ДИНАМИКА ПРОЦЕССА УРБАНИЗАЦИИ В КИТАЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИНАМИКА ПРОЦЕССА УРБАНИЗАЦИИ В КИТАЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В последнее время внимание исследователей привлекает стремительная урбанизация в КНР, которую также описывают как «урбанистическую революцию». Основополагающей спецификой данного процесса можно назвать его дуалистический характер, сочетающий в себе элементы стихийного рыночного развития и планового начала. Стоит отметить, что главным отличием от других стран является то, что государство играет высокую роль.

Данное исследование показывает динамику процесса урбанизации Китая, выявляет его главные факторы, а также представляет эволюцию роли государства в урбанистическом процессе. Урбанизационная политика Китая в настоящее время заключается в формировании трех мегалополисов. Ни формируются дельтах двух рек Анцзы и Чжуцзян и в районе Пекин-Бохайвань. Стремительный рост урбанизации в значительной степени оказывает влияние на облик китайских городов: городская среда все больше дифференцируется, начинает ориентироваться на интересы различных групп населения. Попытки увязать интересы центральной власти и интересы мест способствовали формированию многоуровневой,структурированной системы городского планирования. Городские власти, обустраивая городскую среду, а также используя другие меры, регулируют структуру населения города. В качестве особой задачи китайское руководство ставит формирование собственного "мирового города", роль которого была отведена Шанхаю.

Современный этап урбанизации в КНР многие исследователи называют "урбанистической революцией". В 2007 г. мировое городское население превысило сельское: мир становится преимущественно "городским". Спустя 4 года традиционно сельский Китай стал так называемой "городской" страной: к 2011 г. городское население, достигнув 700 млн чел., превысило сельское (рис.1).

Рис 1. Динамика уровня урбанизации в Китае, 1949-2015 гг.

Таблица 1.

Уровень урбанизации в Китае с1949-2015 гг.

Источник: Рассчитано по официальной статистике КНР

Китай был традиционно сельской страной. В течение долгого периода времени уровень урбанизации был достаточно низким. В 1949 г. в городах проживало всего лишь 10,6% населения, хотя уже в то время численность населения была огромна. В социалистическом Китае рост урбанизации был связан с осуществлением индустриализационной политики 1953-1957 годов и массовыми миграциями крестьян из деревни в город в 1958-1960 годах. Доля городского населения к 1960 г. достигла 19,7% (табл. 1).

Но в связи с тяжелым продовольственным положением многие новоиспеченные рабочие были вынуждены вернуться обратно в деревню, потому что у них не было городской прописки, и поэтому они не могли получить продовольственные карточки. Во времена "культурной революции" руководство КНР принимало немало усилий по сокращению численности городского населения. Власти активизировали кампанию, которая отправляла молодежь в сельские и горные районы. Таким образом, с 1962 по 1976 г. свыше 17 млн. грамотной молодежи отправились в госхозы и народные коммуны (табл. 1). Но, несмотря на это, позже численность городского населения начала расти.

Наличие жителя в регистрационном списке по месту жительства в городе и возможность на этом основании получать продовольствие по зерновому пайку считалось основополагающим критерием, который определял принадлежность к городскому или сельскому населению.

В 1980-е годы правительство Китая обратило особое внимание на создание малых городов и поселков городского типа. Китайские ученые считали, что необходимо провести эксперименты реформы в малых городах и поселках, разработать инвестиционную и земельную политику, и принять решения в сфере недвижимости. Строительство малых городов и поселков необходимо было осуществлять с учетом научного обоснования и планирования размещения населения. 1

С 1980-х годов процесс урбанизации в Китае заключался в том, что крестьяне становились городскими жителями в результате превращения сельских населенных пунктов в малые города и поселки городского типа, которые обладали немногими городскими формами и условиями жизни. Подобная политика, учитывая гипернаселенность Китая, позволила, немного ослабить рост избыточного населения в деревне, а также несколько сдержать натиск крестьян, которые стремятся уехать в крупные и средние города, чтобы найти работу и более комфортабельные условия жизни.

