К АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

Шкадько А.Ю. 1, Юревич С.Н. 2
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
2МГТУ им.Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями является актуальной проблемой. Взаимодействие направлено на рефлексивное отношение родителей к себе как к педагогам, т.е. формирование у них педагогических навыков, умений. Сложившиеся противоречия между воспитательным потенциалом семьи и его использованием можно решить повышением педагогической культуры родителей. Общение педагога с родителями является составной частью взаимодействия.

Педагогическая работа с родителями дошкольника играет важную роль в воспитании ребенка. Фундамент личности ребенка закладывается в семье. На любом возрастном этапе развития личности решающую роль играет семья.

Русские педагоги (К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская и А. С. Макаренко) считали, что настоящая семейная педагогика – это повседневная жизнь семьи. «Семейный уклад, - писал К. Д. Ушинский, - охватывает ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникает в душу»

Преимущества семьи как воспитательного коллектива заключается в том, что ребенок имеет возможность длительно и постоянно наблюдать поведение отца и матери в неофициальных семейных отношениях; общаться с людьми, разными по возрасту, половой принадлежности, жизненному опыту; просто и естественно приобщаться к реальной жизни, совершая с родителями дальние поездки, походы, посещая театры, музеи, участвуя в праздниках и т.д. В семье складываются эмоционально насыщенные отношения между родителями и детьми, имеющие личностный характер, приобретается необходимый социальный опыт.

В благополучных семьях психологическая атмосфера способствует формированию доброжелательности к людям, радостному развитию ребенка. Стиль семейных взаимоотношений, вся домашняя обстановка обеспечивает ему свободу творческих проявлений, формирование богатого внутреннего мира.

На современном этапе развития семьи наблюдаются новые ситуации общественной противоречивости. С одной стороны реализуются программы по укреплению значимости семьи в воспитании детей. А с другой стороны имеются проблемы, которые приводят к увеличению обострения семейных проблем. Отрицательно влияющие на развитие и психику детей рост разводов, неполные семьи или семьи, имеющие только одного ребенка, падение материального уровня семьи являются ключевыми аспектами в проблематике семьи.

В значительном числе семей взаимоотношения взрослых и детей в повседневной жизни и в разных видах деятельности складываются таким образом, что ребенок становится в положение пассивного объекта воспитывающих и обучающих взаимодействий взрослых, общение ребенка со взрослыми бывает малосодержательным и однообразным. В этих условиях затрудняется формирование ребенка как члена семейного коллектива и коллектива детской группы, затрудняется установление близости между родителями и детьми, а так же развитие умственных способностей ребенка. О. Л. Зверева, Т. В. Короткова, Л. Свирская, А. В. Козлова отмечают, что проблемы межличностного общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться, неумение общаться (родители не знают о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. [5]

Многовековой опыт существования человечества убеждает в том, что разрушение государства, нации начинается с распада внутрисемейных отношений. Система внутрисемейных отношений является психологическим ядром, от степени зрелости которого зависит воспитательный потенциал семьи.

Детский сад – это государственное (или частное) учреждение, в котором создаются необходимые условия для жизни и воспитания детей. Педагогическая функция детского сада выражается в том, что он оказывает семье систематическую помощь во всестороннем воспитании детей и подготовке их к обучению к школе. Воспитание и обучение в детских дошкольных учреждениях осуществляется специалистами (со средним и высшим образованием) на основе ФГОС. Ценно, то что в нем представлено не только содержание воспитательно-образовательной работы с детьми разных возрастных групп, но и содержание всей жизни детей в период пребывания их в детском учреждении. Программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в области физического, нравственного, трудового, эстетического и умственного воспитания, включено в различные виды деятельности: игры, труд, занятия, деятельность дошкольников в быту, самостоятельная художественная деятельность, ибо это главный путь в формировании личности ребенка, его общего развития.

Детский сад и его программа, в том числе программа подготовительной к школе группы, выполняет важную социально-педагогическую функцию всех детей родителей, в частности и особенно в отношении детей из менее благополучных семей, из тех семей, где в силу тех или иных обстоятельств родитель, другие взрослые члены семьи не могут уделять должное внимание воспитанию и обучению детей, подготовке их к школе. Детский сад берет на себя в этих случаях функцию выравнивания уровня подготовки детей, необходимого при поступлении в школу. Весьма способствует укреплению здоровья детей, их физическому развитию и всестороннему воспитанию тот факт, что дошкольные учреждения создаются на основе узаконенных типовых проектов, оборудуются учебными пособиями, мебелью, обеспечиваются питанием, согласно установленным государственным нормам. Все это обеспечивает ведущую роль системы общественного дошкольного воспитания.

Детский сад создает неповторимые естественные условия для жизни и воспитания ребенка среди сверстников, а так же среди младших и более старших. У ребенка рано начинает проявляться социальная потребность в обществе равных себе о возрасту интересам, деятельности. Сегодняшняя семья не может удовлетворить эту потребность. В детском саду дошкольник познает радость эмоционального общения, у него формируется опыт совместных увлекательных игр и труда, умению заниматься (учиться) в условиях обязательных фронтальных занятий, опыт заботы, внимания к взрослым людям и другим детям; в разных жизненных ситуациях он сталкивается с необходимостью считаться с мнением, желанием, правами других детей и учится быть справедливым и принципиальным в меру своих возможностей. Таким образом, детский сад создает наилучшие условия для становления личности ребенка, воспитания у него начал коллективизма.

