ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Мурзагильдина О.В. 1, Мурзагильдина О.В. 2, Ильина Г.В. 1, Мурзагильдина О.В. 3
1ГБОУ ВО МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА
2ФГБОУ ВО МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА
3МДОУ№11
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Здоровье человека зависит от многих факторов. Это наследственность, экология, экономические и социальные условия, социально-психологические условия, эффективная система здравоохранения, здоровый образ жизни. Вместе с тем, анализ ситуации показывает, что в области здоровьесбережения имеются серьезные проблемы. Особенностью природно-климатических условий Южного Урала, для которого характерен резкий сезонный перепад температур, большая продолжительность зимнего периода, малая продолжительность солнечных дней, а также экологический дисбаланс сказываются на здоровье детей [6].

Решению данной проблемы способствует внедрение в образовательный процесс принципов здоровьесберегающей педагогики. К сожалению, длительное время в образовании не уделялось должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, оно уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние воспитанников, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. Сегодня появилась тенденция к усилению интереса со стороны педагогов к здоровьесберегающим образовательным технологиям [5].

В настоящее время существует несколько подходов к пониманию здоровьесберегающих технологий. В общем виде, под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология – это:

  • условия обучения ребенка в образовательных учреждениях (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [6].

В качестве принципов здоровьесберегающей технологии можно выделить следующие:

  • принцип оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья ребёнка);

  • принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • принцип связи теории с практикой.

В процессе укрепления здоровья учащихся применяю следующие группы средств здоровьесберегающих технологий: оздоровительные силы природы; гигиенические факторы; средства двигательной направленности.

К оздоровительным силам природы относятся свежий воздух, солнце, растительный и животный мир, всё то, что оказывает благоприятное воздействие на физическое состояние детей и способствует активизации биологических процессов организма.

Содействие в сохранении и укреплении здоровья детей оказывают такие гигиенические факторы, как:

- выполнение санитарно-гигиенических требований;

- проветривание и влажная уборка помещений;

- соблюдение общего режима дня;

- обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

С самого раннего детства необходимо прививать детям правила личной гигиены, обучая и закрепляя их ежедневно, чтобы у детей выработалась привычка.

Форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, существует достаточно много: динамические паузы, ритмопластика, релаксация, гимнастика (пальчиковая, дыхательная, бодрящая, гимнастика для глаз), коммуникативные игры, игротреннинги, игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика, музыкотерапия, цветотерапия и другие.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от видов и типов образовательных учреждений, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Рассмотрим некоторые виды здоровьесберегающих технологий, которые могут быть использованы в дошкольной образовательной организации.

Игротерапия как одна из технологий обучения здоровому образу жизни.

Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Существуют достаточно разработанные теории игры, в основе которых лежат различные концептуальные представления о ее психотерапевтических возможностях в развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.И. Захаров, Я. Морено, Д.Б. Эльконин). Игротерапия долгие годы использовалась сугубо в коррекционных целях, но в последнее время эту технологию используют в обычных образовательных учреждений для обычных детей в оздоровительных целях. Данную технологию можно использовать в любое свободное время, как в первой, так и во второй половине дня. Время проведения строго не определено, оно будет зависеть от тех целей и задач, которые ставит в процессе игровой деятельности педагог. Организация занятия может проходить не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Для развития различных сторон психики ребёнка можно использовать психогимнастику, где дети обучаются владению своими эмоциями, что, в свою очередь, позволяет им быстрее адаптироваться в коллективе сверстников, учит умению общаться со взрослыми, быть более открытыми и доброжелательными. Они легче выражают свои чувства, и лучше умеют понимать чувства других. Кроме того, у него развиваются умения ориентироваться в схеме собственного тела, изменять состояние мышц (напрягать и расслаблять их), копировать сложные движения (специфические движения животных), контролировать мимику и пантомимику. На психогимнастических занятиях используются методики «Веселая пчелка», «Остров плакс», «Холодно-жарко», «Шарик», «Зернышко» и другие [5].