Миграционные процессы перемещения населения как рабочей силы из деревни в города, в том числе и на предприятия городов и поселков, было зафиксировано в 1983 г. (документ "Некоторые вопросы экономической политики в деревне в настоящее время"). В 1997 г. численность занятых в городском строительстве крестьян составила более 45,5 млн. человек. 2

Основой сельской урбанизации стали декретные (так же известные как правительственные) поселки. В соответствии с нормами Госсовета КНР, утверждёнными в октябре 1984 г, им присваивался статус поселка. В 1985 г. в стране подобных поселков было 7956. Административные изменения городских границ, произведённые в начале XXI века, обусловили дальнейшее увеличение численности городского населения. Примером является увеличение территории и численности населения г. Ханчжоу провинции Чжэцзян, после того, как в его административное подчинение вошли г. Сяошань и Юйхан.3

На XVI съезде КПК в партийные документы впервые включили установку на урбанизацию. Правительство считает возможным увеличивать численность населения городов и поселков примерно на 1% в год. Подобного рода увеличение способствовало бы повышению степени урбанизации до 57% и приближению тем самым к показателям средне развитых стран. Превращение сотен миллионов людей из сельских жителей, которые занимаются, в основном, сельским хозяйством, в горожан, которые занимаются, главным образом, неаграрная деятельностью, является особо сложной задачей. Для реализации такого проекта потребуются долгие годы. Подобный переход в такой большой стране, как Китай, не может производиться стихийно.

Во избежание хаоса в экономической, социальной и политической жизни, нужно реализовать комплекс взаимосвязанных и хорошо продуманных мер, который включает в себя обучение деревенских выходцев городским профессиям. Была создана сеть посреднических организаций. Они на коммерческой основе помогали будущим горожанам устроиться и адаптироваться к новым условиям. Рост доли городского населения не должен был идти впереди процесса создания в городах рабочих мест для трудоустройства сельских переселенцев. Необходимо также было включение крестьян в системы социального обеспечения.4

В конце 2006 г. (согласно материалам Государственного статистического управления КНР) уровень урбанизации в Китае достиг 43.9%, а общая численность городского населения составила 577.1 млн. чел.5 С 2001 г. ежегодно на 1% рос уровень урбанизации в Китае. Это доказывает возможность реализации задач, поставленных на XVI съезде КПК. Ныне в стране насчитывается 656 городов и около 20 тыс. поселков городского типа.

Сдвиги в характере современного этапа урбанизации обусловлены многими причинами, но, прежде всего, экономическими причинами. Стабильно высокие темпы экономический рост, например, изменение в структуре занятости, интенсификация и концентрация производства, изменение отраслевых и территориальных пропорций народного хозяйства, прогресс транспорта, средства массовой информации и т. д., во многом связаны со спецификой их развития в условиях увеличения использования новейших технологий Даже потребности развития становятся важным градообразующим фактором, способствованию создать новые рабочие места в городах. Это сопровождается бурным расширением города.

Влияние НТР на темпы и тенденции урбанизации можно обозначить. Первая причина - соединение науки с производством. А использование достижений науки и техники требует концентрации производства, научных исследований, населения, более глубокого разделения труда и роста интенсивности общения населения как трудовых ресурсов. А также необходима социальная, профессиональная и территориальная мобильность населения (миграции). В современных условиях многие отрасли промышленности сосредоточиваются в больших городах.

Стимулирующая роль промышленности и масштабы страны определяют темпы ее урбанизации. Развитие городов при социализме ведет к выравниванию уровней экономического и социального развития отдельных регионов страны. Индустриальное развитие районов нового освоения происходит. Политика государства направлена на преодоление социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней, а также населенными пунктами различного типа (большими и маленькими). В условиях социализма индустриальное развитие и урбанизация страны происходят одновременно при участии государства. Стимулирующая роль промышленности в процессах урбанизации в социалистических странах отличается социальной направленностью.

Развитие науки и соединение достижений развития НТР с преимуществами социалистической системы хозяйствования также оказывают мощное воздействие на темпы и тенденции урбанизации. Создавались научно-производственные объединения. Они включали в свой состав научные институты, организации, предприятия (нередко из нескольких городов). Филиалы научно-производственных объединений размещались в нескольких городах Развивающиеся города-спутники усиливали функциональные связи в системах расселения, ускоряли формирование агломераций и урбанизированных районов.

