ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Карагяур Л.Ю. 1, Тегалева Т.Д. 1
1Мурманский арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На протяжении всего своего развития общество сталкивалось с различного рода проблемами. Здоровье каждого человека подвергается ежедневным испытаниям. И самым уязвимым этапом является период детства. На сегодняшний день проблема инвалидизации населения стоит достаточно остро – количество детей, рождаемых с нарушениями физического и психического здоровья, растет и причинами этого могут быть совершенно разные факторы.

В современных условиях специалисты различных отраслей науки и практики стремятся предотвратить или минимизировать рождаемость детей с дефектами здоровья, ведут поиск новых технологий различных форм профилактики распространения инвалидизации несовершеннолетних детей; разрабатывают программы интегрированного образования и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Слабая интегрированность детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) в общество является одним из определяющих факторов их дальнейшего развития и устройства. Они более замкнуты, зачастую их круг общения ограничивается только семьей или родственниками, медицинскими работниками.

Для успешного развития личностного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области ведётся работа по совершенствованию развивающих программ системы образования. Решение задачи доступности образования обеспечено сохранением и дальнейшим развитием для детей с ограниченными возможностями здоровья групп компенсирующей направленности, наличием учреждений дополнительного образования.

Множество ученых, педагогов-практиков, занимающихся данной проблемой отмечают одним из успешных методов интеграции применение технологий адаптивной физической.

Адаптивная физическая культура – важнейший компонент всей системы реабилитации и социализации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм. Как отмечает Евсеев С.П,, который впервые ввел термин «адаптивная физическая культура» в России, она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации. Ограниченные возможности здоровья препятствуют образованию социальных связей ребенка с миром, знакомиться с новыми людьми, полноценно развиваться совместно с здоровыми. Для многих инвалидов адаптивная физическая культура – единственный способ «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, получить возможность общения, познания окружающей среды.

Формы организации занятий адаптивной физической культуры столь разнообразны и обладают такими резервами интеграции, каких нет ни в одной дисциплине образовательной деятельности.

Доказательством может быть вариант адаптивной физической рекреации здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья – интересное и эмоциональное зрелище всегда объединяет людей, создает обстановку неформального общения. Спортивные и подвижные игры, праздники, фестивали, Дни здоровья, специально организуемые для здоровых и инвалидов способствуют установлению более тесных контактов между людьми, расширению общения и жизненного опыта, появлению новых друзей и знакомых.

Неоспоримым является тот факт, что проведение таких мероприятий совместно со здоровыми детьми как участниками, влияет на отношение не только между детьми, но и на уровне «взрослый-ребенок», происходит переоценка возможностей детей с ОВЗ – их физиологические и психологические отличия не определяют их желания так же общаться с другими детьми, делиться эмоциями, обмениваться знаниями. Такие инклюзивные мероприятия имеют двусторонний эффект – дети с ограниченными возможностями здоровья получают опыт общения с детьми без отклонений, учатся терпению и дружелюбию, здоровые дети учатся сочувствию, сопереживанию, поддержке и толерантности, уважению.

В адаптивной физической культуре существуют обширные направления для развития потенциала. Количество данных направлений зависит от специализации учреждений. Направление адаптивной физической культуры развивается не только в спортивно-адаптивных школах, но и в коррекционных школах-интернатах. Воспитанники последних принимают участие в соревнованиях муниципального уровня, выходят на региональный и другие уровни.

Многообразие направлений может быть обусловлено климатогеографическими особенностями региона. Например, на территории Мурманской области это могут быть зимние виды спорта (снегоступинг, лыжные гонки), адаптированный туризм. Иппотерапия, легкая атлетика, плавание, настольный теннис, футбол, боулинг, боевые искусства – сферы привлечения интереса детей с ограниченными возможностями.

В 2017/2018 учебном году в регионе функционируют 5 государственных общеобразовательных школ-интернатов для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 - для детей с нарушением слуха и зрения, 1 - для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В ГОБОУ Кандалакшкая коррекционная школа-интернат (далее – КШИ) насчитывает 114 учащихся по адаптированным программ (из них 9 обучаются на дому). ГОБОУ Кильдинская КШИ – 50 обучающихся, ГОБОУ Оленегорская КШИ – 99. В г. Апатиты на территории ДЮСШ «Олимп» функционирует отделение адаптивного спорта. Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа №15 функционирует на территории г. Мурманска (учащиеся от 5 до 18 лет).

Как итог, можно сказать, что на данный момент система дополнительного образования в сфере адаптивной физической культуры динамична, развивается, набирает популярность и привлекает новых участников.

Участие детей с ограниченными возможностями в соревнованиях различного уровня, спортивных праздниках, фестивалях спорта позволяет расширить круг общения, совершенствовать свои навыки, ставить новые цели и достигать их.

Имея опыт такого активного общения в школе, спортивно-адаптивного воспитания, взаимодействие со сверстниками в обычной жизни, в других образовательных учреждениях выходит на новый уровень. Дети с ограниченными возможностями здоровья, выходя на новый уровень образовательного процесса, более открыты для мира, общительны, заинтересованы и активны.

Список литературы:

  1.  
    1. Дробышева С.А., Коровина И.А., Вербина В.В. Адаптивное физическое воспитание в системе дошкольного и школьного образования лиц с отклонениями здоровья. Виктория Вербина. – Волгоград, 2012.

    2. Евсеев С. П., Шпаков Л.В. Адаптивная физическая культура. Федеральная программа книгоиздания России. – Москва, 2000.

    3. Министерство образования и науки Мурманской области [Электронный ресурс] Официальное опубликование // URL: http://minobr.gov-murman.ru/documents/official/ (дата обращения: 5.11.2017)

Просмотров работы: 169