СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОО И СЕМЬИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОО И СЕМЬИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Юревич С.Н. 1, Москвитина Е.П. 1
1ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г. И. Носова", кафедра дошкольного и специального образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в системе образования происходят большие изменения в сфере духовно-нравственного воспитания и развития, прежде всего школьников и молодежи. Современное поколение утрачивает духовно-нравственные ориентиры, теряют свой авторитет и перестают быть значимыми такие базовые понятия-ценности, как нравственность, доброта, справедливость, честность. В свою очередь, такие негативные изменения оказывают разрушительное воздействие и на семью. Родители, у которых недостаточно сформировано собственное мировоззрение по отношению к духовно-нравственной сфере, испытывают затруднения при формировании у ребенка системы ценностей и идеалов, правильных духовно-нравственных основ. В современных семьях наблюдаются кризисные явления, молодые родители сталкиваются с отсутствием взаимопонимания в семейных отношениях, разрозненностью взглядов на воспитание ребенка. Подобная ситуация негативным образом сказывается на воспитании и социализации дошкольников.

Известно, что в старшем дошкольном возрасте происходит активное социальное развитие, значительное накопление социально-значимого опыта, проходит активный процесс формирования базовых отношений дошкольника к окружающему миру. Именно поэтому важно в период дошкольного детства заложить ребенку духовные и нравственные основы, которые сделают его более устойчивым к нежелательным влияниям, учить ребенка правилам общения, поведения, умению жить среди людей, формировать культурные традиции и ценности.

Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада. Тот дух, который царит в семье и детском саду, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющимв формировании внутреннего мира ребенка.

Многими учеными (Н.И. Костомаров, Ю.В. Бромлей, В.И. Брудный, Г.Н. Волков и др.) доказано, что приоритет в области духовно-нравственного воспитания дошкольников принадлежит семье.

Необходимость осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Данный нормативный документ направлен на решение следующих задач: «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка»[1].

В соответствии с нормативно-правовым документом, проблему духовно-нравственного воспитания следует решать комплексно и постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Поскольку «Закон об Образовании» подтверждает, что родители (законные представители) являются участниками образовательных отношений, решить проблему духовно-нравственного воспитания возможно через реализацию социального партнерства ДОО и семьи [3].

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как привлечь к образовательному процессу ДОО родителей, выступающих в роли социальных партнеров с целью обеспечения эффективного духовно-нравственного воспитания дошкольников. Социальное партнерство предполагает постоянный непрерывный социальный диалог между его участниками. Такой режим постоянной готовности к переговорам позволяет решать любые проблемы, возникающие в процессе совместной деятельности партнеров сразу, укрепляя их взаимодействие.

Организация социального партнерства ДОО и семьи возможна через непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Эффективность реализации социального партнерства в вопросах духовно-нравственного воспитания детей возможна через использование различных форм взаимодействия ДОО и семьи. В практике существуют как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия. Среди современных форм организации работы с родителями М.Н. Недвецкая выделяет такие новые формы, как анализ педагогического опыта, дискуссии конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, организация недель сотрудничества с родителями, проведение семейных вечеров и другие [2].

Одной из эффективной формой организации социального партнерства является создание родительского клуба на базе дошкольной организации. Работа родительского клуба создает условия психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОО, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.

Основными целями работы семейных клубов являются: 

-       объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей; 

-       повышение педагогической компетенции родителей;

-       обмен опытом семейного воспитания;

-       укрепление детско-родительских отношений;

-       предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Предполагается создание родительского клуба на базе группы детского сада. Деятельность клуба осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется педагогами совместно с родителями на один учебный год и может корректироваться в соответствии с запросами родителей. В плане отражается тематика мероприятий; формы организации, сроки, ответственные.

В рамках клуба организуются лекции, просмотры для родителей, консультации, совместные семейные проекты, выставки, например, «Моя семья», «Наши семейные увлечения». Иногда организуются совместные встречи детей, родителей и ДОО (по мере необходимости), в ходе которых происходит обмен опытом, решение проблемных ситуаций. Родители приобретают знания об особенностях семьи; о необходимости поддержания семейных традиций и обычаев. В результате деятельности клуба у родителей формируется мировоззрение о необходимости рассмотрения процесса воспитания детей на фоне всей жизни семьи, ее атмосферы, традиций и обычаев межличностного общения.

Функционирование в ДОО семейного клуба, будет способствовать установлению партнерства между участниками образовательных отношений, а также позволит решить проблему духовно-нравственного воспитания старших дошкольников. В результате деятельности клуба происходит формирование единых образовательных смыслов и ценностно-целевых ориентаций у педагогов дошкольной организации и родителей, создание единого образовательного пространства для ребенка, повышается заинтересованность родителей в социальном партнерстве с детским садом, происходит гармонизация детско-родительских отношений.

Список литературы:

1.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

2.     Недвецкая, М. Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи:Дис. докт. пед. наукТекст. / М.Н. Недвецкая. М., 2009. - 383 с.

3.     Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

Просмотров работы: 233