Демографический фактор важен. Он обеспечивает и формирует трудовые ресурсы. Государство регулирует миграционные процессы, охрану здоровья. Этот фактор особо важен в условиях миграции избыточного населения из села. Это особенность демографической функции нового города.

В современных условиях основными направлениями развития социально-бытовой сферы города являются всесторонняя индустриализация сферы обслуживания, укрепление ее материально-технической базы, превращение в крупную отрасль народного хозяйства. Удовлетворение бытовых потребностей населения ведет к изменениям в образе жизни населения.

В современных условиях город более эффективно реализует общественно-политическую функцию, стимулирует общественную активность населения. Городские условия открывают широкие возможности для повышения общественно-политической активности населения практически в любом городе и районе, степени участия населения в деятельности политических, государственных и общественных организаций, политической деятельности на предприятиях в масштабе всего города.

Важно отметить, что именно в крупных городах размещаются штаб-квартиры и филиалы ТНК (в том числе иностранных). Прямые иностранные инвестиции сконцентрированы там и стимулируют рост урбанизации; развитие экспортных производств в небольших городах и поселках, которое ведёт за собой расширение этих населенных пунктов.

Некоторые исследователи в Китае считают, что приоритетным значением должна обладать урбанизация, которая опирается именно на развитие крупных городов. Но крупных городов с населением свыше полумиллиона человек в стране становится все больше. Становится ясно, что рост крупных городов должен быть в определённой степени ограничен.

Поэтому Большинство китайских политиков и экспертов предлагают развивать поселки, малые, средние и большие города параллельно. У каждого типа городских поселений особенная роль в переходе крестьян к городскому образу жизни. Большие и средние города могут дать наилучшие возможности для развития капиталоемких и техноемких отраслей, а также сферы услуг. Они привлекают внушительное количество временных и сезонных сельских мигрантов.

Малые города и поселки способствуют развитию любого в точ числе трудоёмкого производства, для переселенцев из деревни здесь рабочие места и более дешевое и постоянное место жительства гарантированы. Именно в малых городах развит экспорт традиционных товаров. Правительство предполагает, что к 2020г . 200-300 млн. чел. будут расселены в малых городах и поселках, а остальные 500-600 млн. чел. — в 200-300 крупных городах.6

Главными источниками предстоящего проекта роста уровня урбанизации, скорее всего, будут:

  • миграции деревенских жителей в города;

  • преобразование сельских насаленных пунктов в поселки городского типа в связи с развитием промышленности;

  • расширение административных городских границ благодаря включению в них соседних населённых пунктов, развитие субурбанизационных процессов;

  • строительство новых городских населённых пунктов, прежде всего во внутренних районах, в связи с освоением новых месторождений полезных ископаемых.

Приоритетное развитие получат в Китае агломерации и мегалополисы. Их роль вырастет как в процессах урбанизации, так и в экономике страны. Три крупнейших мегалополиса в дельтах рек Чжуцзян и Янцзы и на побережье Бохайского залива — увеличат свою долю в ВВП страны с 39% в 2002 г. до 50% к 2010 г. и до 65% к 2020 г.7

Особое значение имеет экологический фактор имеет для формирования систем расселения в новых районах. Первоначально природная среда чаще всего является фактором, который привлекает новоселов. Специалисты по экологии признают, что улучшение планировки городов с учетом экологических требований несовместимо с принципами общественного устройства. Промышленные центры зачастую весьма опасны для природной среды.

Взаимосвязи между экологической функцией и социально-экономическим развитием нового города сложны и неоднозначны.

Поговорим о влиянии защиты окружающей среды на экономическое развитие, так как оно всегда было главной проблемой человеческого общества. Однако экономическое развитие должно руководствоваться научной концепцией развития, при сохранении базовой среды обитания людей, с сохранением баланса между экологической пропускной способностью и масштабом экономического развития. Только это может способствовать гармоничному развитию человека и природы и достижению цели построения умеренно процветающего общества во всех отношениях.

Экологическая среда и природная среда имеют сходные значения, но это две совершенно разные концепции. Так, природная среда, включает все природные факторы, а экологическая среда относится только к системе, которая соответствует определенным экологическим отношениям. Все это называется экологической средой. У обеих этих сред есть определенные отношения.

