ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ

Бирюкова О.А. 1, Валь К.В. 1
1Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особой экономической зоной (ОЭЗ) называют ограниченную пределами субъекта РФ, или города, или иными рамками территорию, имеющую законодательно зафиксированный особый юридический статус.

На данных территориях созданы условия, облегчающие ведение бизнеса, предоставляются налоговые, таможенные, административные льготы и финансовая поддержка. Осуществлять предпринимательскую деятельность могут как граждане РФ, так и иностранные бизнесмены, готовые инвестировать в российскую экономику [2].

Создание особых экономических зон экономически оправдано для государства и выгодно предпринимателям и инвесторам. В России каждый такой проект должен решать важнейшие стратегические задачи. Привлечение инвестиций в конкретный регион способствует его развитию. Кроме того, делается ставка на какую-либо отрасль и направление услуг, от успешной работы которых ожидается пополнение бюджета, расширение возможностей внешней торговли.

Создавая ОЭЗ, государство решает следующие задачи:

  1. Обеспечивает приток частного отечественного и иностранного капиталов.

  2. Способствует увеличению числа рабочих мест, в особенности для сотрудников высокой квалификации, что необходимо для мотивации лучших умов страны оставаться в её пределах.

  3. Реализует курс импортозамещения, делает возможным восстановление и создание отечественного производства.

В свою очередь, резиденты, компании, зарегистрированные на территории ОЭЗ, могут:

  1. Уменьшить свои расходы на производство и решение административных вопросов, благодаря сниженным ставкам по таможенным пошлинам, по налогам и т.д. Это дает большую свободу в обозначении цены продукта, что повышает его конкурентоспособность.

  2. Пользоваться созданной государством инфраструктурой, в большинстве случаев на начальном этапе эти расходы осуществляются за счет бюджета.

  3. Иметь преимущество при выборе квалифицированных специалистов.

Существующие в РФ особые экономические зоны неоднородны. Различия обусловлены спецификой региона и целями предоставления данного статуса. Во-первых, все ОЭЗ можно разделить на две группы: замкнутые и интеграционные. К замкнутым относятся территории обособленные и в географическом плане, острова, полуострова, в редких случаях они организуются внутри городов. Все, что производится в этих зонах, направляется на экспорт. Интеграционные ОЭЗ имеют разного уровня взаимосвязи с экономикой родной страны и других государств.

По тому, какие функции должны выполняться, особые экономические зоны разделяются на несколько видов. Разные экономисты предлагают свои варианты классификации. Министерство развития экономики РФ выделяет 4 группы:

  1. Промышленно-производственные. На обособленной территории развиваются выбранные виды производства. Инвесторы, вкладывающие средства в эти направления, получают льготы и преимущества.

  2. Технико-внедренческие. Предназначены для размещения научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро. Сюда же относятся технополисы и технопарки. Главная задача — развитие инновационных проектов, научного прогресса, разработка новых продуктов технологий и решений. Создание комфортных условий необходимо для привлечения зарубежных специалистов и их достижений.

  3. Туристско-рекреационные. Части территории страны, где целесообразно развивать туризм: имеются исторически и культурно значимые места, зоны активного отдыха и т.д.

  4. Портовые. В данную группу входят зоны свободной торговли, освобожденные от таможенных пошлин. Как правило, это территории морских портов, авиапортов. Создаются особые условия для бизнеса, связанного с транспортировкой, упаковкой, сортировкой и хранением товаров, проведением контроля качества.

Существуют и комплексные особые экономические зоны, ими становятся целые регионы, когда есть необходимость предоставить льготы всем или почти всем предпринимателям для поддержки этого региона. Примером такого подхода является Крым, где специальный статус нужен для смягчения перехода местного бизнеса в российскую экономику, для перестройки под действующее в РФ законодательство.

Нормы по созданию и функционированию особых экономических зон в России зафиксированы в Федеральном законе от 22.07.2005 №116-ФЗ. В нем прописаны необходимые условия для присвоения статуса ОЭЗ, сроки его действия, процедура принятия решения, уполномоченные органы и формы соглашений [1].

Претендовать на статус ОЭЗ могут территории, отвечающие следующим условиям:

  • выгодное расположение (близость к границам страны или к регионам, с которыми планируется взаимодействие, наличие выхода к морю, мест пригодных для организации зон отдыха);

  • наличие незанятых площадей, на которых возможно расположить предприятия и комплексы;

  • присутствие достаточного количества кадров необходимого уровня квалификации;

  • открытость к международным и межрегиональным контактам;

  • подходящая отраслевая направленность.

В России этими зонами являются:

Промышленно-производственная особая экономическая зона «Алабуга» находится в республике Татарстан, близ федеральной автомагистрали и железнодорожной ветки. Занимает площадь в 20 кв. км, задействует около 5000 сотрудников. Более 40 предприятий резидентов занимаются производством: автобусов, бытовой техники, лекарств, мебели, сложных химических веществ, авиатехники.

