СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Роль городских поселений в системе расселения как мест концентрации населения и производства всегда была определяющей. Города рассматриваются как центры экономического, научно-технического и культурного прогресса, как центры региональных территориальных комплексов. Современные глобализационные процессы сделали города не только экономическими, политическими и финансовыми, но и мощными информационными и коммуникационными центрами, которые обусловливают темп и ритм развития современной цивилизации.

Города имеют свои проблемы развития, многие из них неблагоприятно сказываются на условиях жизни населения. Тем не менее их численность растет, увеличивается и концентрация населения в них. Просмотр географических, градостроительных, экономических, гуманитарных и социологических публикаций подтверждает, что в последние десятилетия проблемы развития городов выходят на первый план. Город рассматривается как феномен современного мира. Города развиваются по своим законам и имеют огромное влияние не только на прилегающие территории, но становятся центрами влияния на глобальные процессы, приобретая новые или модернизируя старые свои функции.

Отличительной особенностью урбанизации в России является ее неравномерное развитие, которое происходит, в основном, за счет роста самых крупных городов. В региональном разрезе наблюдается значительная дифференциация в системе расселения городов и их социально-экономического развития.

Выбор Республики Чечня для социального развития городов обусловлен региональной спецификой социально-экономических и исторических факторов, обуславливавших протекание данных процессов.

Чеченская республика состоит из пяти городов и трех поселков. Помимо них, имеется около 200 сел, среди которых есть официально заброшенные.

Города Чечни отличаются между собой по количеству населения. На первом месте стоит Грозный, в нем проживает более 200 тыс. человек. Остальные сильно отстают от него, являясь городами с численностью менее 60 тыс. людей. Однако с каждым годом количество населения растет.

Целью работы является исследование динамики социального развития городов Чеченской Республики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть город как сложную социально–экономическую систему;

2. Исследовать состояние и основные тенденции социально-экономического развития городов России;

3. Исследовать этапы развития расселения городов Чеченской Республики;

4. Проанализировать показатели социально-экономического развития городов Чеченской Республики;

5. Рассмотреть государственные программы Республики Чечня как инструмент социального развития городов.

Объектом исследования является Республика Чечня.

Предметом исследования выступают крупнейшие города Чеченской Республики, их состояние и социальное развитие.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

В ходе написания курсовой работы использованы следующие методы исследования: сбор, обобщение и систематизация информации; сравнительный метод; анализ публикаций.

Глава 1. Теоретические основы исследования социально-экономического развития городов 1.1 Город как сложная социально–экономическая система

Каждый город - это уникальный пространственный и социально-экономический феномен, не только обеспечивающий жизнедеятельность своих жителей, но и выполняющий комплекс многообразных функций в территориальной системе хозяйствования и расселения. С момента своего появления города выполняют функции пространственных центров экономического роста и социальных трансформаций, являются зримым воплощением возможностей человека по созданию искусственной среды обитания, отделяющей его от природы. Возникшее в период Средневековья выражении: «Воздух города приносит свободу» очень точно отражает роль города как пространственного центра, в границах которого возможно обеспечение свобод и защита прав каждого жителя.

Изучение городской среды предполагает не только оценку благосостояния жителей определенной территории, но и анализ ряда других показателей. Факторами, отражающими основные направления оценки качества городской среды проживания являются:

  • Динамика численности населения

  • Транспортная инфраструктура

  • Природно-экологическая ситуация

  • Доступность жилья

  • Развитие жилищного сектора

  • Демографические характеристики населения

  • Инновационная активность

  • Инженерная инфраструктура

  • Кадровый потенциал

  • Социальная инфраструктура

  • Социальные параметры общества

  • Благосостояние граждан

  • Экономика города1

Функциональная специализация городов возникает как пространственное проявление общественного разделения труда- распределения в обществе социальных функций и возникновения в связи с этим различных областей и видов деятельности: промышленности, сельского хозяйства, науки, искусства, армии и др.

Основными функции городов являются градообразующие и градообслуживающие функции. Во многих случаях в настоящее время перехода к постиндустриальному развитию такое деление является чисто условным, так как каждая из основных функций может быть и градообразующей, и градообслуживающей. В советский период развития наибольшее внимание уделялось градообразующим функциям, базирующимся на строительстве промышленных предприятий.

В современном мире градообразующие функции городов являются их жизненной основой. Они позволяют решать политические и административно-управленческие, промышленные и жилые, культурные и торговые, научные и образовательные, а также коммунальные и инженерные задачи. При этом все перечисленные функции городов тесно связаны между собой и не могут существовать по отдельности. Новые населенные пункты возникают для того, чтобы удовлетворить потребность всей страны или отдельных ее регионов. При этом классификация городов по функциям осуществляется в зависимости от той роли, которая им отведена.

