РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ БАСКЕТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ БАСКЕТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ

Ерохова Н.В. 1, Потапова Н.Р. 1
1Мурманский арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный баскетбол это сложно координированная игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Баскетболист сегодня – это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро и стремительно мыслящий на площадке.Баскетбол развивает все важные физические качества: скоростные, скоростно-силовые, координационные способности, гибкость, выносливость, прыгучесть. Известно, что 70 процентов всех движений в баскетболе носят скоростно-силовой характер.

Игровая деятельность баскетболистов во многом зависит от уровня развития скоростно-силовой подготовленности, являющейся основой специальной физической подготовки и оказывающей существенное влияние на эффективность выполнения технико-тактических действий [2, 3].

Проявление скоростных способностей в баскетболе находит свое выражение в быстроте восприятия, оценки и анализа ситуации, в быстроте принятия решения и начала действия, в быстроте перемещения и выполнение отдельных приемов (броски, передачи, защитные перемещения), в быстроте смены одних приемов на другие.

Цель исследования – изучить теоретико-методические аспекты развития скоростно-силовых качеств у баскетболисток 15-16 лет.

Объектом исследования – тренировочный процесс баскетболисток 15-16 лет.

Предмет исследования - развитие скоростно-силовых качеств баскетболисток 15-16 лет

Задачи исследования:

  1. Выявить основные особенности развития скоростно-силовых качеств баскетболисток 15-16 лет.

  2. Изучить наиболее рациональные методы и средства развития скоростно-силовых качеств у баскетболисток 15-16 лет.

  3. Выявить уровень скоростно-силовых способностей у баскетболисток 15-16 лет.

  4. Составить экспериментальные комплексы упражнений для баскетболисток 15-16 лет, направленные на развитие скоростно-силовых качеств.

Методы исследования: анализ научно методической литературы, педагогическое тестирование с использованием контрольных упражнений (двигательных тестов), педагогический эксперимент, метод математической обработки результатов.

Исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы Кольского района Мурманской области, отделения Баскетбола.

Анализ научно-методической литературы по вопросам скоростно-силовой подготовки баскетболисток, физического развития спортсменов 15-16 лет и особенностей воспитания двигательных качеств, построения и содержания учебно-тренировочного процесса позволил определить актуальность изучаемой проблемы, получить представление о состоянии исследуемого вопроса и обобщить имеющиеся экспериментальные данные. Особое внимание было уде­лено изучению и обобщению передового опыта работы специалистов в системе дополнительного образования детей по выявлению эффективности новых технологий, форм, средств и методов в процессе физического воспитания детей.

Основным методом исследования являлся педагогический эксперимент, который проводился в естественных условиях тренировочного процесса МОУ ДО ДЮСШ Кольского района Мурманской области в период с января 2017г. по февраль 2017 г. В исследовании принимали участие занимающиеся учебно-тренировочной группы четвертого года обучения в количестве 10-ти человек. Констатирующий эксперимент применялся для выявления уровня скоростно-силовой подготовки баскетболисток 15-16 лет. С помощью констатирующего эксперимента было получено необходимое количество данных, обобщение которых позволило определить ряд существенных характеристик. Подбор занимающихся в группу осуществлялся на основе дополнительной рекомендации тренера. Время проведения тестов, характер отдыха между попытками были постоянными для всех испытуемых. Сущность эксперимента заключается в следующем: выявить уровень для развития скоростно‑силовых качеств баскетболисток 15‑16 лет, провести тестирование и проанализировать результаты.

В нашем исследовании использовались следующие виды двигательных тестов:

  1. Тест В.М. Абалакова – высота подскока.

  2. Прыжок в длину с места.

  3. Бросок набивного (медицинского) мяча весом 1 кг двумя руками из-за головы из исходного положения стоя.
  4. Прыжки через скамейку.

Данные тесты представлены в дополнительной общеразвивающей образовательной программе МОУ ДО ДЮСШ Кольского района Мурманской области по Баскетболу.

