ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В XVIII В. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В XVIII В.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
У любой сферы деятельности, в которой участвует современный человек, есть история. История создания, развития, изменения и принятия этих изменений.

Когда-то давно культурой считалась обработка земли для посевов, после пришло понимание, что культура – это то, что помогает человеку самовыражаться, удовлетворять потребности людьми. Уже более позднее значение слова «культура» - это «культура человека», его внутреннее состояние и принятие им понятий, норм и социума.

Сейчас, с появлением телевидения, интернета, социальных сетей и «мессенджеров», люди вынуждены подстраиваться под эти новые нормы взаимодействия. Наблюдается сокращение слов для ускорения передачи сообщений, необоснованное применение английских слов и английских сокращений в письме и речи. Некоторые, называют данный период – периодом упадка культуры.

Поэтому, я считаю весьма важным изучение культуры в целом и российской в частности.

Однако никакое развитие не происходит без человеческого фактора. Всегда были личности, работающие в различных сферах (науке, политике, искусстве), но, тем не менее, влияющие на ход истории. Все знают Юлия Цезаря, Александра Македонского, Леонардо да Винчи и многие другие знаменитые имена, знают их подвиги и достижения. Но если вспоминать историю России, то один из самых непостоянных периодов и в плане правителей, и в плане деятелей – это XVIII век. Эпоха Петра I, дворцовых переворотов и Просвещения.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами в социально-экономической сфере и значительными достижениями в области искусства. В архитектуре, в скульптуре, в живописи и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. XVIII в. в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.

Кто же стоял за подъемом культуры Российской Империи в тот период? Благодаря кому менялась Россия изнутри? На основе этих вопросов я определила цель реферата: изучение личностей, повлиявших на развитие культуры России XVIII века.

Для этого нужно изучить их биографии, что поможет в изучении мотивов их поступков, изучить сами работы и дать им краткую характеристику, изучить мнение современников о личностях и отношение к их работам.

Поскольку нет развернутого учебника по культуре России, то всю информацию приходилось искать на интернет-ресурсах. Из-за того, что интернет – это достаточно обширное пространство, то некоторые сайты буквально повторяют одну и ту же информацию, однако, при использовании нескольких сайтов для поиска информации, можно составить достаточно четкую картину не только биографии, но и творческого пути реформатора. В качестве хронологической базы биографии чаще всего был использован сайт ru.wikipedia.org. Что же касается информации о работах, то она бралась путем анализа нескольких (чаще всего – двух) тематических сайтов.

Из-за того, что в поставленных мною задачах есть пункт о изучении биографии, то не представляется возможным выделение отдельного пункта, в котором будет анализ всей сферы. Другой причиной является также и различия и некоторые противоречия между мнениями современников, так что каждого деятеля будет лучше изучать отдельным пунктом.

Культура России XVIII века

Петр I

Когда говорим о культуре России XVIII века просто нельзя не сказать о Петре I Алексеевиче. Любитель европейского образа жизни, он провел достаточно масштабные реформы не только в политике, но и в общественном укладе Российской Империи.

Как было сказано в докладе, Петр I одним из главных направлений изменения общественной и культурной жизни России стало развитие образования светского и сословного обществ. Под его руководством открылись 42 «цифирные школы», в которых обучали начальной математике. Ранее были открыты профессиональные школы, такие как навигацкая, пушкарская (артиллерийская), инженерная, госпитальная (при военном госпитале), приказная, разноязычная (языковая) школы, горнозаводская. И пусть эта система была не идеальная, так как предмет изучались последовательно, а не параллельно, когда сложность проходимых тем примерно одинакова. Тем не менее, это было обучение.

После встречи в 1697 г. с типографом Яном Тессингом, Петр I договорился с ним об открытии в Амстердаме русской типографии, чтобы начать печать книг для нескольких сфер: культурного и научного просвещения. В России его последователем с 1707 г. стал Илья Кошевич (Кониевский), который еще в Амстердаме в 1698 г. напечатал «Краткое собрание Льва миротворца, августейшего греческого кесаря, показующее дел воинских обучение». В том же городе Петром I был заказан новый гражданский шрифт. Первой, напечатанной этим шрифтом книгой «Геометрия» (1708 г.) (прил.1)

Но даже до этого следом за образованием, происходило развитие издательского дела. Была выпущена «Арифметика, сиреч Наука числительная…», где вводилась арабская система счисления вместо буквенной.

Одно из самых интересных достижений Петра I в плане науки – это создание Кунсткамеры. Музей, содержащий множество экспонатов, по которым можно узнать историю и быть различным народов, однако помимо этого, там имеются и экспонаты анатомических аномалий и редкостей.

Но тот вклад, который помнят и любят до сих пор, один из самых сложных проектов за время его правления – это создание собственной Венеции, создание Санкт-Петербурга. Внешний облик города тщательно продумывался, а потому сильно отличался и отличается от привычного хаотичного распорядка домов и улиц в других городах. Его создание потребовало колоссальных усилий, денежных затрат и огромное количество людей. Из-за постройки Санкт-Петербурга тормозились некоторые процессы в империи. но сейчас мы знаем этот город как один из самых красивых не только в России, но и в Европе.

Личности, участвовавшие в создании этого города, также являются людьми, которые повлияли на архитектуру и зодчество XVIII века в России.

Архитектура

Одним из первых архитекторов, начавшим работу, был Земцов Михаил Григорьевич (17688-1743 гг.)

Он был замечен еще Петром I как талантливый юноша. В 1710 году император отправил его на службу в Канцелярию городовых дел. Во время строительства каменной крепости «Санкт-Петербург» Земцов знакомится с Домеником Терзини. Итальянец тоже видит в нем талантливую личность и берет в ученики. Вместе они работают над проектами, Михаил Григорьевич набирается опыта.

Его первой самостоятельной работой является Ревельский дворец Екатерины I (1725 г). (прил.2) После этого к нему приходит все больше и больше заказов, в числе которых числятся Большой Каскад (прил.3), парк в Петергофе. В период с 1731 по 1734 гг. по его эскизам была спроектирована и построена Церковь Симеона и Анны (прил.4). С 1733 по 1737 гг. Земцов работал над строительством церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

После смерти Петра I, бывшего его покровителем, он не теряет популярности и выполняет государственный заказ: работает над топографическим планом и строительством детища императора – Санкт-Петербурга. Именно по его чертежам появляются въезды в столицу, полицейские будки и город в целом.

В 1741 г. по приказу Елизаветы Михаил Григорьевич начал строительство императорского двора.

Следующим в хронологической очереди идет Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700-1771 гг.)

Растрелли был сыном франзуского придворного архитектора и скульптора. Так что, можно считать, что талант достался ему по наследству.