На постсоветском пространстве в плановом порядке осуществлялось формирование городских поселений двух типов: монофункциональные и многофункциональные города. Моногорода — это специализированные промышленные поселения, курортные населенные пункты, поселения, население которых обслуживает добычу определенных видов полезных ископаемых, рыбный промысел, научные разработки и пр. В большинстве случаев многофункциональные города имеют сложную планировку, техническую и транспортную инфраструктуру, многообразный состав населения по образованию и профессиям и, как правило, в них большая численность населения.

1.2 Социально-экономическое развитие городов России: состояние и основные тенденции

Для оценки состояния и основных тенденций изменения социально-экономического развития городов России нами использованы результаты рейтинга устойчивого развития городов, являющихся, по нашему мнению наиболее комплексным индикатором развития городов.

C точки зрения экономического развития страны период 2012-2015 годов включает год уверенного экономического роста, и два года его последующего замедления (рост ВВП РФ составил в 2012 г. 3,4%, в 2013 г. – 1,3%, в 2014 г. – 0,6%), и год перехода к экономическому спаду (в 2015 г. – падение на 3,8%) и адаптации к новым экономическим условиям. Часть российских городов проявили большую устойчивость к кризисным явлениям, прежде всего в экономике, а какие оказались более уязвимы из-за ранее накопившихся экономических проблем.

Анализ изменения положения городов в рейтинге УР за 2012–2015 годы показал, что позиции основной части городов (87% выборки) изменились незначительно (таблица 1).

Таблица 1

Количество городов, заметно изменивших положение в рейтинге устойчивого развития с 2012 по 2015 год

Изменение в пределах 30 позиций

Рост на 30–50 позиций

Снижение на 30–50 позиций

Рост более чем на 50 позиций

Снижение более чем на 50 позиций

155 городов

6 городов

14 городов

0 городов

2 города (Нижний Тагил, Подольсr)

Заметное изменение положения в рейтинге за последние три года характерно для каждого пятого из 170 российских городов. Так, для 20 городов (13% выборки) положение в рейтинге устойчивого развития изменилось в пределах 30–50 позиций, а еще для двух городов – даже более чем на 50 позиций. В лидерах роста оказались Новомосковск, Красноярск, Тула, Ачинск, в лидерах падения – Подольск и Нижний Тагил.

Следует отметить, что для большей части городов, существенно изменивших свои позиции в рейтинге с 2012 по 2015 год, важную роль сыграли демографические факторы. Обострение экономических и социальных проблем в городах усиливает отток населения и лишает города человеческих ресурсов, столь необходимых для их стабильного развития. В свою очередь, города, проявившие устойчивость в период нестабильного экономического развития, привлекают новых жителей и получают дополнительный импульс развития.

Характерно, что в первой десятке лидеров значительных изменений за рассматриваемый период не произошло. Исключение составили Краснодар и Екатеринбург. Улучшение их позиций было вызвано в первую очередь повышением их инвестиционной привлекательности и сохранением хорошей динамики экономического развития и жилищного строительства.

Более заметные изменения произошли во второй десятке лидеров рейтинга. В эту группу вошли сразу четыре подмосковных города (Мытищи, Домодедово, Химки, Раменское), а также Ставрополь, Курск и Оренбург. Так, для подмосковных городов основными факторами роста стали миграционный прирост населения и высокие темпы жилищного строительства. Если говорить о региональных центрах, то у каждого из них были свои причины улучшения позиций: так, для Курска это – рост среднего уровня зарплаты, миграционного прироста, сохранение довольно высокого уровня доступности профессионального образования; для Ставрополя – определенные экономические успехи (рост объема инвестиций, рост доходов населения, снижение доли убыточных организаций). Оренбург поднялся в рейтинге благодаря улучшению отдельных экономических показателей (объем инвестиций, сбалансированность бюджета).

Среди муниципалитетов, покинувших двадцатку лидеров рейтинга, следует отметить Ноябрьск, Липецк, Уфу. Для этих городов характерно незначительное ухудшение отдельных показателей экономического развития (в первую очередь, падение объема инвестиций). Остался в числе лидеров, несколько ухудшив свои позиции, Новый Уренгой, где миграционный прирост сменился миграционным оттоком.

