ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хасанова М.С. 1, Санникова Л.Н. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дети – это будущее каждого государства. Завтрашний день общества и человечества в целом зависит от того, как государство проявляет заботу о своем подрастающем поколении.

В настоящее время правовое просвещение детей является довольно актуальным вопросом современного общества. Правовые знания есть основа поведения в различных жизненных ситуациях. Актуальность правового просвещения очевидна, так как она обусловлена современным состоянием экономики, политики, культуры.

ЮНЕСКО (1974 г.) рекомендует начинать обучение правам человека с детского сада. В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что государства, ратифицировавшие её, обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей. В декабре 2011 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация об образовании и подготовке в области прав человека, в которой заявлено, что образование и подготовка в области прав человека – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни и касающийся всех возрастов, всех слоев общества на всех уровня, включая дошкольное образование. [1;4]

На наш взгляд, начиная с дошкольного возраста у детей необходимо формировать мировоззрение, основанное на уважении к законам, знании прав человека и умении находить пути, с помощью которых можно решить возникающие жизненные трудности. Задача родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций состоит в том, чтобы помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, при этом регулируя собственные отношения как с государством в целом, так и с другими людьми.

• демонстрацию высокого правового сознания, правовой культуры;

• реализацию прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья;

• построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями на основе диалога, взаимного обмена информацией;

• организацию работы по воспитанию правового сознания в зависимости от возможностей каждого ребенка;

• содействие саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства, долга, ответственности;

• подготовку детей к жизни в обществе;

• привитие навыков общения в коллективе, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций;

• формирование высоких морально-нравственных качеств у детей;

• ознакомление воспитанников с их правами и способами их защиты [2, с. 57].

Благодаря анализу психолого-педагогической литературы (Т.А.Репина, С.А.Козлова, Л.Г. Голубева, Н.Н. Копытова) можно сделать вывод о том, что первый этап процесса правового просвещения ребенка происходит в условиях семьи и семейного воспитания. В этой непростой и многоплановой работе по правовому просвещению детей должны принимать участие и педагоги дошкольной образовательной организации. Для этого необходимо организовать тесное взаимодействие между семьей и детским садом. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования основной целью детского сада является создание оптимальных условий для гармоничного развития детей через грамотное построение образовательного процесса, который базируется на семейных и культурных ориентирах.

Современные исследования показывают, что уровень психолого-педагогической и правовой культуры родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций находится на очень низком уровне. Именно поэтому происходит нарушение родителями прав детей.

На основе этих данных можно сделать вывод о том, что прежде чем начать правовое просвещение дошкольников, необходимо повысить уровень правовой культуры их родителей. Поэтому задачей дошкольной образовательной организации является ведение правового и педагогического просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или действительно происходит нарушение прав ребенка. Детский сад должен содействовать защите прав и достоинства детей.

Проведение с родителями разъяснительной, просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Такую работу нужно проводить поэтапно:

• ознакомление их с дошкольным учреждением, группой, основными нормативными документами по правам детей

• планирование и обеспечение правового образования родителей

• привлечение родителей к участию в родительских собраниях, днях открытых дверей, встречах за круглым столом и других мероприятиях

• анализ промежуточных и итоговых результатов работы с родителями [3, c. 26]

Мы предлагаем комплекс мероприятий по повышению правовой культуры родителей дошкольников:

• Родительские собрания «Знакомим родителей с документами о правах ребенка», «Ваш ребенок имеет свои права»

• Беседы «Право ребенка на имя и гражданство», «Право на вашу родительскую заботу»

• Консультации «Семейное воспитание. Какое оно сегодня?», «Забота о детях», «Соблюдаем права ребенка в семье»

• Памятки «Наказывая ребенка, помните», «Наши права защищает государство», «Телефон доверия»

Перечислим основные международные документы, касающиеся прав детей, которые должны знать родители и педагоги:

• Декларация прав ребенка (1958 г.)

• Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

В Российской Федерации приняты следующие законодательные акты:

• Конституция Российской Федерации (1993 г.)

• Семейный кодекс Российской Федерации (1996 г.);

• Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.);

• Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (2012 г.)

Для ознакомления детей с их правами педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо разрабатывать систему мероприятий, в которую можно включить беседы, игры, занятия с дошкольниками. В младшей и средней группах детей знакомят с их правами в игровой форме с помощью различных методик и пособий. Беседовать о правах детей, обсуждать и рассматривать их можно уже со старшими дошкольниками.

Большую роль в решении задач правого просвещения детей дошкольного возраста играют занятия в игровой форме со сказочными героями, праздники, концерты, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также самостоятельная и совместная деятельность, развлечения и конкурсы, которые организуют дети.

Целесообразно осуществлять знакомство детей с их правами в двух направлениях: «Я и мои права», «Я и права других людей». Это приведет детей к пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: «Мои права – это мои возможности, мои свободы», «Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».

Из всего выше сказанного следует, что знание родителями прав и обязанностей ребенка и их соблюдение играет важную роль в правовом воспитании детей. Конечно же, в работе по ознакомлению детей с их правами родители нуждаются в помощи со стороны педагогов дошкольных образовательных организаций. Детство – это надежда и светлое будущее человечества. Именно поэтому просвещать детей в сфере права необходимо уже в детском саду.

Литература:

  1. Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека (Принята резолюцией 66/137 Генеральной Ассамблеи 19.12.2011)

  2. Зеленова, Н. Г. Я – ребенок, и я имею право / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М.: Скрипторий 2003, 2013. – 96 c.

  3. Козлова С.А. Мы имеем право: учебно-методическое пособие / С.А. Козлова. - М.: Обруч. - 2010. - 208с.

  4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) . Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.

Просмотров работы: 548