Как и многие талантливые архитекторы, в 1716 г. Растрелли приезжают в Петербург. Франческо вначале помогает отцу в создании различных дворцовых проектов, но скоро получает в ведение собственный проект, над которым работает в период с 1721 по 1727 гг.: дворец Антиоха Кантемира.

Постепенно все больше и больше заказов появляется у Растрелли младшего. В их числе поступает заказ на проектирование Летнего и Зимнего дворцов от императорской семьи.

Уже в 1738 г., по указу Елизаветы I, он становится обер-архитектором (главным архитектором) Санкт-Петербурга.

В своих постройках Растрелли старается делать контуры простыми, гибкими, а помещения прямоугольными, без закругленных углов, но с высокими двухсветных арочных окон.

Растрелли создал ряд парадных, поистине царственных сооружений — расширенный Большой дворец в Петергофе (прил.5), Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец (прил.6), грандиозный комплекс Смольного монастыря и ряд других монументальных памятников эпохи.

Растрелли – это тот архитектор, из-за которого началась постепенная смена стилей в архитектуре и в то же время он тот, кто принес архитектуре такую известность. Благодаря его умению тонко сочетать яркие цвета, лепнину, свет и тень принесли ему славу в эпоху «елизаветинского барокко».

Антонио Ринальди (1709-1794 гг.) приезжает в Россию в 1752 г. одним из первых итальянских зодчих. С первыми своими заказами он справился успешно, потому в 1754 году Ринальди удостаивается чести стать архитектором «малого двора». С 1757 г. он назначен архитектором в Ораниенбаум, что упрочняет его позиции и делает его ведущим архитектором в России. Он строит Оперный дом (прил.7), дворец в Ораниенбауме, ансамбль с известным Китайским дворцом.

Но высшим творческим взлетом Ринальди в Екатерининском парке Царского Села является уникальный ансамбль сооружений, имеющих исключительную историко-архитектурную ценность -Чесменская и Морейская ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымская колонна.

Практически все его работы, по сравнению в работами Растрелли, имеют простые линии и цвета, не обладают излишними деталями и не перегружены цветом. Чаще всего используются прямые линии, цилиндрические формы и двух-трех цветовая гамма на фасаде – признаки наступившего в России классицизма.

Еще одной важной личностью в развитии русской архитектуры XVIII века является Баженов Васили Иванович (1737-1799 гг.)

Его отец был дьяком из кремлевской придворной церкви. Потому начало своей карьере Баженов положил сам: находясь у пожилого живописца в качестве помощника, еще до восемнадцати лет он получил ранг живописца 2 класса. Баженов, все еще в качестве помощника, расписывал печную кладку во дворце Головина, а чуть позже в этом дворце юношу заметил архитектор Ухтомский. Благодаря упорному труду и появившимся возможностям, он поступил во французскую Академию художеств, после российской. Там он изучал начинающий популярность классицизм.

После возвращения его ждет несколько не очень приятных лет, отказ от проекта Большого Кремлевского дворца, на проектирование которого было потрачено четыре года и для которого был создан макет, все еще хранящийся в музее. Но, наконец, в 1784 г. появляется одно из лучших возведенных творений Баженова – дом Пашкова в Москве (прил.8), который с того момента считался самым красивым зданием в Москве.

В 1789 г. он начал строительство храма Владимирской иконы Божией Матери (прил.9) в Быково по заказу Михаила Измайлово – владельца усадьбы, где этот храм располагался. По проекту Баженова был возведен белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания — овальная.

Но проектом, который сильнее всего повлиял на развитие зодчества в России, является дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, которым архитектор буквально болел. Это был весьма дорогостоящий проект, на который у правительства не хватало денег. Тогда Баженов влез в долги, продал свое имущество, разорился – пытался сделать все, лишь бы закончить его. И его усилии, наверное, были потрачены не зря, ведь до сих пор этот ансамбль – является самой крупной псевдоготическая постройка в Европе и единственным в мире готическим дворцовым комплексом.

В русской истории немалую роль играет случайность. Такой историей была и история Казакова Матвея Федоровича (1738-1812 гг.). Очередная история успеха: от сына крепостного в главного архитектора России. Благодаря отцу, он поступил в архитектурную школу, после выпуска начал работать с Р.П. Никитиным – главным архитектором Москвы, а спустя два года сгорает до тла Тверь. Казаков, с командой Петра Романовича, работает над планом города. В 1775 году его личный проект – Тверской дворец, который стал лучшим зданием в городе – принес славу автору.

Первым действительно крупным проектом Казакова стало здание Сената на территории Московского Кремля (1776-1787 гг.).(прил.10) Внутри, по словам людей, у них пробуждалось странное ощущение власти разума, согласия и просвещения. Возможно, эти мысли Казаков хотел передать через свою работу работающим в Сенате чиновникам.

Главным новаторством, которое производит Матвей Федорович, является изменение планировки городского дома. Раньше ближе к улице был сад или небольшой парк, принадлежащий хозяевам дома, но по его задумке на передней линии стоит дом, а позади него уже разбивается сад. Теперь дом является не только элементом участка, но и частью города, формируя его лицо.

Еще одним приглашенным итальянцем является Кваренги Джокомо (1744-1817 гг.) Как и многие до него, после признания своих способностей в Европе, в 1780 г. он получил приглашение от Екатерины II. По словам самой императрицы, это был архитектор ее склада.

Ему было доверено строительство церквей в знаменитом Царском селе. По его же эскизам строится лучший (по признанию современников) камерный театр – Эрмитажный (1783—1787 гг.) (прил.11)

Все постройки Кваренги отличает проста в композиции, они имеют строгие и в то же время изысканные формы, достигнутые благодаря необыкновенной соразмерности пропорций. Фасады его построек почти лишены декора; внимание акцентируется на главной — центральной части здания, обычно украшенной портиком или колоннадой. Такие детали в работах показывают нам Кваренги как типичного представителя жанра классицизм.

Таким образом, русская архитектура XVIII века прошла свой путь от барокко, рококо (в России называемого «елизаветинским барокко») до почти противоположного им классицизма.

Живопись

Похожее изменение наблюдалось и в живописи. Началось все с Никитина Ивана Максимовича (1690-1741 гг.) Будучи сыном священника, он выучился в церковной школе, а после преподавал математику в «Антиллерной школе», которую позже развили в Артиллерийскую академию. Семья Никитиных была приближена ко двору, так что, узнав об его увлечении изобразительным искусством, Петр I отправил его на обучение в академии Венеции и Флоренции. Однако еще до обучения в Италии, Никитин обучался в Оружейной палате и был удостоен царского заказа. Об этом известно только из записи в петровском «Юрнале»: "Его величества половинную персону писал Иван Никитин".

В своих работах он остался верен привычным канонам русского портрета: темный задний план, акценты насыщенными цветовыми пятнами, плоскость картины. Но обучение в Европе позволило ему некоторые нововведения: из его работ исчезла лесть, использовались новые техники, такие как композиция, появляется перспективы, а, следовательно, и ощущение глубины.

