Двигательные расстройства у этих детей сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением центральной нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира [1].
Профессор О.Г.Приходько утверждает, что у данных детей наблюдаются следующие нарушения дыхания: недостаточная глубина дыхания, нарушен ритм дыхания - в момент речи оно учащается, отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот [4]. Экспериментальные данные доцента ВГАФК (г. Волгоград) Максимовой С.Ю. также свидетельствуют о том, что нарушения в формировании ОДА оказывают негативное влияние на деятельность дыхательной системы детей [3].
Все вышеизложенное обусловило необходимость изучения особенностей организации и методики учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию для обеспечения правильного функционирования дыхательной системы детей с нарушениями ОДА, занимающихся ритмической гимнастикой.
Актуальность темы определила выбор цели исследования - теоретически и экспериментально обосновать влияние специального комплекса упражнений по ритмической гимнастике на повышение показателей дыхания детей с нарушениями ОДА на базе филиала МБОУ СОШ №27 г. Мурманска.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
изучить виды нарушений ОДА у детей МБОУ СОШ №27 г. Мурманска.
раскрыть сущность ритмической гимнастики как средства физического воспитания детей с нарушениями ОДА.
определить показатели дыхания у детей, занимающихся ритмической гимнастикой на базе филиала МБОУ СОШ №27 г. Мурманска.
выявить эффективность влияния занятий ритмической гимнастикой на показатели дыхания детей с нарушениями ОДА.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что применение в процессе физического воспитания специального комплекса упражнений ритмической гимнастики окажет эффективное влияние на повышение показателей дыхания у детей с нарушениями ОДА, занимающихся на базе филиала МБОУ СОШ №27 г. Мурманска.
В педагогическом эксперименте приняли участие дети 10 лет с нарушениями функций ОДА. Сформировано две группы: контрольная и экспериментальная, по 5 человек в каждой. Количество занятий ритмической гимнастикой - 1 раз в неделю. В ходе констатирующего педагогического эксперимента (11.09.2017г.) были измерены такие показатели дыхания, как частота дыхательных движений, задержка дыхания на вдохе, задержка дыхания на выдохе. В конце формирующего эксперимента (11.12.2017г.) нами были повторно измерены показатели дыхания испытуемых, произведено сравнение результатов между и внутри групп.
Для измерения частоты дыхания нами использовался тест - подсчет дыхательных движений за минуту. По данным Е.О. Комаровского норма частоты дыхания у детей 10 лет - 20 раз/мин.
Для определения времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе использовалась проба Штанге. Норма данной пробы у детей 10 лет - 39 секунд.
Для определения времени задержки дыхания на выдохе использовалась проба Генчи. Нормы данной пробы у детей 10 лет - 15 секунд.
Тестирование испытуемых на начальном этапе позволило получить следующие результаты (табл.1).
Таблица 1
Показатели морфофункциональных возможностей дыхательной системы детей 10 лет с нарушениями функций ОДА в начале эксперимента
Тесты по оценке деятельности дыхательной системы |
Статистические показатели (M) |
t |
||
ЭГ |
КГ |
|||
Частота дыхательных движений (раз/мин) |
21,2 |
21,6 |
0,5 |
>0,05 |
Проба Штанге (с) |
34,0 |
33,4 |
0,3 |
>0,05 |
Проба Генчи (с) |
11,2 |
11,0 |
0,3 |
>0,05 |
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:
у детей ЭГ показатель частоты дыхания (ЧД) превышает норму на 1,2 дыхательных движения за минуту, а в КГ - на 1,6;
у испытуемых ЭГ показатели пробы Штанге (максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе) отстают от физиологической нормы на 5 секунд, у КГ - на 5,6 секунд;
в ЭГ показатели пробы Генчи (максимальной задержки дыхания на выдохе) отстают от физиологической нормы на 3,8 секунды, в КГ - на 4 секунды.
сравнение результатов тестирования ЭГ и КГ между собой с использованием t-критерия Стьюдента, показало, что различия показателей дыхания в группах статистически не значимы (р>0,05).
В ходе формирующего педагогического эксперимента дети КГ занимались по базовой программе физической культуры, в процесс физического воспитания детей ЭГ был дополнительно внедрен специальный комплекс упражнений по ритмической гимнастике.
В результате проведенного исследования на этапе формирующего эксперимента получены следующие результаты (табл.2).
Таблица 2
Показатели морфофункциональных возможностей дыхательной системы детей 10 лет с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в конце эксперимента
Тесты по оценке деятельности дыхательной системы |
Статистические показатели (M) |
t |
||
ЭГ |
КГ |
|||
Частота дыхательных движений (раз/мин) |
19,4 |
20,6 |
2,6 |
0,05 |
Проба Генчи (с) |
11,8 |
11,6 |
0,4 |
>0,05 |
Сравнив и проанализировав результаты тестов, полученные в конце эксперимента, можно сделать следующие выводы:
показатель частоты дыхания в ЭГ близок к норме (меньше на 0,6 дыхательных движения за минуту), а в КГ превышает норму на 0,6 раз/мин. При этом различия между ЧД у детей ЭГ и КГ статистически достоверны (t =2,6, р0,05);
показатели максимальной задержки дыхания на выдохе отстают от физиологической нормы: в ЭГ на 3,2 секунды, в КГ на 3,4 секунды и при этом различия в показателях Пробы Генчи у испытуемых ЭГ и КГ также статистически не достоверны (t =0,4, р>0,05).
Результаты нашего исследования позволяют сделать следующее заключение: внедрение в процесс физического воспитания специально разработанного комплекса упражнений по ритмической гимнастике не оказало эффективного влияния на улучшение показателей дыхания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МБОУ СОШ №27 г. Мурманска. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза не нашла подтверждения.
Список литературы
Абрамишвили, Г.А. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учёта их типологических особенностей [Текст] : / Г.А. Абрамошвили, В.Ю. Карпов, А.В. Добежин // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9.
Здравоохранение в России. 2015. [Текст]: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. – 174 с.
Максимова, С.Ю. Оценка функциональных возможностей дыхательной системы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Тест] : / С.Ю. Максимова // «CETERIS PARIBUS». – 2016. - № 3. – С.72-74.
Трухан, Д.И. Болезни органов дыхания [Текст] : / Д.И. Трухан, И.А. Викторова. – М.: СпецЛит, 2013. – 176 с.