РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ИЛИ ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ДЛЯ ЗАВОДА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ИЛИ ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ДЛЯ ЗАВОДА

Кленина Е.Е. 1, Киреева Т.В. 1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интерес архитекторов и градостроителей к освоению бывших промышленных зон в странах Европы и в Америке возник уже давно – более 30 лет назад. Одним из наиболее эффективных способов оживления пришедших в упадок индустриальных зданий, сооружений и территорий является ревитализация. Этот термин в дословном переводе означающее «возвращение жизни» [1].

Широко распространённым это понятие стало, когда массово стали закрываться предприятия. Благодаря ревиталиции реконструируются промышленные здания и сооружения, при этом меняется само назначение этих сооружений. Возрождённые заводы и фабрики превращаются в офисные центры, культурные кварталы или жилые помещения.

Меняется как функция, так и концепция самого промышленного сооружения, что значительно улучшает облик города в целом, а также помогает избавить его от от разрушенных и заброшенных промышленных объектов. Рассматривая с точки зрения бизнеса, ревитализация позволяет эффективно управлять недвижимостью.

Так как ревитализация носит более щадящую форму, то позволяет сократить период от начала проведения работ до открытия объекта. Многие промышленные объекты являются памятниками архитектурного наследия, но сами здания не используются по назначению и остаются заброшенными, а их снос запрещён. Вдохнуть вторую жизнь и при этом не нарушить исторический облик позволяет проведение процедуры ревитализации.

За рубежом ревитализация промышленных объектов набирает все большие обороты. Один из наиболее интересных примеров ревитализации в Европе – бывшая мануфактурная фабрика Manufactura (Рис.1), расположенная в городе Лодзь (Польша). Благодаря хорошей маркетинговой составляющей, Manufactura стала одним из самых успешных проектов по восстановлению производственных объектов[2].

Комплекс общей площадью 110 000 м², включающий 300 концептуальных помещений, стал главной культурной достопримечательностью небольшого города Лодзь. Благодаря проведенной ревитализации и изменению концепции одного промышленного комплекса, город стал одним из популярных туристических центров Польши [2].

Кроме идеально сохранившихся (или восстановленных) заводских корпусов в комплексе поработали и дизайнеры. Ничего особенного, но мелкие детали выдают вполне современный подход [1].

Самый настоящий комплекс фонтанов на улице (Рис.2). Работает даже в зимнее время при -8 [1].

Ядром Manufactura является рекреационно-развлекательный центр, в его состав которого входят: кинотеатр с 15 залами (включая 3D-зал), роллердром, скейт-парк, стена для скалолазания, боулинг, аренa лазерных игр и другие интересные культурно-развлекательные объекты. На территории фабрики можно посетить несколько музеев (Музей города Лодзь, Музей фабрики и Музей современного искусства "MS2"), а также театр [1].

Рис.1 Фабрика Manufactura Рис.2 Комплекс фонтанов на улице

В Великобритании на территории промышленного комплекса был создан Шеффилдский Культурный Промышленный квартал (Рис.3,4), где располагаются творческие компании. В рамках квартала находятся Йоркширские Студии Пространственных Искусств, Аудио-визуальный Центр предпринимательства, ночной клуб Leadmrll, Студии Управления, Научный парк Sheffild, галерея Site Photography, комплекс Кино зала. Также площади арендуют около 300 компаний, чья специализация связана с кино, музыкой, телевидением, дизайном и информационными технологиями [2].

Рис.3,4 Шеффилдский Культурный Промышленный квартал

В качестве российского успешного примера ревитализации можно привести московский Дизайн-завод «Флакон» (Рис.5,6) – бывшая фабрика по производству стекольных изделий завод Хрустальный им. Калинина. Ревитализацию объекта проводила группа компаний «Realogic» под руководством российского предпринимателя Николая Матушевского [2].

В 2009 году группа компаний выкупила заводские помещения и создала творческое пространство, где можно было бы объединить дизайн, моду, архитектуру и другие направления креативного бизнеса.

Реконструированные заводские пространства в настоящее время стали популярным местом для работы и отдыха творческой молодежи. Здесь расположены шоу-румы, офисные помещения креативных компаний в сфере дизайна, моды и архитектуры, пространства для творческих мастерских. Летом здесь работает открытый бассейн, зимой - каток и сноубордическая рампа. Также на «Флаконе» располагаются две большие Loft-площадки для поведения социокультурных и развлекательных мероприятий - Flacon Space площадью и Flacon Loft.[2] Таким образом, группе компаний «Realogic» удалось создать на ревитализованной территории современный креативный кластер, пользующийся устойчивым спросом в среде творческой молодежи.

Что касается процедур, которые были реализованы в рамках перепрофилирования завода, то можно выделить пять основных этапов. Во-первых, была разработана концепция ревитализации территории, включая бизнес-модель и способы ее монетизации. Во-вторых, территория бывшего завода была благоустроена, было выполнено зонирование и навигация [2]

Третий этап включал в себя создание инфраструктурных объектов – площадок для проведения мероприятий, дизайн-мастерские, торговые площадки и др. На четвертом этапе создатели Дизайн-завода «Флакон» сформировали сообщество внутри объекта и определили основные инструменты коммуникации этого сообщества. На заключительном этапе была разработана и реализована стратегия продвижения объекта, установлены партнерские взаимоотношения с ключевыми игроками пространства [2].

Рис.5,6 Дизайн-завод «Флакон»

Вышеперечисленные примеры показывают, что ревитализация даёт «вторую жизнь» предприятиям, пришедшим в упадок, не нарушив при этом облик города.

Список используемых источников

1.Шеншинов Ю.В. Ревитализация промышленных предприятий как ииновационное направление развития современной экономики// trendclub.ru

[Электронный ресурс].-2013.-Режим доступа:http://trendclub.ru/blogs/futurodrom/8327- Дата доступа: 07.12.2017.

2.Светлана Кузнецова. Ревитализация промышленных объектов: создаем из завода креативный кластер// bbf.ru [Электронный ресурс].-2012. – Режим доступа: https://bbf.ru/magazine/16/4008/ - Дата доступа: 07.12.2017.

Просмотров работы: 293