Две известнейших его картины - «Портрет Напольного гетмана» (1720-е годы) (прил.12) и «Петр I на смертном ложе» (1725 г.) (прил.13) – яркие примеры портрета петровской эпохи, на которой уже сказывается влияние итальянского реализма.

Свою лепту в развитие живописи XVIII века внес и Теплов Григорий Николаевич (1717-1779 гг.) Про этого человека можно сказать «умный» и «талантливый». Если отбросить его роль в политике как статс-секретаря Екатерины II и действительного тайного советника, то можно узнать его как личность удивительно талантливую.

Малоизвестной сферой, в которой он проявил себя, но в которой не реализовался полностью, было изобразительное искусство. Это был не столько талант, сколько результат труда и обучения в различных академиях европейских академиях. Ему доверяли роспись части Зимнего дома, но самой знаменитой серией его работ были натюрморты. «Натюрмортами» он называл живописные обманки, предметы на которой были прорисованы очень детально, почти реалистично. Он писал и портреты, но лишь в натюрморте он стал одним из первооткрывателей.

Но в знатных домах его больше знали как скрипача, клавесиниста и певца. Главный вклад Теплова в этой сфере является первый печатный сборник российских песен «Между делом безделье» (1759г.) (прил.14) . Занимался он сочинительством песен. Обычно, в качестве жанровых прообразов, положенных в основу песен, выступают популярные западноевропейских образцы – менуэт, гавот, куранта, сицилиана, итальянская ария da capo. Однако, песни тепловского сборника отмечены своеобразием, характерным для русской музыкальной традиции первой половины XVIII века. Это проявляется не только в характерном «кантовом» характере их голосоведения, но и в особой распевности, а главное – в «подлинно русских песенных интонациях, заметно пробивающихся сквозь слой галантного, куртуазного стиля».

Каравакк Луи (1684-1754 гг.) родился во французской семье резчиков-декораторов, он был третьим поколением династии, связанной с декорирование кораблей. В Россию поступил как живописец «исторических картин, портретов, лесов, деревень, цветов и зверей в большом, малом и миниатюрном виде», с обязательством взять в помощники русских учеников. В 1716 г. он прибыл в Россию, где и остался до конца своей жизни.

Его руке принадлежат портреты царя и царской семьи, которые ему позволили написать. Но его руке также принадлежит роспись Петергофа, «новых палат» Летнего дворца и создание иконостаса церкви в Зимнем дворце. И пусть он не был завален заказами как те же итальянцы в архитектуре, но все же Каравакк достиг определенных успехов в России.

Наиболее знаменитыми работами являются портреты детей; особо выделяются портреты Елизаветы и Петра Петровичей, чьи маленькие детские тела написаны обнаженными в позах античных богов по традициям XVIII века, поклонявшегося античности. (прил.15, 16)

Он не обладал гением или особым даром, но его портреты стиля барокко и рококо (которые под влиянием русского портрета позже назовут россикой) обладали необыкновенным сходством с оригиналом, т.е. с изображаемым. Если в натюрмортах Теплова (прил.17) это принималось как новаторство, то в портрете это было непривычное явление. Возможно из-за этого современники посчитали его посредственным.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822 гг.) с искусством живописи и своим учителем, Алексеем Петровичем Антроповым, одним из самых знаменитых художников в России в то время, познакомился во время росписи церкви Андрея Первозванного.

Антропов, заметив способности мальчика, стал обучать его, пробудил в Левицком стремление к правдивым образам, серьезного и даже строгое отношение к искусству, стремление к правдивости.

"Акцентируя определенные тенденции в творчестве Д. Г. Левицкого, не следует забывать, - пишет А. П. Валицкая, - что его художественный метод подвижен, богат и не исчерпывается ни одним из стилистических направлений века... В целом творческий путь Д. Г. Левицкого представляет несомненное движение к реализму". Но, несмотря на это, он мог прекрасно написать любой жанр, из присущих тому времени: от барокко до приближающегося классицизма. Его главным успехом считается серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Начало работы над портретами, которые будут являться новой разновидностью жанра – «портретом в роли», Левицкий начала в начала 1770-ых г. Он уходит от жеманства и искусственности, а рисует их естественными, увлеченными игрой.

Для своих учеников Дмитрий Григорьевич придумал трехступенчатую систему обучения, по которой первый этап – это копирование художественных образов известных мастеров, второй этап – освоение навыка построения композиции, третий этап – учение натуры и передача ее индивидуальности портрету.

Свой вклад не только в русскую живопись Боровицкий Владимир Лукич (1757-1825 гг.) внес не только картинами, но и преподавательской деятельностью. Сам Боровицкий – один из тех редких случаев в России XVIII века, когда родители талантливого и прославившегося человека также связаны с творчеством. Лука Боровик – отец Владимира Боровиковского, занимался иконописью. Не смотря на тягу к искусству, Боровиковский ушел в Миргородский казачий полк в 1774 г., но вышел в отставку в первой половине 1780-х г. и занялся религиозной живописью.

Благодаря ряду случайностей, Владимир Лукич был замечен Екатериной II в доме у Капниста. Он был приглашен в Петербург, где через знакомых нашел своего учителя – Дмитрия Левицкого. Даже без обучения в Академии художеств он был удостоен звания академика в 1795 г. и стал известным портретистом, в заказчиках у которого значились и члены императорской семьи.

Возможно, дело было в его умении передавать не только внешность и черты, но и чувства позировавшего через различные детали. Это выводило русский портрет на новый виток развития. Это особенно заметно в портрете М.И.Лопухиной (1797 г.) (прил.18). Изменения заметны и в «Портрете сестер Гагариных» (1802 г) (прил.19), где вводится новый жанровый мотив действия.

Благодаря этим личностям живопись в XVIII веке постепенно переходит к новой эпохе, уходя от плоских изображений и добавляя больше реалистичных деталей.

Литература

Но нельзя говорить о культуре и не сказать о литературе. А литература – это обязательно Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1769гг.) Сын священника, он в 1723 г. поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где начал писать. Основным его вкладом в культуру России XVIII века можно считать становление и развитие русского языка и литературы. После изучения латыни, французского, он некоторое время работает переводчиком, а потому четко осознает, чего не хватает его родному языку. «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735 г.) , «Сочинения и переводы» (1752 г.) и «Аргенида (1751 г.) – в этих работах Тредиаковский использует «изысканные славянизмы», которые не были приняты в обществе. Это принесло ему славу бездарного писателя. Однако, это не помешало ему начать разработку собственной систему русского стихосложения. Ему же принадлежат понятия ямбической, хореической, дактилической и т.д. стоп.

