АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ХОСТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ХОСТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ

Бабкина В.Л. 1, Жертовская Е.В. 1
1Южный Федеральный Университет, Высшая Школа Бизнеса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Последние несколько лет рынок хостелов продолжает заметно расти. Развитие современной российской экономики требует развития бизнеса разного плана. Туристская отрасль, в свою очередь, приносит немалую прибыль, как самим предпринимателям, так и государственному сегменту. В последнее время государство всё чаще говорит о поддержке среднего и малого бизнеса, хостелы, в данном случае, выступают как активное звено развития такой политики. За счет быстрых сроков открытия и окупаемости, они более привлекательны для предпринимателей (затраты сводятся к аренде и обустройству помещения). К тому же, особую актуальность вопросу о средствах размещения придает и приближение чемпионата мира по футболу в 2018 году. Поток туристов увеличится, и станет закономерным вопрос о местах размещения приезжих. Одной из форм размещения становятся хостелы. Их конкурентные преимущества: выигрышная транспортная доступность; близость к культурным и архитектурным памятникам города; невысокая стоимость проживания и сопутствующих услуг; низкие издержки эксплуатации и организации; широкий целевой потребительский сегмент; возможность познакомится с туристами из разных городов и стран.

Материалы и методы. При разработке статьи была использована информация с открытых ресурсов, научных сайтов, крупных туристических порталов, сайта города. Вместе с тем, был проанализирован опыт предпринимателей, открывших хостел. В работе использованы общенаучные методы.

Обсуждение. Для начала стоит определиться с тем, что мы будем понимать под категорией хостел – «экономичное средство размещения, предназначенное для временного проживания, преимущественно для малобюджетного туризма, имеющее номера/комнаты различной вместимости и санузлы, как правило, за пределами номера/комнаты, а также помещения (зоны, места) для общения гостей»[5]. Согласно ГОСТ Р 56184-2014, не допустимо расположение жилищного фонда в подвальных помещениях, цокольных этажах и помещениях без окон, но на такой территории вполне допустимо расположение общественных помещений для временного пребывания гостей. Жилые комнаты хостелов должны соответствовать стандартному расчету - не менее четырех квадратных метров на одну кровать. Устройство санузлов должно предоставлять не менее одной туалетной кабины, одного умывальника и одной душевой кабины на 15 человек. Обязательно оформление общей зоны для встреч, общения и отдыха, размещенной рядом со службой приема и размещения гостей. Система обеспечения актуальной информацией гостей должна быть отлажена и содержать сведения: об исполнителе услуг; о времени работы хостела; перечень необходимых документов; правила и стоимость проживания; правила предоставления услуг; перечень услуг, включенных в оплату и дополнительных; адреса и телефоны контролирующих, вышестоящих организаций. В хостелах должны соблюдаться применимые требования пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологические требования [4].

Опыт таких успешных Российских организаций, как «Soul Kitchen», «Крыши мира», «Comrade Hostel», «Star Wars Hostel» и др. показывает, что для открытия хостела нужно пройти определенные этапы. Для начала – найти помещение с удачным расположением. Так как закон о хостелах еще не принят, безопаснее арендовать нежилое помещение с отдельным входом (здесь потребуется зарегистрировать общество и ограниченной ответственностью). Сделать перепланировку – второй этап. Модернизировать помещения общего пользования, не приносящих доход, в места под номера. Из нежилых зон оставить санузлы, общий холл, места под ресепшн и кладовую. Зоны номеров должны быть соответствующим образом оснащены. Следующий немаловажный пункт – получение разрешения от госорганов: для этого нужно зарегистрировать ИП или юридическое лицо, установить кассовый аппарат, провести пожарную сигнализацию, оформить план производственного контроля, открыть расчетный счет в банке, пройти нормы СаНпиНа, заключить договор на вывоз и утилизацию ТБО. Для привлечения гостей, следует уделить внимание рекламе, размещению объявления в букинговых системах, геолокационных сайтах, социальных сетях. Дальнейшее действие – собрание команды, людей заинтересованных в продвижении и развитии, а не только в накоплении денежных средств.

Практика показывает, что открытие хостела выгоднее открытия даже мини-отеля. Выигрывает и стоимость аренды, и ремонт с оборудованием и срок окупаемости меньше. Это, конечно, привлекает молодых предпринимателей.

Параметр сравнения

Гостиница

Хостел

Площадь помещения, м2

2000

200

Затраты на аренду помещения, руб./мес.

1 200 000

80 000

Затраты на ремонт и оборудование, руб./мес.

2 500 000

500 000

Количество номеров

45

8

Вместимость

90

46

Категории номеров

ЭкономСтандартЛюкс

8-местные

6-местные

2-местные

Стоимость номера руб./сут.

2500 – низкий сезон,

4000 – высокий сезон

680 – низкий сезон

1350 – высокий сезон

Срок окупаемости

7-10 лет

2-3 года

Реклама и способы продвижения

Интернет, баннеры, СМИ, сувенирная продукция, флайеры.

Интернет, мероприятия, наружная реклама, сувенирная продукция рекомендации гостей

Источник: составлено на основе сайтов аренды и [8].

