ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сизова А.С. 1
1Мурманский Арктический Государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодняшний дошкольник совсем другой, нежели 20-30 лет назад. В дошкольной образовательной среде возникает ситуация, требующая от педагога специальных усилий для организации взаимодействия современных детей, которые с легкостью осваивают компьютерные технологии, но испытывают серьезные трудности в непосредственном общении друг с другом.

Решение задачи развития общения современных дошкольников актуализирует необходимость обогащения психологических, педагогических и социальных контекстов данной проблемы новым культурологическим контекстом, который придаст так называемую «культуроемкость» практике работы педагога с детьми. Выражением культуроемкости является введение ребенка средствами общения через диалог в пространство современной культуры. Каким образом это можно организовать? Ответ на данный вопрос находится в концепции полисубъектного, или диалогического, подхода, который, по определению Т. Д. Марцинковской, Л. А. Григорович[3], выступает как ориентация на развитие (саморазвитие) личности в пространстве взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми.

Проблема полисубъектности в настоящее время выходит на одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях и становится одним из актуальных направлений в изучении механизмов развития и саморазвития субъектов образовательной среды. Полисубъектное взаимодействие подразумевает под собой форму непосредственного взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность и особый тип общности — полисубъект, понимаемый как целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития внутренних содержаний реальных субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях и объединенных совместной творческой деятельностью, и проявляющееся в способности к активности, действенности, интеграции, способности к преобразованию окружающего мира и себя, способности выступать как целостный субъект в отношении к процессу саморазвития и в отношениях с другими полисубъектами [2]. Построение полисубъектного взаимодействия является условием осуществления развивающего образования, поскольку образовательный процесс предполагает построение субъект-субъектных отношений между педагогом и детьми, а педагогическая профессия, как подчеркивает Поддьяков Н.Н. [5], предполагает стремление к постоянному саморазвитию в единстве с развитием детей

Научный анализ работ показывает, что полисубъектное взаимодействие характеризуется:

-феноменологически: актуальной и совместной деятельностью партнеров;

-динамически: взаимной направленностью векторов их активности;

-структурно: сложностью системы, направленной на общее развитие отношений между субъектами;

-(инструментально) созданием условий для организации совместной деятельности и общения субъектов, в процессе которых происходит развитие; заключается в создании условий для организации совместной деятельности и общения субъектов, функционально полисубъектное взаимодействие есть принятие партнерами самого факта существования друг друга и построение принимающих субъект-субъектных отношений.

-функционально: принятием партнерами самого факта существования друг друга и построение принимаемых отношений.

Согласно И. В. Вачкову [2], важнейшей характеристикой полисубъекта является способность быть субъектом, которая включает активность, сознательность, способность к взаимодействию. Для трансформации традиционных практик коммуникативного развития дошкольников с учетом новых тенденций их развития, важно выделить в качестве критериальных свойств в описании полисубъекта такие три характеристики, как способность к осознанию системы отношений между субъектами; совместная творческая активность; семантическое пространство, общее для всех субъектов общности.

Данные характеристики (помимо способности быть субъектом) можно рассматривать в качестве основных признаков полисубъекта, на развитие которых и должна быть направлена деятельности педагога, решающего задачу коммуникативного развития дошкольников. [4]

Иными словами, в полисубъекте каждый входящий в него человек (воспитанник, или педагог, или родитель) имеет представление о том, как кто к кому относится; он объединён со всеми другими увлекательным творческим делом и стремится к саморазвитию и развитию всей общности в целом; а кроме того, создает и поддерживает общее семантическое пространство для всех субъектов общности, придающее общий смысл их взаимодействию.

Каждый субъект занимает в системе межличностных отношений определенную позицию, которая закрепляет его место в группе и определяет характер его взаимоотношений с другими членами группы. Положение индивида в группе находится в прямой зависимости от его социально-психологических качеств, которые определяет его статус, то есть место в группе, закрепленное в системе прав и обязанностей, существующих в данном сообществе. Статус - это позиция, место субъекта в группе, определяющее его положение в системе межличностных отношений. [1]

Исходя из выше изложенного, можно определить диагностические инструменты для выявления особенностей полисубъектности в коммуникативной сфере дошкольников. При разработке диагностического комплекта, мы исходили из положения о том, что объективирующем полисубъектность полем выступают отношения между входящими в коллективный субъект субъектами как основная единица анализа группового взаимодействия Термин «отношение» в нашем исследовании понимается как сложное, многокомпонентное и многоуровневое образование, устанавливающее связь между субъектом и различными объектами и субъектами, богатое пространством своих потенциальных и актуальных смыслов, включающее в себя идеи целостности, активности, развития, взаимодействия, диалогичности, рефлексивности, творчества.