Нельзя не сказать о не менее знаменитой личности – Михаиле Васильевиче Ломоносове (1711-1765 гг.). Думаю, о его биографии знает каждый, так что говорить мы будем лишь о его научных открытиях и достижениях, которых собралось немало.

Многим Ломоносов известен и как филолог и писатель. Но это было не столько его любовью, сколько талантом и обязанностью. Однако именно благодаря этому некогда деревенскому жителю мы обязаны новой эпохе в литературе: реформа языка, новые стихотворные размеры, измененное содержание.

Его главными трудами в области русского языка стали «Рассуждение о нашей версификации» (1739 г.), «Российская Грамматика» (1755-1757 г.) и «Рассуждение о пользу книги церковных в российском языке» (1757 г.).

Самыми интересными предметами для него были химия, физика. Он одними из первых предложил иное определение химии и доказывает ее существование ее как науки: «Химия — наука об изменениях, происходящих в смешанном теле…». Ему же принадлежит побуждение изучать химию не только на практике, но и в теории, объясняя проходящие реакции, структурируя информацию и двигаться в направлении практического применения этих знаний.

Также он выдвинул гипотезу о новом строении вещества – атомно-молекулярном, в доказательство которой написал работу «О действии химических растворителей вообще». С этой же целью он подал руководствую Академии Наук прошение об учреждении лаборатории (1748 г.) — первом научно-исследовательским учреждением в России. Позже, как результат его трудов, появился специальный курс «Истинной физической химии».

Этому же ученному принадлежат работы по научному объяснению теплоты через его гипотезу об атомно-молекулярной теории строения вещества в «Размышлениях о причине теплоты и холода» (1749 г. ),Идея о температуре, при которой полностью прекращается движение частиц, о существовании абсолютного нуля, тоже вышла из под его пера. Основы молекулярно-кинетической теории газов, изучение атмосферного и статического электричества, эфирная теория электричества — эти труды также были его заслугами, оказавшими значительное влияние на мировую культуру.

Но все это относится к научным трудам. Этот удивительный человек не был лишен творческого начала, как, в общем, все ученные. Химия, страсть Ломоносова, помогала и в этом направлении: с помощью различных опытов он смогу получить крашенное стекло. Зимой 1750 г. он представил их на Академическом собрании. Свою первую мозаику – образ богоматери – он закончил в 1752 г. Это была работа, сделанная им самим от и до: поиски идеального состава для стекла, его отливка, шлифовка, состав мастики.

6 мая в 1753 г. началась закладка фабрики по производстве смальты, мозаик и бытовых вещей из цветного стекла, построенная на его деньги. Из-за отсутствия необходимых мастеров для его собственной мозаичной техники, Михаил Васильевич обучил этому крестьянских юношей.

Все эти его заслуги действительно значительны, но есть то, что продолжает влиять на мир науки до сих пор. Детище Ломоносова – Московский университет. Документ о его основании был подписан 25 января 1755 г. Елизаветой Петровной. От него позже образовалась Казанская гимназия (с 1804 г. —Казанский университет), Академия художеств в Петербурге, которая до 1764 г. была в ведении Московского университета

Сумароков Александр Петрович (1717-1777 гг.) вначале был известен как поэт любовных песен. Несколько позже, как ответ Ломоносову, он выпускает «Эпистолу о стихостворстве» (1747 г.), где формулирует принципы основных жанров классицизма. В особенности – комедии и басни. От песен А.П. Сумароков перешёл к стихотворным трагедиям: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), в которых любовные темы соединены с общественно-философской проблематикой (Подробнее). Его пьесы составили основу репертуара первого русского профессионального постоянного публичного театра, директором которого он был в 1756–1761; появляются первые профессиональные русские актёры.

Благодаря Сумарокову, вводится негласное ограничение на употребление областных слов и выражений. За основу берется язык столичной образованной среды. Александр Петрович и его ученики вели борьбу с галломанией (слепым почитанием французского). Они хотят привить русским людям любовь к русскому языку, дабы все его богатство и особенность не утратились со временем.

Следующая личность, повлиявшая на литературу России XVIII века и на мировую литературу в целом, в наше время больше известна по курсу истории. Державин Гавриил Романович (1743-1816 гг.) был политическим деятелем, сенатором, тайным советником, министром юстиции. Он также был задействован в поимке Емельяна Пугачева и подавлении его восстания.

Но в то же время, Державин был членом Императорской Российской академии и непосредственно участвовал в создании и издании первого толкового словаря русского языка. Впрочем, русский язык и литература были одними из его увлечений. Первой его изданной работой была ода на первое бракосочетание великого князя Павла I (1773 г.). В этой и других ранних работах он подражал Ломоносову, но с 1779 г. Гавриил Романович выбирает новый пример для подражания – римского поэта Квинта Горация Флакка. Собственные оды Державин публикует в «Санкт-Петербургском Вестнике» без подписи: «Песни Петру Великому» (1778), эпистола Шувалову, «На смерть князя Мещерского», «Ключ», «На рождение порфирородного отрока» (1779), «На отсутствие государыни в Белоруссию», «К первому соседу», «Властителям и судьям» (1780).

Самой знаменитой его работой среди обычного народа была «Ода к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице». Это была абсолютно новый опыт для русского общества: еще никогда не писали о современной жизни и ее проблемах. Обычно для показания общественной проблемы, использовались образы прошлого, так было заведено еще с Кантемира, а Державин же писал о современной России, самодержавии и пусть и просвещенном, но абсолютизме. Писал и о жизни императрицы, ее придворных. Лишь позже в этих зарисовках литераторы найдут проявления лени, сластолюбия и любви к излишней роскоши и ода станет восприниматься как сатира.

Наверное, самый известный писатель 18в, известный среди современного поколения, это Карамзин Николай Михайлович (1766-1826 гг.).

В историю он вошел как реформатор русского языка. Он желал, чтобы русские писали так же, как и говорят, или во дворянском обществе говорили так же, как пишут. Для этого ему требуется создать новый слог, ибо реформа Ломоносова помогала в разграничении сфер употребления, но писателей часто ставила в тупик.

Поэтому Карамзин решает приблизить литературный язык к разговорному, а для этого требовалось избавиться от церковнославянизмов. Но поскольку нельзя избавляться о чего то с корнем, то карамзинисты решают ограничить употребление славянизмов: не использовать устаревшие славянизмы, кроме тех случаев, когда они требуются для исторической стилизации.

«Проза Ломоносова вообще не может служить для нас образцом: длинные периоды его утомительны, расположение слов не всегда сообразно с течением мыслей», - писал Карамзин и тем самым побуждал писателей к упрощению (укорачиванию) предложений.

