ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Таукова Д.Е. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития дошкольного образования раннее обучение иностранному языку является одним из важных направлений совершенствования и развития ребенка. Дошкольное обучение иностранному языку сегодня получило значительное распространение, прежде всего, в связи с острой необходимостью международного обмена информацией в различных областях знаний. Одной из задач раннего обучения является формирование у дошкольников элементарной коммуникативной компетенции, речевой активности на основе усвоения лингвистического материала и содействие их общему умственному развитию.

Большинство исследователей (Е.И. Негневицкая, И.Л. Шолпо и др.) рассматривают дошкольный и младший школьный возраст как наиболее благоприятный и в физиологическом, и в психологическом плане для начала систематического изучения иностранных языков.

Как в отечественной (Л.С. Выготский, С.И. Рубинштейн, так и в зарубежной психологии (В. Пенфильд, Р. Робертс) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными авторами неодинаково: В. Пенфильд и Р. Робертс определяют его с 4 до 8 лет, Элиот – с 1,5 до 7 лет. Физиологи считают, что «существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом».

Оптимальным возрастом для начала занятий З.Я. Футерман и И.Л. Шолпо считают пятилетний; к такому же выводу приходит на основе своего практического опыта и Е.И. Негневицкая.

Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3 – 10 лет, до 3 – бессмысленно, после 10 – бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня. Лучше всего изучать иностранный язык в 5 – 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям.

Раннее обучение иностранному языку выдвигает следующие задачи:

1. Формирование и развитие иноязычных фонетических навыков;

2. Развитие навыков аудирования;

3. Развитие навыков говорения;

4. Формирование и пополнение лексического запаса.

Положительная роль раннего обучения иностранным языкам заключается в следующем:

  • способствует самоидентификации личности ребенка в значительной степени;

  • создает предпосылки для формирования интереса к другим, не менее ценным культурам и языкам;

  • обучение иностранному языку дошкольников способствует развитию психических процессов, необходимых для формирования языковых способностей и коммуникативных умений детей:

  1. произвольности поведения,

  2. устойчивости внимания, памяти, мышления.

В связи с чем совершенствуются все стороны родной речи, что обеспечивает:

  1. расширение словарного запаса,

  2. совершенствование речевого слуха,

  3. развитие диалогической и связной монологической речи ребенка.

Происходит социализация личности ребенка:

  • через общение со взрослыми, которая направлена на достижение взаимопонимания,

  • через получение от взрослого свойств и качеств собственной личности,

  • через умение взаимодействовать со сверстниками.

Раннее обучение иностранному языку способствует развитию эмоционально-волевых качеств ребенка:

  • умений преодолевать препятствия при достижении цели на основе созданного у ребенка интереса к достижению к этой цели;

  • умений правильно оценивать результаты своих достижений;

  • развитие творческих способностей детей;

  • развитие их фантазии;

  • развитие эмоциональной отзывчивости на иноязычную речь.

Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей дошкольного и младшего школьного возраста отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих этапах, запоминание языкового материала; естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке.

Также важно отметить, что очень важна правильная организация обучения иностранному языку. Оптимально организованная деятельность в детском возрасте (игровая, изобразительная, конструктивная, трудовая, а также связанная с выполнением режимных моментов) может и должна быть использована при формировании у детей навыков иноязычной речи.

Таким образом, значительное положительное воздействие организованного раннего иноязычного обучения на интеллектуальное развитие детей проявляется в достижении успехов в обучении, в том числе и при овладении родным языком, что в свою очередь обуславливается активизацией основных познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; в более высоком уровне сформированности креативного мышления. Не менее важным является приобщение детей средствами языка к иноязычной культуре и осознание ими родной культуры, воспитание интеркультурного видения ребенка; воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности (адекватная самооценка и ранняя социализация дошкольника); формирование интереса и мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка в контексте непрерывного обучения и дальнейшего включения ребенка в учебную деятельность.

Список литературы:

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Леонтьев, А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком / А. А. Леонтьев // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5.- С. 24-29.

        2. Раннее обучение английскому языку: теория и практика. Сборник научно-методических статей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 174 с.

        3. Рубинштейн, С. П. Основы общей психологии / С. П. Рубинштейн. - СПб: ПитерКом, 2013. – 688 с.

Просмотров работы: 448