Обязательным условием для резидентов является внесение инвестиций в размере от 1 000 000 евро в первый год работы, и 10 000 000 евро за период, на который заключен договор.

Преимущества организации бизнеса в «Алабуге» заключаются:

  • в возможности размещать и использовать оборудование иностранного производства, не уплачивая НДС и таможенные сборы;

  • в освобождении от экспортной пошлины на вывоз изготовленной продукции;

  • в отсутствии обязательств внесения в региональный бюджет налогов на транспорт и землю;

  • в льготах на налог на прибыль до 2055 года (2% — первая пятилетка, 7% — вторая, 15,5% — последующий период)

  • в предоставлении по сниженным ценам земельных участков с подготовленной инфраструктурой.

Один из ярких примеров промышленно-производственных особых экономических зон является «Титановая долина», размещенная в Свердловской области. Привилегии получают предприятия, занимающиеся переработкой титана и изготовление оборудования для тяжелой промышленности, производства строительных материалов.

В список предоставляемых преференций входят:

  • уменьшение налоговой нагрузки (налог на прибыль от 2%);

  • таможенные льготы;

  • готовые площадки для производственной деятельности;

  • ресурсное обеспечение;

  • упрощенная система администрирования;

  • подбор и обучение персонала под конкретного инвестора.

Дубна, ее территория технико-внедренческой ОЭЗ в 200 гектаров разделена на три фрагмента, каждый из которых выделен для программистов, нанотехнологов или физиков-ядерщиков. В основные направления деятельности входят: нанотехнологии, информационные разработки, развитие ядерной физики, биотехнологии, инновации в области медицины.

Резиденты особой экономической зоны «Дубна» получают следующие преференции:

  1. Налоговые льготы (первые 5 лет уплате подлежит только налог на прибыль, перечисляемый в региональный бюджет).

  2. Упрощенные процедуры оформления документов на землю.

  3. Субсидированные подключение к коммуникациям и аренда.

  4. Отсутствие таможенных ограничений.

В уникальном по своей природе месте в Республике Алтай в 2007 году была создана туристско-рекреационная ОЭЗ. В проекте было облагородить территорию и сделать её доступной и привлекательной для туристического отдыха. Задумывались обустройство необходимой инфраструктуры (что было в ответственности государства) и строительство туристических объектов (за счет вложений частных инвесторов).

Привилегии для бизнесменов:

  • отсутствие вмешательства и текущего контроля в реализацию инвестиционных проектов;

  • сниженные ставки по налогам;

  • уменьшена плата за аренду земли до 2%.

А также Туристско-рекреационная ОЭЗ «Бирюзовая Катунь». Это самая большая по площади занимаемой территории — 3326 гектаров. Это единственный проект, реально принимающий туристов сегодня. Возведено 24 объекта, построена большая часть запланированных коммуникационных систем. По условиям подписанного соглашения предоставление налоговых и административных льгот предусмотрено до 2055 года.

Но из-за выявленного нарушения баланса капиталовложений со стороны государства и частных инвесторов, проект может быть передан в региональное ведомство или потерять статус особой зоны. Несмотря на это приток туристов растет с каждым годом, и интерес предпринимателей к региону тоже повышается. В любом случае по состоянию территории на 2017 год «Бирюзовая Катунь» привлекательна для бизнеса с точки зрения подготовленной платформы и комфортных условий аренды земельных участков.

Портовая ОЭЗ «Ульяновск» представляет собой часть авиационного кластера региона. Планируется срок действия особой зоны 49 лет. Помимо оптовой торговли важнейшими направлениями развития обозначены: авиастроение, техническое обслуживание самолетов, производство электрооборудования и приборов, изготовление композитов. Главная цель образования ОЭЗ — улучшение экономической ситуации в Ульяновской области [2].

Компании, не входящие в список резидентов особых экономических зон, но и расположенные на их территории, также могут претендовать на часть льгот по согласованию с управляющей компанией.

Иная ситуация с регионами, которые целиком считаются ОЭЗ, например, республика Крым или Калининградская область. В данных субъектах РФ достаточно местной регистрации организации для получения льгот, так как все предприниматели в равной степени имеют права на соответствующие привилегии.

Таким образом, на 2017 год в Российской Федерации действуют 23 ОЭЗ. За время пребывания в особых экономических условиях компании должны выйти на стабильную эффективную работу и перестать нуждаться в льготах и дотациях, так как изначально ОЭЗ — это инструмент запуска новых предприятий, а не возможность уйти от уплаты обязательных платежей.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – М., [2017]. – Режим доступа: информационно-правовая система «Консультант плюс».

  2. Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России в 2017 году [Электронный ресурс]. – М., [2017]. – Режим доступа: http://znaybiz.ru/lgoty/osobye-ekonomicheskie-zony/v-rossii.html http://znaybiz.ru/lgoty/osobye-ekonomicheskie-zony/v-rossii.html.

Просмотров работы: 474