Даже после смерти, его дело продолжала карамзинисты: вводили новые слова в язык, смягчали его с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Третьей заслугой Николая Михайловича Белинский назвал преображение русского языка. Дело в том, что знавшие французский, немецкий, греческий или латинский языки, образованная часть населения не утруждала себя поиском переводов или создание слов, потому пользовались иностранными словами в русском языке в неизмененном виде и звучали некрасиво: «фортеция» вместо «крепость», «виктория», вместо «победа» и т.п. Карамзин же старался добавить к таким словам русские окончания, русифицировать их.

Музыка

Теперь же перейдем к теме, которая в наше время затрагивается реже всего, а именно – музыка в XVIII века. Если предыдущие имена нам известны по крайней мере из жизненного опыта, то изучать музыку надо целенаправленно.

Основное развитие этого направления началось во второй половине XVIII века после того, как Екатерина II приглашает в Россию заграничных музыкантов и композиторов, в большинстве своем, вновь из Италии. Но и до этого талантливые ученики из самой империи добивались успеха. Одним из таких примеров является Березовский Максим Созонтович (1745-1777 гг.)

Изначально будущий композитор прославился в Петербурге как оперный певец с удивительным голосом. В 1750-60-х годах Березовский исполнял важные партии в операх, вполне соперничая в умении и возможностях с итальяскими певцами. С полной уверенностью в своих силах, он начал учиться в Италии, где его первая исполненная опера имела успех, как и практически все его композиции, а после вновь вернулся в Россию в 1773 г. На родине его практически забыли и определили на скромную для члена Болонской академии должность. Такое пренебрежение послужило поводом для его самоубийства в 1777 г.

Найденные после его смерти рукописи были найдены позже и хранились в Придворной капелле. В этих работах чувствуется новое направление в партесном пении. Его задачей было согласование музыки и текста, ведь большинство песен прежде писалось итальянцами, не знавшими русского языка и потому совершавших ошибки в ударениях, произношении. Самыми известными его сочинениями являются «Верую» и классический концерт «Не отвержи мене во старости».

Получается, что признание он получил лишь после смерти. Одна из его сонат для скрипки и чембало была обнаружена в отделе Парижской национальной библиотеке, расшифрована Михаилом Степаненко и зазвучавшая со сцены лишь спустя более двух сотен лет с момента ее создания.

Вторым примером может служить Рокотов Федор Степанович (1736-1808 ггю) Он – один из тех редких случаев, когда человек пробился наверх благодаря собственным усилиям. Даже являясь сыном крепостного, он выучился в российской Академии художеств и одним из первых овладел приемами западноевропейского парадного портрета. Эти приемы помогли ему в своих работах передать душу запечатленного, его особые черты и внешность. Вначале Рокотов уделяет этому особое внимание, не детализируя платье и не нагромождая его драгоценностями, но чуть позже, когда зрение художника ухудшается, работы становятся чуть проще, пропадает отпечаток того «рокотовского» стиля. Но талант, который помог пробиться ему даже до официального портрета императрицы Екатерины II (1763 г.).

Бальдассаре Галуппи (1706-1785 гг.) с 1765 по 1768 гг., в период царствования Екатерины II, был приглашен работать первым придворным капельмейстером и сочинителем музыки в Петербурге. Здесь он поставил оперы «Король-пастух», «Покинутая Дидона», «Ифигения в Тавриде», которая была написана специально для императорского двора. В этой опере наметились реформаторские тенденции поздней итальянской оперы-сериа (серьезной оперы). Галуппи стал первым иностранцем, написавшим музыку на текст православного богослужения, и ввел в него неизвестную ранее форму «концерта». «Слава. Единородный Сыне», «Благообразный Иосиф», «Плотию уснув», «Готово сердце мое», «Суди, Господи» и «Услышит тя Господь» — они были изданы во второй половине 1810-х гг. его учеником Д.С.Бортнянским.

Вторым, после Галуппи, стал Паизиелло Джованни (1741-1816).

По происхождению итальянец, он достаточно быстро прославился в своей стране и был замечен Екатериной II. В 1776 г. был Джованни приглашен в Петербург в качестве придворного композитора, которым оставался вплоть до 1784 г.

Уже современники говорили о его несомненном вкладе в российскую музыку и культуру. Его «Служанка-госпожа» (1781 г.) и «Севильский цирюльник» (1782 г.) были весьма известны. Его оперы исполнялись не только в придворном, но и в городских театрах. Помимо этого, он занимался написанием дворцовой музыки: придворные празднества, клавирные пьесы и инструментальные ансамбли.

Вместе с развитием и оживлением культурной жизни в России, Паизиелло занимался преподаванием музыки княгине Марии Федоровне (вторая супруга Павла I), для которой и писались инструментальные ансамбли. . В 1782 г. Джованни опубликовал учебное пособие «Правила хорошей игры паримента, или фундаментального баса, на клавесине», являющуюся обобщением итальянской системы обучения.

Можно сказать, что именно с его появлением в России, музыка стала практически неотъемлемой частью жизни русского общества и неким показателем культуры человека.

Если бы его современники были знакомы с творчеством Паганини, то обязательно бы сравнили Хандошкина Ивана Евстафьевича (1747-1804 гг.) именно с ним. Это та личность, которую сейчас можно назвать невидимкой. Но не потому, что никто его не знал или не слышал при жизни, а потому, что для нас не сохранилось практически никаких данных о его жизни, даже портрета. Однако, благодаря упорному труду Одоевскова, некоторые вещи помимо того, что он виртуозный скрипач, все же имеются.

В 15 дет (1762 г.) он был принят в придворный оркестр, где проработал до 1785 года, достигнув должностей первого камер-музыканта и капельмейстера. В 1765 году он числился преподавателем в воспитательных классах Академии художеств.

Хандошкин был первым русским скрипачом, который давал концерты. Он виртуозно играл как и уже готовые произведения, так и полные импровизации, и импровизации, основанные на произведениях. Иван Евставьевич был удивительно талантлив: играл на скрипке, гитаре, балалайке, дирижировал, обладал прекрасным поставленным голосом, а еще сочинял. Писал сонаты, концерты и вариации на русский песен. В его работах, созданных на рубежах культурных эпох, сочетались и классический, уходящий, и сентиментализм с романтизмом, что пока лишь наступали.

Более удачлив был Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825 гг.) В отличие от своего предшественника, признание нашло его во время его жизни, хотя их биография чем-то схожа. То же время, тот же Петербург, тот же учитель, та же Италия. Но по возвращению в Россию его ожидает успех и должность капельмейстера Придворной певческой капеллы.

Самое начало своей деятельности в этой должности, он вынужден привести капеллу в порядок. Несмотря на свое название, певчие походили на солдат. Тогда Бортнянский решается провести изменения в самой капелле: отделяет состав капеллы (состав, выступающий под аккомпанемент) от состава акапеллы, собрал новый состав. Бортнянский лично проверял поступающих не только на вокальные, но и на умственные возможности, обращал внимание на внешность – все это для того, чтобы сделать капеллу – лучшей школой хорового мастерства. Спустя какое-то время капелла становится независимой, исчезает группа для театральных выступлений и заканчивается этап «итальянщины» в русской музыке.

