РОЛЬ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Волчановская С.М. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Речевое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) – важнейшая образовательная область. Конечно можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно–эстетическое или социально-коммуникативное. Известно, что полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.

ФГОС ДО по речевому развитию ставит следующие задачи:

– «овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),

– обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)

– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей -диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)

– развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия)

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей).

– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)» [2].

Речь – это инструмент общения. От того, как ребенок освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Дети не владеют приёмами и методами запоминания. Они с неохотой учат стихи, пересказывают тексты. Заучивание стихотворений вызывает у них трудности – быстрое утомление. Для улучшения памяти, а через неё и мышления, необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Как говорил К. Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» [1].

И здесь на помощь приходит мнемотехника.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно–образная память. Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника– это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. –блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н схемой составления рассказа.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Применять модельные схемы можно и на других занятиях. Самое интересное, что запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций улучшается зрительное и слуховое внимание, воображение, восприятие, развиваются все стороны речи.Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и физических нагрузок.

Целью нашей работы является выявление возможности использования мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является развитие связной речи дошкольников.

Предмет – мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников.

Мы определили следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

  2. Выявить уровень развития связной речи дошкольников.

  3. Разработать и апробировать технологию развития связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы- модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Список литературы:

  1. Ушинский, К. Д. Родное слово / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1981. – с. 89–151.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва).

Просмотров работы: 354