НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Кринова О.И. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные дети мало знают о своей семье, родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;

  • воспитание уважения к труду;

  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;

  • формирование элементарных знаний о правах человека;

  • расширение представлений о городах России;

  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине. Нравственно – патриотическое воспитание должно пронизывать все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.

Существует множество форм работы с детьми:

  • групповые занятия, музыкальные занятия, занятия физической культурой;

  • индивидуальные занятия;

  • чтение художественной литературы;

  • просмотр видеофильмов и диафильмов

  • игровая/изобразительная деятельности

  • проведение развлечений, праздников, выставок детского творчества

  • рассматривание фотографий, иллюстраций

  • изобразительная деятельность

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Содержание работы с детьми по нравственно-патриоти­ческому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом:

  • расширение и углубление опыта общения с миром искусства;

  • развитие художественно-эстетического восприятия;

  • формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;

  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине.

Среди видов изобразительного искусства, рисование - одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.

Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.

Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений, о многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы.

Данную работу можно разбить на блоки:

«Мой дом. Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Россия-родина моя»

  1. Самый первый блок по патриотическому воспитанию – это «Мой дом, Моя семья».

Чувство Родина у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В этом блоке можно провести сюжетно-ролевую игру «Семья», выучить стихи про семью, организовать развлечения «Моя семья». После чего нарисовать портреты членов семьи, дома, в котором ребенок живет, провести выставку рисунков. Совместно с родителями изготовить альбомы для группы «Моя семья», «Папа дома», «Герб семьи». Родители могут изготовить макет своего дома для мини-музея ДОУ.

Можно пригласить бабушек, которые занимаются декоративно-прикладным искусством. Устроить в группе выставку «Народное творчество». Каждая из бабушек расскажет о своем творчестве.

  1. Второй блок – это «Мой детский сад». Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией.

Целесообразно сначала познакомить детей с группой, в которую ходит ребенок. Для этого нужно организовать путешествие по группе с загадками, с различными заданиями, рассказом воспитателя о группе. Обязательно нужно зачитать правила поведения в разных помещениях группы.

Затем можно организовать экскурсии по детскому саду. Где ребята познакомятся с медицинским кабинетом, кухней, прачечной, музыкальным залом, кабинетом заведующий. В ходе экскурсии дети познакомятся с людьми, которые там работают, а они в свою очередь расскажут детям, для чего нужно каждое помещение в детском саду. И познакомят с правилами нахождения в каждом помещении. Когда дети вернуться в группу можно предложить им изобразить на листе бумаги с помощью красок, что ему больше всего понравилось во всем саду. Попросить передать свои впечатления, рассказав, о нарисованном. Оформить выставку. Далее дети знакомятся с территорией, на которой находится детский сад. Сначала свой участок, затем соседний. Позже можно организовывать целевые прогулки по территории детского сада. Прейдя в группу, выполняем коллективную работу «Мой красивый участок в детском саду» с помощью отпечатков ладоней.

Дальше работу можно продолжить, в совместной деятельности с родителями, изготовить альбомы «Мой детский сад», «Моя группа».

Вовлекать в работу родителей, провести акцию «Посадим дерево на участке детского сада», «Сделаем скворечник».

  1. Третий и четвертый блоки - это «Мой город», «Россия-родина моя».

Работа по воспитанию любви к родному Городу следует начать с бесед. Затем ребятам можно предложить показ презентации «Мой город - Магнитогорск», где можно увидеть основные здания, парки, игровые площадки, памятники нашего города. Провести беседу с детьми, где они были, что больше всего им нравиться в нашем городе, почему?

Организовать экскурсию по улице, на который стоит детский сад. Изготовить макет улицы. Далее желательно провести работу с родителями по теме: «Как рассказать ребенку о городе, в котором мы живем». Как в выходной организовать семейную экскурсию по городу.

Так же с детьми можно организовать просмотр мультфильмов о истории города, России адаптированный для детей (серия мультфильмов Мульти-Россия).

После всей проделанной работы совместно с родителями и детьми организовать в группе мини - музей «Мой Магнитогорск».

Составить план работы мини-музея, куда могут войти проекты: «Моя Родина», «Флаг России» и т.д.

Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с родным краем соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты.

Вся работа, направленная на воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников по средствам изобразительного искусства должна быть построена на взаимодействии педагога с родителями, а также тесно связана с музыкальным руководителем.

Список литературы

1. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью[Текст]/ Н.В.Алёшина. – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004. – 246 с.

2.Козакова, И.П. Особенности патриотического воспитания дошкольников [Текст] / И.П. Козакова// Обруч. 2003.- №6.- С. 8-12.

3.Колпачук, О.С., Добрицкая, И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста[Текст]/ О.С.Колпачук, И.Г.Добрицкая./ Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006.- С. 66-68.

4. Логинова, Л.В. Мини-музей в детском саду [Текст]/ Л.В. Логинова, Н.А. Рыжова. - М.: Лнка-Пресс, 2008. – 256 с.

5.Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников [Текст]/Н.Ю.Ясева. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000.- 60 с.

Просмотров работы: 983