Основным преимуществом детского сада как воспитательного учреждения является возможность разнообразной содержательной деятельности детей со сверстниками. В тяжелых современных условиях родителям необходима помощь квалифицированного специалиста со стороны дошкольного учреждения. Успешное решение проблемы развития личности дошкольника можно реализовать в тесном взаимодействии педагога с родителями.

Изучение взаимосвязи института семьи и общества посвящены работы А. Г. Вишневского, А. В. Мудрик, Г. И. Осадачей и др. В трудах В. А Сухомлинского отражены идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания. Он подчеркивает, что задачи воспитания могут успешно решаться в том случае, если воспитательное учреждение поддерживает связь с семьей, если установились отношения доверия и сотрудничества между родителями и воспитателем.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Как отмечает в своих трудах Н. И. Левшина: « Семья и образовательное учреждение как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечить полноту и целостность социально педагогической и культурно - образовательной среды для социализации дошкольника. Эти институты должны взаимодействовать при выполнении своих функций во время полноценного развития дошкольника. Специфика их успешного влияния состоит в гармоничном дополнении друг друга, а в не дублировании и не в замене социальных результатов воспитания другими аналогичными эффектами». [5]

Семья, являясь своеобразным коллективом, должна сформировать у ребенка ко времени поступления его в школу коллективистическую направленность, не допустить развития эгоистических черт, позаботиться о реализации этой задачи в практике семейного воспитания.

Для того, чтобы развитие ребенка в ДОУ проходило полноценно и гармонично родители должны проявлять заинтересованность в общении и сотрудничестве с педагогами. Ведь за воспитание и развитие детей, в первую очередь, несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнять их воспитательную деятельность. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012) говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». [6] В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Педагог выступает инициатором этого взаимодействия, использует различные пути вовлечения родителей в жизнь ребенка в ДОО, обогащения представлений родителей о возрастных психолого-педагогических особенностях детей, методах и приемах. Построении индивидуальной траектории развития ребенка помогает родителям сформировать рефлексивную позицию.

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия.

Современные исследования педагогов (Арнаутова Е. П., Козлова А. В. , Зверева О. Л.) показывают, что работу по взаимодействию детского сада и семьи можно строить следующим образом:

  • Изучение семьи воспитанника и условий воспитания детей в семье;

  • Методы и приемы работы с родителями;

  • Методы и формы педагогического просвещения родителей;

  • Повышение активности родителей;

  • Рекомендации педагогам для работы с разными категориями семей.

Порой педагогу детского сада сложно привлечь родителей к жизни ДОУ. Проблема в том что, педагоги не всегда во время оповещают родителей о собраниях, беседах, консультациях, не используют положительный опыт семейного воспитания и т.п. Для того, чтобы повысить активность родителей педагог должен:

  • Осуществлять повседневную связь между родителями и педагогом;

  • Своевременно оповещать родителей о мероприятии (подготовка к мероприятию, заранее рассказать о нюансах);

  • Учитывать особенности темперамента родителей;

  • Осуществлять индивидуальный подход к родителям.

Родителям предлагают различные занятия, направленные на решение проблемных ситуаций связанных с основами воспитания детей, а так же ситуации, которые родитель должен решить совместно только со своим ребенком. Данные занятия помогут лучше узнать взаимодействие детей и родителей, обратить внимание на недостатки и принять коррекционные меры, направить родителей в нужном направлении.

Педагог может проводить с родителями различные формы работы. С помощью анкетирования, тестирования, опроса воспитатель может изучить взаимодействия в семье. Проанализировав результаты сделать выводы и дальнейшие действия для работы детского сада.

Возможны следующие примерные формы и темы работ:

  • Творческая работа: «Роль наблюдения в работе педагога. Виды наблюдений»;

  • Темы педагогических советов: «Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в укреплении психологического здоровья ребенка», «Формирование у ребенка ценностных представлений о здоровье, потребности в его укреплении и сохранении»;

  • Консультации: «Как помочь ребенку избавиться от страхов», «Семья глазами ребенка»

  • Круглый стол «Родители и педагогический коллектив: методология взаимодействия»

  • Проблемные семинары « Место ребенка в семье, ДОУ, социуме»

  • Тренинговые семинары «Воспитание толерантности в семье»

  • Лекции «Семейное воспитание – причины нарушения поведения в семье». [4]

К сожалению сегодня не многие родители осознают ценность взаимодействия с дошкольным учреждением, где находится их ребенок. Чтобы предотвратить эту проблему педагогу и родителям необходимо тесно взаимодействовать, слышать и поддерживать друг друга, переходить от монолога к диалогу.

Не сразу возникают взаимодействия родителей и детского сада. Этот процесс долгий и кропотливый труд неуклонного и терпеливого следования выбранной цели. Нужно помнить о том, что детский сад и семья – это два воспитательных фундамента, каждый из которых по-своему закладывает в ребенка социальные основы. Только в гармонии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения в жизнь маленького человека.

Таким образом, единство взаимодействия образовательного процесса детского сада и семьи – важнейшее направление работы в деятельности дошкольной образовательной организации в целом.

Список использованных источников:

  1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2001.

  2. Зверева О.Л. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  3. Козлова А. В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  4. Колодяжкина Т. П., Маркарян И. А.,Согомоньян Н. В. Семейное воспитание детей с разным уровнем здоровья и развития: проблемы, технологии, опыт в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семь Методическое пособие. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.

  5. Современные приоритеты социализации дошкольников: монография / науч. ред. Т. М. Бабунова, отв. ред. Н.И. Левшина. – Магнитогорск: МаГУ, 2009.

  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст. 44 [Электронный ресурс], - http://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-44.php

Просмотров работы: 850