рейтинге. Такое положение ему обеспечивает высокое развитие сферы медицины и здравоохранения, процветание которой обусловлено крупными инвестициями и привлечением высококвалифицированных специалистов со всего мира. Образование – это еще одна сфера, которой правительство уделяет большое внимание. С самого детства жителей Сингапура готовят к жизни в обществе с высоким уровнем интеграции, ведя обучение в школе на двух языках. Свободное от коррупции правительство всячески поощряет предпринимательство в стране, а также внедряет всевозможные планы по инновационной деятельности.

На сегодняшний день Сингапур прочно вошел в систему мирохозяйственных связей и утвердился на мировом рынке, добившись благоприятного отношения к себе со стороны государств. География экспорта и импорта Сингапура определена не только его географическим положением, но и участием в интеграционных группировках. Большая доля реэкспорта страны говорит о высоком уровне развития обрабатывающей промышленности и высокотехнологичного производства. Разумная политика правительства этой страны позволяет наиболее рационально использовать иностранный капитал и те преимущества, которыми располагают транснациональные корпорации - основные инвесторы капитала в экономику страны. Таким образом, место, которое занимает Сингапур в системе МЭО, постепенно закрепляется за страной; углубляются связи Сингапура с другими государствами.

Список литературы
  1. Кондрацкая Т. А. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в странах мира / Т. А. Кондрацкая, Е. С. Петрухина // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний: материалы 3-й Всерос. конф., Иркутск, 18 мая 2017 г. - Иркутск, 2017. - С. 150-157.

  2. Ли Куан Ю. Сингапурская история. Из «третьего мира» - в первый. – М.: МГИМО (У) МИД России, 2005. – 419 с.

  3. Марченко И. К. Мировой финансовый центр Сингапур // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2014. – № 4. – С. 305–315.

  4. Финансовая система Сингапура // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электронный сборник статей по материалам XLVI студенческой международной заочной научно-практической конференции — М.: «МЦНО». — 2017 —№ 6(46)

  5. Данные сайта Департамента статистики Сингапура. URL: : http://www.tablebuilder.singstat.gov.sg

  6. Данные сайта Обзора Экономического Обзора Сингапура. URL: https://www.mti.gov.sg

  7. Данные сайта Обсерватории Экономической Сложности. URL: https://atlas.media.mit.edu

  8. Данные сайта Управления данными Сингапура. URL: https://data.gov.sg

  9. Данные сайта Центра Международной Торговли. URL: http://www.intracen.org

  10. Индекс эффективности окружающей среды. Отчет о глобальных показателях окружающей среды – 2016. – стр. 18

  11. Конференция ООН по торговле и развитию. Отчет о мировых инвестициях – 2016 – стр. 6

  12. Программа развития Организации Объединенных Наций. Отчет о человеческом развитии – 2016. – стр. 198

  13. Департамент статистики Сингапура. Сингапур в цифрах - 2017 – стр. 1

  14. Министерство торговли и промышленности Сингапура. Экономический обзор Сингапура – 2016. – стр. 2, 38

1 По статистическим данным об ИЧР из Human Development Report 2016, стр. 198. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2016_human_development_report.pdf

2 См. сноску 1.

3 По статистическим данным об Индексе экологической эффективности из отчета Global metrics for the environment 2016, стр. 18. URL: http://www.epi.yale.edu/sites/default/files/2016EPI_Full_Report_opt.pdf

4 См. сноску 1.

5 По статистическим данным о проценте грамотных людей старше 15 лет в Сингапуре из отчета Singapore in figures 2017, стр. 1. URL: https://www.singstat.gov.sg/docs/default-source/default-document-library/publications/publications_and_papers/reference/sif2017.pdf

6 См. сноску 1.

7 По статистическим данным о проценте безработных в Сингапуре из отчета Economic Survey of Singapore 2016, стр. 1. URL: https://www.mti.gov.sg/ResearchRoom/SiteAssets/Pages/Economic-Survey-of-Singapore-2016/FullReport_AES2016.pdf

8 По статистическим данным о ВВП на душу населения в 2016 году сайта Unctad. URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx

9 По статистическим данным о стоимостном выражении мирового экспорта товаров и услуг в 2016 году по странам с сайта Unctad. URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx

10 По статистическим данным о структуре экспорта в 2016 г. с сайта International Trade Centre. URL: http://www.trademap.org/tradestat/Service_SelCountry_TS.aspx?nvpm=1|702||||||S00|1|3|1|2|2|1|5|1|1 http://www.trademap.org/tradestat/Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm=1|702||||TOTAL|||2|1|1|2|2|1|1|1|1

11 По статистическим данным об экспорте и импорте товаров и услуг в 2016 г. с сайта Unctad. URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx

12 По статистическим о структуре импорта в 2016 г. с сайта International Trade Centre. URL: http://www.trademap.org/tradestat/Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm=1|702||||TOTAL|||2|1|1|1|2|1|1|1|1 http://www.trademap.org/tradestat/Service_SelCountry_TS.aspx?nvpm=1|702||||||S00|1|3|1|1|2|1|5|1|1

13 По статистическим о структуре импорта услуг в 2016 г. с сайта International Trade Centre. URL: http://www.trademap.org/tradestat/Service_SelCountry_TS.aspx?nvpm=1|702||||||S00|1|3|1|1|2|1|5|1|1

14 По статистическим данным о товарной структуре импорта Сингапура в 2016 году с сайта International Trade Centre. URL: http://www.trademap.org/tradestat/Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm=1|702||||TOTAL|||2|1|1|1|2|1|1|1|1

15 По статистическим данным о населении Сингапура в 2016 г. с сайта Unctad. URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx

16 По данным доклада The Global Financial Centres Index 20, стр. 4. URL: http://www.longfinance.net/images/gfci/20/GFCI20_26Sep2016.pdf

17 По данным отчета с сайта UNCTAD - WORLD INVESTMENT REPORT 2016, стр. 5 URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2016_en.pdf

18 По статистическим данным о детальном распределении ПИИ в Сингапуре в 2015 г. с сайта Data.gov.sg. URL: https://data.gov.sg/dataset/earnings-of-foreign-direct-investment-in-singapore-by-industry-during-the-year-annual?view_id=0f97dfe0-8673-4d52-abfe-a398505331bf&resource_id=3036a80c-661b-4564-aa57-3e93cc92e091

19 По статистическим данным о распределении из Сингапура в 2015 г. По отраслям с сайта The Singapore Department of Statistics. URL: http://www.tablebuilder.singstat.gov.sg/publicfacing/sortByTime.action

Просмотров работы: 1725