Что касается композиторства, то он пишет три комические оперы: «Празднества сеньора» (1786 г.), «сокол» (1786 г.), «сын-соперник» (1787 г.), которые делают его известным и за пределами кабинета Екатерины II или капеллы.

Ближе к 90-м годам он сосредотачивается на духовной музыке, а в особенности – на хоровых концертах. Там он немного, но отходит от торжественности, добавляет больше лирики. Как говорил Асафьев: «…произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности — к классицизму». И пусть профессиональные музыканты не принимали это всерьез, но народ перекладывал эти мелодии на гусли, записывали и передавали другим, постоянно издавали.

В то же время, его обычные композиции и оперные сочинения на время стали забываться, но сейчас имя этого композитора вернулось в мир, зазвучало в концертных залах и показало талант Бортнянского.

Скульптура

Также в XVIII веке, благодаря тому же Петру I, в Россию приходит любовь к скульптуре. Именно к классической культуре, которая могла бы сформировать совершенство духовное и физическое.

Самым знаменитым и ярким скульптором в России XVIII веке был упомянутый ранее Растрелли. Его лучшими работами были скульптурные портреты, к примеру, бюст Петра I, но известными были и другие его работы: знаменитый бронзовый портрет Меньшикова (1716-1717гг.); статуя Петра I верхом на коне, на которую Растрелли потратил много лет, но который так и не был установлен и на долгое время был забыт; бронзовая статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

В том же направлении портрета развивались и последующий скульпторы. Точнее, именно в этом направлении они добились больших успехов. Самым крупным мастером скульптурного портрета был Шубин. В его работах всегда находилось отражение личности, его психологического образа и высокая техника исполнения.

Конец XVIII века означал для скульптуры новый этап – классицизм. Он возникает как следствие просветительства. Эпохой, соответствующий этим представлениям, являлась Античность. Поэтому скульптура первой обратилась к ней раньше прочих других жанров.

Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой в области классицистической пластики конца XVIII века. Ему лучше прочих удавались произведения, исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Особенно значительны его последние работы — фонтан «Самсон» и памятник Суворову в Петербурге, в которых русский классицизм XVIII века нашёл самое совершенное выражение.

Народное творчество

Если говорить о культуре России 18., то нельзя забыть о таком факторе, как народ. Именно в этот период в России возникают новые формы искусства. Все еще оставались такие формы народного творчества как былины, сказки, поговорки и т.д. Но существовала и, так называемая, народная литература. Ее невозможно было напечатать из-за цензуры. Эти произведения рассказывали о тяжелой жизни крепостных и жестоком отношении бар к ним («Плач холопов»). О жизни дворовых крестьян в «Повестях пахринской деревни Камкина», которые считают, что смерть – единственное избавление от судьбы. О том, как нищета и голод толкают крестьянина на разбой.

В целом, во всех произведениях находится общие злодеи – царь, дворянство, церковь. Каждый мечтает о свободной и справедливой жизни, где нет глупых чиновников, алчных докторов и бездельников-баринов.

Позже, эти проблемы реализуются и в народном театре, в том же XVIII века. По той же рукописной литературе ставятся небольшие сценки и понятные всем ситуации. Персонажи показаны несколько грубо, гротескно, но характер и жесты были выразительны. Но именно благодаря этому будет развиваться русская бытовая и сатирическая драматургия второй половины XVIII века. Тогда их еще называли драматическими играми и они ставились на праздниках в деревне, в казармах и на ярмармарках.

Другой ветвью развития народного творчества становится песня. Она, как самый доступный способ передачи информации у крестьян, становится главным средством выражения. Крестьяне также поют о своей тяжелой судьбе, об угнетателях-хозяинах, об их издевательствах. В них принижается помещик, но возвышается обычный трудящийся «мужик».

Но если эту функцию они могли выполнять вместе с литературой, то сохранением исторических событий занималась в большей степени песня. Ярче всего был период «пугачевщины». Народ видит в нем своего заступника, мстителя и героя, который спасет их от гнета барина. Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее созданные песни о Разине, о «добрых молодцах, вольных людях». Такова знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».

В этих песнях сохраняются мысли обычных жителей о происходящем и о деятелях того времени. Благодаря ним можно судить о верности или несправедливости принятых решений, о разности образования и культур, о различиях в ценностях, мышления и менталитета.

Ярким примером народной культуры XVIII века может служить и прикладное искусство. С конца XVII в.были распространены резьба и роспись по дереву, керамика, набойка. Многие из этих ремесел пошли от церковной иконописи и иконостаса. Мастера, которые их создавали, нуждались в творчестве и помимо работы в церкви и в свободное время занимались украшением своего дома: роспись ларцов и сундуков, прялок. В связи с этим, появляются новые сюжеты для изображения.

Предметом, который чаще всего встречался у народного мастера XVIII века в России был расписной сундук, где хранилась одежда, книги, ценные бумаги и который использовался в перевозке вещей.

Главными центрами, производящими такие сундуки, были Великий Устюг и Холмогоры. По работам мастеров из Устюга можно заметить, что их все больше привлекали житейские, а не религиозные или сказочные сюжеты. Своеобразное приближение к реализму в дворцовой живописи.

В то же время, мастера с Северной Двины, то на нем изображена история Древней Руси. На одном из сундуков изображена детально проработанная картина, показывающая момент добычи смолы подсочным способом. Эта смола в XVIII века через Архангельск вывозилась в Англию и Голландию. В тот период это был распространенный промысел. Такие сюжеты процесса труда являлись типичными для изображения на сундуках.

Однако творчество мастеров не заканчивалось на сундуках. Под влиянием той же дворцовой моды в Петербурге, начинается роспись и бытовой мебели. Прекрасным образцом такой мебели является расписной шкаф с двумя надписями: «девица прекрасна» и «молодец преизрядный». Их можно узнать по костюмам: узорный платок-«ширинка» – на девице, шапка, отороченная мехом, цветные полосатые штаны, кафтан петровского времени с красными отворотами на рукавах (а в руках еще кубок) – на молодце

В продолжение бытовой темы можно рассмотреть и прялки. Их делали те же мастера, что рубили церкви и дома. Сама прялка использовалась для создания нити из шерсти, но ее лопаска часто украшалась резьбой.

Они, также, как и сундуки, являются источниками информации о жизни мастера того времени и того района, где он жил. Выделяют всего несколько школ резьбы и росписи прялок в зависимости от места их изготовления: вологодские, мезенские, северодвинские, борецкие, ярославские, костромские

У мерезнских прялок лопаски украшались жанровыми сценками: дамы в нарядных платьях, их наряженные кавалеры, или же своих животных, свои источники пропитания и прочее.