Среди городов-аутсайдеров рейтинга устойчивого развития с 2012 по 2015 год также произошли изменения. Такие города как Астрахань, Уссурийск, Сызрань улучшили свои показатели и смогли выйти из группы 20 городов-аутсайдеров. Значимыми факторами улучшения позиций Астрахани стали рост промышленного производства и объема инвестиций, а также повышение доступности образовательных услуг и снижение уровня преступности. Уссурийск поднялся в рейтинге за счет улучшения экологических и демографических показателей, Сызрань – благодаря общему улучшению экономических показателей и снижению уровня загрязнения атмосферы от стационарных источников. Несколько улучшились позиции Артема, занимавшего в 2012 году последнее место в рейтинге. Это произошло благодаря улучшению демографической ситуации и снижению уровня безработицы в городе.

За указанный период в число 20 городов-аутсайдеров перешли такие моногорода как Белово, Нижний Тагил, Миасс, заметно ухудшились позиции Ленинска-Кузнецкого. Для этих населенных пунктов типичны все основные проблемы моногородов (сокращение производства, отток населения, острая нехватка финансирования объектов социальной сферы), обострившиеся в непростых экономических условиях последних лет. Также число отстающих пополнили города юга России – Новочеркасск и Таганрог. Для первого из них наиболее значимым фактором снижения позиций в рейтинге стала смена миграционного прироста на отток населения, для второго – ухудшение доступности образования.

В целом, по результатам проведенного исследования позволили установить основные тенденции развития городов России:

1) Устойчивость развития российских городов не зависит напрямую от численности их населения и территориального расположения. В каждом федеральном округе в каждой из групп городов, различающихся по численности населения, есть свои наиболее развитые и сбалансированные города.

2) Анализ динамики результатов рейтинга за несколько лет показал, что чем более сбалансированным является город с точки зрения экономического, социального и экологического развития, тем более стабильно он развивается в период экономической «турбулентности» или экономического спада, и имеет более высокий потенциал развития в период экономического роста в России

3) Сбалансированность развития города не обязательно определяется высоким уровнем развития одновременно всех сфер его жизни: экономики, городской и социальной инфраструктуры, а также экологии. Устойчивость позиций в рейтинге демонстрируют и города со средними значениями этих показателей.

4) Положение городов в рейтинге УР определяется, в первую очередь, их экономическим развитием. Экологический фактор способствует снижению позиций городов-лидеров рейтинга и росту позиций некоторых городов-аутсайдеров. Наибольшая корреляция среди всех блоков показателей отмечена для показателей развития экономики и городской инфраструктуры.

5) В глобальном масштабе усиливается конкуренция между городами за человеческие ресурсы, подобная тенденция наблюдается и в России. Именно демографический фактор становится одним из решающих при определении потенциала дальнейшего развития российских городов. Наиболее успешными и динамично растущими становятся города, создающие условия для привлечения мигрантов из других регионов, а также из стран ближнего зарубежья. Постоянный отток населения, в свою очередь, лишает города ресурсов и возможностей для дальнейшего роста.

6) Важным фактором устойчивости развития городов является диверсифицированность их экономики. Самые низкие позиции в рейтинге из года в год занимают монопрофильные центры металлургии, машиностроения и угольной промышленности. Проблемы, с которыми они сталкиваются, слишком серьезны и многоплановы, что не позволяет надеяться на быстрое улучшение ситуации в этих городах.

7) Для большинства субъектов федерации характерна значительная внутрирегиональная дифференциация: региональный центр существенно опережает в развитии другие города.

Система расселения в России, большой по территории стране, далека от оптимальной с точки зрения равномерности и сбалансированности пространственного развития. Неравномерность социально-экономического развития, с одной стороны, и излишняя концентрация населения в столице и других городах-миллионерах, с другой, замедляют развитие регионов, где нет крупных городов. Заметим, что в настоящее время лишь 10% всех российских регионов не являются дотационными. Результаты рейтинга, в свою очередь, демонстрируют, что городов-лидеров и потенциальных точек роста в России значительно больше, и они имеются во всех федеральных округах. Данный факт свидетельствуют об усилении роли городов в экономическом развитии РФ и обострении конкуренции за ресурсы между крупными городами и городскими агломерациями. Укрепление сложившегося каркаса городского расселения, формирование его узловых центров на основе наиболее успешных и динамично развивающихся городов в различных регионах страны, повышение транспортной связности и стимулирование многообразия городов разной величины и специализации – ключевые задачи пространственного развития России на долгосрочную перспективу.