Дыхательная и звуковая гимнастика может проводиться в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, которую проводят педагоги дошкольного образовательного учреждения. Цель гимнастики – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Для этого можно использовать упражнения «Покорители космоса», «Гудок парохода», «Полет самолета», «Упрямый ослик» и другие [5].

Технологии музыкального воздействия могут проводиться в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Проводить их могут воспитатели, психолог, музыкальный руководитель. Данные технологии используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Музыка развивает экспрессию ребенка – двигательную, речевую, мимическую [4].

Таким образом, рассмотренные здоровьесберегающие технологии будут способствовать сохранению и укреплению как психического, так и физического здоровья детей. Используя данные технологии в совокупности с традиционными позволят педагогам сделать оздоровительный процесс увлекательным для дошкольников.

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных организациях осуществляется посредством Программы физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста.

В основу программы положены следующие принципы:

– от простого к сложному, т.е. дети начинают знакомиться с простыми упражнениями, учатся их правильно выполнять, затем постепенно переходят к более сложным;

– принцип интеграции образовательных областей по ФГОС («Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»);

– принцип доступности и индивидуализации.

Программа включает в себя следующие режимные моменты: утро, непосредственную образовательную деятельность, прогулку, гимнастику после сна, вечер.

Каждое утро с детьми раннего возраста должна проводиться утренняя зарядка, в процессе которой осуществляется ходьба высоким шагом, проводится упражнение «Птички летают» – лёгкий бег врассыпную, построение в круг, упражнение «Качели» – раскачивание рук вперёд – назад, упражнение «Заводная игрушка» – повороты вправо, влево; наклоняясь, присесть, сказать «сели», вернуться в и.п.; лечь на спину, ноги прямые, руки вдоль туловища, подтянуть ноги, согнутые в коленях, к груди, вернуться в и.п.; упражнение «Воробышки прыгают и летают» – прыжки на месте и бег врассыпную; ходьба друг за другом.

В процессе непосредственной образовательной деятельности дети раннего возраста учатся бросать вдаль левой и правой рукой; ползать на четвереньках на гимнастической доске; подниматься на ящик и сходить с него; ходьба в прямом направлении до предмета (3-4 м); сидя на коврике, обеими руками держаться за палку, поднять руки вверх и опустить вниз; стоя, держаться за палку, присесть и выпрямиться; ползать (3-4 м) и перелизать через бревно (скамейку); держать мяч обеими руками и бросать его вперед и т.д.

Прогулка способствует оздоровлению детей, так как, во-первых, дети находятся на свежем воздухе и, во-вторых, можно проводить подвижные игры высокой и средней подвижности, такие как: «Воробушки и автомобиль», «Береги предмет», «Птицы в гнездышках», «Птички раз» Птички два!»,«Устроим снегопад», «Ловлю птиц на лету», «Воробушки и кот».

Для выявления уровня физического развития детей раннего возраста можно использовать методику А.И. Анохиной [1], которая включает задание на определение уровня развития следующих движений. Умение держать туловище и голову прямо, плечи расправлены. Лёгкий бег на носочках. Прыжки на двух ногах. Умение совершать следующие движения ног: отсутствие шарканья; наличие переката; пятки сближены, носки разведены. Умение совершать следующие движения рук: энергичное размахивание; размахивание вперёд – назад. Непрерывные полуприседания на слегка согнутых ногах. Умение садиться на пол, ноги скрестить, руки на поясе. Повернуться вправо (влево), вернуться в исходное положение. Наклониться вперед вниз, сгибая колени, сказать «Бом», вернуться в исходное положение.

Каждое задание оценивается по балам: 3 балла – правильно выполненное задание; 2 балла – задание выполнено с ошибками; 1 балл – задание вообще не выполнено.

Если дети набрали: 30 – 33 баллов – высокий уровень физического развития детей раннего возраста; от 18 – 29 баллов – средний уровень физического развития детей раннего возраста; 18 и ниже баллов – низкий уровень физического развития детей раннего возраста.