Испытуемым было предложено сдать 4 контрольных нормативов с целью определения уровня скоростно-силовой подготовленности. Тестирование проводилось после разминки занимающихся, перед основной частью тренировочного процесса, каждый тест сдавался на одном отдельном занятии. Испытуемым предлагалось выполнить 3 попытки, за определенное время и записывался лучший результат.

  1. Тест В.М. Абалакова – высота подскока В этом тесте используется приспособление конструкции В.М. Абалакова «экран прыгучести», позволяющий измерить высоту подъема общего центра тяжести при прыжке вверх толчком двумя ногами. Лента темного цвета устанавливается к вертикали при помощи длинного шнура, идущего от потолка к стене через три крюка. Лента подвешивается так, чтобы линии были параллельны поверхности площадки где проводится измерение. Устройство может быть подвижным, когда нулевое деление каждый раз передвигается к кончикам пальцев занимающегося, в зависимости от роста.

Мы использовали стационарное устройство с большим диапазоном показателей. Высота прыжка определяется следующим образом: в начале спортсмен встает боком к стене и поднимает одноименную руку вверх –отмечается деление, которого он коснулся. Затем из исходного положения – стоя на всей ступне, из полуприседа со взмахом рук, выпрыгивает вверх и дотрагивается до измерительного устройства – отмечается деление, которого он коснулся. Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см. Результат учитывается в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по разности между конечным в прыжке и исходным стоя с поднятой рукой показателями. Дается 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

2. Прыжок в длину с места. Испытуемый встает на контрольную линию, справа от которой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее. Затем производит толчок двумя ногами ног со взмахом рук выполняя прыжок в длину, стараясь, приземлится как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучшая попытка.

  1. Бросок набивного (медицинского) мяча весом 1 кг двумя руками из-за головы из исходного положения стоя.Испытание проводится на ровной площадке длиной не менее 10 м. Ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из-за головы двумя руками вперед из исход­ного положения стоя — одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять кон­такт с землей. Допускается движение корпуса вперед, со­провождающее произведенный бросок. Делается три по­пытки. Засчитывается лучший результат.

4. Прыжки через скамейку на максимальное количество раз в течение установленного времени (за 1 минуту). Данный норматив выполняется прыжками на двух ногах через скамейку.

Методы математической обработки результатов. Результаты исследования анализировались с использованием количественных методов, наиболее полно соответствующих цели и задачам, сформулированным в работе.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня развития скоростно-силовых качеств баскетболисток 15-16 лет. С помощью тестирования было получено необходимое количество данных, обобщение которых позволило определить ряд существенных характеристик. Уровень скоростно-силовой подготовленности юных баскетболисток определялся по контрольным нормативам, разработанных для учебно-тренировочных групп отделения Баскетбола. Всего протестировано 10 спортсменок в возрасте 15-16 лет (Таблица 1). Личные результаты представлены в (Приложение 1).

Таблица 1

Средние показатели двигательной подготовленности испытуемых

Наименование теста

Результаты

Экспериментальная группа (Х±m)

Нормативы для баскетболисток 15-16 лет

Тест В.М. Абалакова-высота подскока

41 см

Не менее 42 см

Прыжок в длину с места

173,3 см

Не менее 180 см

Бросок набивного (медицинского) мяча весом 1 кг

6,17 м

Не менее 7 м

Прыжки через скамейку

49,8 раз

Не менее 50 раз

После выполнения нормативов спортсмены (испытуемые) показали средний результат подготовленности, с некоторыми нормативами спортсмены вообще не справились с нормативами, что является очень плохим показателем для данного возраста, и всей тренирующийся группы спортсменов. Хоть они и показали средний результат, где в отдельных тестах они немного недотягивали до выполнения нормы, как например - тест Абалакова – высота подскока, результат получился очень близким к норме. А в тесте «прыжок в длину с места» где в данном упражнении и проверяется скоростно-силовая подготовка, испытуемые большинство не справились вообще. Из этого мы пришли к выводу, где предположила что, повышение скоростно-силовых качеств баскетболисток 15-16 лет будет более эффективным, если в тренировочный процесс включить специальных комплекс упражнений для большего развития скоростно-силовой подготовки представленный в (Приложении 2).