Глава 2. Анализ динамики социального развития городов Чеченской Республики 2.1 Этапы развития расселения городов Чеченской Республики

Чеченская Республика не урбанизирована, большая часть населения (65,2% по состоянию на 2012 г.) проживает в сельской местности, в то время как в основном экономическая активность развивается в городах. Республика характеризуется самой сильной в СКФО демографической нагрузкой на 1000 человек трудоспособного возраста (762 человека), при этом данная нагрузка в большей степени создается населением младше трудоспособного возраста (34,7% численности населения).2

В республике идет снижение доли городского населения, или процесс рурализации. Неблагоприятные условия жизни из-за военных действий в городах вызвали значительное уменьшение городского населения, в результате оттока беженцев в села и в соседние регионы.3

В таблице 2 представлена динамика численности населения городов Чеченской республики.

Таблица 2

Динамика численности населения городов Чеченской республики

Город

Численность населения, чел

Абсолютное изменение, чел.

Темп роста,%

1970

1989

2002

2010

2017

2017-1970

2010-2002

2017-2010

2017/1970

2010/2002

2017/2010

Аргун

15148

25491

25698

29525

36486

21338

3827

6961

240,86

114,89

123,58

Грозный

341259

399000

210720

271573

291687

-49572

60853

20114

85,47

128,88

107,41

Гудермес

32445

38089

33756

45631

51776

19331

11875

6145

159,58

135,18

113,47

Урус-Мартан

24300

32900

39982

49070

58588

34288

9088

9518

241,10

122,73

119,40

Шали

18600

25000

40356

47708

53016

34416

7352

5308

285,03

118,22

111,13

Графическое отображение динамики изменения численности населения городов Республики Чечня представлено на рисунке 2.1

Рис. 2.1. Динамика численности населения городов Республики Чечня в 1970-2017 годах, чел.

Анализ данных показывает, что город Грозный является единственным городом, показавшим сокращение численности за последние 50 лет. Так, численность населения города сократилась на 14,53% или на 49,57 тыс. человек. Для остальных городов в динамике наблюдается стабильный положительный рост.

Для исследования изменений в системе расселения городов Республики Чечня нами использован один из подходов к объяснению развития городской системы является теория случайного роста, представленная закономерностью «ранг-размер» (законом Ципфа). Размер города, соответственно, определяется численностью его населения, а города ранжируются в порядке ее убывания. Реальная кривая получается путем нанесения численности населения самых крупных городов региона в соответствии с их рангом и соединения точек плавной дугой. Реальная кривая может располагаться либо выше (при равномерной «насыщенности» территории городами), либо ниже идеальной (при гипертрофированной развитости одного крупнейшего города)

Следует отметить, что правило Ципфа было выдвинуто для идеальных городских систем, т.е. тех, которые расположены в однородном географическом пространстве –на равнине, с одинаковой плотностью населения, одинаковым для всех транспортным сообщением. В реальности же ни одна городская система в мире не соответствует данному правилу, но если она близка к математически просчитанной гипотетической модели, то считается более сформированной и сбалансированной.

Центральная зона — территория наиболее активной хозяйственной деятельности, в настоящее время характеризуется наибольшей плотностью населения (г. Грозный, Грозненский (сельский), Гудермесский, Ачхой-Мартановский, Урус-Мартановский, Шалинский, Курчалоевский районы, примерно треть территории республики). Это — основная зона расселения, здесь проживает около 80 % населения республики, в связи с чем эта территория испытывает высокие антропогенные нагрузки.

Рис. 2.2 Кривая Цифпа для городов Чеченской Республики в 1970 году

Рис. 2.3 Кривая Цифпа для городов Чеченской Республики в 1989 году

Кривая Ципфа для городов Чеченской Республики в 1970 и 1989 годах наглядно отражает тенденции, свойственные развитию расселения городов всей страны, а расположение идеальной и реальной кривых практически не изменилось. Так, в советский период образование и развитие городов осуществлялось в рамках планово-централизованной системы, подчинялось плану индустриализации и ритму пятилеток. Данному периоду было присуще жесткое регулирование перемещения населения: искусственное ограничение роста крупных городов за счет регулирования внутренней миграции; региональная политика, направленная на сглаживание межрегиональной дифференциации; промышленная политика, стимулирующая развитие средних и малых городов; значительные субсидии северным и восточным городам.

В результате была сформирована система городского расселения с сильно выделяющейся долей малых городов, в том числе и моногородов, и большой значимостью крупных городов – административных центров. В начале переходного периода предполагалось, что шоки рыночных реформ приведут к интенсификации процессов концентрации городского населения в крупных городах. Другими словами, развитие рынка должно было привести к приближению структуры городского расселения к закономерности Ципфа, при этом с рыночными преобразованиями связывалась более эффективная пространственная организация городской системы страны

Эволюция российской системы городов с начала 1990-х гг. представляет собой результат перехода от нерыночного пространственного развития к рыночному. Особенностью изменения системы городского расселения, являются кризисные политические явления в регионе, что вызвало отток населения в иные регионы. Одновременно при произошедших изменениях сохранилась общая картина доминирования единственного города.