Для исследования уровня сформированности циклических движений (лазание, ползание) у детей раннего возраста можно использовать методики Д.В. Хухлаевой [2].

Методика № 1: «Лазание по гимнастической стенке».

Цель: Выявление уровня сформированности лазания по гимнастической стенке у детей раннего возраста. Детям дается задание залезть на гимнастическую стенку. Учитывается: согласованность движения рук и ног; уверенность; самостоятельность.

Физическое развитие детей раннего возраста выявлено на основании следующих критериев (таблица 1).

Таблица 1 – Критерии физического развития детей раннего возраста

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Ребенок напряжен, неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая

Ребенок уверенно, с небольшой помощью воспитателя выполняет основные движения, ОРУ, соблюдает нужное направление, основную форму и последовательность действий

Ребенок уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания

Не умеет действовать по указанию воспитателя, согласовывать свои движения с движениями других детей; отстает от общего темпа выполнения упражнений: необходим обязательный показ движения

Действует в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе; с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения; соблюдает правила в подвижных играх

Действует в общем для всех темпе; легко находит свое место при совместных построениях и в играх; быстро реагирует на сигнал, переключается с одного движения на другое; с большим удовольствием участвует в играх

Исходя, из критериев каждому ребенку начисляются баллы, по которым можно судить об уровне развития лазания (таблица 2).

Методика № 2: «Ползание по скамейке».

Цель: выявление уровня сформированности ползания по скамейке. Дети ползут по скамейке, хватаются руками за края и подтягивают туловище вперед. Учитывается: самостоятельность, уверенность, согласованность рук и ног. Исходя, из критериев каждому ребенку начисляются баллы, по которым можно судить об уровне развития лазания (см. таблицу 2). Нами были использованы критерии и показатели сформированности циклических движений (лазание, ползание). Если дети набрали: 9 баллов – высокий уровень сформированности основных движений у детей раннего возраста; от 6 – 8 баллов – средний уровень сформированности основных движений у детей раннего возраста; 5 и ниже баллов – низкий уровень сформированности основных движений у детей раннего возраста.

Методика № 3: «Ползание на четвереньках». Цель: выявление уровня сформированности ползания на четвереньках. Дети ползут на четвереньках переменным шагом. Учитывается: самостоятельность, уверенность, согласованность рук и ног. Исходя, из критериев каждому ребенку начисляются баллы, по которым можно судить об уровне развития лазания (см. таблицу 2).

Таблица 2 – Критерии и показатели сформированности циклических движений

Критерии

Качественные показатели

Баллы

Уровни

Согласованность движений рук и ног

Согласованность движений рук и ног

Слегка заметное отставание движение рук от движения ног, и наоборот

Полное несоответствие согласования движения рук и ног

3

2

1

высокий

средний

низкий

Самостоятельность

Выполняет самостоятельно

Выполняют движения с небольшой помощью воспитателя

Выполняют с помощью воспитателя или не выполняют

3

2

1

высокий

средний

низкий

Уверенность

В движении проявляет четкость, переменный шаг

В движении наблюдается скованность, не всегда переменный шаг

Ошибки в движении, нет переменного шага

3

2

1

высокий

средний

низкий

Время

От 12 до 15

От 15 до 25

От 25 до 40

3

2

1

высокий

средний

низкий

Основной причиной низких показателей является отсутствие планомерной, целенаправленной работы по физическому развитию детей раннего возраста, отсутствие у некоторых детей интереса к физкультурным занятиям.

Таким образом, на данный момент существует необходимость создания здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных организациях, подбор наиболее эффективных средств и методов, методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме.

Список использованной литературы:

  1. Анохина И.А. Формирование культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. Часть 1. Физическая культура. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 38 с.

  2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.

  3. Концепция развития здравоохранения до 2020 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zdravo2020.ru/.

  4. Морозова А.И. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 6. С. 63-68.

  5. Чупаха И.В.,Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М.: Илекса, 2013.

  6. Цзян Е.А., Коновалова А.А. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4-2. С. 94-98.

Просмотров работы: 550