ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА АДАПТАЦИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА АДАПТАЦИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Крашенинникова М.Г. 1, Степанова Н.А. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-политические изменения, происходящие в обществе, оказывают влияние на развитие современного образования. Расширение информационного пространства диктует новый подход к определению содержания обучения и способов обучения, являясь источником интенсификации учебного процесса, усложнения и увеличения объёма учебных знаний и умений, которыми должен овладеть школьник. Поступление в школу и начальный период обучения является переломным в развитии подрастающего младшего школьника. Новая образовательная среда задаёт совершенно иную систему требований, взаимоотношений.

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. В первую очередь, именно в данный период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность – учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

Начало обучения в школе является переходным этапом от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту, который является очень ответственным периодом школьного детства, от полноценного переживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Необходимость изучения процесса адаптации первоклассников к школе связана, прежде всего, с тем, что учащиеся знакомятся с новым для них коллективом, вступают в новую систему отношений с окружающими и становятся участниками учебно-воспитательного процесса в школе. От того, как пройдет процесс адаптации, будут зависеть и дальнейшие успехи в школьной жизни первоклассников.

Изменяется не только сам ребенок, но и социальная ситуация вокруг него. Взрослые ожидают новых достижений, стремлений, поведения. Условия жизни, становясь более нормативными, подразумевают освоение новых правил, приспособление к режиму, принятие множества ограничений [4].

В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли данный этап своей жизни, их родителям крайне важно знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Вместе с тем, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе. По этой причине крайне важно время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Актуальность исследования влияния стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе определяется тем, что в настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Этому способствуют изменения в социально-экономической сфере, которые соответственно влияют на условия жизни детей, а также интенсификация учебной деятельности, что определяет необходимость углубленного анализа факторов, влияющих на адаптацию к школе

Проблема адаптации, являясь междисциплинарной, занимает большое место в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, рассматривается с различных позиций. В широком смысле понятие «адаптация» – это процесс приспособления живого организма к условиям окружающей его среды. А.В. Петровский и В.В. Богословский рассматривают понятие «адаптация», как специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [6]. Ф.Б. Березин определяет адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей его среды в ходе свойственной человеку деятельности, которая позволяет удовлетворить личные потребности [1]. Процесс адаптации к школьному обучению Т.В. Дорожевец рассматривает с разных сторон, выделяя академическую, социальную и личностную адаптацию [4]. Академическая адаптация характеризуется степенью принятия и соответствия учащихся нормам и правилам школьной жизни. Социальная адаптация отражает уровень межличностных отношений в группе, успешность овладения новым социальным статусом, степень решения социальных трудностей в ученическом коллективе. Личностная адаптация отражает уровень принятия себя, части социума. На протяжении долгого периода времени считалось, что главным критерием готовности дошкольника к школе является его уровень интеллектуального развития. Л. С. Выготский утверждал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов [3].

Для родителей адаптированных первоклассников типичным является эмоциональное принятие ребёнка. В структуре изучаемых факторов наиболее сильное влияние на успешность школьной адаптации ребёнка оказывает стиль совладающего поведения родителей. Эти результаты указывают на то, что детско -родительские отношения и совладающее поведения родителей как факторы успешности, либо неуспешности школьной адаптации первоклассников являются качественно различными. Отмечается наличие значимых корреляционных связей между переменными детско - родительских отношений и совладающего поведения родителей.

Детско - родительские отношения и стиль совладающего (копинг) поведения родителей могут оказывать влияние на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения как непосредственно, так и опосредованно, через интеграцию изучаемых факторов. Отмечается, что ситуация начала школьного обучения ребёнка "запускает" механизм совладающего поведения родителя, в котором происходит выбор различных копинг - стратегий, следовательно оценивается ими как трудная. Использование родителями различных копинг - стратегий определяет особенности взаимодействия родителя и ребёнка в ситуации школьных трудностей, основным показателем которого является инструментальная поддержка. Качественные характеристики детско - родительских отношений детерминируют содержание взаимодействия родителя и ребёнка, в качестве основной характеристики которого выступает эмоциональная поддержка. Сочетание изучаемых факторов интегрирует эмоциональную и инструментальную поддержку ребёнка в детско - родительском взаимодействии.

Таким образом, в период привыкания к школе главная задача родителей – сформировать положительное отношение к повседневной школьной деятельности, ко всем участникам учебного процесса, к взаимосвязи ребенка, учителя и родителей.

Задача родителей – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления; способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности. Именно семья является одним из главных факторов, способствующих успешной адаптации младших школьников на первых этапах обучения.

Список использованных источников и литературы

  1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая интеграция. Бессознательное / Ф.Б. Березин.- Новочеркасск: Изд-во УРАО,1999.- 321с.

  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников М.: Владос , 2001.

  3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.6. / Л.С. Выготский.- М., 1962.

  4. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 1995. – 182с.

  5. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. – М., 2008. – 176 с.

  6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. – М.: Академия, 2002. – 512 с.

  7. Психологическая адаптация первоклассников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – Москва: Академия, 2008. – 175с.

Просмотров работы: 361