В 2002 году взаимное расположение идеальной и реальной кривых значительно сблизилось относительно их расположения в 1989 году, что отражает трансформацию системы расселения городов с позиции выравнивания уровня их социально-экономического развития.

На рисунках 2.4-2.6 представлены кривые Ципфа для городов Республики Чечня в 2002, 2010 и 2017 годах соответственно.

Рис. 2.4 Кривая Цифпа для городов Чеченской Республики в 2002 году

Рис. 2.5 Кривая Цифпа для городов Чеченской Республики в 2010 году

Анализ соотношения расположения кривых в исследуемые годы показывает, что наметившиеся тенденции предыдущих развития сформированной системы расселения были нивелированы и разрыв между идеальной и реальной кривыми возрос.

Рис. 2.6 Кривая Цифпа для городов Чеченской Республики в 2017 году

Таким образом, анализируемый период исследования можно условно разделить на два периода: 1970-1989 годы характеризуются постепенным ростом численности населения городов при сохранении общей картины расселения; 2002-2017 годы также демонстрирую рост численности населения при трансформации расположения реальной и идеальной кривых в направлении удаления друг от друга.

2.2 Показатели социально-экономического развития городов Чеченской Республики

Таким образом, трансформация городской системы расселения населения Чеченской Республики показала сосредоточение населения в одном городе при невысоких темпах развития малых городов. Соответственно, города республики характеризуются высоким уровнем дифференциации. В таблице 3 представлены данные социально-экономического положения городов Чеченской Республики

Таблица 3

Показатели социально-экономического положения крупнейших городов Чеченской Республики (состоянием на 20.04.2017)4

Показатель

Грозный

Гудермес

Аргун

Шали

Урус Мартан

Структура экономики, ед. в т.ч. предприятия

5100

21

12

9

607

промышленности

347

8

3

3

87

организации розничной торговли

1097

 

4

0

111

сельского хозяйства

173

13

0

5

75

другие

3483

 

5

1

334

Среднемесячная заработная плата, руб.

25357

21872

19146,3

18600

20296,7

Численность населения, чел

291687

51776

36486

53016

58588

Экономически активное население, чел

164211

32047

22509

38945

39042

ЭАН,%

56,30%

61,90%

61,69%

73,46%

66,64%

Численность безработных, чел.

10032

7974

1259

5896

5157

Безработица, %

3,44%

15,40%

3,45%

11,12%

8,80%

Произведено промышленной продукции, тыс. руб.

23600

369791

622736

202970

1639

Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.

10836

2170

817

2055

2548

Основным различием в развитии городов является разрыв в уровне интенсивности хозяйственно-экономических связей. Так, при разрыве в численности экономически активного населения между городом с наибольшим показателем Грозным (164,21 тыс. чел.) и городом с наименьшим показателем Аргун (22,51 тыс. чел) примерно в 8 раз, разрыв численности предприятий между ними составляет более 350 раз.

Так, город Грозный является главным экономическим центром, включая 5100 предприятий, из которых более 20% приходится на предприятия розничной торговли, 347 (7%) предприятий отнесены к промышленным предприятиям.

Вторым по значимости развития экономики городом является Урус- Мартан, в котором функционирует 607 предприятий, из которых отнесены к предприятиям розничной торговли и 87 промышленных предприятий.

Показатель развитости экономических хозяйственных субъектов несравнимо мал с лидерами - численность предприятий в Гудермесе, Аргуне и Шали составляет 21,12 и 9 предприятий соответственно.

Значительный разрыв также наблюдается в уровне промышленного производства. Наибольшее значение по данному показателю наблюдается городе Аргун- 622,77 млн. руб., вторым по значимости показателя является город Гудермес - объем промышленного производства в городе составляет 369,79 млн. руб. Наименьший показатель производства демонстрирует город Урус-Мартан - всего 1,64 млн. руб.

По показателю среднемесячной заработной платы лидирующими городов является Грозный, характеризуясь значением 25,36 тыс. руб. Втором по значимости данного показателя является город Гудермес- показатель средней заработной платы составляет 21,87 тыс. руб. Наименьшее значения наблюдается в городе Шали - 18,6 тыс. руб.

Несмотря на наивысшие показатели развитости экономики города Грозный, уровень экономически активного населения в городе наименьший с другими городами и составляет 56,3%. При этом город с наименьшим показателем средней заработной платы характеризуется наивысшим показателем экономической активности населения- 73,46%.