На северодвинских прялках изображалась реальность: парусные трехмачтовые корабли с флюгерами. Холмогорская роспись хранила память о девичьих посиделках: в кокошниках, сарафанах, в комнате с самоваром.

Также народная культура XVIII века повлияла на культуру уже России в будущем. Точнее, элемент этой культуры. Орнамент. Самым распространенным орнаментом в России является трехгранно-выемчатый орнамент, устилая поверхность крестьянской утвари — гребней прялок, вальков и рубелей, чаш, колыбелей, уккрашая сани и телеги, входит в убранство крестьянских изб. Все предметы, на которых этот орнамент изображался, были также пропорциональны. В.С. Воронов считал, что «система кругов, их секторов и сегментов — в разнообразнейших соединениях и комбинациях XVIII века — в своем чистом идейном содержании является символическим изображением величественного и всепокоряющего явления природы, в культе которого заключается глубокое и целостное мировоззрение древнего язычества… Первый глубочайший образ бытового искусства символически запечатлел явление природы, и этот образ сохранился непоколебленным до последних дней жизни крестьянского искусства».

Как логичное продолжение резьбы по дереву, идет резьба по кости. Упоминания о ней появляются еще в XII в., когда мастер Евдоким Шешенин со своим братом были вызваны для работы в Оружейной палате.

Но XVIII век – это расцвет холмогорского промысла – костяной резьбы. На протяжении веков мастера оттачивали свое мастерство резьбы по моржовой, слоновой и даже мамонтовой кости. Чаще всего на них изображались какие-то орнаменты с рельефными изображениями. Однако уже с конца XVII в.и в начале XVIII в. у северных мастеров наиболее распространены ларцы-теремки со сквозной резьбой растительного узора. Иногда там встречались вставки архитектурных мотивов, человеческих фигур. Внутрь обычно была вставлена слюда или цветная фольга. Можно было, что это было выражение жанра барокко в резьбе по кости. У холмогорских мастеров прослеживаются особенности классицистического жанра.

В XVIII веке в России происходит переход от средневековья к культуре нового времени, от закрытого и консервативного религиозного к светскому обществу. Во многом благодаря Петру I. Его осознание отставания собственной империи от Запада во многом, заставляет носить европейскую одежду, парики и прочее. Насильственным путем, все подвергается европеизации, в том числе и сферы культуры.

Но абсолютистское государство нуждалось в такой светской культуре. При Петре I в культуру и быт активно проникают западные веяния. Это приводит к плодотворному синтезу. Основным художественным направлением в эпоху Петра был классицизм, который продолжал характеризовать культурный процесс до середины XVIII в. Его идейной основой была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из “среднего” класса.

Наряду с сентиментализмом (а чаще в сочетании с ним) все больше выявляются реалистические тенденции русской культуры, условно называемые “просветительским реализмом”. Они с наибольшей активностью и последовательностью выражали протест против феодальной идеологии.

В целом, в этот период рождается будущая основа всей следующей российской культуры. Некоторые даже называют XVIII век – веком ученичества: многие мастера (композиторы, живописцы, архитекторы и скульпторы) отправлялись на обучение в европейские академии, чтобы постигать накопленные за века знания и техники. Это повлияло на качество работ, выполняемых ими, но также научило их думать по-другому, искать другие решения и в принципе постепенно менять свой стиль. Это позволило русским мастерам во второй половине XVIII века самим стать учителями и учить новое поколение, которое в будущем будет работать на равных с иностранцами.

Немаловажную роль в этом сыграет и верность национальным традициям. Впуская в свою жизнь иностранцев: итальянцев, французов, немцев, мастера ставили сохранение собственной культуры выше идеала западников.

XVIII век оставляет после себя много работ, которые долго еще будут являться образцами для следующих поколений. Великолепные картины, на которых запечатлели императоров и императриц. Это были те полотна, которые помогали создавать хронологию развития живописи в России. Музыкальные произведения так же сохраняют те настроения, которыми была пропитана изменяющаяся империя. И лишь архитектура не повторяет, а по большей части создает и задает новую моду, новое течение. Санкт-Петербург практически является примером всей эпохи.

В качестве главных памятников о той проделанной работе, сохранились не только картины и музыка, архитектура и произведения литературы, но и места, до сих пор сохраняющие влияние на мир: один из лучших университетов страны – Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, Российская Академия художеств, являющаяся сейчас центром отечественной культуры и продолжением Академии художеств и наук 1724 г. и прочие учебные учреждения.

Используемые интернет-документы:

  1. Образовательная реформа Петра I [Электронный ресурс]. URL: http://schoolteam.ru/shkola/istoriya-razvitiya-obrazovaniya/obrazovatel-naya-reforma-petra-velikogo.html (дата обращения: 24.11.17)

  2. Реформы в области культуры и быта. [Электронный ресурс]. URL: http://www.historias.ru/hias-446-1.html (дата обращения: 24.11.17 )

  3. Книгопечатание при Петре [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Книгопечатание_при_Петре_I (дата обращения: 24.11.17 )

  4. Научные достижения Ломоносова [Электронный ресурс]. URL: http://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/god_m_v_lomonosov/dostizhenija_i_nauchnaja_dejatelnost/ (дата обращения: 24.11.17 )

  5. История Московского государственного Университета [Электронный ресурс]. URL: https://www.msu.ru/info/history.html (дата обращения: 27.11.17 )

  6. Григорий Николаевич Теплов – живописей и музыкант [Электронный ресурс]. URL: http://litbook.ru/article/9377/ (дата обращения: 24.11.17 )

  7. Теплов Григорий Николаевич [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теплов_Григорий_Николаевич (дата обращения: 26.11.17 )

  8. Теплов Григорий Николаевич [Электронный ресурс]. URL: http://www.artsait.ru/art/t/teplov/main.htm (дата обращения: 26.11.17 )

  9. Левицкий Дмитрий Григорьевич [Электронный ресурс]. URL: http://webstarco.narod.ru/18vek/levickij.html (дата обращения: 25.11.17 )

  10. Левицкий Дмитрий Григорьевич [Электронный ресурс]. URL: http://art19.info/levitskiy/biography.html (дата обращения: 26.11.17 )

  11. Дмитрий Левицкий [Электронный ресурс]. URL: http://artchallenge.ru/gallery/ru/109.html (дата обращения: 26.11.17)

  12. Дмитрий Левицкий: картины, портреты, биография [Электронный ресурс]. URL: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1044-levickiy.html (дата обращения: 26.11.17 )

  13. Дмитрий Левицкий - первый портретный живописец [Электронный ресурс]. URL: http://www.chernorukov.ru/articles/?article=411 (дата обращения: 26.11.17 )

  14. Луи Каравакк [Электронный ресурс]. URL: http://nearyou.ru/rossik/0karav.html (дата обращения: 26.11.17 )