Таблица 2

Динамика показателей скоростно-силовой подготовки экспериментальной группы в ходе педагогического эксперимента

Наименование теста

Результаты

Результаты

Норматив

Тест В.М. Абалакова-высота подскока

41 см

Не менее 42 см

Прыжок в длину с места

173,3 см

Не менее 180 см

Бросок набивного (медицинского) мяча весом 1 кг

6,17 м

Не менее 7 м

Прыжки через скамейку

49,8 раз

Не менее 50 раз

В ходе педагогического исследования был проведен сравнительный анализ результатов тестов экспериментальной группы по определению уровня развития скоростно-силовых качеств баскетболисток 15-16 лет с нормативами принятыми в Детско-юношеской спортивной школе Кольского района. Эти данные представлены в таблице 2.

На Рис. 1. , Рис. 2. , Рис. 3. , Рис 4. представлен сравнительный анализ, где можно увидеть полную статистику уровня развития скоростно-силовых качеств баскетболисток, где указанны средние показатели каждого принимаемого норматива с реальными результатами занимающихся.

Рис. 1. Сравнительные показатели комплексов на проверку скоростно-силовых качеств баскетболисток с нормативами

Таким образом, можно утверждать, что уровень скоростно-силовых качеств баскетболисток 15-16 лет не достигает нормативного результата из-за недостаточного количества и разнообразия упражнений для развития скоростно-силовых качеств, включенных в годичный цикл тренировок в спортивной школе. Включение специального комплекса разработанного для повышения скоростно-силовых качеств, повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированная работа над совершенствованием физических качеств должны привести к повышению уровня физических качеств и улучшению результата.

Рис. 2. Сравнительные показатели комплексов на проверку скоростно-силовых качеств баскетболисток с нормативами

Рис. 3. Сравнительные показатели комплексов на проверку скоростно-силовых качеств баскетболисток с нормативами

Рис. 4. Сравнительные показатели комплексов на проверку скоростно-силовых качеств баскетболисток с нормативами

В ходе анализа научно-методической литературы выявлено, что специфическими особенностями развития скоростно-силовых качеств являются развитие быстроты, взрывной силы и ритма движений. Величина усилий, развиваемых за предельно короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть максимально большой. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых и физических усилий. Для развития прыгучести баскетболистов используют упражнения в динамических скоростных режимах: упражнения с отягощениями, прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, и пр., выполняемые с предельной интенсивностью.

Мы рассмотрели упражнения, с помощь которых происходит развитие скоростно-силовых качеств у баскетболисток. Так как баскетбол – это контактный вид спорта, то около 70% движений баскетболиста являются скоростно-силовыми, а это требует от баскетболисток специальной подготовки. Следовательно, наиболее рациональными методами развития скоростно-силовых качеств являются:метод максимальных усилий, метод повторных предельных упражнений, метод динамических усилий и вариативный метод; наиболее рациональными средствами развития скоростно-силовых качеств будут :упражнения с преодолением собственного веса тела, упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением и упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды.

В ходе педагогического эксперимента нами был выявлен уровень скоростно-силовых способностей баскетболисток 15-16 лет с помощью четырех тестов представленных в работе.

Изучение теоретико-методических аспектов физической подготовки баскетболисток показал, что уровень скоростно-силовых качеств баскетболисток в большинстве не дотягивает до нормы. Для повышения их всех физиологических качеств и совершенствования их спортивной подготовки может повлиять внедрение в их тренировочный процесс специальный комплекс упражнений составленный нами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. - Москва: Физическая культура и спорт / учебное пособие, 2000. - 287 с.

  2. Блинов, Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике [Текст]: учебное пособие / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева. - Москва: Физкультура и спорт / учебное пособие, 2000. - 140 с.

  3. Гомельский, А.Я. Библия Баскетбола, 1000 баскетбольных упражнений [Текст]: секреты мастерства. - М. :2016, 256 с.

Просмотров работы: 736