Значительно разнятся города по уровню безработицы. Так, наиболее благоприятной является ситуация на рынке труда города Грозный и города Аргун - безработица в городах составляет 3,44% и 3,45% соответственно. Показатель безработицы в Урус-Мартане составляет 8,8%, а в Шали и Гудермесе превышает 10% и составляет соответственно 11,12% и 15,4%.

Таким образом, между городами Республики Чечня при относительной близости взаимного расположения и уровня развитости инфраструктуры и транспорта, уровень развития городов значительно разнится, что соответственно отражается на развитии социальной сферы ввиду различного уровня возможностей финансирования непроизводственных сфер.

2.3 Государственные программы Республики Чечня как инструмент социального развития городов

В соответствии с Перечнем государственных программ Чеченской Республики, утвержденным распоряжением Правительства Чеченской Республики № 406-р от 18 декабря 2013 года, в 2016 году осуществлялась реализация 16 государственных программ, направленных на социально-экономическое развитие Чеченской Республики.

В рамках реализации государственных программ осуществляется 77 подпрограмма, однако в их перечне отсутствуют программы, целенаправленные на развитие отдельных городов либо отдельной социальной сферы в городских поселениях. Тем не менее, реализация программ является эффективной и позволяет реализовывать различные программы мероприятия с высоким социальным эффектом. Наибольшие результаты достигнуты в городе Грозном. Проанализируем результативность реализации государственных программ в городах Республики Чечня на основании сводного доклада о реализации государственных программ Чеченской Республики за 2016 год.5

В 2016 году по направлению «Новое качество жизни» -»Жилищно-коммунальное хозяйство» в рамках реализации этапа подпрограммы 2015-2016 годов, завершены строительные работы и введены в эксплуатацию 2 многоквартирных жилых дома в г. Грозный, общей площадью 10,55 тыс.кв.м для переселенцев.

В целях обеспечения реализации этапа подпрограммы 2016-2017 гг. для расселения 1148 жителей (336 семей) из 27-ми аварийных многоквартирных домов общей площадью 13,020 кв. м, расположенных на территории г. Грозного, в 2016 году завершено строительство 6 многоквартирных домов общей площадью 13,742 тыс. кв.м.

Для обеспечения реализации этапа подпрограммы 2 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Чеченской Республики» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики» в 2016-2017 гг. предусмотрено расселение 27-ми аварийных многоквартирных домов общей площадью 13,020 кв. м, расположенных на территории г. Грозного. Для этого в г. Грозном завершено строительство 6 многоквартирных домов общей площадью 13 742 кв.м, что позволило предоставить жилье 1148 жильцам из указанных домов.

Общий объем освоенных денежных средств по этапу составляет 400 274,4 тыс. руб., в том числе средства Фонда – 297 457,4 тыс. руб.

В 2016 году завершены строительством и введены в эксплуатацию 12 многоквартирных домов, расположенных на территории Чеченской Республики, в том числе по этапам:

1. Этап 2015-2016 гг:

  • с. Алхан-Юрт, ул. Центральная усадьба, д. 1;

  • г. Грозный, ул. Нахимова, дом 154 «а» корпус 1;

  • г. Грозный, ул. Нахимова, дом 154 «а» корпус 2;

  • Надтеречный район, п. Горагорск, ул. Новый городок 18;

  • Надтеречный район, п. Горагорск, ул. Новый городок 19:

  • Надтеречный район, п. Горагорск, ул. Новый городок 20.

2. Этап 2016-2017 гг.:

  • г. Грозный, ул. Заболотного, д. 193 «а»;

  • г. Грозный, ул. Заболотного, д. 199 «а»;

  • г. Грозный, ул. Заветы Ильича, д. 60 «в»;

  • г. Грозный, ул. Нахимова, д. 154а, к. 3;

  • г. Грозный, ул. Пугачева, д. 180а;

  • г. Грозный, ул. Пугачева, д. 184а.

В рамках подпрограммы 3 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения на территории Чеченской Республики» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики» в 2016 году был освоен переходящий остаток денежных средств 2015 г. в рамках реализации соглашения с Минстроем России от 12.10.2015 г. №15-364/С из республиканского бюджета в размере 0,366 тыс. руб. на завершение объекта «Строительство здания ГБУ «Поликлиника № 6»« площадью 1061 кв. м по ул. З. Ильича, 36 в г. Грозном, Чеченской Республики (100 процентов от запланированного объема).