Большинство посетителей – студенты и свободные путешественники, не привязанные к четкому маршруту. С таким специфическим характером потребителей связана сама политика продаж, ориентированная на прямые продажи. Исходя из этого, выстраивается работа с каналами сбыта. Часть объектов, активнее всего работает с мая по сентябрь (их загруженность составляет 90%), в зимний сезон приток клиентов составляет только лишь 60%.

Новое направление, набирающее обороты – франшиза хостелов. По статистике, такой способ снижает риск банкротства в 3-4 раза, что повышает её спрос. В свою очередь предлагают своим партнерам: отлаженную систему для ведения бизнеса, обучение персонала, разрекламированное имя, информационную поддержку, помогают в решении возникших вопросов. Успех такой схемы объясняется низкой стоимостью проживания и качеством обслуживания, которое тщательно контролируется. В России наибольшую популярность получили бренды: Like, Nice, Fabrika, Artist, Bear, Достоевский, Хостелы Рус.

Результаты «Основных показателей деятельности коллективных средств размещения Ростовской области в 2016 году» позволяют описать гостиничный рынок и, в частности, состояние хостелов в нашем регионе. Всего за период прошлого годы было размещено 925,2 тыс.человек, число ночёвок составило 2479,6 единиц. Анализ данных этого документа демонстрирует, что в Ростовской области зарегистрировано 12 хостелов с 111 номерами, количество мест составляет 326 единиц. За 2016 год было размещено 6 280 тыс.человек, из них: 5 633 граждан России (517 – лица до 18 лет) и 599 иностранных граждан. Число ночёвок составило 31,6 тыс.единиц. Показатели эксплуатации номерного фонда хостелов показывает:

Число номеров в расчёте на 1 организацию – 9;

Число мест в расчёте на 1 организацию – 27;

Среднее число мест в номере – 2,9;

Средняя жилая площадь 1 номера – 17,3 м2;

Средняя продолжительность пребывания 1 лица – 5,0 ночёвок;

Коэффициент использования наличных мест – 0,27. [9]

Данные «Реестра туристских ресурсов и субъектов туриндустрии города Ростова-на-Дону» показали, что в городе зарегистрировано 18 хостелов, общей численностью номеров – 170. Сайт Booking.com по запросы «хостелы» предлагает 34 возможных варианта. Первые хостелы начали открывать в Ростове в 2012 году, и с тех пор они активно развиваются. Посетители платят только за кровать, крышу над головой и возможность пользоваться санузлом, общей зоной и кухней. Кроме того, в набор услуг чаще всего включают напитки, завтрак, Wi-Fi, книги, игровые приставки и телевизор. [11]

Как отмечают владельцы Ростовских хостелов, клиенты приезжают с разными целями: деловые поездки -32%, туристские — 20%, семейные — 12%, культурные мероприятия — 10%, корпоративные — 16%, спортивные — 10%.

По проведенным исследованиям решено провести SWOT-анализ, который обобщит внешние и внутренние факторы среды хостелов города. Информация получена на из наблюдения за самыми популярными хостелами: «Like», «BLA BLA HOSTEL», «Оливер», «Maxi House Hostel», «ID Hostel», «Баба Валя», «Балкон.Скай». [14]

Сильные стороны

  1. Удобное расположение;

  2. Правильное оснащение;

  3. Увеличение туристского потока;

  4. Популяризация хостельного движения

  5. Хороший сервис;

  6. Приемлемая стоимость;

  7. Дружелюбный персонал.

Слабые стороны

  1. Восприятие хостелов как «ночлежки»;

  2. Недоработанный сервис;

  3. Низкий уровень доверия к гостям;

  4. Несоответствие международным стандартам;

  5. Отсутствие законодательного регулирования;

  6. Малый ассортимент услуг;

  7. Слабое информационное продвижение.

Возможности

  1. Охват новых целевых групп потребителей;

  2. Расширение сферы влияния;

  3. Развитие новых технологий;

  4. Расширение рынка гостиниц эконом класса;

  5. Активное участие хостельеров в создании регулирующих документов;

  6. Увеличение частоты посещения хостелов клиентами;

  7. Применение инноваций.

Угрозы

  1. Появление новых конкурентов;

  2. Барьеры выхода на новые рынки;

  3. Снижение спроса;

  4. Перенасыщенность рынка;

  5. Смена приоритетных мест расположения туристов;

  6. Отсутствие государственной поддержки;

  7. Низкий уровень инвестиций.

Таким образом, по результатам SWOT-анализа можно заметить, что следует расширять сферу влияния, совершенствовать сервис, пополнять ассортимент услуг, привлекать посетителей с помощью новых мероприятий и развивать программы лояльности.

