МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Васильченко К.А. 1, Юревич С.Н. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дополнительное образование детей в настоящее время является актуальным предметом государственной образовательной политики. Дети дошкольного возраста и их семьи являются активными потребителями услуг дополнительного образования.

Ребенок дошкольного возраста требует особого взаимодействия в системе дополнительного образования, соответственно необходимо обеспечить не только грамотное методическое сопровождение педагогов в данном вопросе, но и усовершенствовать механизмы контроля и управления качеством образования, в том числе через его оценку.

Мониторинг можно определить как систему «организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития» [3]. Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» мониторинг осуществляется в целях:

  • «информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования;

  • непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

  • усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений;

  • выявления нарушения требований законодательства об образовании» [4].

Таким образом, можно сказать, что главной целью формирования системы мониторинга является повышение качества образовательных услуг.

Необходимость создания системы оценки качества дополнительного образования обусловлена ведением новой образовательной политики государства. Дополнительное образование детей в современных российских условиях – важная составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных требований может обеспечить поддержку и развитие детей. Для непрерывного слежения за состоянием деятельности педагогической системы и прогнозированием ее развития служит мониторинг педагогической деятельности. В отличие от общего образования, где мониторинг образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных.

В соответствии с решением Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 20.09.2016 года вступает в силу Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области (далее – Концепция) [5]. Данная Концепция разработана с целью «применения совокупности изменившихся требований государства и запросов общества к функционирующей системе оценки качества образования в части совершенствования ее структуры, содержания, механизмов и процедур…» [5].

Основной стратегической целью региональной системы оценки качества образования Челябинской области является «получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества … дополнительного образования…», которое поможет создать основу для принятия эффективных управленческих решений.

Объектами региональной системы оценки качества образования (далее РСОКО) по компонентам оценки качества дополнительного образования детей выступают:

  • «дополнительные общеобразовательные программы;

  • условия реализации дополнительных общеобразовательных программ;

  • результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ» [5].

Однако, отсутствие в сфере дополнительного образования единых образовательных стандартов существенно осложняет определение результативности достижений детей по дополнительным общеобразовательным программам. В связи с этим серьезное внимание должно уделяться проблеме оценки качества реализации дополнительных общеобразовательных программ.

В Концепции упоминается, что механизмы оценки качества образования осуществляются с использованием процедур, осуществляемых постоянно и осуществляемых периодически [6]. К процедурам, носящим постоянный (непрерывный) характер при проектировании модели следует отнести мониторинговые процедуры [6].

Система мониторинговых процедур с учетом объектов РСОКО должна быть соотнесена с перечнем обязательной информации о развитии уровня образования. В дополнительном образовании к такой информации следует отнести информацию о:

  • содержании образовательной деятельности и организации образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам;

  • кадровом обеспечении образовательных организаций в части реализации дополнительных общеразвивающих программ;

  • материально-техническом и информационном обеспечении образовательных организаций в части реализации дополнительных общеразвивающих программ;

  • условиях получения дополнительного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

  • результатах аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам дополнительного образования [6].

Важным является вопрос привлечения общественности и педагогического сообщества к процедурам оценки (экспертизы) качества дополнительного образования через установление соответствия реализуемых основных образовательных программ (ООП) и созданных членами педагогического коллектива организации психолого-педагогических условий реализации ООП общественным и профессиональным ожиданиям в решении задач социализации и развития детей [3].

В настоящее время в процедуру независимой оценки качества деятельности организаций дополнительного образования государство предлагает включить непосредственных потребителей услуг – воспитанников, их родителей или законных представителей. Анализ многих нормативных документов сфере образования, показал, что именно удовлетворенность потребителя выступает ведущим критерием качества дополнительного образования [1].

Список литературы:

  1. Багаутдинова С.Ф., Санникова Л.Н., Левшина Н.И., Юревич С.Н. Оценка качества дошкольного образования: мнение родителей // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. С.118- 127.

  2. Епимахина, О.А. Управление качеством образования [Электронный ресурс] / О. А. Епимахина. – Режим доступа: https://www.syl.ru/article/288524/new_kachestvo-obrazovaniya---eto-upravlenie-kachestvom-obrazovaniya (дата обращения: 28.01.2018).

  3. Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н. Мониторинг условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №2-2. С.263-268.

  4. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

  5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области».

  6. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область), утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016г. № 03-02/11974.

Просмотров работы: 292