В целях обеспечения жилого комплекса экономического класса, строящегося в рамках программы «Жилье для российской семьи» по адресу: г. Грозный ул. Старопромысловское шоссе, 24, построены объекты инженерно-технического обеспечения, в том числе: 1,2 км сетей водоснабжения, 9,3 км сетей водоотведения, 0,87 км сетей газоснабжения, 2,69 км сетей электроснабжения. В 2016 году в рамках подпрограммы запланированный объем внебюджетных денежных средств составляет - 38 133,480 тыс. руб. (средства освоены в 100 процентов объеме).

Таким образом, по направлению ЖКХ программные мероприятия затрагивали исключительно развитие сферы в городе Грозный.

В рамках реализации государственной программы «Образование, социальная поддержка и содействие занятости населения» в 2016 году построены и введены в эксплуатацию школа государственного бюджетного образовательного учреждения «Центр образования г. Гудермес» на 600 мест, школа на 1224 места в Заводском районе г. Грозного, школа на 120 мест в с. Пионерское Грозненского района, 2 школы на 720 мест и 600 мест в г. Шали Шалинского района, школа на 720 мест, г. Гудермес Гудермесского района.

В рамках направления «Туризм» в апреле 2016 года в г. Грозном была проведена вторая республиканская туристская выставка «Визит Чечня», в рамках которой был организован Пресс-тур по Чеченской Республике для российских и зарубежных турагентств и СМИ (с 27-го апреля по 1-ое мая 2016г.).

В рамках подпрограммы 7 «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории пилотных муниципальных образований Чеченской Республики» государственной программа «Развитие транспортной системы и связи Чеченской Республики» в 2016 году было завершено строительство здания Центра обработки вызовов административного центра (ЦОВ-АЦ) системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112» по адресу: ул. Дробильная, г. Грозный ЧР. Объект введен в эксплуатацию в 2016 году.

Строительство здания резервного центра обработки вызовов (РЦОВ) г. Гудермес не реализовано в связи снятием требования МЧС России и размещением его в административном центре муниципального образования. Разработана проектно – сметная документация на строительство РЦОВ в 2013 году.

Таким образом, инструмент государственных программ наиболее активно задействован для улучшения качественных и количественных характеристик состояния социальной сферы лишь крупнейшего города Чеченской Республики - города Грозный.

Заключение

С момента своего появления города выполняют функции пространственных центров экономического роста и социальных трансформаций, являются зримым воплощением возможностей человека по созданию искусственной среды обитания, отделяющей его от природы.

Основными функции городов являются градообразующие и градообслуживающие функции. Во многих случаях в настоящее время перехода к постиндустриальному развитию такое деление является чисто условным, так как каждая из основных функций может быть и градообразующей, и градообслуживающей. В советский период развития наибольшее внимание уделялось градообразующим функциям, базирующимся на строительстве промышленных предприятий.

Основными тенденциями развития городов России являются следующие:

1. Устойчивость развития российских городов не зависит напрямую от численности их населения и территориального расположения.

2. Чем более сбалансированным является город с точки зрения экономического, социального и экологического развития, тем более стабильно он развивается в период экономической «турбулентности» или экономического спада, и имеет более высокий потенциал развития в период экономического роста в России

3. Сбалансированность развития города не обязательно определяется высоким уровнем развития одновременно всех сфер его жизни

4. В глобальном масштабе усиливается конкуренция между городами за человеческие ресурсы, подобная тенденция наблюдается и в России.

Исследуемый регион - Чеченская Республика не урбанизирована, большая часть населения (65,2% по состоянию на 2012 г.) проживает в сельской местности, в то время как в основном экономическая активность развивается в городах. В республике идет снижение доли городского населения, или процесс рурализации.

Город Грозный является единственным городом, показавшим сокращение численности населения за последние 50 лет. Так, численность населения города сократилась на 14,53% или на 49,57 тыс. человек. Для остальных городов в динамике наблюдается стабильный положительный рост.

Кривая Ципфа для городов Чеченской Республики в 1970 и 1989 годах наглядно отражает тенденции, свойственные развитию расселения городов всей страны, а расположение идеальной и реальной кривых практически не изменилось.

В 2002 году взаимное расположение идеальной и реальной кривых значительно сблизилось относительно их расположения в 1989 году, что отражает трансформацию системы расселения городов с позиции выравнивания уровня их социально-экономического развития.

анализируемый период исследования можно условно разделить на два периода: 1970-1989 годы характеризуются постепенным ростом численности населения городов при сохранении общей картины расселения; 2002-2017 годы также демонстрирую рост численности населения при трансформации расположения реальной и идеальной кривых в направлении удаления друг от друга.