Есть ряд мероприятий, которые, по нашему мнению, будут способствовать развитию хостельного кластера в Ростове-на-Дону:

  1. Финансовое обеспечение: новые инвестиции, государственная поддержка, упрощенная система кредитования;

  2. Реклама и PR: свободные, разноплановые мероприятия на площадках хостела; создание специализированных каталогов; проведение открытых конференций по обучению организации хостела;

  3. Повышение качества обслуживания: привлечение дипломированных специалистов, обучение персонала, ориентация на успешный зарубежный опыт, обязательная сертификация хостелов, подготовка специалистов в области гостиничного сервиса;

  4. Государственно-правовое регулирование: разработка и внедрение специализированных федеральных программ развития, создание четкой нормативно-правовой базы;

  5. Развитие партнерских отношений предпринимателей одной сферы: создание координационного совета с грамотной иерархией, координация из единого информационного ресурса; проведение международных событий по обмену опытом и обучению.

Перспектива развития гостиничных услуг в Ростове-на-Дону будет связана с проведением FIFA 2018. Такое событие привлечет большее количество иностранных посетителей, что увеличит роль города, как туристического и бизнес центра. Кроме того, хостелы – современное, доступное средство размещения, что привлекает молодежь и, тем самым, увеличивает уровень туристской привлекательности территории. Такая малая форма бизнеса уделяет больше времени каждому клиенту и получает от него обратную связь, на основе которой заметен меняющийся спрос. На основе данных, собранных хостелами, можно разработать методику реагирования и мобильного изменения гостиничного рынка. Таким образом, хостелы влияют на развитие смежных отраслей туризма, таких как экскурсионное, музейное и событийное движение.

Заключение. Для поддержания хостельного сегмента в Ростове-на-Дону, возможно воспользоваться несколькими действенными инструментами. Повышению конкурентоспособности будет способствовать путь применения сертификации и стандартизации по международным стандартам ассоциации Hostelling International. Товарный знак ассоциации создаст благоприятное настроение и создаст проверенный путь продвижения. Сотрудничество с крупной ассоциацией приведет к развитию взаимосвязей широкого круга хостелов, в рамках которого, хостельеры смогут координировать, обучать и рекламировать друг друга. Следующий путь развития – повышение качества бизнес окружения: это можно добиться через совершенствования системы законодательства, подготовку квалифицированного персонала, участие управленцев в образовательных программах, привлечение трудовых ресурсов.

Библиографический список.

  1. Аниканова А. В. Основные тенденции развития хостел-услуг на международном, российском и калининградском рынках // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 847-849. Anikanova AV main tendencies of development of hostel services at the international, Russian and Kaliningrad markets // Young scientist. - 2013. - №5. - P. 847-849. — URL https://moluch.ru/archive/52/6827/ (дата обращения: 14.12.2017).

  2. Волков Ю.Ф. Гостиничный и туристский бизнес: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. / Ю.Ф. Волков. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. - 637 с.

  3. В Ростове растет рынок хостелов. [Электронный ресурс] // Городской репортер: [web-сайт]. < https://cityreporter.ru/46516-2/ > (18.12.17)

  4. ГОСТ Р 56184-2014 Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам [Электронный ресурс] // Интернет и Право: [web-сайт]. < http://www.internet-law.ru/gosts/gost/58182/ > (17.12.17)

  5. ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513:2003) Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [web-сайт]. < http://docs.cntd.ru/document/1200075998 > (17.12.17)

  6. Каталог франшиз. [Электронный ресурс] // openbusiness.ru [web-сайт]. < https://www.openbusiness.ru/encyclopedia-of-franchising/franchising/franshizy-khostelov-obzor-rynka/ > (19.12.17)

  7. Левченко Т.П, Федоров Р.Г. Хостелы как перспективная форма развития малых средств размещения эконом-класса. // Известия Сочинского государственного университета. – 2013. - №1(23) – С. 47-53. Semkina NS Sochi State University in reforming the higher education system: research in the field of Economics and Management // The young scientist. - 2013. - №10. - P. 390-394

  8. Начни бизнес: хостел. [Электронный ресурс] // The VILLAGE [web-сайт]. < http://www.the-village.ru/village/business/cloud/154025-nachni-biznes-hostel > (22.12.17)

  9. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения Ростовской области в 2016 году (по полному кругу организаций). // Информационный бюллетень – Ростов-на-Дону, 2017.

  10. Печерица Е.В. Хостельное движение: международный опыт и перспективы развития в Российской Федерации // Проблемы. Поиск. Решения. – 2013/ - №39(228) – С. 54-64. Pecheritsa EV Hostel movement: international experience and development prospects in the Russian Federation // Problems. Search. Solutions. - 2013 / - No. 39 (228) - pp. 54-64.

  11. Реестр туристских ресурсов и субъектов туриндустрии города Ростова-на-Дону [Электронный ресурс] // Rostov-gorod Europe [web-сайт].

  12. Салманова И.П. Зарубежный опыт социальных гостиниц в бюджетном секторе индустрии гостеприимства // Сервис PLUS. – 2010. - №1. – С.27-32.

  13. Хостел [Электронный ресурс] // Hostels in Russia, Europe [web-сайт]. (16.12.17)

  14. Хостелы Ростова-на-Дону [Электронный ресурс] // Booking.com [web-сайт]. < https://www.booking.com/searchresults.ru.html&unchecked_filter=hoteltype>

Просмотров работы: 273