Выявить ключевые характеристики полисубъектности у детей 4-7 лет позволят: социометрическая методика "Два домика"(Т.Д. Марцинковская), экспериментальные игры "За рулем" (6-7 лет), "Железная дорога" (4-5 лет) по методике А. А. Рояк, методике «Карта наблюдения «Субъектные проявления ребенка» (СПР) (О.В. Кудрявцева), методика диагностики субъектности ребенка дошкольного возраста, основанная на теории субъектности личности (Л.В. Алексеева). Пилотная апробация данных методик показала их существенную диагностическую ценность.

Социометрическая методика "Два домика" (Т.Д. Марцинковская) позволяет выявить статус ребенка в группе, так как без этих данных невозможно определять уровень полисубъектности детей. Целью методики является определение круга значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика предполагает выявление уровня межличностных отношений детей дошкольного возраста. Выделяются определенные типы социометрического статуса: “Популярные” (“звезды”), “Предпочитаемые”, “Пренебрегаемые” или «оттесненные», “Изолированные”, “Отвергаемые” . Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

Экспериментальные игры "За рулем" (6-7 лет), "Железная дорога" (4-5 лет) по методике А. А. Рояк позволяют выявить уровень межличностных отношений. Методика оценивается по следующим критериям: сформированное умение вести беседу и договариваться с участниками команды; умение осуществлять взаимный контроль; проявляемое отношение к совместному результату деятельности; степень оказания взаимопомощи при осуществлении совместных действий; рациональность используемых ребенком игровых средств.

Полисубъектное взаимодействие характеризуется субъектными отношениями. На полисубъектном уровне самосознания в качестве единицы анализа необходимо выделять акт осознания себя как субъекта в системе взаимоотношений между входящими в полисубъект субъектами. Для определения субъектности каждого ребенка информативны «Карта наблюдения «Субъектные проявления ребенка» (СПР) Кудрявцевой О.В. и методика диагностики субъектности ребенка дошкольного возраста, основанная на теории субъектности личности Л.В. Алексеевой.

Карта наблюдения «СПР» состоит из 51 утверждений, входящих в состав шести шкал. Эти утверждения описывают особенности проявления субъектности ребенка, соответствующих как условиям детского сада, так и в целом его жизнедеятельности. В каждую шкалу вошло разное количество утверждений. В состав шкал «Опосредствованность», «Самоценностность», «Автономность» вошло 8 утверждений. Шкалы «Креативность», «Активность», «Целостность» содержат по 9 утверждений. В целом методика позволяет получить информацию как об общем уровне развитости субъектности у дошкольника, так и об уровне развитости отдельных атрибутов субъектности.

Карта наблюдения в целом работает также и как единая шкала, отражающая «Общий уровень субъектности» (ОУ), которая характеризует общий уровень развитости у ребенка субъектности в целом. Высокий показатель по общей шкале свидетельствует о том, что ребенок чаще является субъектом своей деятельности. Низкий показатель указывает на то, что ребенок не проявляет субъектную позицию и чаще является объектом разнообразных воздействий и влияний. Условием возникновения полисубъектного взаимодействия является высокий уровень субъектности каждого из членов общности, что, в свою очередь, определяется соответствующим уровнем развития самосознания субъектов.

Итак, проблема полисубъектности в настоящее время выходит на одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях психолого-педагогической науки, отражая психологические механизмы развития и саморазвития субъектов образовательной среды в процессе установления содержательных социальных контакта и эмоциональной связи с миром. Применение в эмпирических исследованиях коммуникативного развития детей 4-7 лет разработанного и апробированного диагностического комплекта позволит получить значимые результаты о развитии полисубъектности в онтогенезе и позволит учитывать тенденции развития современного дошкольника в практике образовательной деятельности.

Список литературы

  1. Бабинова Н.В. Субъект-субъектные отношения как условие организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. – 2015. - № 6. – С.45-50

  2. Вачков И. В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 16-29.

  3. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006.

  4. Петровский В.А. Принцип субъектности в психологическом исследовании//Вопросы психологии. 1985. - №4. - С. 15-30.

  5. Поддьяков Н.Н. Психологическое развитие и саморазвитие дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – СПб.: Агенство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты: М.: Сфера, 2010. С. 8-15.

Просмотров работы: 272