Характеризуя взаимосвязь между экологической средой и экономическим развитием, мы должны не только обратить внимание на экономическое развитие, но и не можем игнорировать защиту экологической среды, поэтому взаимосвязь между экономическим развитием и охраной окружающей среды является единством противоположностей.

В настоящее время вследствие своего бурного промышленного развития Китай сталкивается с экологическим ущербом, и с проблемами загрязнения окружающей среды. Все они являются очень серьезными проблемами. Это привело к огромным ежегодным экономическим потерям для Китая и к ухудшению экологической ситуации, сильно угрожающей здоровому и всестороннему развитию населения страны, а также влияющей на будущее социальное развитие.

Влияние экологической защиты окружающей среды на экономическое развитие.

1. Защита окружающей среды обеспечивает больше природных ресурсов для экономического развития.

Поскольку только хорошее качество окружающей среды более благоприятствует корректировке и развитию социально-экономической структуры, модели экономического развития, которая несовместима с современной экономической структурой страны, и которая неизбежно приведет к экологическому дисбалансу и истощению ресурсов. В наибольшей степени необходимо оказывать различную поддержку, обеспечиваемую современным уровнем экономического развития Китая. Это – вполне возможно.

2、Защита окружающей среды способствует экономическому устойчивому развитию.

Чтобы рационально развивать ресурсы и защищать экологическую среду, мы должны принять активную стратегию для развития «зеленой» экономики и безотходной экономики в широких масштабах и сделать ее символом защиты окружающей среды в новом Китае. Только лучше координируя отношения между окружающей средой и экономикой, мы можем лучше справляться с отношениями между человеком и природой в процессе построения современной цивилизации, а также быть в состоянии жить в гармонии с природой.

По этой причине Китай выдвинул научную концепцию развития и новую концепцию достижений, а затем выдвинул концепцию «зеленого роста» и устойчивого развития, которая заключается в дальнейшем развитии экономики за счет рециркуляции промышленного производства Китая на пути индустриализации. Только лидируя в развитии сельского хозяйства и промышленности, и не лидируя в развитии управления постиндустриальным развитием, мы можем полностью изменить наш режим экономического роста и построить нашу страну в ресурсосберегающем обществе и обществе, благоприятном для окружающей среды.

В целом, развитие экономики и защита экологической среды неотделимы, а защита экологической среды оказывает чрезвычайно сильное влияние на строительство и развитие экономики Китая. Экономическое строительство Китая должно идти по пути устойчивого развития на основе координации развития с рациональным использованием ресурсов и защитой окружающей среды.

Реализация устойчивого экономического развития и защита агроэкологической среды являются важными событиями на благо будущих поколений, и они также являются неизбежным выбором для построения гармоничного социалистического общества сегодня. В настоящее время разрушение экологической среды привлекло широкое внимание людей, что в значительной степени ограничивает экономическое развитие нашей страны. Но в будущем развитии мы должны обратить внимание на то, чтобы сделать хорошую работу в области охраны окружающей среды и рассматривать охрану окружающей среды как главную задачу развития национальной экономики. Только таким образом можно будет устойчиво защищать окружающую среду и экономику.

1Люй Юйинь. Чэнши фачжань цзинцзисюэ фэньси (Экономический анализ развития городов). Шанхай, 2000. С. 231

2Гуаньли шицзе, 2000. № 5. С. 54

3"Жэньминь жибао", 12.12.2002

4Хань Цзюнь. Вого цзиньчжу "и гун цзу нун, и чэн дай сян" фачжань синь цзедуань. Китай вступил в новый этап — "промышленность стимулирует сельское хозяйство, город ведет деревню" //Чжунго цзинцзи шибао. 2005. 1 марта

5 Официальная статистика КНР. http://www.stats.gov.cn/

6Чжунго гоцин баого, 2003. Доклад о положении в стране, 2003 //Гл. ред. Лянь Юэмин. Пекин, 2003

7Люй Юйинь. Чэнши фачжань цзинцзисюэ фэньси (Экономический анализ развития городов). Шанхай, 2000. С. 231

Просмотров работы: 447