К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ

Барашева В.А. 1
1МГТУ имени Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интеллектуальная готовность очень важна для успешного обучения в школе. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, об общественных явлениях [3, с.16].

Важная особенность интеллектуальной готовности ребенка к школе - это не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а, прежде всего, умение увидеть связи, закономерности, желания ребенка понять, что, отчего и почему происходит [4, с.92].

В последнее время проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе приобретает все общую актуальность и занимает важное место в педагогической и психологической науке. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности образовательного процесса во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к обучению в школе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяют три наиболее значимые характеристики готовности ребенка к школе:

- мотивационная готовность (желание учиться);

- эмоционально – волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);

- интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами) [2].

Е.Е.Кравцова определяет следующие компоненты интеллектуальной готовности детей к обучению в школе:

1) дифференцированное восприятие;

2) аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

3) рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

4) логическое запоминание;

5) интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

6) овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

7) развитие тонких движений руки, зрительно-двигательных координаций [4, с.76].

В своих исследованиях В.И. Логинова считает, что интеллектуальная готовность детей к обучению в школе предполагает наличие составляющих:

1) кругозора;

2) планомерного и расчлененного восприятия;

3) смыслового запоминания;

4) обобщенных форм мышления и основных мыслительных операций [1,с.113].

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

Интеллектуальная готовность детей можно рассматривать также с позиции развития интеллекта по некоторым критериям, которые в своих работах выделила Р.В. Овчарова: “низкий – неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий; - средний – неумение слушать другого человека, простые логические операции сравнения, обобщения в форме словесных понятий – выполняются без ошибок, выполнение более сложных логических операций – абстракция, анализ, синтез – допускает ошибки; высокий – возможность слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий„.[5, с.235].

Цель интеллектуальной подготовки к школе овладение детьми мыслительными операциями, способами осуществления непосредственной практической деятельности, формирование основ логического мышления, конкретизация и обобщение имеющихся знаний о предметах и явлениях, совершенствование способов умственной деятельности, формирование представлений, умений и навыков, являющихся основой дальнейшего интеллектуального развития ребенка старший дошкольный возраст является этапом интенсивного развития. Значительно возрастает объем, концентрация, устойчивость внимания; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи; внимание становится опосредованным, появляются элементы после произвольного внимания. В значительной степени совершенствуется планирующая функция речи. Речь дает возможность заранее словесно выделять значимые для определенной задачи предметы, организовывать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.

Не смотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание, в процессе интересной для них игры может быть достаточно устойчивыми.

Таким образом, для успешного решения задач интеллектуальной подготовки детей к школе необходимо учитывать особенности интеллектуального развития дошкольников:

1.Наличие у дошкольников формы экспериментирования как собственной преобразующей деятельности с предметами.

2.Ведущая роль сенсорных процессов.

3.Произвольность познавательных психических процессов.

Список использованных источников:

1.Шкоркина Т.Б. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. – Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – 2011. – Т. 1. – № 1-1 (5). – 97.

2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования .от « 17 » октября 2013 г. № 1155

3. Запорожец, А.В. Современная наука о детях: Материалы научно-практической конференции./. А.В. Запорожец А. – М.: Логос,1995 – 222 с.

4. Кравцова, Е.Я. Психические проблемы готовности детей к школьному обучению./. Е.Я Кравцова. – М.: Просвещение,1991 – 201 с.

5. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе./ Р.В Овчарова.– М.:ТЦ «Сфера», 1999 – 273 с.

Просмотров работы: 484