ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
   
 

На современном этапе социально-экономического развития страны перед системой образования ставятся приоритетные задачи построения содержания образования в соответствии с необходимостью повышения качества общей и профессиональной подготовки, являющейся основой для формирования у студентов необходимых компетентностных и профессиональных качеств; подготовки квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных в своей профессии и ориентирующихся в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессионально-творческому само-развитию.[1] Технологическая компетентность позволяет учащемуся проявить свое творчество, креативность в области технологии производства, и благодаря этому добиться высоких результатов. Следовательно, технологическую компетенцию, мы рассматриваем, как способность обучающегося эффективно использовать систему знаний, умений, навыков. [2]

Одним из путей решения развития компетенций у подрастающего поколения является идея целенаправленного формирования социально значимых качеств личности. А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, и смог осуществить переход к высшему этапу научного знания – этапу технологическому. [3] Квинтэссенцией педагогической системы, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Опыт А.С. Макаренко по сочетанию воспитания с производительным трудом и созданию на этой основе коллектива сейчас приобретает особую значимость. Именно он выявил социальную сущность коллектива, раскрыл стадии его развития, разработал теорию первичного коллектива, разработал методику параллельных воспитательных воздействий в коллективе, обосновал роль перспектив, труда, эстетики, игры, мажорного тона, режима и дисциплины в формировании детского коллектива. Все эти идеи применимы к сегодняшнему дню. [4]

А.С. Макаренко нельзя рассматривать в отрыве от революционной перестройки системы народного образования в послеоктябрьский революционный период. 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению, которая и занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования. Эта комиссия по просвещению, работавшая под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, П.Н. Лепешинского, к августу 1918г. подготовила «Декларацию о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В этих документах подчеркивается связь школы с политикой, уделяется особое внимание её демократизации, организации самоуправления с широкими полномочиями учащихся. В старших классах, согласно этим документам, вводился производительный труд учащихся в промышленности и сельском хозяйстве. [5]

В 1918 году на базе Воспитательного дома приказом Наркомпроса был основан Третий Петроградский педагогический институт, который стал ежегодно выпускать тысячи учителей для вновь создаваемых школ. В 1920 году институту присвоено имя А. И. Герцена. В 1922—1923 годах 1-й и 3-й педагогические институты были объединены в Петроградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена. Научная и учебная работа института не прекращалась и в годы военных испытаний Великой Отечественной войны. В 1942 году к институту была присоединена Академия коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. В послевоенные годы институт превратился в крупнейший в СССР центр подготовки педагогических кадров. В 1957 году Ленинградский педагогический институт имени М. Н. Покровского был объединён с Институтом имени А. И. Герцена. 21 января 1991 года ЛГПИ им. А. И. Герцена был аттестован в качестве университета и получил наименование «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена». [6]

В 1998 г. доктор педагогических наук А.П. Надточий провел педагогический эксперимент на базе более 40 учебных заведений Кемеровской области и факультетов технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена и Новокузнецкого государственного педагогического института. Результаты исследования были внедрены в ряде школ городов Белово, Междуреченска, Новокузнецка, Юрги и др., а также Ленинск-Кузнецкого, Крапивинского, Новокузнецкого сельских районов Западно-Сибирского региона. Разработанные спецкурсы «Инновационные подходы в трудовом и профессиональном обучении технологию», «Инновационные образовательные системы», «Дизайн и учебная среда» читались студентам последних лет обучения в НГПИ факультета технологии и предпринимательства в течение 1994-1997гг., а также практикующим учителям, работающим по экспериментальным методикам Базовых технологических школ. [7]

Экспериментально А.П. Надточим в диссертационном исследовании «Теоретические основы построения современной реальной школы» было доказано, что образовательная система БТШ позволяет формировать навык социализации у практико-ориентированных учащихся вне зависимости от первоначального уровня их обученности. Практикой подтверждена приоритетность роли интереса в успешном освоении общеобразовательных и профессионально направленных дисциплин, формирование которого у практико-ориентированных, в том числе педагогически запущенных учащихся, происходит в последовательности от внеучебнойтрудовой деятельности к учебной, а интерес к общеобразовательным дисциплинам обусловлен их прикладной направленностью. Стержнем, определяющим взаимосвязь дисциплин профессионального и образовательного циклов, является ОО 'Технология".

Оптимизация учебно-воспитательного процесса, как считал А.П. Надточий, может осуществляться только при условии специального обучения или переподготовки практикующих учителей для работы в педагогических бригадах, по интегрированным курсам, учитывая сенсорные предпочтения учащихся и др. Установлено, что система БТШ признана не только как приемлемая для обучения практико-ориентированных учащихся, но порой единственно пригодная для них, по мнению учащихся, родителей и учителей.

Эксперимент А.П. Надточего показал, что формируются субъект-субъектные отношения между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса и семьями. Оптимизация создания положительной образовательной среды БТШ происходит динамичнее в случае обучения родителей основам педагогики, возрастной психологии и медицинским аспектам. Проведенная работа показала, что на I этапе для расширения сети образовательной системы БТШ следует воспитывать лидеров из практикующих учителей в возрасте 30-40 лет с педагогическим стажем от 10 до 15 лет.