Исследование трансформации городской системы расселения населения Чеченской Республики показала сосредоточение населения в одном городе при невысоких темпах развития малых городов. Между городами Республики Чечня при относительной близости взаимного расположения и уровня развитости инфраструктуры и транспорта, уровень развития городов значительно разнится, что соответственно отражается на развитии социальной сферы ввиду различного уровня возможностей финансирования непроизводственных сфер.

Анализ государственных программ Республики Чечня в качестве инструмента социального развития городов инструмент государственных программ наиболее активно задействован для улучшения качественных и количественных характеристик состояния социальной сферы лишь крупнейшего города Чеченской Республики - города Грозный.

Список использованной литературы
  1. Приказ Министерства регионального развития России от 09.09.2013 N 371 «Об утверждении методики оценки качества городской среды проживания» [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152268/

  2. География населения и геоурбанистика: учеб.-метод. пособие для бакалавров по направлениям подготовки Землеустройство и кадастры, Экология и природопользование. –Казань: Казан. ун-т, 2017.– 62 с

  3. Аганбегян А. Г. Об условиях и факторах социально-экономического развития страны// Экономическая теория. 2014. №3.

  4. Алексейчева Е. Ю. Экономическая география и регионалистика: Учебник/ Е. Ю. Алексейчева, Д. А. Еделев, М. Д. Магомедов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 376 с.

  5. Анохин А. А., Житин Д. В., Краснов А. И., Лачининский С.С. Cовременные тенденции динамики численности населения городов России// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 7: Геология. География. 2014. -№4. - С. 167–179.

  6. Вендина О. И. Невидимые сдвиги в развитии городов/ Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза. М., 2012. С. 780–812.

  7. Голубчиков О. Ю., Махрова А. Г. Факторы неравномерного развития российских городов // Вестник Московского университета. Сер. 5: География, 2013.- № 2.-С. 54–60.

  8. Замятина Н.Ю., Пилясов А. Н. Россия, которую мы обрели: Исследуя пространство на микроуровне. М., 2013. -548 с.

  9. Зуденкова С. А., Карева А. В. Проблемы устойчивого развития регионов Российской Федерации // «Сервис plus». 2014. -№ 1.- C. 49–51.

  10. Карачурина Л. Б. Российские города в эпоху депопуляции. ДемоскопWeekly. 2012.С. 519–520.

  11. Липина С. А. Чеченская Республика: Экономический потенциал и стратегическое развитие. Москва. Издательство: ЛКИ. - 2007.- 320 с.

  12. Медведева Л. Н. Средний город: миф и реальность. Совершенствование управления городами в городскую эпоху// Городское управление. 2011.- №12.- С. 53–59.

  13. Нефедова Т. Г., Трейвиш А. И. Города и сельская местность: состояние и соотношение в пространстве России// Региональные исследования. 2010. - №2. -С. 42–57.

  14. Региональная экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ [Т. Г. Морозова и др.]; Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 527 с.

  15. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 г.: стат. сб. М.: Росстат, 2016.–592 с.

  16. Городское и сельское население России. Крупнейшие города и агломерации. Роль крупнейших городов в жизни страны[Электронный ресурс]//Режим доступа: https://geographyofrussia.com/gorodskoe-i-selskoe-naselenie-rossii-krupnejshie-goroda-i-aglomeracii-rol-krupnejshix-gorodov-v-zhizni-strany/

  17. Данные официального сайта Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://apchr.ru/index.php

  18. Сводный доклад о реализации государственных программ Чеченской Республики за 2016 год [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://economy-chr.ru/?p=78

  19. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года [ Электронный ресурс]//Режим доступа: http://economy-chr.ru/wp-content/uploads/2013/12/Распор.-Прав.-ЧР-от-09.11.15-№278-р-внесение-изменений-в-Стратегию-2025.pdf

  20. Урбанизация и ее последствия: век мегаполисов// Наука за рубежом.-№41.- май 2015 [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.issras.ru/global_science_review/Nauka_za_rubejom_n41.pdf

1 Приказ Минрегиона России от 09.09.2013 N 371 «Об утверждении методики оценки качества городской среды проживания» [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152268/

2 Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года[ Электронный ресурс]//Режим доступа: http://economy-chr.ru/wp-content/uploads/2013/12/Распор.-Прав.-ЧР-от-09.11.15-№278-р-внесение-изменений-в-Стратегию-2025.pdf

3 Липина С.А. Чеченская Республика: Экономический потенциал и стратегическое развитие. Москва. Издательство: ЛКИ. 2007- с.. 53.

4 Данные официального сайта Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://apchr.ru/index.php

5 Сводный доклад о реализации государственных программ Чеченской Республики за 2016 год [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://economy-chr.ru/?p=78

Просмотров работы: 398