  15. Луи Каравакк. Картины и биография [Электронный ресурс]. URL: http://smallbay.ru/artrussia/karavak.html (дата обращения: 25.11.17 )

  16. Каравакк Луи [Электронный ресурс]. URL http://art-kartina.ru/jiv-karavakk.html (дата обращения: 26.11.17 )

  17. Каравак Луи [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Каравак_Луи (дата обращения: 25.11.17 )

  18. Никитин Иван Никитич [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Никитин_Иван_Никитич (дата обращения: 26.11.17 )

  19. Никитин Иван Никитич [Электронный ресурс]. URL: http://rus-artist.ru/2012-12-02-10-40-18.html (дата обращения: 26.11.17 )

  20. Иван Никитич Никитин – портретист [Электронный ресурс]. URL: http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post78468918/( дата обращения: 26.11.17 )

  21. Федор Рокотов: картины, портреты, биография[Электронный ресурс]. URL: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1041-rokotov.html (дата обращения: 28.11.17 )

  22. Федор Степанович Рокотов [Электронный ресурс]. URL: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2108-fedor-stepanovich-rokotov-biografiya-i-kartiny.html (дата обращения: 28.11.17 )

  23. Иван Евстафьевич Хандошкин [Электронный ресурс]. URL: http://www.belcanto.ru/khandoshkin.html (дата обращения: 1.12.17 )

  24. Иван Хандошкин: человек-невидимка [Электронный ресурс]. URL: http://blagaya.ru/skripka/violinists/ivan-handoshkin/ (дата обращения: 1.12.17 )

  25. Значение деятельности А.П. Сумарокова в истории русского литературного языка [Электронный ресурс]. URL: http://linguistics-konspect.org/?content=6228 (дата обращения: 1.12.17 )

  26. Галломания [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Галломания (дата обращения: 9.12.17 )

  27. Ринальди Антонио [Электронный ресурс]. URL: http://www.peterburg.biz/rinaldi-antonio.html (дата обращения: 5.12.17 )

  28. Антонио Ринальди [Электронный ресурс]. URL: http://biozvezd.ru/antonio-rinaldi (дата обращения: 5.12.17 )

  29. Ринальди Антонио [Электронный ресурс]. URLhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Ринальди,_Антонио (дата обращения: 5.12.17 )

  30. [Электронный ресурс]. URL: http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/istorija-carskogo-sela-v-licah/rastrelli-franchesko-bartolomeo-1700--1771.html#.Wi7p4lVl_IV (дата обращения: 5.12.17 )

  31. Растрелли [Электронный ресурс]. URL: https://www.arhitekto.ru/txt/6ross03.shtml (дата обращения: 5.12.17 )

  32. Растрелли Франческо Бартоломео [Электронный ресурс]. URL: http://www.peterburg.biz/rastrelli-franchesko-bartolomeo.html (дата обращения: 5.12.17 )

  33. Растрелли, Бартоломео Франческо[Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Растрелли,_Бартоломео_Франческо (дата обращения:5.12.17 )

  34. Владимир Боровиковский [Электронный ресурс]. URL: http://www.peoples.ru/art/painter/vladimir_borovikovskij/ (дата обращения: 7.12.17 )

  35. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Боровиковский,_Владимир_Лукич (дата обращения: 7.12.17 )

  36. Владимир Лукич Боровиковский[Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 7.12.17 )

  37. Боровиковский, который спас красоту [Электронный ресурс]. URL: https://odnarodyna.org/content/borovikovskiy-kotoryy-spas-krasotu (дата обращения: 7.12.17 )

  38. Дмитрий Степанович Бортнянский [Электронный ресурс]. URL: http://www.vseportrety.ru/info-bortjanskiy.html (дата обращения: 7.12.17 )

  39. Дмитрий Бортнянский [Электронный ресурс]. URL: http://www.belcanto.ru/bort.html (дата обращения: 8.12.17 )

  40. Державин [Электронный ресурс]. URL: http://rushist.com/index.php/literary-articles/2804-derzhavin-gavriil-romanovich-biografiya-i-tvorchestvo (дата обращения: 30.11.17 )

  41. Земцов Михаил Григорьевич [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Земцов,_Михаил_Григорьевич (дата обращения: 1.12.17 )

  42. Земцов [Электронный ресурс]. URL: http://spbiir.ru/nauka/kultura-sankt-peterburga/arhitektory-tvorcy-velichija-sankt-peterburga/zemcov-mihail-grigorevich/ (дата обращения: 1.12.17 )

  43. Вклад Карамзина [Электронный ресурс]. URL: http://nsaturnia.ru/metodika/lekciya-na-temu-vklad-n-m-karamzina-v-istoriyu-russkogo-literaturnogo-yazyka/ (дата обращения: 7.12.17 )

  44. Карамзин Николай Михайлович [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Карамзин,_Николай_Михайлович (дата обращения: 6.12.17 )

  45. В.И.Баженов [Электронный ресурс]. URL: https://um.mos.ru/personalities/7445/ (дата обращения: 28.11.17 )

  46. Василий Баженов [Электронный ресурс]. URL: http://architime.ru/architects/a_bazhenov_v_i.htm (дата обращения: 28.11.17 )

  47. 5 главных построек Василия Баженова [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/materials/178207/5-glavnykh-postroek-vasiliya-bazhenova (дата обращения: 28.11.17 )

  48. Баженов Василий Иванович [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Баженов,_Василий_Иванович (дата обращения: 28.11.17 )

  49. Максим Созонтович Березовский [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/berezovski_ms.php (дата обращения: 28.11.17 )

  50. Березовский [Электронный ресурс]. URL: http://www.kkovalev.ru/Berezovsky.htm (дата обращения: 9.12.17 )

  51. Максим Березовский [Электронный ресурс]. URL: http://www.belcanto.ru/berezovsky.html (дата обращения: 9.12.17 )

  52. [Электронный ресурс]. URL: http://cultnord.ru/Holmogorskaja_rezba_po_kosti.html (дата обращения: 5.12.17 )

  53. Художественные изделия из кости в России [Электронный ресурс]. URL: http://goodcoins.su/antic/stoun/hudizdel.htm (дата обращения: )

  54. Выставка русского народного искусства XVII-XXI вв. в Русском музее [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/N15837 (дата обращения: 5.12.17 )

  55. Русский фолоклор [Электронный ресурс]. URL: http://ur-ga.ru/culture/?n=1261 (дата обращения: 5.12.17 )

  56. Народное творчество 18 века [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/800052/kulturologiya/narodnoe_tvorchestvo_veka (дата обращения: 5.12.17 )

  57. Народное творчество 18 века [Электронный ресурс]. URL: http://mirznanii.com/a/134349/kultura-18-veka-rossii#_Toc498229080 (дата обращения: 5.12.17

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Просмотров работы: 101