Оптимальная подготовка работников для образовательной системы реальных школ должна вестись по многоуровневой системе непрерывного педагогического образования желательно из учащихся самой системы. Повышение работоспособности коллектива реальных школ требует наличия подсистемы психофизиологической помощи им, а также объединения в различные неформальные коллективы типа семейных клубов, клубов общения и т.д. Разработанная базовая концепция реальных школ позволяет реализовывать региональные и территориальные программы работы с группами практико-ориентированных учащихся по востребованным на местах программам и группам профессий. [8]

В наше время, в России, г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, реализуется проект инженерной школы. В 2017 году начались реконструкции существующего здания бывшей общеобразовательной школы № 25 на ул. Вокзальной, 39 и возведению нескольких новых корпусов учреждения. [9] Курирует проект Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет. Что касается облика будущей Школы, он, конечно, будет разительно отличаться от своей предшественницы – весь, что называется, «из стекла и бетона». К слову, проект (его авторы — специалисты МУП "Комсомольскгопроект") получил «бронзу» на Дальневосточном архитектурном фестивале в номинации «Реконструкция общественных зданий и сооружений».

Новая школа будет состоять из двух блоков – учебного, который расположится в существующем здании, и спортивного, который будет отстроен с нуля. Кроме обычных классов для занятий, проектом предусмотрены различные специализированные помещения — например, класс робототехники, класс-лаборатории, большой информационный центр, включающий в себя библиотеку и книгохранилище, просторный современный актовый зал и так далее. Во дворе построят целый стадион — футбольное поле, легкоатлетическую дорожку и современный комплекс для сдачи норм ГТО. Обучаться в Инженерной школе смогут 400 ребят,начиная с 5-го класса. [10] В сентябре 2018 года планируется начать первые занятия. [11]

«Сейчас ведётся работа над образовательной программой, — рассказывает начальник отдела образования города Юности Ляна Кускова. — Она уже написана, но ещё будет дорабатываться. Уклон будет сделан на изучение точных наук. На базе школы будет располагаться секция робототехники. У нас много способных детей в городе, и в этой школе сосредоточатся те, кто способны к занятиям точными науками. Здание будет оснащено современнейшим оборудованием. Планируется организовать на базе школы современные лаборатории. Мы гордимся педагогическими кадрами города! У нас большой процент педагогов, имеющих высшую и первую категорию. Лучшим из них мы предложим поработать в этой школе.» [12]

«Задача нового учреждения — способствовать формированию у детей инженерного мышления со школьной скамьи на основе современной материально-технической базы, передовых технологий, педагогических методов и кадрового потенциала, — отметил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. — Реализация проекта станет отражением новой концепции подготовки рабочих и инженерных кадров для экономики города и края». [13]

Таким образом, образовательный процесс в «Инженерной школе» будет включать в себя погружение детей в техническое творчество, сопровождение учащихся специалистами из техникумов и вузов, взаимодействие школы с промышленными предприятиями и сектором малого и среднего технологического предпринимательства. В дальнейшем, для профильных классов инженерной направленности Комсомольска планируется развитие в «Инженерной школе» сетевого Инженерно-консультативного центра для одаренных школьников, который будет помогать учащимся выстраивать траекторию индивидуального развития с учетом особенностей логического мышления, способностей и уровня подготовки ребенка. Комсомольск-на-Амуре постепенно становится центром профессиональных компетенций на Дальнем Востоке. Для этого поэтапно разворачивается «Программа развития непрерывного инженерного образования» .[14]

Библиографический список:

  1. Чечерина, Н.В., Формирование технологической компетентности студентов в учебно-производственном процессе колледжа [Электронный ресурс] URL:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-tehnologicheskoy-kompetentnosti-studentov-v-uchebno-proizvodstvennom-protsessekolledzha#ixzz54tjG fBww

  2. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ [Электронный ресурс] URL:http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2010/2010_3_65_69.pdf

  3. Значение педагогического наследия Антона Семеновича Макаренко для современного образования [Электронный ресурс] URL:https://infourok.ru/statya-znachenie-pedagogicheskogo-naslediya-antona-semenovicha-makarenko-dlya-sovremennogo-obrazovaniya-823096.html

  4. Педагогические идеи Макаренко [Электронный ресурс] URL:https://studfiles.net/preview/5825683/page:50/

  5. Гусейнов А.З. История развития педагогической мысли [Электронный ресурс] URL:http://nashaucheba.ru/v51128/гусейнов_а.з._история_развития_педагогической_мысли?page=6

  6. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена [Электронный ресурс] URL:http://encyclopaedia.bid/википедия/Ленинградский_государственный_педагогический_институт_имени_Герцена

  7. Теоретические основы построения современной реальной школы [Электронный ресурс] URL:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-teoreticheskie-osnovy-postroeniya-sovremennoy-realnoy-shkoly

  8. Теоретические основы реальной школы [Электронный ресурс] URL:http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-postroeniya-sovremennoi-realnoi-shkoly#ixzz550Uq55Ut

  9. Дальневосточные новости Комсомольск[Электронный ресурс] URL:https://www.dvnovosti.ru/komsomolsk/2017/ 05/10/66190/#ixzz550jNVcqd

  10. Инженерная школа Комсмомольск [Электронный ресурс] URL:https://www.dvnovosti.ru/komsomolsk/2016/ 07/08/52775/#ixzz550lz8dmO

  11. Первая инженерная школа в Комсомольске-на-Амуре [Электронный ресурс] URL:https://urovenkna.ru/news/pervaya_inzhenernaya_shkola_v_komsomolske_na_amure/

  12. В инженерной школе будут работать лучшие педагогические кадры города [Электронный ресурс]URL:http://www.komcity.ru/news/?id=20936&utm_source=komcity.ru&utm_medium=news&utm_term=Комсомольск-на-Амуре%2Bновости&utm_campaign=Новости+Комсомольска-на-Амуре

  13. Уникальная современная школа появится в Комсомольске [Электронный ресурс] URL:https://edu27.ru/?id=2540

  14. Центр профессиональных компетенций [Электронный ресурс] URL:http://gosobzor.ru/2017/10/20/komsomolsk-na-amure-stanovitsya-centrom-professionalnyx-kompetencij-v-dfo/

Просмотров работы: 3980